Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 21:27, курсовая работа
Целью курсовой работы является разработка предложений по повышению инвестиционной привлекательности РК.
Постановка цели определяет ряд задач курсовой работы:
рассмотреть инвестиционную привлекательность региона как экономическую категорию и ее составляющие;
рассмотреть методические и методологические основы изучения инвестиционной привлекательности региона;
дать краткую характеристику РК;
изучить организационно-правовое обеспечение инвестиционной деятельности в РК;
проанализировать динамику основных показателей оценки инвестиционной привлекательности РК.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА 4
1.1. Инвестиционная привлекательность региона как экономическая категория. Составляющие инвестиционной привлекательности 4
1.2. Методы и методологии оценки инвестиционной привлекательности региона 7
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ 13
2.1. Краткая характеристика региона 13
2.2. Организационно-правовое обеспечение инвестиционной деятельности в Республике Коми 15
2.3. Динамика основных показателей оценки инвестиционной привлекательности Республики Коми 20
ГЛАВА 3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 34
Существует также Правительственная комиссия по инвестиционным проектам, имеющим общегосударственное значение, задачами которой являются: формирование перечня инвестиционных проектов, прошедших отбор на предоставление государственной поддержки за счет средств Инвестиционного Фонда, и определение федеральных органов исполнительной власти — ответственных исполнителей инвестиционных проектов.
Сложность и своеобразие ИД субъектов РФ обусловливают необходимость наличия организационного обеспечения ИД и на уровне субъекта. На региональном уровне основными институтами, обеспечивающими организационное обеспечение ИД в РК, являются:
Схема организационной структуры обеспечения ИД и основные функции органов исполнительной власти РФ и РК в сфере ИД рассмотрены в Приложениях 11, 12, 13, 14.
Кроме того, на территории РК с марта 2007 года осуществляет деятельность ОАО «Фонд поддержки инвестиционных проектов РК», единственным акционером которого является Агентством РК по управлению имуществом. Целью Фонда является привлечение инвестиций в экономику РК и оказание помощи инвесторам в поиске объектов инвестирования и эффективном вложении капитала в эти объекты. В составе Фонда находятся 50 хозяйствующих субъектов, в 29 из которых Фонд является непосредственным собственником пакетов акций и долей в уставных капиталах от 20 до 100 процентов. Для реализации инвестиционных проектов Фонд привлекает ресурсы со стороны в виде займов и кредитов банков, эта сумма на октябрь этого года составила 221 миллион рублей.
Таким образом, организационно-правовое обеспечение ИД является важнейшим рычагом повышения ИП региона. Правовое обеспечение ИД в РК основывается на нормативно-правовых актах РФ, отличается комплексностью и относительной привлекательностью для субъектов ИД. Система организационного обеспечения ИД в РК представлена органами государственной власти как на федеральном, так и на региональном уровне.
По нашему мнению, анализ оценки ИП РК целесообразно проводить на основе данных рейтинга Эксперт РА, который составляется на основе широко перечня показателей.
Согласно оценке Эксперт РА, инвестиционный рейтинг РК составляет 3B1 (пониженный потенциал — умеренный риск) [27]. Чтобы определить положение РК по данному рейтингу относительно других регионов РФ и среднего значения по РФ нами была составлена точечная диаграмма «Распределение регионов РФ по инвестиционному потенциалу и инвестиционному риску в 2008 г.» (см. Приложение 15). На диаграмме представлены 32 субъекта РФ: все субъекты Северо-Западного федерального округа (как входящие в один федеральный округ с РК) и часть субъектов Приволжского, Уральского и Центрального федеральных округов (как имеющих близкую оценку инвестиционного потенциала и\или инвестиционного риска).
Регионы РФ, имеющие наиболее близкую оценку ИП: Владимирская область, Орловская область, Волгоградская область. Диаграмма показывает, что положение РК является граничным и существует угроза перехода РК в группу 3B2 (незначительный потенциал — умеренный риск). На основании диаграммы также можно говорить о стратегической цели РК: переход в группу 2A (средний потенциал — минимальный риск). Для ее достижения необходимо увеличить долю РК в общероссийском потенциале минимум до 1,205% (1/83*100%), значение индекса инвестиционного риска снизить максимум до 0,8 (расчетный показатель «Эксперт РА»).
