Индия в системе международных экономических связей: достижения и проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2012 в 06:43, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность данной темы в том, что лет двадцать назад многим из нас приходилось не раз слышать о трёх «гигантах» среди развивающихся стран, к числу которых принадлежали Китай, Мексика и Индия. Очевидно, что в современном мире добиться сколько-нибудь существенных результатов в экономическом развитии невозможно без грамотного использования системы международных экономических отношений.

Содержание

Введение…………………………………………………………….......…………..3
1. Индия в системе международных экономических связей: достижения и проблемы……………………………………………………………………………4
1.1 Природно-ресурсные и демографические возможности страны..........……4
1.2 Экономика Индии: абсолютные и относительные показатели………….…6
1.3 Внешняя торговля Индии и потоки капитала….………………………....…8
1.4 Миграционная политика, участие в интеграционных процессах, организация свободных экономических зон……………………………….…....13
1.5 Возможные варианты достижений и проблем Индии………..…………..19
2. Практическая часть……...………………………………………………….......22
Заключение……………………………………………………………………...…32
Библиографический список………………………………………………..…......33

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа мировая экономика в 4.doc

— 320.50 Кб (Скачать файл)

На сегодняшний день Индия в целом интегрирована в систему международных экономических отношений. Под влиянием ли политики прошлых лет, либо вследствие особенностей своей современной политической системы страна старается вести себя независимо и самодостаточно во взаимоотношениях с другими странами. Республика обладает хорошими международными возможностями в области международного обмена технологиями. Однако большинство мероприятий по повышению конкурентоспособности страны в международной экономике проводятся в отрыве от мер по улучшению национальных социально-экономических показателей в целом, что, на наш взгляд, является недопустимым.

Точечные успехи Индии в системе МЭО становятся возможными благодаря тому, что ведётся целенаправленная работа по развитию конкретных областей внешнеэкономической деятельности. Это, безусловно, правильно, однако нельзя забывать о том, что получаемые выгоды от участия республики в международных экономических отношениях должны в первую очередь быть ориентированы на решение внутренних проблем. На данном этапе преждевременно говорить о наличии или отсутствии подобной ориентации, т.к. многие перспективные отрасли и направления развития находятся лишь на начальном этапе своего становления, именно поэтому они забирают большую часть своих поступлений для того, чтобы продолжать динамично развиваться. Насколько Индии удастся решить существующие проблемы национального развития посредством участия в системе МЭО, покажет время.

 

 

1.5 Возможные варианты достижений и проблем Индии

 

 

Во-первых, на международной экономической и политической арене страна по-прежнему, по выражению доктора Субхаша Капила, «не будет иметь постоянных друзей и врагов». Т.е. также как и на протяжении всей истории страны, республика не будет иметь стабильных внешнеэкономических связей по тем или иным направлениям. При подобном развитии событий такая регулярная смена стратегических партнёров с наибольшей долей вероятности будет продолжать соотноситься с постепенными коренными преобразованиями экономики.

Во-вторых, в социально-экономическом отношении с учётом огромного числа проблем в этой области решение многих вопросов будет неэффективным в силу либо недостаточности, либо несвоевременности, иными словами, неадекватности проводимых мероприятий. Мы имеем в виду решение вопросов, связанных с улучшением экологических и материальных условий жизни граждан Индии, повышением уровня образования населения страны, разрешением социальных конфликтов, правовым регулированием в сфере миграции рабочей силы, повышением уровня жизни всех граждан в целом. Т.е. существенная часть этих острых социально-экономических проблем страны рискует оказаться нерешённой.

В-третьих, по-прежнему будет отсутствовать чёткая стратегия руководителей государства по развитию экономики страны в будущем. Так, премьер-министр республики доктор Манмохан Сингх недавно заявил, что Индия нуждается в 70 млрд. долл. США в виде прямых иностранных инвестиций в следующие 5 лет для поддержания уровня развития экономики на отметке 5% в год. Хорошо, предположим, что каким-то непостижимым образом стране удастся привлечь данный объём капиталовложений, которые главным образом пойдут в реальный сектор экономики. Однако получится ли у Индии сохранить при этом свои позиции в сфере услуг, которая является, пожалуй, самым перспективным направлением развития международных экономических отношений страны.

