Индия в системе международных экономических связей: достижения и проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2012 в 06:43, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность данной темы в том, что лет двадцать назад многим из нас приходилось не раз слышать о трёх «гигантах» среди развивающихся стран, к числу которых принадлежали Китай, Мексика и Индия. Очевидно, что в современном мире добиться сколько-нибудь существенных результатов в экономическом развитии невозможно без грамотного использования системы международных экономических отношений.

Содержание

Введение…………………………………………………………….......…………..3
1. Индия в системе международных экономических связей: достижения и проблемы……………………………………………………………………………4
1.1 Природно-ресурсные и демографические возможности страны..........……4
1.2 Экономика Индии: абсолютные и относительные показатели………….…6
1.3 Внешняя торговля Индии и потоки капитала….………………………....…8
1.4 Миграционная политика, участие в интеграционных процессах, организация свободных экономических зон……………………………….…....13
1.5 Возможные варианты достижений и проблем Индии………..…………..19
2. Практическая часть……...………………………………………………….......22
Заключение……………………………………………………………………...…32
Библиографический список………………………………………………..…......33

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа мировая экономика в 4.doc

— 320.50 Кб (Скачать файл)

За период 1991-2001 гг. миграционные потоки между штатами страны возросли более чем наполовину (увеличение на 54,5%), из них перемещения внутри округа штата увеличились на 32,6%, между округами штата – на 29,5%. Доля мигрантов из других стран уменьшилась на 13,4%. Основу иностранных мигрантов составляют выходцы из соседствующих с Индией стран. Эти и другие данные позволяют говорить о том, что внутри страны население начинает перемещаться всё активней, в то же время существенного притока человеческого капитала из-за рубежа не наблюдается (совсем наоборот). Миграция мужского населения преобладает, при этом основной причиной перемещения для мужчин является работа, для женщин – замужество. Необходимо также отметить, что растёт доля миграционных потоков из сельской местности в города, но по-прежнему велики цифры по перемещению непосредственно внутри сельской части страны.

Среди всех мигрантов за отчётный период 23,8% - неграмотные, из них: 39,5% - без высшего образования, 32,4% - не окончившие высшего учебного заведения, всего лишь 5,3% - с высшим техническим образованием. Понятно, что большая часть мигрантов внутри страны едет на заработки, получая их главным образом на «черновой» работе. А здесь зачастую и встают остро проблемы защиты прав рабочих, о которых мы уже упоминали.

Частично несовершенство системы миграции внутри страны и низкие уровни социального развития отражает тот факт, что по сравнению с 243 тыс. чел. в 2000 году в 2004 году за рубеж на заработки отправились уже 475 тыс. чел. Наибольший поток мигрантов направляется в страны Персидского залива: Объединённые Арабские Эмираты (около 37% всех уехавших работников в 2004 году), Саудовская Аравия (26%), Кувейт (приблизительно 11%), Оман (примерно 7%), Бахрейн (почти 5%), Катар (около 3,4%). Касательно азиатских стран относительно большой поток миграции рабочей силы в 2004 году наблюдался в Малайзию (чуть меньше 7% всех мигрантов). Подобная региональная структура оттока рабочей силы говорит о том, что даже та относительно небольшая часть рабочей силы, которая уезжает за рубеж, обладает достаточно средним уровнем квалификации, что лишний раз подтверждает наш тезис о низком качестве трудовых ресурсов страны.

Денежные переводы индийских работников из-за рубежа играют заметную роль в поступающих в страну капитальных потоках, что говорит о высоких уровнях заработной платы людей, мигрировавших за рубеж с целью найма на работу. Это объясняет причину миграции. Так, в 1999-2000 гг. указанные денежные переводы составили 12,29 млрд. долл. США, по итогам 2004-2005 гг. – 14, 494 млрд. долл. США. Причём Индия уже в 2000 г. занимала первое место по объёмам денежных переводов своих зарубежных работников, обогнав такие страны, известные «своими мигрантами», как Мексика, Филиппины и Турция.

В области миграции рабочей силы индийское правительство старается лишь облегчить режимы перемещения внутри страны и за рубеж. Недавно были сделаны некоторые поправки в законодательстве, дающие право двойного гражданства для жителей Индии, а также упрощающие выезд рабочих в ряд государств. Однако, на наш взгляд, в этой области требуется проведение гораздо более глобальных реформ в целях создания справедливой и хорошо отлаженной системы защиты прав наёмных работников. Эти меры должны проводиться в сочетании с другими социально-экономическими реформами, направленными, в частности, на повышение уровня квалификации трудовых ресурсов страны. Нам представляется, что «пускание на самотёк» дел в сфере миграции – это попытка решить существующие проблемы доходов населения в текущем периоде, т.е. облегчая режим перемещения, власти попросту хотят, чтобы это хоть немного позволило беднейшим слоям, что называется, «подзаработать на стороне».

