Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 12:47, курсовая работа
Целью исследования данной курсовой работы является раскрытие темы «Институциональные аспекты рынка труда».
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
Рассмотреть факторы изменения институциональной системы рынка труда;
Проанализировать институциональную среду рынка труда;
Рассмотреть историческое становление российского рынка труда и особенности рынка труда современной экономики России. Рассмотреть процессы регулирования рынка труда.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Рынок труда в институциональной системе
Факторы изменения институциональной системы рынка труда……...4
Совместная деятельность институциональных элементов……………5
Институциональная среда рынка труда………………………………...6
Институциональные модели рынка труда в современном мире……...8
Глава 2. Рынок труда и его особенности в переходной экономике
2.1. Историческое становление российского рынка труда………………..10
2.2.Институциональные особенности рынка труда современной экономики России. ……………………………………………………………………….11
Глава 3. Регулирование рынка труда
3.1. Дисбаланс на рынке труда……………………………………………...19
3.2. Стабилизация современного рынка труда …………………………….21
Заключение………………………………………………………………………24
Список литературы……………………………………………………………..25
Эксперты ООН выделяют, по крайней мере, четыре основные институциональные модели рынка труда.
I.Японская модель характеризуется: а)ограниченной продолжительностью страхования по безработице (до 30 недель) и отсутствием национальной системы помощи безработным;
б) высокоцентрализованной системой установления заработной платы, формируемой в ходе весенних наступлений трудящихся (профсоюзы охватывают только 25% рабочих); в) пожизненной занятостью; г) высоким уровнем квалификации работников.
II. Для американской модели
характерны следующие основные
черты: а) относительно
III. Модель Европейского союза характеризуется следующими особенностями: а) относительно щедрой системой пособий по безработице. Они составляют 60−70% заработной платы низкоквалифицированного рабочего. Пособия предоставляются на срок в 12−30 месяцев; б) минимальная заработная плата установлена на уровне Европейского союза; в) степень участия работников в профсоюзах уменьшилась во всех европейских странах, особенно во Франции, Голландии, Испании и Великобритании, но еще остается высокой в Бельгии, Дании, Германии и Италии на уровне, близком к началу 70-х годов; г) трудовое законодательство выходит далеко за пределы обеспечения статуса равных возможностей. Регулируются рабочие часы, наем и увольнение; д) уровень квалификации значительно ниже, чем в Японии и США.
Европейская модель высоких пособий по безработице, регулирования занятости и заработной платы способствует высокому уровню зарегистрированных безработных и низкому уровню текучести рабочей силы. Эта модель имеет тенденцию к высокому уровню безработицы среди молодежи и женщин, а также долгосрочной безработицы.
IV. Скандинавская модель (Норвегия, Швеция и Финляндия) отличается: а) наиболее щедрыми условиями предоставления пособий по безработице; б) мощным профсоюзным движением; в) централизованной системой установления заработной платы через коллективные переговоры. Это особенно характерно для Швеции.
Государственное регулирование занятости не сводится только к страхованию по безработице, правилам закрытия предприятий и увольнения работников. Все большее значение приобретают такие направления деятельности государства в этой области, как подготовка и переподготовка кадров, субсидирование промышленности, организация необходимых общественных работ (например, совершенствование отраслей инфраструктуры, строительство дорог, тоннелей и т.д.), регулирование продолжительности трудовой деятельности, рабочей недели и рабочего дня.
Тем не менее, занятость регулируется не только государством, но и рынком. Поэтому неопределенность ситуации с занятостью сохраняется.
В России опыт регулирования рынка труда еще очень мал. В стране создана Федеральная служба трудоустройства и Государственный фонд занятости, основная часть средств которого расходуется на выплату пособий по безработице. Разрабатываются меры по созданию новых рабочих мест. В стране слабо развита сфера услуг, огромный дефицит рабочей силы существует в сельском хозяйстве, нуждается в дополнительном притоке рабочей силы производство предметов потребления. Однако переориентация потоков занятости является крайне сложным и болезненным процессом. Для реализации программ обучения и переобучения безработных требуются большие средства. Одним из важнейших направлений борьбы с безработицей является стимулирование развития мелкого частного предпринимательства.
Безработица, превышающая норму полной занятости, наносит огромный экономический и социальный ущерб. Недоиспользование части рабочей силы ведет к недопроизводству ВНП. В результате происходит разрыв между реально произведенным и потенциальным ВНП, который мог быть произведен при обеспечении полной занятости. Чем выше норма безработицы, тем больше разрыв между реально произведенным и потенциальным ВНП.
Американский экономист А. Оукен рассчитал отношение между нормой безработицы и потерей ВНП. Закон Оукена гласит: каждый процент, на который норма безработицы превышает норму полной занятости, оборачивается потерей ВНП на 2,5%. [7; 260-262]
Глава 2. Рынок труда и его особенности в переходной экономике
2.1. Историческое становление российского рынка труда
В процессе исторического становления современного нам российского рынка труда можно выделить два главных этапа.
Первый этап-1991-1998гг. - стал отражением глубокой трансформационной рецессии, растянувшейся почти на целое десятилетие и обусловившей сокращение занятости, рост открытой безработицы, снижение продолжительности рабочего времени, резкое падение реальной заработной платы. По числу занятых в России в этот период лидировал государственный сектор, на него приходилось 50 % всех работающих в народном хозяйстве, 17%-на предприятия смешанных форм собственности, 33%-частный сектор. В производственных отраслях удельный вес частных предприятий и занятых на них работников был ниже, чем в торговле и в сфере обслуживания.
