Институциональные аспекты рынка труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 12:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования данной курсовой работы является раскрытие темы «Институциональные аспекты рынка труда».
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
Рассмотреть факторы изменения институциональной системы рынка труда;
Проанализировать институциональную среду рынка труда;
Рассмотреть историческое становление российского рынка труда и особенности рынка труда современной экономики России. Рассмотреть процессы регулирования рынка труда.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Рынок труда в институциональной системе
Факторы изменения институциональной системы рынка труда……...4
Совместная деятельность институциональных элементов……………5
Институциональная среда рынка труда………………………………...6
Институциональные модели рынка труда в современном мире……...8
Глава 2. Рынок труда и его особенности в переходной экономике
2.1. Историческое становление российского рынка труда………………..10
2.2.Институциональные особенности рынка труда современной экономики России. ……………………………………………………………………….11
Глава 3. Регулирование рынка труда
3.1. Дисбаланс на рынке труда……………………………………………...19
3.2. Стабилизация современного рынка труда …………………………….21
Заключение………………………………………………………………………24
Список литературы……………………………………………………………..25

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик по институциональной экономике.docx

— 65.22 Кб (Скачать файл)

Институциональные проблемы развития российского рынка труда.

Российский рынок труда  отличается определенным институциональным  своеобразием и нерешенностью ряда проблем.

Во-первых это неравные условия трудоустройства экономических агентов, выступающие как дополнение к допустимой конкуренции на рынке труда. Неравными для трудовых агентов являются доступ об информации имеющихся вакансиях и, следовательно, трудовым контрактам.  Присутствие и значительная  роль внешнеэкономического фактора в экономике и в виде т.н. административного ресурса обеспечивает конкурентные преимущества и снижение трансакционных издержек на трудоустройство посредством предоставления закрытой информации о рабочих местах в госаппарате.

Во-вторых, снижение уровня защиты трудовых прав наемных работников. Развитие рыночной экономики и трудового  законодательства в нашей стране идет по вполне естественному пути усиления роли и прав работодателей  на рынке труда. Этот процесс - объективный  и связан с тем, что работодатель выступает как владелец рабочих  мест, но не должен идти за счет и в  ущерб рядовым работникам, их правам и гарантиям на свободный труд и экономическую и правовую независимость.

В-третьих, несоответствие формальных и неформальных форм, на основе которых  функционируют рынки. Таким образом, внеправовая практика найма рабочей силы не является однозначно негативным явлением; она дополняет формальные формы, выступая в качестве адаптационного буфера, смягчающего положение некоторых социальных групп в обществе, так как важную роль при поиске работы играют неформальные каналы. В современный условиях более 50 %  наемных работников либо сами задействуют личные связи, либо их знакомые выступают с подобной инициативой, а среди работодателей порядка 40 % производят поиск и отбор кандидатов на рабочие места по средством личных контактов.

  Таким образом, на начальном этапе реформирования российской экономики сохранилось законодательство, соответствовавшее особенностям планового хозяйства. Создать условия для эффективного функционирования рынка труда в новой рыночной среде был призван Трудовой кодекс, вступивший в действие в феврале 2002 года.  Новое законодательство о труде стало итогом компромисса между различными политическими силами российского общества. 

В-четвертых, барьеры на пути создания рыночных институтов труда. В  институциональной среде рынка  труда преобладают не искусственные (административные), а естественные барьеры профессионального, квалификационного, социального, поведенческого характера, появление которых обусловлено  самим ходом исторического и  социально-экономического развития. Это  означает, что их нельзя устранить, необходимо создать условия, позволяющие  субъектам рынка труда их преодолевать, чтобы повысить свою мобильность  для адаптации к меняющемуся  рыночному спросу и предложению.

В-пятых, неэффективное либо   запаздывающее  вмешательство государства  в распределительные процессы и  неопределенность государственного регулирования  в целом.

Государство, призванное выступать  гарантом соблюдения трудовых контрактов, в недавнем прошлом само становилось  их активным нарушителем (задержка пособий  по безработице, бюджетных зарплат). Такой институт социальной защиты населения, как минимальный размер оплаты труда (МРОТ), не соответствует прожиточному уровню населения.

