Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 21:27, курсовая работа
Целью курсовой работы является разработка предложений по повышению инвестиционной привлекательности РК.
Постановка цели определяет ряд задач курсовой работы:
рассмотреть инвестиционную привлекательность региона как экономическую категорию и ее составляющие;
рассмотреть методические и методологические основы изучения инвестиционной привлекательности региона;
дать краткую характеристику РК;
изучить организационно-правовое обеспечение инвестиционной деятельности в РК;
проанализировать динамику основных показателей оценки инвестиционной привлекательности РК.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА 4
1.1. Инвестиционная привлекательность региона как экономическая категория. Составляющие инвестиционной привлекательности 4
1.2. Методы и методологии оценки инвестиционной привлекательности региона 7
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ 13
2.1. Краткая характеристика региона 13
2.2. Организационно-правовое обеспечение инвестиционной деятельности в Республике Коми 15
2.3. Динамика основных показателей оценки инвестиционной привлекательности Республики Коми 20
ГЛАВА 3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 34
С другой стороны, ИП РК основана на двухсекторном производстве (топливно-энергетическое и лесопромышленное производство), которое имеет высокую степень концентрации на территории региона, но низкую интенсивность развития. В связи с этим необходимо привлечение дополнительных инвестиций, прежде всего, в лесопромышленное производство.
Согласно Стратегии экономического и социального развития РК на период до 2020 г. [7] главным фактором увеличения притока капитала станет улучшение макроэкономического климата, создание благоприятных правовых и экономических условий для привлечения инвестиций, рост инвестиционных рейтингов, повышение ИП РК.
Пути повышения ИП РК базируются на решении выявленных в процессе анализа проблем с учетом особенностей развития промышленности и ИД в регионе.
На наш взгляд, необходимы следующие меры, направленные на повышение ИП РК:
Для снижения уровня законодательного риска считаем, что необходимо совершенствование правового обеспечения ИД на федеральном и региональном уровнях.
Профессор Мухетдинова Н.М. утверждает о целесообразности принятия в РФ единого кодекса по инвестиционной деятельности [21, С.67]. В качестве аргумента, по нашему мнению, может выступать пример Республики Беларусь — единственной среди стран СНГ, имеющей Инвестиционный кодекс. С момента его вступления в силу, 2008 г., в рейтинге стран по условиям ведения бизнеса страна поднялась с 85 на 58 место (РФ – 120 место) [27]. На наш взгляд, разработка и принятие Инвестиционного кодекса РФ позволит усовершенствовать законодательство на федеральном уровне, что приведет к устранению противоречий между федеральным и региональным законодательствами и обеспечит снижение законодательных рисков. Однако, на взгляд экспертов, разработка Инвестиционного кодекса — процесс длительный и трудоемкий. Необходимо взвесить все «за» и «против» и принять окончательное решение.
В работе по привлечению инвестиций в регион также остается ряд проблем связанных с организационным обеспечением ИД. Необходимо существенное повышение оперативности межведомственного взаимодействия. Органы исполнительной власти в субъектах РФ не полномочны решать многие текущие вопросы, а ряд нормативно-правовых актов, регламентирующих их деятельность, требуют пересмотра. Для дальнейшего продвижения вперед необходимы определенные организационные решения.
Одно из таких решений предлагается в рекомендациях парламентских слушаний на тему "Правовое обеспечение инвестиционной деятельности в субъектах РФ": создание на федеральном уровне агентства по привлечению инвестиций [9]. На наш взгляд, такой орган-интегратор может с учетом инвестиционных стратегий субъектов РФ разработать единый комплексный план инвестиционного развития регионов России и сформировать на этой основе полноценную систему общероссийского "единого окна".
В целях повышения ИП РК необходимо дальнейшее совершенствование республиканского законодательства по обеспечению ИД. Нашим предложением органам законодательной власти РК является разработка и принятие закона «О налоговых льготах при осуществлении ИД на территории РК», где будут прописаны предлагаемые льготы, указаны условия их предоставления и отмены, закреплен порядок получения налоговых льгот, в частности порядок включения инвестиционных проектов в перечень приоритетных.