Второй этап- 1999-2001 гг. - связан
с интенсивным экономическим
подъемом, сопровождающимся положительной
динамикой базовых индикаторов
рынка труда, а также макроэкономических
показателей в целом, развитием
частного сектора хозяйства. На
протяжении большей части переходного
периода российский рынок труда
регулировался
Несмотря на глубокий трансформационный кризис, российской экономике удалось избежать масштабного сокращения рабочей силы и занятости, которое наблюдалось во многих странах Центральной и Восточной Европы. Первоначальное падение уровня занятости с 67% до 53% сменилось последующим его восстановлением до 60%. Такая «нечувствительность» занятости от части была следствием распространения ее нестандартных форм, таких как: непостоянная (временная) занятость; неполная (неполный рабочий день) занятость; самозанятость; неформальная занятость, а также занятость населения в домашних хозяйствах. [1; 46-47]
2.2.Институциональные особенности рынка труда современной экономики России.
Современная ситуация в России
характеризуется значительными
диспропорциями в структуре занятости,
ставок заработной платы на рынке
труда и деформацией
Особенности транзитивного рынка труда в России.
В начале 2009 года по данным Росстата, 5,0 млн. человек или 6,6 % экономически активного населения классифицировались как безработные. В государственных учреждениях службы занятости населения в качестве безработных было зарегистрировано 1,5 млн. человек, в том числе 1,2 млн. человек получают пособия по безработице. Преобладающая часть занятого населения сосредоточена в организациях, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, привлекалось на условиях совместительства и по договорам гражданско-правового характера 2,0 млн. человек. Общее число замещенных рабочих мест для полной занятости работников в этих организациях, определенное как суммарное количество работников списочного состава, совместителей и работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера, в 2008 г. составило 39,6 млн. и было больше, чем в 2007 г. на 0,5 млн. человек или на 1,4 %.
По данным исследований,
в стране сложился высокий «естественный»
уровень безработицы, превышающий 5
% от общего количества экономически активного
населения. В настоящее время
в условиях мирового финансового
и экономического кризиса даже развитые
экономики стран Еврозоны и США
имеют высокий уровень
Изменение распределения рабочей силы по секторам экономики.
Значительными потребителями
рабочей силы в современных условиях
стал частный сектор экономики. Относительно
широкое распространение
Появление мигрантов на рынке труда.
На отечественном рынке труда ежегодно появляется более 2 млн. беженцев и вынужденных переселенцев, нуждающихся в трудоустройстве.
Неэффективное использование трудового потенциала общества.
Трудовой потенциал
Дифференциация занятости по территориальному принципу.
Уровень безработицы в России различается до 10 раз в экономически развитых и депрессивных (дотационных) регионах. Такое различие в уровне безработицы по регионам объясняется степенью деловой активности, сохранившимися у населения традициями и навыками самостоятельного хозяйствования, в том числе и на земле. В некоторых регионах страны ситуация с безработицей очень серьезная, поскольку необходимые вакансии просто отсутствуют.
Формирование занятости
так называемого «
В России в последние восемь лет наблюдается темп роста зарплат, превышающий рост экономики в целом. В 2007 г. зарплатоемкость валового внутреннего продукта выросла в России на 1,5% и составила, по некоторым данным 34,8%. Повышение зарплат в России осуществляется благодаря высоким ценам на сырье. Благоприятная ценовая конъюнктура позволяет увеличивать зарплаты без адекватного роста производительности труда. В результате, предложение товаров внутри нашей страны не успевает за потребительским спросом, что и проявляется в высоких показателях инфляции. Тем не менее, основная проблема рынка труда России заключается не столько в безработице, сколько в низких в сравнении с Западной Европой зарплатах и плохих (небезопасных) условиях труда.
Низкий уровень пособий по безработице также выступает отличительной чертой российского рынка труда. Пособие по безработице составляет от 720 руб. до 2800 руб., в зависимости от того, сколько человек получал раньше и сколько времени он искал работу. При этом средний уровень выплат -1900 руб. Прожиточный минимум варьируется по регионам, но, как правило, в несколько раз выше выплачиваемых пособий. В связи с этим огромное количество людей вынуждено соглашаться на работу в плохих условиях, за низкую зарплату, без каких-либо социальных гарантий.
Расширение теневой занятости в экономике. В России сформирован и успешно функционирует значительный сектор экономики (около 40% производимого ВВП), однако он достаточно нестабилен, криминализирован и поэтому для законопослушных граждан малопривлекателен. Процесс размывания границ между официальной и теневой занятостью продолжается: как следствие - сохраняются существенные различия между общей реальной численностью и официально регистрируемой численностью безработных.
Высокий уровень монополизации рынка труда. Финансово-банковская, торгово-посредническая, и, в первую очередь, сфера государственного управления представляют сложившийся сегмент рынка труда, который характеризуется высоким уровнем монополизации (труднодоступности этих рабочих мест) вследствие высоких требований к квалификации работников и высокого уровня заработной платы. Занятым работникам из малооплачиваемого бюджетного сектора проникнуть сюда трудно, в большинстве случаев невозможно. [1; 47-49]
В развитии российского рынка
труда имеются некоторые