Заработная плата как  институт рынка труда  оказывается неадекватной цене рабочей силы и не обеспечивает нормальное воспроизводство населения. Деформированный институт заработной платы приводит к утрате ее экономической значимости, ослабляет функции рынка труда по установлению стоимостных пропорций между трудом и капиталом, регулирования оборота рабочей силы между отраслями и регионами. Ввиду этого утрачивается зависимость спроса и предложения труда от динамики заработной платы.

В-шестых, институциональная  неустойчивость экономики и нестабильность рынка труда. В процессе перехода к рыночной экономики в России был разрушен привычный уклад  жизни членов домохозяйств, многие ее традиции и рутины.

Современный отечественный  рынок труда отличает увеличение масштабов неформальных форм - незарегистрированной занятости (15-17 % экономически активного населения). Россияне участвуют в неформальной экономике, главным образом, на условиях вторичной занятости. Нерегистрируемые трудовые отношения в сфере занятости связаны с неформальными институтами, регулирующими поведение работников и работодателей.

Неформальная экономика-фактор дополнительной (резервной) занятости, которую не может обеспечить по разным причинам официальная экономика. Существование  увеличивающегося разрыва между  официально регистрируемым количеством  безработных и их общей численностью подтверждает прогрессирующий уход в «тень» легальной составляющей рынка труда. Значительный разрыв между  регистрируемой безработицей и фактической  можно объяснить тем, что безработный  часто стоит перед выбором: иметь легальную занятость, но с крайне низкими доходами или иметь более высокие доходы, но лишиться социальных гарантий, перейдя в теневой сектор. Поэтому работники вынуждены делать выбор между теневым рынком труда и легальным с невысокой заработной платой.

В настоящее время российский  рынок труда, несмотря на государственное  регулирование, является наименее институционализированным в структуре современной отечественной экономики. Институциональные преобразование на российском рынке труда все еще находятся на начальном этапе, и задача государства состоит в ускорении целенаправленного процесса становления формальных институтов. Институциональные рамки рынка труда четко не определены, координация и взаимодействие отдельных его элементов не высоки, низка роль правового регулирования. Перспективы российской экономики во многом зависят от выбора модели занятости, применения эффективных методов регулирования с целью устранения сложившихся диспропорций. [1;49-54]

Институты рынка труда включают следующие типы:

  • институты определения и распределения прав собственности на услуги труда (нормы, традиции, ценности, определяющие трудовое поведение);
  • институты поиска контрагента (работы или работника) и сбора информации;
  • институты заключения контракта, ведения переговоров (профсоюзы);
  • институты контроля за соблюдением контрактов, защиты прав собственности (трудовая инспекция, трудовой арбитраж, профсоюзы);
  • институты, определяющие мобильность и трансакционные барьеры на рынке труда (нормы дискриминации, установки на территориальную мобильность);
  • институты внутрифирменного, административного распределения ресурсов (нормы и административные правила и процедуры функционирования внутреннего рынка труда);
  • институты государственного регулирования рынка труда, компенсирующие "провалы" рынка в сфере труда (службы занятости, системы страхования по безработице, органы контроля за условиями труда и т.д.).

В переходной экономике с развитием рыночных механизмов координации в сфере труда необходимо обеспечить ускорение процесса становления этих институтов рынка труда. Именно отсутствием институциональных структур, необходимых для полноценного функционирования рынка труда обусловлены его существенные особенности в переходной экономике, которые объективно требуют:

  • формирования рынка услуг по трудоустройству, т.е. по оказанию трансакционных услуг (коммерческие организации трудового посредничества, средства массовой информации и т.д.);
  • становления институтов, направленных на компенсацию "провалов" рынка в сфере труда (служба занятости, страхование по безработице);
  • становления институтов защиты прав собственности в трудовой сфере (трудовой арбитраж);
  • трансформации профсоюзов в институт проведения переговоров об условиях трудового контракта, занятости и заработной платы.

Глава 3. Регулирование  рынка труда

Политика регулирования  рынка труда предусматривает  достижение трех основных целей: стимулирование структурной перестройки и ускорение  процесса перераспределения высвобождаемых работников; наиболее быстрое вовлечение безработных в трудовую жизнь; предоставление работы каждому, кто ее ищет.

Регулирование рынка труда, проводимое государством, осуществляется в краткосрочном и долгосрочном периодах. Меры краткосрочного периода включают всевозможное стимулирование труда: увеличение государственных расходов на финансирование занятости в общественных работах; субсидирование новых рабочих мест; поддержание самозанятости населения.