Так, в законе нами предлагается дифференцировать льготы по налогу на прибыль организаций в зависимости от суммы вложений и вида экономической деятельности, а также с учетом условий предоставления льгот.
I группа (см. с. 25): значимые для РК виды деятельности с высокими темпами развития и объемом инвестирования свыше 10 млрд. руб. — применяется ставка по налогу на прибыль организаций в размере 13,5%;
II группа: значимые для РК виды деятельности с низкой интенсивностью развития. Применяется ставка налога на прибыль организаций в размере:
III группа: слаборазвитые виды деятельности — применяется ставка по налогу на прибыль организаций:
1) в размере 15,5%, если они осуществили вложения на сумму от 50 до 500 млн. руб.;
2) в размере 13,5%, если они осуществили вложения на сумму свыше 500 млн. руб.
Предельные суммы вложений установлены исходя из анализа объемов реализуемых и планируемых к реализации инвестиций на территории РК и должны время от времени пересматриваться.
Существующее условие предоставления льгот по налогу на прибыль организаций, согласно которому компания должна финансировать объекты социальной сферы, дорожной инфраструктуры республики, участвовать в реализации республиканских или муниципальных целевых программ в объемах финансирования, составляющих не менее 50% от суммы предоставленных налоговых льгот по платежам в бюджет республики, предлагаем применять только для I группы субъектов ИД.
Реализация данного предложения, на наш взгляд, позволит придать налоговым льготам целенаправленный характер без ущерба для бюджета РК, они будут выполнять стимулирующую функцию, а не предназначаться лишь для снижения налогового бремени. Также данная мера позволит снизить отраслевые и территориальные диспропорции в распределении капитала. Слаборазвитые виды экономической деятельности получат доступ к льготам по налогу на прибыль. Так как именно в этих отраслях преимущественно сосредоточен малый бизнес, то высвободившиеся средства будут направлены на дальнейшее развитие производства, что увеличит масштабы их деятельности и интенсивность их развития. Интенсивность развития обработки древесины и лесозаготовки превысит единицу. Таким образом, реализация данной меры положительно скажется на ИП РК.
Структурно-динамический анализ промышленной и инвестиционной деятельности в РК показал, что для региона характерна вертикальная интеграция производства, характеризуемая присутствием двух крупномасштабных секторов: лесопромышленного и нефтегазового. Доминирующие промышленные предприятия этих секторов являются основными работодателями, главным средством пополнения республиканского бюджета, ведущими инициаторами инвестиций в развитие инфраструктуры и крупнейшими операторами финансовых потоков в регионе. Такие крупные вертикально-интегрированные структуры развивают свою экономическую мощь, благодаря масштабам производства и высокой интенсивности инвестирования. Однако экономическое развитие РК показывает, что такая структура экономики является неэффективной.
К современным прогрессивным тенденциям интеграции относится объединение компаний в такие кооперационные формы, как кластеры. При этом под кластером понимается динамичная и внутренне конкурентная сеть близко локализованных предприятий, производящих одну и ту же или смежную продукцию и совместно обеспечивающих хорошие рыночные позиции для страны, региона, отрасли и самих предприятий [17, С.132]. Практика доказывает, что в условиях Севера такие локальные центры имеют наибольшую ИП, приток квалифицированных кадров, инновационную активность и результативность в плане внедрения новых технологий [11]. По этой причине, на наш взгляд, все более перспективной становится кластерная модель территориального экономического развития.
Профессор Климанов А.П. [17] отмечает, что центральное внимание при кластерном подходе уделяется укреплению взаимосвязей между экономическими субъектами (участниками кластера) для упрощения доступа к новым технологиям, распределения рисков (в том числе выхода на внешние рынки, организации НИОКР, совместного использования знаний и основных фондов), ускорения процессов обучения, снижения трансакционных издержек в различных областях в силу увеличения доверия между участниками кластера. Кластерный подход — это инструмент привлечения целевых инвестиций, усиливающих влияние инвестиционного мультипликатора на экономическое развитие региона.
