Институциональные аспекты рынка труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 12:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования данной курсовой работы является раскрытие темы «Институциональные аспекты рынка труда».
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
Рассмотреть факторы изменения институциональной системы рынка труда;
Проанализировать институциональную среду рынка труда;
Рассмотреть историческое становление российского рынка труда и особенности рынка труда современной экономики России. Рассмотреть процессы регулирования рынка труда.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Рынок труда в институциональной системе
Факторы изменения институциональной системы рынка труда……...4
Совместная деятельность институциональных элементов……………5
Институциональная среда рынка труда………………………………...6
Институциональные модели рынка труда в современном мире……...8
Глава 2. Рынок труда и его особенности в переходной экономике
2.1. Историческое становление российского рынка труда………………..10
2.2.Институциональные особенности рынка труда современной экономики России. ……………………………………………………………………….11
Глава 3. Регулирование рынка труда
3.1. Дисбаланс на рынке труда……………………………………………...19
3.2. Стабилизация современного рынка труда …………………………….21
Заключение………………………………………………………………………24
Список литературы……………………………………………………………..25

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик по институциональной экономике.docx

— 65.22 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Рынок труда в  институциональной системе 

    1. Факторы изменения институциональной системы рынка труда……...4
    2. Совместная деятельность институциональных элементов……………5
    3. Институциональная среда рынка труда………………………………...6
    4. Институциональные модели рынка труда в современном мире……...8

Глава 2. Рынок труда и его особенности в переходной экономике

2.1. Историческое становление российского рынка труда………………..10

2.2.Институциональные особенности рынка труда современной экономики России. ……………………………………………………………………….11

Глава 3. Регулирование рынка  труда

     3.1. Дисбаланс  на рынке труда……………………………………………...19

3.2. Стабилизация современного  рынка труда …………………………….21

Заключение………………………………………………………………………24

Список  литературы……………………………………………………………..25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Функционирование  рынка труда во многом определяется его институциональными характеристиками, в первую очередь — нормами  трудового законодательства.

Однако важную роль играют и другие институциональные  факторы: механизм формирования заработной платы, в том числе установление ее минимального уровня, а также  порядок индексации, система страхования  по безработице, роль и влияние профсоюзных  организаций.  

Исследование институциональных  аспектов рынка труда является актуальным в современное время, потому что  вопросы занятости населения, заработной платы занимают  первые места  в проблемах современного общества. Также особое место занимают проблемы формирования и развития рынка труда, который как бы «оживляет» рынки потребительских товаров и услуг, средств производства и капитала.

Этот рынок в силу важности самого труда может оказать или  положительное или отрицательное  воздействие на количественные и  качественные показатели воспроизводственных процессов, эффективности господствующих типов воспроизводства.

Гибкость рынка труда, то есть такой механизм его функционирования, который способствует эффективному отраслевому, профессиональному и  региональному переливу рабочей  силы и позволяет производить  подстройку рынка труда к меняющимся условиям воспроизводства, может складываться как стихийно, так и формироваться  целенаправленно мерами государственной  политики.

Целью исследования данной курсовой работы является раскрытие  темы «Институциональные аспекты рынка  труда».

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих  задач:

  1. Рассмотреть факторы изменения институциональной системы рынка труда;
  2. Проанализировать институциональную среду рынка труда;
  3. Рассмотреть историческое становление российского рынка труда и особенности рынка труда современной экономики России.
  4. Рассмотреть процессы регулирования рынка труда.

Глава1. Рынок труда в институциональной системе

Институциональная система  рынка труда — это совокупность взаимосвязанных социально-экономических  институтов, устойчиво воспроизводящих  социальные, трудовые, политические, правовые, экономические и другие отношения  и влияющие на экономику страны в  целом.  [4; 367-368]

Подобная формулировка институциональной  системы рынка труда имеет  свои преимущества: во-первых, она показывает, какие институциональные отношения  возникают на рынке труда; во-вторых, позволяет трактовать рынок труда  как определенном образом сложившиеся  институциональные отношения между  всем участниками; в-третьих, свидетельствует  о наличии как минимум двух институциональных пространств  рынка труда — внутреннем и  внешнем (если в первом рынок труда  — это внутренняя организационная  структура каждого института  рынка труда, где происходит взаимодействие участников определенной сферы, то в другом — социально- экономические институты выступают как объект внешнего влияния экономики, политики, образования, социологии). 

