Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2012 в 06:43, контрольная работа
Актуальность данной темы в том, что лет двадцать назад многим из нас приходилось не раз слышать о трёх «гигантах» среди развивающихся стран, к числу которых принадлежали Китай, Мексика и Индия. Очевидно, что в современном мире добиться сколько-нибудь существенных результатов в экономическом развитии невозможно без грамотного использования системы международных экономических отношений.
Введение…………………………………………………………….......…………..3
1. Индия в системе международных экономических связей: достижения и проблемы……………………………………………………………………………4
1.1 Природно-ресурсные и демографические возможности страны..........……4
1.2 Экономика Индии: абсолютные и относительные показатели………….…6
1.3 Внешняя торговля Индии и потоки капитала….………………………....…8
1.4 Миграционная политика, участие в интеграционных процессах, организация свободных экономических зон……………………………….…....13
1.5 Возможные варианты достижений и проблем Индии………..…………..19
2. Практическая часть……...………………………………………………….......22
Заключение……………………………………………………………………...…32
Библиографический список………………………………………………..…......33
Экономика Индии на самом деле огромна по своим масштабам и темпы её роста достаточно высоки. Однако большинство достижений этого роста поглощается колоссальными по размерам внутренними потребностями страны. Так, в 2002 году 25% населения страны жило за чертой бедности, разница между доходами 10% наиболее обеспеченных и 10% наименее обеспеченных граждан составляет более 8 раз. Пятая часть населения в 2001 году не имело доступа к источникам чистой питьевой воды. Это лишь некоторые социально-экономические проблемы страны. Об огромном индийском населении мы уже говорили. Даже с учётом весьма неплохих показателей экономического роста в абсолютном выражении для аграрно-
индустриальной экономики Индии этого явно недостаточно для того, чтобы одновременно адекватно решать и свои внутренние проблемы и быть конкурентоспособным на международной арене.
1.3 Внешняя торговля Индии и потоки капитала
Прошедший финансовый год (с 1 апреля 2004 года по 31 марта 2005) был отмечен существенными отклонениями в структуре платёжного баланса страны по сравнению с предыдущими годами: после трёхлетнего положительного сальдо счёт текущих операций был сведён с дефицитом. Отрицательным данное сальдо было в течение более чем 20 лет, начиная с 1977-1978 финансового года. Сокращение дефицита началось с 1999-2000 гг., что в конечном итоге привело к появлению положительного сальдо. Как отмечают специалисты, дефицит прошедшего периода был вызван увеличением разницы между импортом и экспортом, которая не была компенсирована излишками в невидимой торговле. Величина текущего дефицита – одна из самых больших в последние года, что подчёркивает повышающуюся потребность национальной экономики в инвестициях.
Внешняя торговля страны
Внешняя торговля Индии в последние десятилетия постоянно увеличивается. За последние пять лет внешнеторговый оборот на душу населения неуклонно возрастал: он составлял 91,75 долл./чел. в 2000-2001 гг., затем 108,18 долл./чел., 132,33 долл./чел., и, наконец, 174,05 долл./чел. в 2004-2005 финансовом году (расчёты автора). Данный показатель в целом ниже среднемирового, что говорит о том, что внешняя торговля страны находится на ранних стадиях своего развития.
Общие показатели внешней торговли Индии, включая торговлю товарами и услугами, выросли на 44,2% и составили 268 млрд. долл. в 2004-2005 гг. За первую половину 2005-2006 финансового года рост составил 41,5% или 163 млрд. долл. Необходимо отметить, что рост торговли услугами был выше соответствующих показателей по товарной торговле. Например, в 2004-2005 гг. торговля услугами увеличилась на 78,6%, товарами – на 33,6%. Доля операций с услугами в общей торговле страны увеличилась с 23,5% в 2003-2004 гг. До 29,1% в 2004-2005 гг. И далее до 34,4% в первой половине 2005-2006 финансового года. Т.о., мы можем констатировать тот факт, что две трети индийской торговли на сегодняшний день составляет торговля товарами, одну треть – торговля услугами. При этом доля последней стабильно растёт.