В
этой связи важнейшим перспективным направлением
повышения ИП РК должно стать создание
территориально-
Профессор Большаков Н.М. [11] утверждает, что только лесной кластер (сформированный по опыту Финляндии) имеет перспективу стать устойчивым. Он характеризуется неравномерным развитием, однако при этом «существуют выраженные конкурентные преимущества (наличие сырьевой базы, действующих производств, отлаженной системы подготовки кадров, научной базы, традиций и умений)» [11]. Лесной кластер РК будет объединять комплекс отраслей и предприятий, интегрирующих лесное хозяйство, лесозаготовку, деревообработку, учебные заведения, научные институты, бизнес-центры, банки, венчурные фонды, дорожное хозяйство, машиностроение, транспортную инфраструктуру области. Ядром в данной системе выступает конкурентоспособное лесоперерабатывающее производство.
По нашему мнению, формирование лесного кластера сбалансирует технологическую структуру (сортиментную структуру потребления древесины) с товарной структурой корневого запаса древесины, позволит обеспечить полную и эффективную утилизацию древесных отходов, заложит основу освоения лесосырьевых ресурсов в комплексе с их воспроизводством по долгосрочной программе.
На наш взгляд, для экономики РК лесной кластер будет играть роль точки роста: когда один или несколько экономических субъектов достигают конкурентоспособности на рынке, они распространяют своё влияние на ближайшее окружение: поставщиков, потребителей, конкурентов; в свою очередь, успехи окружения оказывают влияние на рост конкурентоспособности данного субъекта. Так, возникает синергетический эффект.
Для формирования эффективной кластерной политики необходимо сформировать механизмы поддержки развития именно кластеров, а не отдельных отраслей. Считаем, что для успешной реализации поставленной цели необходимо принять республиканскую целевую программу по развитию лесной промышленности на базе конкурентоспособного лесного кластера на 2010-2015 гг. Такая программа должна быть разработана с привлечением всех заинтересованных сторон: органов власти всех уровней, бизнеса, инвесторов, научно-исследовательских и образовательных учреждений, финансовых организаций.
При
грамотно построенной кластерной политике
и с учетом благоприятных условий,
лесной сектор экономики может стать
наряду с отраслями топливно-
Развитие региональных кластеров является одной из форм государственно-частного партнерства, заявленного среди главных механизмов реализации Стратегии экономического и социального развития РК на период до 2020 г.
Для достижения стратегических целей и реализации приоритетных направлений развития инвестиционной политики региона для последующего роста его инвестиционной привлекательности необходимо обеспечить динамичное и опережающее развитие инфраструктуры региона. Задача РК — предоставить инвестору площадку с подготовленной инфраструктурой "под ключ", как это осуществляется во многих других регионах РФ (Липецкой, Белгородской области, Татарстане и других).
Согласно Стратегии социально-экономического развития РК на период до 20202 г. для этого необходимы: формирование современной конкурентоспособной транспортной системы; обеспечение ее устойчивого и безопасного функционирования; развитие транспортно-логистического комплекса; стыковка транспортно-коммуникационных систем на территории РК с транспортной системой РФ; строительство железнодорожных магистралей, участие в строительстве магистральных трубопроводов на территории РК [7].
Не менее важно развитие энергосистемы: обеспечение объемов производства и передачи энергии для надежного снабжения потребителей; проведение энергосберегающей политики и использование возобновляемых энергоресурсов; создание конкурентной среды на рынке производства и передачи электроэнергии; привлечение инвестиций на реализацию проектов по строительству и реконструкции объектов энергетики; строительство новых объектов энергообеспечения: в Сыктывкаре, Усинске, Сосногорске, Троицко-Печорске, электростанций для газотранспортной системы «Ямал – Европа»; строительство линий электропередачи «Печорская ГРЭС –Ухта – Микунь», «Печорская ГРЭС –Усинск» [7].
Также необходимо развитие связи, информатизации и средств массовых коммуникаций.
На наш взгляд, механизм ГЧП (далее — государственно-частного партнерства) является единственно эффективным средством повышения инфраструктурного потенциала РК, который является критическим условием для привлечения инвестиций и реализации проектов. Многие перспективные инвестиционные предложения оказываются под угрозой срыва из-за недостатка инфраструктурных площадок, т.е. дефицита энергомощностей, низкого качества дорожной сети и объектов логистики, теле- и инженерных коммуникаций.
Информация о работе Инвестиционная привлекательность региона