Проанализируем оценку инвестиционного потенциала и инвестиционного риска РК в период с 1997 по 2008 гг. (период существования рейтинга регионов «Эксперт РА»).
Динамика доли РК в общероссийском инвестиционном потенциале имеет отрицательную тенденцию (см. рис. 3). Максимальную величину данный показатель имел в 2000 г. (0,840%), минимальную — в 2004 г. (0,653%). В среднем за последние 10 лет доля РК в общероссийском инвестиционном потенциале составила 0,724%, что ниже среднероссийского уровня в среднем на 0,308 процентных пункта.
Интегральный ранг инвестиционного потенциала РК в анализируемый период увеличивается (см. рис. 4). Это негативная тенденция, т.к. по мере увеличения ранга уровень инвестиционного потенциала региона в сравнении с потенциалом других субъектов РФ снижается. Если все субъекты РФ условно разделить на 2 группы по уровню инвестиционного потенциала, то РК в период с 1997 по 2008 гг. входила в группу с большим инвестиционным потенциалом (за исключением 1998, 2005, 2008 гг.).
Рисунок 3 — Динамика доли РК в общероссийском потенциале*
*составлен
автором работы на основании данных
[27]
Рисунок 4 — Динамика интегрального ранга инвестиционного потенциала РК *
*составлен автором работы на основании данных [27]
Коэффициент корреляции между оценкой потенциала РК и интегральным рангом потенциала РК составил -0,784 что говорит о наличии сильной обратной связи между показателями. Рис. 3 и 4 также позволяют увидеть совпадение общей тенденции изменения анализируемых показателей.
Графическая модель динамики составляющих инвестиционного потенциала иллюстрирует, что по показателям рангов частных инвестиционных потенциалов РК в анализируемый период находится в стабильной ситуации. В совокупном инвестиционном потенциале республики доминировали природно-ресурсная (ранг 24 в 2008 г.), финансовая (28) и потребительская (32) составляющие (см. рис. 5). Инфраструктурный, трудовой, и инновационный потенциалы получали низкую оценку на фоне субъектов РФ (79, 60 и 51 ранги соответственно).
Рисунок 5 — Динамика рангов составляющих инвестиционного потенциала РК *
*составлен автором работы на основании данных [27]
Линейные
тренды позволили определить тенденции
изменения составляющих инвестиционного
потенциала РК (Таб. 3). Так, отрицательные
тенденции имеют изменения трудового,
производственного, инфраструктурного
и природно-ресурсного потенциалов.
Таблица 3 — Тенденции изменения составляющих инвестиционного потенциала РК*
№ п\п | Составляющие инвестиционного потенциала | Функция линейного тренда | Тенденция
(+\-) |
1 | 1 | 2 | 3 |
2 | Трудовой потенциал | y = -2,072x + 65,34 | - |
3 | Производственный потенциал | y = -0,990x + 38,30 | - |
4 | Инфраструктурный потенциал | y = -0,809x + 80,94 | - |
5 | Природно-ресурсный потенциал | y = -0,009x + 22,87 | - |
6 | Институциональный потенциал | y = 0,327x + 41,21 | + |
7 | Потребительский потенциал | y = 0,472x + 26,07 | + |
8 | Финансовый потенциал | y = 0,690x + 20,85 | + |
9 | Инновационный потенциал | y = 0,736x + 46,67 | + |
*составлена автором работы на основании расчетных данных.
Проанализируем величину и динамику инвестиционного риска РК в период с 1997 по 2008 гг.
В
период с 1997 по 2007 гг. значение индекса
инвестиционного риска в РК было выше
среднероссийского значения в среднем
в 1,141 раз (см. рис. 6). И только в 2008 г. инвестиционный
риск РК впервые с 1996 г. стал ниже среднероссийского
значения. Таким образом, инвестиционный
риск РК в анализируемый период имел тенденцию
к понижению, что положительно сказыватся
на ИП региона.
