Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 21:27, курсовая работа
Целью курсовой работы является разработка предложений по повышению инвестиционной привлекательности РК.
Постановка цели определяет ряд задач курсовой работы:
рассмотреть инвестиционную привлекательность региона как экономическую категорию и ее составляющие;
рассмотреть методические и методологические основы изучения инвестиционной привлекательности региона;
дать краткую характеристику РК;
изучить организационно-правовое обеспечение инвестиционной деятельности в РК;
проанализировать динамику основных показателей оценки инвестиционной привлекательности РК.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА 4
1.1. Инвестиционная привлекательность региона как экономическая категория. Составляющие инвестиционной привлекательности 4
1.2. Методы и методологии оценки инвестиционной привлекательности региона 7
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ 13
2.1. Краткая характеристика региона 13
2.2. Организационно-правовое обеспечение инвестиционной деятельности в Республике Коми 15
2.3. Динамика основных показателей оценки инвестиционной привлекательности Республики Коми 20
ГЛАВА 3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 34
В связи с этим, считаем, что приоритетными направлениями использования механизма ГЧП в РК являются: развитие социальной и производственной инфраструктуры, строительство и эксплуатация дорог, строительство электрических сетей, ЖКХ, формирование инновационных центров развития, и др., т.е. сферы, которые традиционно считались «зоной ответственности государства».
Практика
заключения подобных соглашений полностью
оправдала себя, и ее следует продолжить
и использовать при реализации крупнейших
инвестиционных проектов, таких как создание
глиноземно-алюминиевого комплекса, строительство
газопровода «Ямал — Центр», Строительство
автомобильной дороги Сыктывкар-Ухта-Печора-Усинск-
Сдерживающими факторами развития ГЧП в РК, на наш взгляд, является отсутствие достаточной нормативно-правовой базы по вопросам регулирования ГЧП, в том числе концессионного законодательства РК.
Наш взгляд необходимо принятие закона «Об участии РК в ГЧП», где определить четкие финансово-экономические условия и механизм долевого участия не только субъектов РФ, но и муниципальных образований в реализации инвестиционных проектов на условиях ГЧП. Такая мера позволит более оперативно развивать эту форму инвестиционного сотрудничества государства и частного бизнеса на региональном уровне.
ГЧП, на наш взгляд, является основой в реализации крупных инвестиционных проектов. Посредством этого будет повышаться ИП РК, т.к. будет заложена основа для ускорения темпов роста промышленного производства, изменится структура экономики республики, повыситься доли обрабатывающего сектора в производстве ВРП, будут снижены, а в ряде случаев устранены транспортные ограничения для развития отраслей и территорий.
Согласно Стратегии экономического и социального развития РК к 2020 г. в регионе ускорится развитие производственной инфраструктуры. Мощность электростанций увеличится в 1,3 раза к уровню 2008 г., протяженность магистральных линий электропередачи возрастет в 1,4 раза. Обеспеченность автомобильными дорогами пользования с твердым покрытием регионального или межмуниципального значения увеличится на 11,7 % против уровня 2008. Протяженность магистральных трубопроводов в 1,6 раза к уровню 2008 г., в том числе за счет строительства газопроводов. Существенно возрастет объем перевозки грузов всеми видами транспорта. Прирост составит 40,9%, в том числе трубопроводным транспортом – 57% [7]. Только эффективное применение механизмов ГЧП позволит добиться поставленных целевых показателей.
Таким
образом, совершенствование организационно-правового
обеспечения ИД, формирование территориально-
Относительно новое понятие «ИП» было введено для определения максимальной эффективности инвестиционного решения. В современных представлениях нет единого подхода к сущности этой экономической категории. В целом под ИП региона понимается система факторов, создающих предпосылки устойчивого перелива капитала в определенный регион. В качестве основных составляющих ИП региона выступают инвестиционный потенциал региона (потенциальное конкурентное преимущество) и инвестиционный риск региона (реальное конкурентное преимущество).
В экономической науке методология исследования ИП относится к числу сложных, т.к. ее основу составляет многовариантная, многокритериальная оценка целого ряда факторов и тенденций, зачастую разнонаправленных. В современной отечественной и зарубежной науке выделяются множество методов и подходов к оценке ИП региона. На сегодняшний день рейтинг ИП регионов РФ рейтингового агентства «Эксперт РА» является наиболее популярным благодаря его доступности, простоте и наглядности интегральных показателей. Также для анализа ИП региона применяются корреляционный анализ, трендовые модели и структурно-динамический анализ.
Организационно-правовое обеспечение ИД является важнейшим рычагом повышения ИП региона. Правовое обеспечение ИД в РК основывается на нормативно-правовых актах РФ, отличается комплексностью и относительной привлекательностью для субъектов ИД. Система организационного обеспечения ИД в РК представлена органами государственной власти на федеральном (Министерство экономического развития РФ, Министерство регионального развития РФ) и региональном уровнях (Министерство экономического развития РК, Министерство промышленности и энергетики РК).
Анализ ИП, инвестиционного потенциала и инвестиционного риска РК, а также их составляющих в период с 1997 по 2008 гг. позволил выявить ряд следующих проблем:
Структурно-динамический анализ ИД в промышленном секторе экономики РК по 14 видам экономической деятельности в период с 2004-2008 гг., показал, что ИП РК основана на двухсекторном производстве (топливно-энергетическое и лесопромышленное производство), которое имеет высокую степень концентрации на территории региона, но низкую интенсивность развития. В связи с этим необходимо привлечение дополнительных инвестиций, прежде всего, в лесопромышленное производство.
Пути повышения ИП РК базируются на решении выявленных в процессе анализа проблем с учетом особенностей развития промышленности и ИД в регионе.
Для снижения законодательных и экономических рисков нами предлагается совершенствование организационно-правового обеспечения ИД как на федеральном уровне (создание Инвестиционного кодекса РФ, агентства по привлечению инвестиций), так и на региональном (разработка и принятие закона РК «О налоговых льготах при осуществлении инвестиционной деятельности на территории РК», где будет предусмотрена дифференциация льгот по налогу на прибыль организаций в зависимости от суммы вложений и вида экономической деятельности).
Для
улучшения производственного и
инновационного потенциалов, на наш взгляд,
необходимо формирование на территории
РК территориально-
Единственно эффективным средством повышения инфраструктурного потенциала РК является механизм ГЧП. Практика заключения подобных соглашений полностью оправдала себя, и ее следует продолжить и использовать при реализации крупнейших инвестиционных проектов. Сдерживающими факторами развития ГЧП в РК является отсутствие достаточной нормативно-правовой базы по вопросам регулирования ГЧП, в том числе концессионного законодательства РК. В связи с этим необходимо принятие закона «Об участии РК в ГЧП».
Эффективная
реализация предлагаемых путей повышения
ИП РК позволит повысить инвестиционный
рейтинг РК с 3B1 (пониженный потенциал —
умеренный риск) до 2A (средний потенциал —
минимальный риск), что станет основополагающим
индикатором для потенциальных инвесторов.
Информация о работе Инвестиционная привлекательность региона