Основные направления торговли индийской республики. Важнейшее направления торговли Индии – США, Западная Европа, Юго-Восточная Азия. Отмеченные регионы (плюс ОАЭ) составляют почти половину индийских внешнеторговых отношений в последние несколько лет. Соединённые Штаты
Америки являются главным торговым партнёром Индии, вторая страна по величине торговых отношений – Китай. Отметим, что торговля Индии с этим государством стремительно растёт. В первую очередь, это отражается в увеличении экспорта железной руды, стали и электрических машин, импорта другого машинного оборудования и органической химии. Также растут торговые отношения Индии с Сингапуром, эти страны недавно заключили
Всестороннее Соглашение по экономической кооперации. Главные экспортные товары на данном направлении: драгоценные металлы, топливо, нефть, корабли и другие товары машиностроения, импортная продукция органической химии, авиационной и космической продукции.
Анализ структуры индийского экспорта показывает, что страна может предложить на международный рынок либо сырьё, либо продукцию пищевой промышленности. Естественно, что данные товары не относятся к группе высокотехнологичных, что говорит о маленькой вероятности присоединения страны к группе развитых стран в стратегической перспективе. При этом на долю Азии и Океании по данным за 2004-2005 финансовый год приходилось 47% (главный экспортный партнёр - Китай) всего индийского экспорта, на долю Западной Европы – 24% (больше всего экспорта в Великобританию), Северной Америки – 20%, из них 17% - экспорт в США. В свою очередь, Индия импортирует в основном бензин, горюче-смазочные материалы, средства производства, электронную продукцию и др. Т.е. фактически страна ввозит уже обработанную в какой-то степени или же совсем готовую продукцию, что также указывает на низкое технологическое развитие страны в целом. Укажем также, что Индия импортирует продукцию главным образом из стран Азии и Океании – 35,4% в общем импорте республики (главный импортный партнёр - КНР), Западной Европы – 22,6% (ведущие импортёры – Швейцария и Бельгия), Северной Америки – 8,36%, из них 5,88% - импорт из США.
За последние 20 лет общемировая торговля выросла примерно в 2 раза, в то время как внешняя торговля Индии увеличилась в целых 6 раз. При этом ежегодный рост индийской торговли практически всегда находился на отметке не менее 10% в год, а иногда даже превышал 20%. Это, безусловно, невероятные показатели. Однако, как мы уже упоминали, данные цифры являются всего лишь индикатором низкого уровня развития индийской торговли. Ведь на ранних стадиях расширения торговли в ныне развитых государствах подобные скачки также имели место быть. При всём при этом очень важно отметить, что доля Индии в общемировом экспорте никогда не превышала 0,8% - показатель 2005 года. И это при таких бешеных темпах роста внешней торговли страны, и конкретно экспорта и импорта! Как мы уже говорили, технологическое развитие республики очень невысокое. Поэтому даже указанные 0,8% по качеству не сравнятся с 0,8% (из общих 2,8% в мировом экспорте за январь-август 2005 года) такой крошечной по сравнению с Индией страной как Южная Корея, которая вывозит главным образом высокотехнологичную продукцию.
Таким образом, как и по многим другим аспектам своего существования Индия использует такой важный государственный экономический инструмент как внешняя торговля исключительно для поддержания уровня развития, уровня жизни людей и т.п. в рамках существующих показателей. Торговые связи республики в их сегодняшнем виде ведут к усилению зависимости страны от внешних факторов (в частности, импорта); реального, рассчитанного на долгую перспективу экономического развития с использованием выгод мировой торговли в Индии в целом не наблюдается. Торговый баланс страны за последние 50 лет был положителен лишь два раза, уже в течение 18 лет страна ввозит продукции больше, чем вывозит. Национальная экономика не в состоянии адекватно обеспечивать все нужды огромного государства. Важность серьёзных мероприятий на стратегическую перспективу, для увеличения в будущем конкурентоспособности страны в области внешней торговли очень высока. Сейчас мы проанализируем общее состояние дел в сфере потоков капитала, а затем приступим к рассмотрению вопросов, связанных с поиском решения задач сокращения технологического отставания Индии, ещё большего оживления национальной экономики, более полного использования выгод международной торговли.