1.1.Факторы изменения институциональной системы рынка труда

Как и в любой системе, все компоненты рынка труда взаимодействуют  и соединены между собой. Интеграция институциональных систем (организаций  и предприятий, объединений работодателей, профсоюзов, государственных и негосударственных  структур поддержки занятости населения) обеспечивает результативное функционирование современного рынка труда и регулирует занятость в экономике. Отсутствие того или иного субъекта (предприятия  или индивида) приводит к деформации институциональной системы рынка  труда, выводит ее из равновесия. Институциональная  система рынка труда модифицируется во времени и в пространстве под  действием трансформирования неформальных и формальных институтов.

Причиной институциональных  изменений в системе являются видоизменения в относительных  ценах на рабочую силу и информацию, трудового законодательства, отраслевой структуры рынка труда, поведения  и предпочтения предпринимателей, относительно нанимаемых работников (внешние факторы), а также видоизменения стереотипов  общественного сознания (внутренних факторов). [8; 56-58]

 

1.2.Совместная деятельность институциональных элементов

Институциональная система  — это определенным образом упорядоченная  совместная деятельность людей, которые  объединяют свои усилия для достижения определенной цели либо координируют их, добиваясь полезных для себя результатов. Доминирующим мотивом  одних выступает ориентация прежде всего на специальные способности индивида, закрепленные в структуре опыта. Необходим работник, эффективно решающий конкретную текущую задачу, поставленную передним работодателем, обладающий знаниями и опытом их успешного применения в прошлом. Каждая задача требует от человека профессиональных качеств и способностей. В труде человека оценивают, исходя не из его возможностей (потенциала), а из его производительности с учетом эффективности его предшествующей профессиональной деятельности. 

Совместная деятельность институциональной системы может  быть упорядочена экономически, т.е. нормирована и урегулирована  в соответствии достижением того или иного полезного результата. Эта упорядоченность складывается либо опытным путем (методом проб и ошибок), либо на научной основе. Сложность формирования российского  рынка труда связана с тем, что рынок труда требует значительных расходов на реализацию социальных и  демографических программ и проектов. Результаты конкретных социальных усилий, на которые тратятся средства, вызывают внимание политиков, представителей исполнительной власти, общественности. Необходимо не только обоснование того, какие программы не работают, но какие меры предпочтительны с точки зрения затрат на их осуществление, поскольку один и тот же эффект может достигаться разной ценой. По этим причинам возрастает потребность в достоверной и объективной информации о том, как именно используются бюджетные средства, каковы цели реализуемых программ, какие социальные результаты они дают обществу и кто несет ответственность за их реализацию.

Совместная деятельность выступает как комбинация трудовых функций, а отдельный индивид  — как ресурс наряду с другими  видами ресурсов, как рабочая сила. Социальная упорядоченность совместной деятельности включает отрегулированность посредством рефлексивных норм всех участников рынка труда. Понятие рефлексивной нормы заимствовано у Р. Штаммлера (он называет ее внешней).  Требования, предъявляемые работодателями к личностным качествам субъекта взаимоотношений определяются функционалом, предполагаемым тем или иным рабочим местом; требованиями корпоративной культуры, личностными установками самого работодателя.

Все это устанавливает  упорядоченность института на основе внутренних документов, а также опыта  и интуиции работодателя, который  в дальнейшем может перейти к  рефлексии. Рефлексивная норма - норма, которая всегда является внешним  основанием действия, вынужденного или  добровольного. Поэтому рефлексивная норма противостоит этической, нравственной норме поведения. Этическое  правило  предполагает долженствование обязательно  на основе внутреннего выбора

Еще одно принципиальное отличие  рефлексивной нормы от этической: она не создает отношений между индивидами. Нравственный долг не предполагает ответную обязанность, не дает оснований ожидать от других сходного поведения.

