Инвестиционная привлекательность региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 21:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является разработка предложений по повышению инвестиционной привлекательности РК.
Постановка цели определяет ряд задач курсовой работы:
рассмотреть инвестиционную привлекательность региона как экономическую категорию и ее составляющие;
рассмотреть методические и методологические основы изучения инвестиционной привлекательности региона;
дать краткую характеристику РК;
изучить организационно-правовое обеспечение инвестиционной деятельности в РК;
проанализировать динамику основных показателей оценки инвестиционной привлекательности РК.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА 4
1.1. Инвестиционная привлекательность региона как экономическая категория. Составляющие инвестиционной привлекательности 4
1.2. Методы и методологии оценки инвестиционной привлекательности региона 7
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ 13
2.1. Краткая характеристика региона 13
2.2. Организационно-правовое обеспечение инвестиционной деятельности в Республике Коми 15
2.3. Динамика основных показателей оценки инвестиционной привлекательности Республики Коми 20
ГЛАВА 3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 34

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 1.22 Мб (Скачать файл)

  В связи с этим, считаем, что приоритетными направлениями использования механизма ГЧП в РК являются: развитие социальной и производственной инфраструктуры, строительство и эксплуатация дорог, строительство электрических сетей, ЖКХ, формирование инновационных центров развития,  и др., т.е. сферы, которые традиционно считались «зоной ответственности государства».

  Практика заключения подобных соглашений полностью оправдала себя, и ее следует продолжить и использовать при реализации крупнейших инвестиционных проектов, таких как создание глиноземно-алюминиевого комплекса, строительство газопровода «Ямал — Центр», Строительство автомобильной дороги Сыктывкар-Ухта-Печора-Усинск-Нарьян-Мар с подъездами к городам Воркута и Салехард, Строительство железнодорожной магистрали «Соликамск-Гайны-Сыктывкар-Карпогоры-Архангельск и др. [20].

  Сдерживающими факторами развития ГЧП в РК, на наш взгляд, является отсутствие достаточной нормативно-правовой базы по вопросам регулирования ГЧП, в том числе концессионного законодательства РК.

  Наш взгляд необходимо принятие закона «Об участии РК в ГЧП», где определить четкие финансово-экономические условия и механизм долевого участия не только субъектов РФ, но и муниципальных образований в реализации инвестиционных проектов на условиях ГЧП. Такая мера позволит более оперативно развивать эту форму инвестиционного сотрудничества государства и частного бизнеса на региональном уровне.

  ГЧП, на наш взгляд, является основой в реализации крупных инвестиционных проектов. Посредством этого будет повышаться ИП РК, т.к. будет заложена основа для ускорения темпов роста промышленного производства, изменится структура экономики республики, повыситься доли обрабатывающего сектора в производстве ВРП, будут снижены, а в ряде случаев устранены транспортные ограничения для развития отраслей и территорий.

  Согласно  Стратегии экономического и социального развития РК к 2020 г. в регионе ускорится развитие производственной инфраструктуры. Мощность электростанций увеличится в 1,3 раза к уровню 2008 г., протяженность магистральных линий электропередачи возрастет в 1,4 раза. Обеспеченность автомобильными дорогами пользования с твердым покрытием регионального или межмуниципального значения увеличится на 11,7 % против уровня 2008. Протяженность магистральных трубопроводов в 1,6 раза к уровню 2008 г., в том числе за счет строительства газопроводов. Существенно возрастет объем перевозки грузов всеми видами транспорта. Прирост составит 40,9%, в том числе трубопроводным транспортом – 57% [7]. Только эффективное применение механизмов ГЧП позволит добиться поставленных целевых показателей.

  Таким образом, совершенствование организационно-правового обеспечения ИД, формирование территориально-производственных кластеров и инфраструктурное развитие РК на основе механизма ГЧП позволит, на наш взгляд, увеличить инвестиционный потенциал и снизить инвестиционный риск.

 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

  Относительно новое понятие «ИП» было введено для определения максимальной эффективности инвестиционного решения. В современных представлениях нет единого подхода к сущности этой экономической категории. В целом под ИП региона понимается система факторов, создающих предпосылки устойчивого перелива капитала в определенный регион. В качестве основных составляющих ИП региона выступают инвестиционный потенциал региона (потенциальное конкурентное преимущество) и инвестиционный риск региона (реальное конкурентное преимущество).