Рисунок 6 — Динамика средневзвешенного индекса инвестиционного риска РК *
*составлен автором работы на основании данных [27]
Анализ
динамики интегрального ранга
Рисунок 7 — Динамика интегрального ранга инвестиционного риска РК*
*составлен автором работы на основании данных [27]
Коэффициент корреляции между оценкой риска РК и интегральным рангом риска РК составил 0,532, что говорит о наличии сильной связи между анализируемыми показателями.
Анализ
динамики составляющих инвестиционного
потенциала, показал, что законодательный
и социальный риски крайне нестабильны
в анализируемый период: законодательный
риск изменялся с минимального 6 места
в 2004 г. до максимального 63 места в 2006 г.;
социальный риск — с минимального 30 места
в 2006 г. до максимального 84 места в 2004 г.
Экологический риск в РК является стабильно
высоким (80-е места из всех субъектов РФ)
(см. рис.8).
Рисунок 8 — Динамика составляющих инвестиционного риска в РК*
*составлен автором работы на основании данных [27]
Линейные
тренды позволили выявить, что выраженную
тенденцию к ухудшению имеют
изменения законодательного и экономического
рисков (Таб. 4).
Таблица 4 — Тенденции изменения составляющих инвестиционного риска РК*
№ п\п | Составляющие инвестиционного риска | Линейное уравнение | Тенденция (+\-) |
1 | 1 | 2 | 3 |
2 | Законодательный риск | y = -1,757x + 40,86 | - |
3 | Экономический риск | y = -1,290x + 49,20 | - |
4 | Финансовый риск | y = -0,545x + 41,60 | - |
5 | Экологический риск | y = 0,390x + 78,92 | + |
6 | Криминальный риск | y = 1,881x + 51,43 | + |
7 | Социальный риск | y = 2,290x + 47,80 | + |
*составлена автором работы на основании расчетных данных
C точки зрения структуры промышленности в регионе, инвестиционно-привлекательный регион должен обладать либо дифференцированным региональным производством с преобладающим значением постиндустриального сектора, либо уникальным одно- или двухсекторным производством, но при условии развития производства в регионе с высокой концентрацией и интенсивностью большей, чем в среднем по России.
РК имеет низкий уровень отраслевой диверсификации экономики (см. стр. 14). Интенсивность развития и концентрацию производства в РК и влияние на производство инвестиций отражает структурно-динамический анализ экономики РК в секторально-отраслевом разрезе.
Структурно-динамический анализ ИД в промышленном секторе РК, проведенный в период с 2004-2008 гг. по 14 видам экономической деятельности, позволяет сгруппировать их в три группы в зависимости от суммы вложений и характера развития отрасли (см. Приложение 16, 17).
I группа: значимые для РК виды деятельности с высокими темпами развития и объемом инвестирования свыше 10 млрд. руб. — добыча топливно-энергетических полезных ископаемых (82,0 % — добыча сырой нефти и природного газа) и транспортирование по трубопроводам.
II группа: значимые для РК виды деятельности с низкой интенсивностью развития и объемом инвестирования: от 1 до 10 млрд. руб. — производство нефтепродуктов, целлюлозно-бумажное производство, строительство, электроэнергетика; от 100 млн. руб. до 1 млрд. руб. — обработка древесины и производство изделий из дерева, а также лесозаготовка.
III группа: слаборазвитые виды деятельности с объемом инвестирования менее 1 млрд. руб. — металлургическое производство, сельское хозяйство, пищевая промышленность, текстильное производство, производство машин и оборудования, добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических и др. Все из них, помимо добычи полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических, имеют низкую интенсивность развития.
Таким образом, анализ ИП, инвестиционного потенциала и инвестиционного риска РК, а также их составляющих в период с 1997 по 2008 гг. позволяет выявить ряд следующих проблем:
Информация о работе Инвестиционная привлекательность региона