Потоки капитала
Второй важной составляющей платёжного баланса страны является счёт операций с капиталом, на котором отражаются потоки капитала, прошедшие через страну. Естественно, что сюда относятся инвестиционные вложения, внешние займы, кредиты и т.п. На основе указанного счёта мы попытаемся понять, насколько привлекательна в инвестиционном плане индийская экономика, способствует ли проводимая правительством либерализация притоку капитала в страну, актуальна для Индии проблема внешнего долга и многое др.
В первую очередь, необходимо отметить, что приток капитала в республику за последние годы в целом выше, чем отток. За последние 5 лет чистый приток капитала в страну вырос почти в 4 раза и по итогам 2004-2005 финансового года составил 31559 млн. долл. США. Для сравнения в 2005 году чистый приток капитала в развивающиеся страны был равен 56,6 млрд. долл. США. Т.е. чистый приток капитала в Индию по итогам прошедшего года составил около 56% чистого притока капитала в развивающиеся страны в целом.
Заметим, что в предыдущие два года, т.н. портфельные иностранные инвестиции в страну были больше прямых. Известно, что непосредственное воздействие на развитие реального сектора, а, следовательно, и всей экономики оказывают прямые инвестиции. Поэтому в стратегическом плане они играют гораздо более важную роль для развития всей национальной экономики. В прошедшем году правительство страны сделало несколько шагов в области прямых иностранных инвестиций, продолжая двигаться по пути открытия и либерализации индийской экономики. Подобного рода инвестиции в размере вплоть до 100% теперь разрешены во всех отраслях и секторах экономики кроме областей, где требуются промышленные лицензии, где инвестор уже имеет бизнес, где индийская компания осуществляет финансовые услуги, где прямые иностранные инвестиции противоречат политике, проводимой в данной отрасли. Вот некоторые из конкретных действий правительства: верхний предел доли прямых иностранных инвестиций в предприятиях гражданской авиации был увеличен с 40 до 49%;
разрешено участие до 100% иностранного капитала в проектах жилищного строительства, а также в проектах по развитию инфраструктуры; верхний предел доли прямых иностранных инвестиций в предприятиях услуг связи был увеличен с 49 до 74%; разрешены иностранные инвестиции в радиовещание в пределах до 20%.
Эффективность проводимых мероприятий не отвечает требованиям национальной экономики. Доля прямых иностранных инвестиций в Индию составляет ничтожно малую (0,48% в 2002 г., 0,67% в 2003 г., 0,82% в 2004 г.) долю в общемировых прямых иностранных инвестициях. Для сравнения доля китайской экономики находится в районе 10%, доля Гонг Конга – более 5% от общемировых показателей.
При анализе структуры притока прямых иностранных инвестиций в Индию за последние несколько лет обращает на себя внимание тот факт, что самая большая доля инвестиций приходится на электрические товары – 16,62%, 10,39% – транспорт, 9,6% – на телекоммуникации, 9,53% – на сферу услуг. В абсолютных величинах эти цифры оказываются достаточно низкими. Ну что, например, для такой огромной республики какие-то 5 млрд. долл. США, вложенные в производство электротоваров в целом за последние 15 лет?! Или что такое около 3 млрд. долл. США в сферу транспорта за те же 15 лет? В добавление к вышесказанному подчеркнём, что почти половина прямых иностранных инвестиций в страну приходится на две городские агломерации: Дели и Бомбей.
Безусловно, иностранные инвесторы мало денег вкладывают в развитие отраслей индийской экономики. Этому есть много различного рода причин (исторических, политических, ну и конечно, экономических), однако всё сводится к обыкновенной неэффективности проводимой политики, её несоответствия стандартам динамично развивающегося государства. Мы видим, что определённые меры в решении указанных проблем осуществляются, но хватит ли стране времени, чтобы окончательно не отстать от ведущих мировых держав?
Вклады нерезидентов традиционно были главным источником притока капитала. Достигнув пика в 3,3 млрд. долл. США в 1996-1997 гг ., активность подобных вложений несколько уменьшилась . Но в 2003-2004 гг . Вновь был зафиксирован их рекордный показатель в 3,6 млрд . долл . США. Однако уже в следующем году по данной статье счёта операций с капиталом был отмечен отток. До ноября 2005 г. чистый приток капитала посредством депозитов нерезидентов составил 248 млн. долл. США, обозначая очередной возможный поворот в изменениях рассматриваемых потоков.