Долгосрочные меры государства  предполагают увеличение гибкости рынка  труда. Это может быть достигнуто через систему определенных действий: переподготовку, переквалификацию работников; развитие всех видов информационной базы государственной и негосударственной служб занятости.

Наряду с государственными органами власти в осуществлении  политики занятости участвуют негосударственные органы и организации. К таковым следует отнести Российскую трехсторонюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений, функционирующую на постоянной основе. Эта комиссия функционирует на федеральном уровней способствуя обеспечению единой согласованной политики в области регулирования социально-трудовых отношений.

Аналогичные трех- и двухсторонние  комиссии создаются и в субъектах РФ, на отдельных территориях страны, что позволяет регулировать рынок труда на всех уровнях. [9;110-111]

3.1. Дисбаланс на рынке  труда

Дисбаланс на рынке труда  и диспропорция в подготовке кадров мешают развитию экономики страны. Нарушено соотношение кадровой потребности экономики и подготовки кадров системой профессионального образования. Специалистов с высшим профессиональным образованием вузы ежегодно выпускают в избытке, но многие из них не востребованы. Специалистов со средним профессиональным образованием также больше чем нужно. Но специалистов с начальным профессиональным образованием на предприятиях не хватает. Это - токари, фрезеровщики, сварщики и т.д. Выпускники школ неохотно идут в училища ввиду того, что рабочие профессии считаются непрестижными.

Институционализация государственно-общественной системы оценки качества профессионального образования предполагает разработку профессиональных стандартов путем кооперирования усилий общественных и образовательных структур на основе учета перспективных требований работодателей. Для оценки качества образовательных программ требуется участие ассоциаций работодателей в форме экспертизы на этапе их согласования и последующего проведения общественно-профессиональной аккредитации программ.

В целом мероприятия должны обеспечить решение проблемы дисбаланса подготовки кадров вследствие ориентации населения на реальные потребности экономики  и учет индивидуальных особенностей человека к профессиональной деятельности.

Одними из наиболее проблематичных участников рынка труда являются молодые специалисты - выпускники учреждений профессионального образования. Только половине их удается устроиться на работу, несмотря на то, что в стране проводится множество мероприятий в рамках реализации целевых программ содействия занятости населения.

Анализ состояния российского рынка труда и результатов мониторинга регистрируемой безработицы показывает, что в стране существует ряд ключевых проблем, касающихся востребованности выпускников учреждений профессионального образования на рынке труда. Самые острые из них - несбалансированность объемов и профилей подготовки специалистов с потребностями рынка труда, вследствие чего часть выпускников профессиональных учебных заведений рискуют получить уже не востребованные специальности; низкая конкурентоспособность молодежи, не имеющей опыта работы, в том числе качество подготовки выпускников системы профессионального образования не всегда соответствует современным требованиям работодателей; потребительский взгляд на кадры со стороны работодателей и их низкая мотивированность на вложение инвестиций в человеческий потенциал; слабая социальная ответственность бизнеса, который не желает тратить время и средства на подготовку и переподготовку новых кадров.

Не менее важным направлением модернизации профессионального образования становится повышение востребованности выпускников учреждений профессионального образования на российском рынке труда. Для этого необходимо; расширение целевой контрактной подготовки, т.е. активизация работодателей в части договорных отношений с учреждениями профессионального образования в целях подготовки квалифицированных кадров; совершенствование системы подготовки и переподготовки молодых специалистов (в том числе внутрифирменное обучение); создание центров содействия занятости выпускников при учебных заведениях всех уровней; повышение привлекательности рабочих мест и закрепление молодых кадров на предприятиях, в том числе путем отражения таких мер в коллективных договорах.

Развитие системы профессионального  образования не ограничивается данными направлениями. Требуется улучшение территориально-отраслевой организации ресурсов системы профессионального образования с ориентацией на перспективные потребности регионального рынка труда. [2;88-89]

 

 

 

3.2. Стабилизация современного  рынка труда

Устойчивое развитие России является главным приоритетом социальной политики и наиболее актуальным вопросом в ходе различных политических дебатов и дискуссий. Во многом оно зависит от функционирования социально-экономических систем, формирование которых началось в условиях глубокого кризиса, охватившего все стороны общественной жизни.

Информация о работе Институциональные аспекты рынка труда