Даже при успешном воплощении всех проводимых мероприятий, т.е. даже при удачном решении всех социально-экономических проблем, подобный, что называется, консервативный вариант развития (консервативный - потому что ничего не поменяется в направлении движения) не позволит Индии приблизиться к развитым странам вследствие недостаточного роста, подчёркиваем, не относительных (темпы роста, прироста), а абсолютных макроэкономических показателей в исчислении по отношению к остальному миру. При сохранении складывающихся тенденций Индии, как и многим другим развивающимся государствам, в конечном итоге уготована роль «сырьевых придатков» развитых стран. Подобные проблемы актуальны для всех развивающихся стран, и решить тривиальными способами их нельзя. Безусловно, можно наладить внутренние механизмы, однако это практически нереально сделать, не поставив себя в политическую или экономическую зависимость от ведущих держав планеты. Это к вопросу о том, что не получится улучшить до приемлемых показателей уровень экономического развития, довести до нормальных условий жизнь всего населения, а потом «закрыться» и просто поддерживать достигнутое.

Естественно, что мы не будем предлагать каких-то альтернативных вариантов развития вне системы МЭО – т.е. мы не подвергнем рассмотрению случай, когда Индия могла бы просто стать своеобразным натуральным хозяйством в государственном масштабе, начиная с ближайшего будущего. Второй вариант развития Индии в будущем – постоянная переориентация национальной экономики с целью развития стратегически важных в международном отношении отраслей и сфер деятельности. В этой связи первый предложенный нами вариант ещё приемлем в краткосрочной перспективе, но только в качестве подготовительного периода для определения стратегических направлений развития и осуществлению необходимых мероприятий, предваряющих переход к непосредственной реализации второго варианта. Осуществление второй концепции развития должно включать в себя работу по следующим основным направлениям: развитие собственного производства, в первую очередь, отраслей обрабатывающей промышленности с целью уменьшения импортной зависимости страны; создание более широкого спектра конкурентоспособных на международном рынке отраслей экономики; сочетание продуманной экономической и социальной политики, ориентированных на решение внутренних проблем посредством максимального использования выгод внешнеэкономических связей.

Безусловно, это общие рекомендации, однако их осуществление в долгосрочной перспективе представляется нам чрезвычайно важным для Индии. Прежде всего, стране нужно развивать собственное производство тех товаров, которые на сегодняшний день поступают из-за рубежа. Наряду с этим важно способствовать расширению сферы услуг, т.к. многие специалисты, в т.ч. и Хари Сад, отмечают, сравнивая республику с Китаем (гигантом по производству товаров), что «если Индия правильно разыграет свои карты, она может стать мировым лидером в секторе по производству услуг». Для развития национальной промышленности нужны инвестиции. Страна может способствовать их привлечению, только демонстрируя высокие темпы экономического роста. На современном этапе вполне целесообразным представляется использование части золотовалютных резервов страны для придания первоначального импульса развитию промышленности, а, следовательно, привлечению прямых иностранных инвестиций в будущем. Преимуществом Индии перед Китаем может являться и тот факт, что в КНР отсутствуют механизмы привлечения портфельных инвестиций, что может стать дополнительным стимулирующим фактором роста индийской экономики. Однако не нужно забывать о присутствующем в этой области риске, что показал международный финансовый кризис 1998 года.

Следующее стратегическое направление касается создания своеобразных «точек роста» индийской экономики в системе МЭО. На наш взгляд, лидирующие позиции страны в сфере международного аутсорсинга должны быть поддержаны соответствующим развитием других отраслей, в особенности, отраслей производства высокотехнологичной продукции. Этого можно добиться, грамотно используя существующую систему подготовки специалистов: её нужно расширить и несколько переориентировать на выпуск специалистов более широкого круга профессий в сфере высоких технологий. В будущем это будет способствовать привлечению инвестиций в соответствующие отрасли, что в свою очередь приведёт к значительному улучшению технологического развития страны.