В течение 2004-2005 финансового года активы иностранной валюты увеличились на 26,1 млрд. долл. США. К концу марта 2005 г. общие золотовалютные резервы Индии составили 141,5 млрд. долл. США. В то же время внешний долг Индии на указанную дату составлял 123,3 млрд. долл. США. Долгосрочные кредитные обязательства, кроме двустороннего долга и долга в рупии, увеличивались в течение 2004-2005 гг. Коммерческие займы возросли примерно на 5 млрд. долл. в результате улучшения ситуации на международных ранках капитала и, как следствие, увеличения доступа к индийским компаниям. Краткосрочные обязательства расширились по причине возросшего импорта. Внешний долг Индии к сентябрю 2005 года подошёл к отметке 124,3 млрд. долл. США. Это составляет примерно 4% от общего долга всех развивающихся стран или в 2,5 раза превосходит экспорт страны за апрель-октябрь 2005 года. Отношение внешнего долга к ВВП в последние годы колеблется на границе около 20%.
Индия пытается стать активным участником международной торговли и межгосударственных потоков капитала. Отсутствие должной экономической политики в этой области ведёт к возникновению ряда отрицательных моментов, связанных с активизацией указанных процессов:
рост зависимости индийской экономики от импортной продукции; низкая доля готовой продукции в экспорте страны, подчёркивающая её технологическое отставание; чрезвычайно низкая доля республики в международной торговле; невысокий уровень участия страны в международных потоках капитала; неравномерный приток получаемых средств; некоторые административные барьеры в области привлечения иностранных инвестиций; слабое использование внешнего долга в качестве инструмента оживления национальной экономики.
Эти и многие другие проблемы стоят перед индийской экономикой на современном этапе. Их решение, бесспорно, требует активного вмешательства государства, которое, на наш взгляд, ведёт себя излишне пассивно, уделяя повышенное внимание лишь удержанию современного уровня развития любыми возможными средствами. С одной стороны, наверное, у власти нет иного выбора – уж больно тяжело проводить либеральные реформы «одним махом». С другой стороны, именно ориентация индийской экономики на эффективное использование собственных преимуществ позволит в будущем создать настоящее и процветающее демократическое государство.
1.4 Миграционная политика, участие в интеграционных процессах, организация свободных экономических зон
Миграция рабочей силы
Очевидно, что для того, чтобы страна была конкурентоспособна на международных рынках, ей необходимо в первую очередь решить все свои внутренние проблемы. В дальнейшем государство, скорее всего, попытается выйти на международную арену. Именно с точки зрения внутренних и внешних проблем мы рассмотрим миграцию рабочей силы Индии, т.е. исследованию будут подвергнуты как вопросы, касающиеся миграции внутри страны, так и вопросы миграции за рубеж.
В работе Прии Дешингкар и Даниэля Старта, посвящённой сезонной миграции в Индии на примере двух конкретных штатов, авторами выделяются следующие факторы, оказывающие воздействие на осуществление сезонных миграционных процессов из сельских мест: принадлежность к какому-либо родовому клану или касте, поголовье принадлежащего потенциальному мигранту скота, площадь принадлежащего ему земельного участка, доход и др. Мы начали с описания именно этого примера миграции, поскольку, на наш взгляд, в нём состоит вся суть проблем индийской миграции внутри страны. Индия – огромная по площади и населению страна с низким уровнем урбанизации. Большая часть населения, в особенности сельского, имеет скромные возможности для существования, поэтому поездки в другие территории на заработки – один из немногих способов прокормить себя и семью. В обозначенной работе говорится о том, что проблемы миграции из села в город должны решаться путём создания нормальных рабочих мест в сельской местности. В исследовании даётся мнение Моссе, который говорит о том, что должны быть созданы адекватные условия в отношении минимальной оплаты труда, соблюдения всех прав работников-мигрантов, последние должны иметь равные права в области оказания медицинской помощи и т.п. Действительно, несмотря на существование специальных программ по развитию сельских территорий законодательство и политика индийского правительства в области регулирования отношений между работниками и работодателями не способствуют решению многих острых проблем, касающихся уровня жизни значительной части населения страны.
Информация о работе Индия в системе международных экономических связей: достижения и проблемы