В то же время не согласны с мнением Шину Сингха, что т.н. «утечка мозгов» из Индии в США не должна рассматриваться с отрицательных позиций, т.к. Индия вследствие большой численности своего населения «может позволить» себе потерю части наиболее квалифицированного кадрового состава в отличие, например, от Малайзии. Конечно, отток из страны трудовых ресурсов высокой квалификации в США, особенно ярко проявлявшийся в предыдущие годы, имеет свои положительные моменты. Но мы считаем, что на сегодняшний день Индии необходимо добиваться повышения своего места в системе международных экономических отношений, чему в немалой степени будет способствовать сохранение лучших собственных специалистов и в целом решение проблем улучшения уровня квалификации рабочей силы и повышения общего уровня жизни населения.

Участие в интеграционных процессах

Индийские взаимоотношения с другими странами долгое время осуществлялись по принципу неприсоединения и самодостаточного экономического развития. Задачи стимулирования экономического роста заставили Индию перейти к принципам свободной торговли и экономической либерализации. Однако многие специалисты говорят о том, что демонстрация ядерного оружия в 1998 г. вызвана в большей степени стремлением показать значение и роль страны в мире и в меньшей обеспокоенностью по вопросам международной безопасности. Исчезновение полярного мира в начале 90-х гг. XX века поставили Индию перед необходимостью установления взаимоотношений с такими странами, как Китай, Израиль, США и др.

Отношения республики с соседними государствами в основном сводятся к разрешению различного рода конфликтов по поводу спорных пограничных территорий, а также конфликтов на этнической почве. В экономическом отношении это направление пока одно из самых слаборазвитых направлений индийской внешней политики.

Со странами Азии и Африки проходит более тесное именно экономическое сотрудничество. В частности, Индия является членом Африканского и Азиатского банков развития, Южно-азиатской Ассоциации по региональной кооперации и др. Страна имеет официальный статус наблюдателя в Ассоциации стран Юго-восточной Азии (АСЕАН).

Пожалуй, наибольшее значение в системе международных экономических отношений для Индии имеет её членство во Всемирной Торговой Организации, Международном Валютном Фонде, Всемирном Банке, Международном Банке реконструкции и развития, Организации Объединённых Наций. Нужно признать, что страна стремится с пользой использовать те возможности, которые может дать участие в той или иной международной организации. Так, за период 1995-2005 гг. Индия инициировала 412 или 15% всех дел по анти-демпингу в странах ВТО. Причём в подобном обвинялись такие авторитетные страны как США, Китай, государства Европейского Союза. В конце 2005 года республика не имела задолженностей перед МВФ. В то же время существует множество взаимных проектов Индии и Всемирного Банка, касающихся развития отдельных территорий страны, повышения обеспеченности всех жителей республики питьевой водой, продуктами питания и т.п.

В целом можно заключить, что Индия пока не входит в какие-либо серьёзные межгосударственные группировки узкого круга стран, такие, например, как АСЕАН. Интеграция республики в международное сообщество в основном проявляется посредством участия в крупных организациях общественного и экономического характера. Это позволяет говорить о том, что на сегодняшний день страна всё же пока остаётся на собственном пути развития – в том плане, что государство, безусловно, ассоциируется с мировым сообществом, однако пока прочно не связано с какими-либо интеграционными группировками, осуществляющими тесное сотрудничество в экономической сфере, в частности.

Организация специальных экономических зон

В конце ноября 2005 года секретарь Министерства Коммерции Индии С.Н. Менон говорил о том, что создание специальных экономических зон в стране должно стать положительным фактором, способствующим переходу страны в новую эру общегосударственного роста и развития. Секретарь отметил, что организация стабильной, прозрачной правовой среды в сфере СЭЗ является стратегической целью Индии по стимулированию внутренней экономической активности, а также увеличению экспорта товаров и услуг. Господин Менон также заявил о том, что в ближайшие 3 года в развитие инфраструктуры СЭЗ будет вложено около 1,5 млрд. долл. США. Действительно, в вопросе важности специальных экономических зон для участия любой страны в международных экономических отношениях трудно не согласиться с мнением индийского чиновника.

Политика по созданию СЭЗ в Индии начала проводиться совсем недавно – с 1 апреля 2000 года. Цель проводимых мероприятий формулировалась в основном как: обеспечение конкурентоспособной на международном уровне, свободной среды для развития экспорта. Внутри СЭЗ могут быть организованы отдельные сегменты по производству товаров и предоставлению услуг. Все экспортно-импортные операции в рамках данных сегментов отражаются на основе специальных методик. Предполагается, что указанные сегменты СЭЗ должны накапливать валютные поступления, однако каких-либо ограничений на минимальные размеры полученной валюты не устанавливается. В рамках операций внутри страны по отношению к СЭЗ применяются обычные правила. Все 8 экспортно-производственных зон было преобразовано в СЭЗ. В целом можно сказать, что индийские СЭЗ образуются по примеру СЭЗ Китая.

На конец 2004-2005 финансового года в Индии насчитывалось действующих 811 сегментов в 8 функционирующих специальных экономических зонах. На предприятиях данной сферы было занято более 100 000 человек, из которых почти треть составляли женщины. Экспортные операции через СЭЗ в 2003-2004 гг. были осуществлены на сумму около 2 млрд. долл. США. В следующем отчётном периоде данный показатель перевалил за отметку 3 млрд. долл. США.