Важно отметить, что решение подобного рода задач должно сопровождаться мероприятиями по структурной перестройке национальной экономики, разрешением проблем социальной сферы. Должна проводить постоянная работа по созданию адекватной правовой среды, улучшению социальной и экономической инфраструктуры. Понятно, что, не являясь специалистами по вопросам социально-экономических проблем Индии, мы даже теоретически не можем предложить каких-то конкретных мер по совершенствованию данной сферы, однако важно другое – любые пути развития республики в будущем должны быть неразрывно связаны с решением проблем социального характера. В противном случае положительный эффект от осуществляемых глобальных изменений с определённой долей вероятности может быть сведён к минимуму всевозможными последствиями социальной напряжённости. С учётом огромного числа граждан республики, живущих за чертой бедности, данный вопрос должен находиться под пристальным контролем ответственных лиц.

Решение указанных задач позволит со временем повысить репутацию и вес Индии в системе МЭО. Как мы уже упоминали, добиться этого можно посредством некоторого совмещения обозначенных вариантов развития. Т.е. в краткосрочной перспективе главной задачей правительства страны должно стать поддержание высоких темпов экономического роста с параллельными действиями по масштабной подготовке индийской экономики к более глубокой и выгодной интеграции страны в международное сообщество. Это будет сделано с целью повышения роли и значения Индии в мировой экономике в долгосрочной перспективе. В будущем это позволит стране максимально и справедливо получать выгоды от участия в системе МЭО, а не просто «брать то, что дают».

Масштаб необходимых мероприятий огромен, и времени на самом деле не так много. Поэтому для того, что республика хотя бы теоретически могла рассчитывать на что-то существенное ей необходимо постоянно и неустанно двигаться по пути решения обозначенных задач. Положение западных специалистов о том, что «Индия делает правильные вещи, но делает их недостаточно быстро» больше недолжно иметь под собой каких-либо оснований. «Долгосрочная перспектива», о которой мы говорили, в современном, меняющимся с невероятной быстротой мире – это не более 10 лет. Если Индии не удастся добиться решения всех основных вопросов своего развития, у республики не останется даже теоретических шансов на присоединение к группе развитых.

Символично, что в такой важный, по большому счёту решающий момент в жизни страны у руля государства стоит тот, который в 1991 году в период национального экономического кризиса, будучи министром финансов, провёл решительные меры по либерализации индийской экономики. Речь идёт о Манмохане Сингхе, который был одним из тех, кто включил пусковой механизм по участию Индии в системе МЭО. Сможет ли он теперь довести начатое до конца в соответствии с интересами граждан Индии, повернув запущенный им механизм в нужном направлении? Вероятность благоприятного исхода в современной обстановке не так высока, и конечный результат в меньшей степени зависит от Индии, чем от ведущих мировых держав, но надежда остаётся. Осознание всего этого возможно будет способствовать объединению граждан Индии, основанному на вере в светлое будущее своей страны. Только так можно рассчитывать на что-то действительно «светлое» и серьёзное.

    

 

 

 

 

 

2 Практическая часть      

 

Задача 1

 

Небольшая страна импортирует товар X. Мировая цена этого товара равна Pw. Кривая внутреннего предложения товара Х в этой стране определяется уравнением: S = A2 + B2*Р, а уравнение кривой спроса имеет вид: D = А1 — B1*Р. Предположим, что страна ввела специфический таможенный тариф в размере Z за каждую единицу товара X. Рассчитайте влияние таможенного тарифа на:

а) благосостояние потребителей;

б) доходы производителей товара Х в данной стране;

в) доходную часть государственного бюджета;

г) благосостояние страны в целом.

Таблица 1.1 – Исходные данные

Вариант

6

Pw =

11

А1 =

390

В1 =

8

А2 =

70

В2 =

12

Z =

4

Информация о работе Индия в системе международных экономических связей: достижения и проблемы