  В экономической науке методология исследования ИП относится к числу сложных, т.к. ее основу составляет многовариантная, многокритериальная оценка целого ряда факторов и тенденций, зачастую разнонаправленных. В современной отечественной и зарубежной науке выделяются множество методов и подходов к оценке ИП региона. На сегодняшний день рейтинг ИП регионов РФ рейтингового агентства «Эксперт РА» является наиболее популярным благодаря его доступности, простоте и наглядности интегральных показателей. Также для анализа ИП региона применяются корреляционный анализ, трендовые модели и структурно-динамический анализ.

  Организационно-правовое обеспечение ИД является важнейшим  рычагом повышения ИП региона. Правовое обеспечение ИД в РК основывается на нормативно-правовых актах РФ, отличается комплексностью и относительной  привлекательностью для субъектов ИД. Система организационного обеспечения ИД в РК представлена органами государственной власти на федеральном (Министерство экономического развития РФ, Министерство регионального развития РФ) и региональном уровнях (Министерство экономического развития РК, Министерство промышленности и энергетики РК).

  Анализ  ИП, инвестиционного потенциала и  инвестиционного риска РК, а также  их составляющих в период с 1997 по 2008 гг. позволил выявить ряд следующих  проблем:

  1. Положение РК является граничным и существует угроза перехода РК в группу 3B2 (незначительный потенциал — умеренный риск).
  2. Низкий инвестиционный потенциал РК на общероссийском фоне из-за недостаточного развития инфраструктурного и инновационного потенциалов;
  3. Снижение инвестиционного потенциала РК из-за отрицательной динамики развития производственного и инфраструктурного потенциалов;
  4. Увеличение законодательного и экономического рисков.

  Структурно-динамический анализ ИД в промышленном секторе  экономики РК по 14 видам экономической  деятельности в период с 2004-2008 гг., показал, что ИП РК основана на двухсекторном производстве (топливно-энергетическое и лесопромышленное производство), которое имеет высокую степень концентрации на территории региона, но низкую интенсивность развития. В связи с этим необходимо привлечение дополнительных инвестиций, прежде всего, в лесопромышленное производство.

  Пути  повышения ИП РК базируются на решении выявленных в процессе анализа проблем с учетом особенностей развития промышленности и ИД в регионе.

  Для снижения законодательных и экономических рисков нами предлагается совершенствование организационно-правового обеспечения ИД как на федеральном уровне (создание Инвестиционного кодекса РФ, агентства по привлечению инвестиций), так и на региональном (разработка и принятие закона РК «О налоговых льготах при осуществлении инвестиционной деятельности на территории РК», где будет предусмотрена дифференциация льгот по налогу на прибыль организаций в зависимости от суммы вложений и вида экономической деятельности).

  Для улучшения производственного и  инновационного потенциалов, на наш взгляд, необходимо формирование на территории РК территориально-производственных кластеров. Практика доказывает, что в условиях Севера такие локальные центры имеют наибольшую ИП. В РК только лесной кластер имеет перспективу стать устойчивым. Для формирования эффективной кластерной политики необходимо сформировать механизмы поддержки развития именно кластеров, а не отдельных отраслей. Считаем, что для успешной реализации поставленной цели необходимо принять республиканскую целевую программу по развитию лесной промышленности на базе конкурентоспособного лесного кластера на 2010-2015 гг.

  Единственно эффективным средством повышения инфраструктурного потенциала РК является механизм ГЧП. Практика заключения подобных соглашений полностью оправдала себя, и ее следует продолжить и использовать при реализации крупнейших инвестиционных проектов. Сдерживающими факторами развития ГЧП в РК является отсутствие достаточной нормативно-правовой базы по вопросам регулирования ГЧП, в том числе концессионного законодательства РК. В связи с этим необходимо принятие закона «Об участии РК в ГЧП».

  Эффективная реализация предлагаемых путей повышения  ИП РК позволит повысить инвестиционный рейтинг РК с 3B1 (пониженный потенциал — умеренный риск) до 2A (средний потенциал —  минимальный риск), что станет основополагающим индикатором для потенциальных инвесторов. 