Мы можем сказать, что пока довольно сложно судить об эффективности проводимых мер в области специальных экономических зон в Индии. Единственное, что нужно отметить – то, что данная сфера деятельности пока слаборазвита в республике. Общий экспорт из СЭЗ составляет чуть более 3% всего индийского экспорта за 2004-2005 финансовый год. Т.е. на такой важный аспект положения и развития страны в системе МЭО, как организация специальных экономических зон, власти Индии достаточно поздно обратили своё внимание. Мы хотим также отметить, что возможно в данном направлении было бы сделано ещё меньше, если бы не обострение проблемы увеличения импорта в последние годы. Т.о., современное состояние и развитие СЭЗ Индии пока ещё далеко от того, чтобы эффективно решать поставленные задачи и цели, о которых так часто говорят ответственные лица.

Место страны в международном обмене технологиями

В конце прошлого века правительство Индии заявило о принципиальном намерении сделать страну мировой «супер-силой» в сфере информационных технологий. Для достижения этой цели в мае 1998 года было образовано специальное подразделение по выполнению национальных задач в области информационных технологий и программного обеспечения. На сегодняшний день перед страной поставлены задачи по увеличению ежегодного экспорта программного обеспечения до 50 млн. долл. США , экспорта компьютерного и телекоммуникационного оборудования – до 10 млн . долл . США к 2008 году . Общий рост в 55% за период 1992-1997 гг. планируется к увеличению в 80%. Для достижения указанных показателей предусматривается осуществление ряда общегосударственных мероприятий. Важно отметить, что план действий правительства по развитию информационных технологий в стране ориентирован на создание в республике политико-экономической среды и инвестиционного климата по примеру таких стран, как Тайвань, Малайзия и Сингапур.

За последние годы Индии удалось добиться достаточно существенных успехов в сфере торговли технологиями. В частности, на сегодняшний день стране принадлежит львиная доля (82%) мирового рынка оффшорного программирования, одной из форм международного аутсорсинга. По определению В.Е. Рыбалкина последний сводится к оказанию услуг по организации и осуществлению части услуг внутреннего бизнеса компании другой фирмой с узкой специализацией на услугах по управлению операциями с пластиковыми картами компании, выплатой страховки, ведении бухгалтерии и т.п.

Действительно, индустрия программного обеспечения в Индии развивается очень динамично. В 2000 г. страна экспортировала программные продукты на сумму 1,6 млрд. долл. США через 1250 оффшорных софт-компаний, таких, например, как InfoSys, Wipro, Aptech и др. В сфере программного обеспечения Индии сегодня занято менее 1 млн. чел., а уже к 2008 году прогнозируется рост занятых до 2,2 млн. чел., что составит около 8% от общего числа занятых. По рейтингу журнала Fortune более 20% всех крупнейших компаний мира заказывают своё программное обеспечение в Индии. Аналитики отмечают, что этих успехов стране удалось добиться благодаря государственной поддержке образования в сфере информационных технологий: англоязычные технические колледжи республики ежегодно выпускают по разным данным от 70 тыс. до 115 тыс. специалистов. Также осуществляются масштабные инвестиции в информационно-телекоммуникационную инфраструктуру, в частности, в развитие высокоскоростных и международных линий связи.

Программная продукция, экспортируемая Индией за рубеж, на 80% состоит из услуг. При этом экспорт программного обеспечения осуществляют более 3000 компаний. В этой области поддерживаются связи с более чем ста странами мира. Многие лидирующие в области ИТ индийские компании зарегистрированы на основных биржевых рынках мира. Главным образом индустрия программного обеспечения развивается в специально создаваемых технопарках, крупнейшими из которых являются парки информационных технологий в Хайдерабаде, Ченнаи и Бангалоре.

Нужно отметить, что Индия – страна, обладающая ядерным оружием. Буквально в начале марта текущего года Индия и США договорились о поставках американского ядерного топлива и технологий в обмен на доступ международных инспекторов к части индийских атомных объектов. Это подчёркивает внимание Индии к американскому направлению сотрудничества. Товарооборот Индии с США уже в десять раз больше, чем с Россией, превышая 25 млрд. долл. в год. Естественно, что это важно в свете взаимодействия Российской Федерации и Индийской Республики в сфере ядерных технологий.

Несмотря на успешное положение дел страны в международном обмене технологиями обращает на себя внимание тот факт, что доступ к современным информационным каналам связи имеет очень небольшая часть индийского населения. Так, по данным 2004 года в республике насчитывалось около 8 абонентов телефонной связи и примерно 3 пользователя Интернета на 100 человек населения. Развитие информационных технологий в Индии практически не ориентировано на внутреннего пользователя, все мероприятия в этой области направлены на укрепление позиций страны на международных рынках.

Информация о работе Индия в системе международных экономических связей: достижения и проблемы