Термин «институт» предлагается связывать именно с понятием внешней  нормы, поскольку она фактически применяется в практике совместной деятельности. По определению институт это и есть фактически действующая  рефлексивная норма. Правовой норме (группе взаимосвязанных норм) соответствует  правовой институт, например трудовое законодательство. Закрепление внешней  нормы в общественной практике, ее фактическое подтверждение в  реальном поведении людей (в реальных правоотношениях, традициях) называют институционализацией, имея в виду, что речь идет об институционализации  совместной деятельности. При ближайшем  рассмотрении выясняется, что институционализация  сама есть совместная деятельность, упорядоченная  институтами. Роль социально-культурных институтов рынка труда здесь особенно значима. [8; 58-60]

1.3.Институциональная среда рынка труда

Для более полного анализа  институциональной системы рынка  труда необходимо определить внешнюю  и внутреннюю среду рынка труда.

 Внутренняя среда   институциональной структуры рынка  труда включает в себя формальные  и неформальные институты.

Эти институты открыто  взаимодействуют с факторами  макросреды, в рамках которой можно  выделить правовой, политический, социально-культурный, природно-географический, экономический  и научный. Их взаимовлияние проявляется  в следующем.

1. Неформальные правила  могут быть расширены, продолжены, дополняться формальными правилами,  т.к. последние могут не учитывать  обстоятельств единичной сделки. Данный вид отношений распространен  в общественных системах, развивающихся  эволюционным путем, с налаженным  процессом отбора наиболее жизнеспособных  норм поведения. 

2. Неформальные правила  служат источником формирования  изменения формальных правил, когда  система развивается эволюционно,  путем малых изменений, через  отбор элементов, его составляющих. Законодатель фиксирует то, что  сложилось на практике в виде  прецедентов. Такой тип связи  присущ стабильным, эволюционизирующим общественным системам, в которых происходит спонтанная кристаллизация части неформальных ограничений.

3. Неформальные правила  определяют набор доступных альтернатив  в виде набора формальных правил. Это подтверждает неэффективность  формальных правил как ограничений  в случаях, когда данные правила  противоречат неформальным, а издержки обеспечения защиты первых высоки.

Неформальные правила  могут противоречить формальным. Если формальные правила могут быть изменены непосредственно и быстро, то неформальные опосредованно — через внедрение новой системы формальных правил или спонтанно. Прямое заимствование формальных норм, регулирующих взаимодействие экономических агентов в одной социально-экономической системе, может вступить в противоречие с поведенческими установками индивидов в условиях другой системы.

Содержание и назначение институтов рынка труда, составляющих институциональную среду, специфичность  функций, которые выполняют институты  в обществе, накладывает отпечаток  на институциональную среду и  на рынок труда. Правовая среда в  большей степени являются составной  частью формальных институтов. Поэтому  следует рассматривать взаимодействие формальных институтов рынка труда  и права, где последнее превращается во внутреннюю сторону институциональной  системы. Другие факторы макросреды оказывают внешнее воздействие. Влияние природно-географического  фактора на институциональную среду  стабильно, если только не происходят глобальные природные и исторические катаклизмы. В данном случае влияние  этого фактора будут носить революционный  характер. Природно-географический и культурный факторы, благодаря своему консерватизму, формируют поведенческие стереотипы в долгосрочном периоде и через эволюцию неформальных институтов оказывают влияние на формальные.

Экономическая и политическая среда наиболее подвижны во времени  и влияют на правовое нормотворчество, предопределяя текущие изменения  в поведении экономических субъектов  как реакцию на меняющиеся обстоятельства хозяйственной деятельности. Изменения  отражаются прежде всего на динамике формальной составляющей институциональной среды, действуя на неформальные институты опосредованно.

Изменения в политической системе обычно следуют за развитием  неформальных институтов, а в случае революционных политических перемен  возможен институциональный разрыв, причем нежелание политической власти отступиться от устаревших формальных экономических институтов приводит к системной экономической нестабильности. Эволюционные изменения политической системы приводят к адекватному  равновесию институтов. Таким образом, внутренняя согласованность в деятельности институтов — необходимое условие  нормального функционирования общества. [8; 60-62]

Информация о работе Институциональные аспекты рынка труда