 
    СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 
  
  1. Конституция  РФ 12 декабря 1993г. (ред. от 30.12.2008).
  2. Закон РК от 28.06.2005 N 71-РЗ (ред. от 06.03.2009) «Об инвестиционной деятельности на территории РК».
  3. Закон  РК от 17.09.2007 № 61-РЗ «О внесении изменений и дополнения в Закон РК «О налоговых льготах на территории РК и внесении изменений в некоторые законодательные акты по вопросу о налоговых льготах».
  4. Постановление Правительства РК от 19.12.2008 N 359/1 «О реализации Закона РК "О налоговых льготах на территории РК и внесении изменений в некоторые законодательные акты по вопросу о налоговых льготах».
  5. Постановление Правительства РК от 28.05.2007 №107 (в ред. от 10.07.2009 N 195) «Об утверждении плана мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности РК и активизации инвестиционной деятельности в республике коми на 2007 - 2010 годы».
  6. Постановление Правительства РК от 18.08.2005 N 223 (ред. от 22.06.2006) «О мерах по реализации Закона РК «Об инвестиционной деятельности на территории РК»
  7. Постановление Правительства РК от 27.03.2006 г. № 45 «О Стратегии экономического и социального развития РК на период до 2020 года»
  8. Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах РФ (письмо Министерства экономического развития РФ от 26.12.2008 г. № 20615-АК/Д19)
  9. Рекомендации парламентских слушаний на тему «Правовое обеспечение инвестиционной деятельности в субъектах РФ». Утверждены решением Комитета Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности от 09.07.2008 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://council.gov.ru/journalsf/cat3/journal29/2008/number257.html
  10. Стратегия социально-экономического развития Самарской области до 2020 г. (утверждена  постановлением Правительства Самарской области от 9.10.2006 №129). Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.economy.samregion.ru/
  11. Большаков, Н.М. Проблемы и перспективы экономического и культурного развития лесной отрасли Республики Коми // Сыктывкар: СЛИ; Эском. 2004.
  12. Валинурова, Л.С., Казакова О.Б. Управление инвестиционной деятельностью: Учебник для вузов. М.: КНОРУС, 2005. 384 с.
  13. Зайцева, Н. Как оценить инвестиционную привлекательность? // Банки и деловой мир. 2007. №12.
  14. Зенченко, С. В., Шемёткина, М. А. Инвестиционный климат региона и методы его оценки // Экономист. 2007. №4.
  15. Инвестиции: учеб. пособие / Л.Л. Игонина; под ред. д-ра экон. наук, проф. В.А. Слепова. М.: Экономисту, 2005. 478 с.
  16. Киреева, А.В. Обзор действующего законодательства, регулирующего бюджетные инвестиции, и представление концепции реформы нормативно-правовой базы // Институт экономики переходного периода. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.iet.ru/
  17. Климанов, А.П. Кластерный подход как эффективный инструмент повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности регионов // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2007. № 7. С. 132-134.
  18. Кузьмина, Н.Н. Оценка уровня инвестиционной привлекательности региона (на примере Чувашской Республики) // Вестник Чувашского университета. 2009. № 3. С. 450-457.
  19. Малышев, А.Л. Инвестиционная привлекательность как важный элемент инвестиционного климата в регионе // Вестник Казанского технологического университета. 2006. № 1. С. 253-257.
  20. Масленников, А. Государственно-частное партнерство: региональный аспект // Экономист. 2008 №9. С. 72-79.
  21. Мухетдинова, Н.М. Региональные инвестиции: тенденции и перспективы // Экономист. 2008. № 2. С. 65-70.
  22. Рахимов, Т.Р. Классификация методик оценки инвестиционного климата и ее применение для целей регионального развития // Региональная экономика и управление: электр. науч. журн. Киров: Международный центр научно-исследовательских проектов. 2008. №2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://region.mcnip.ru.
  23. Региональная экономика: Учебник / Под ред. В.И. Видяпина и М.В. Степанова. М.: ИНФРА-М, 2007. 666 с.
  24. Республика Коми в цифрах. 2009: Крат.стат.сб. Комистат-С., 2009. 204 с.
  25. Россия в цифрах. 2009: Крат.стат.сб.. Росстат-M., 2009. 525 с.
  26. Doing Business. [Электронный ресурс]. Режим доступа:  http://russian.doingbusiness.org/economyrankings/
  27. Сайт РА Эксперт. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.raexpert.ru/
  28. Сайт экономического развития РК. [Электронный ресурс]. Режим доступа:  http://www.econom.rkomi.ru/
  29. Сайт Министерства промышленности и энергетики РК. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.minprom.rkomi.ru

ПРИЛОЖЕНИЯ

Информация о работе Инвестиционная привлекательность региона