Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2015 в 11:51, курсовая работа
Учитывая важность и значимость проблемы интеллектуальной собственности и степень её теоретической разработанности, в качестве основной цели курсовой работы выдвинуто исследование экономической роли интеллектуального капитала, который функционирует в условиях современного общества, а также особенностей механизма его воспроизводства и вовлечения в хозяйственный оборот. Реализация этой цели потребовала решения следующих задач:
рассмотреть основные теоретико-методологические концепции исследования интеллектуальной собственности и на этой основе уточнить определение сущности, а также охарактеризовать современное ее содержание;
Введение 3
1. Интеллектуальный капитал 6
1.1.Понятие, функции и сущность интеллектуального капитала и его составные части 6
1.2. Функции и особенности интеллектуального капитала 10
1.3. Эволюция интеллектуального капитала 13
2. Методы оценки интеллектуального капитала организации 16
3. Основные модели и теории интеллектуального капитала 22
3.1 Модель Эдвинссона Skandia Value Scheme 23
3.2. Модель Свейби The intangible assets monitor 24
3.3. Трехлистная модель FiMIAM 26
4. Проблемы функционирования интеллектуальной собственности в России 27
Заключение 33
Библиографический список
Интеллектуальный капитал осуществляет завершенный процесс движения, формируя, дополняя, реализуя себя как систему. Значительная часть цикла движения интеллектуального капитала связана с расходованием инвестиционных средств, но отдача происходит не сразу. Только на стадиях материализации капитала, определяемых функционированием маркетинг систем, создаются возможности окупаемости затрат и получения прибыли. Кроме того он связан с качественными свойствами рабочей силы. Для рождения интеллектуального капитала недостаточно одного творческого потенциала. Базой его формирования являются следующие характеристики рабочей силы: природные качества (здоровье, психофизиологическая устойчивость), соответствующее воспитание, давшее индивиду возможность и желание упорно, дисциплинированно трудиться, систематически работая над собой; профессиональная подготовка, квалификационный уровень, сочетающийся с неуклонной работой над его повышением, поиск новых решений, постоянное повышение культурного уровня расширяющее горизонт знаний и мышления; чувство хозяина. В целом это формирует определенный творческий креативный менталитет, являющийся неотъемлемой движущей частью интеллектуального капитала. Это система характеристик, которые определяют способность человека, то есть качество рабочей силы индивидуума, совокупного работника предприятия, фирмы корпорации, страны, проявляющееся в процессе труда, который создает товар, услуги, прибавочный продукт в целях их воспроизводства на основе персонифицированного экономического интереса каждого субъекта, их совокупности.
Интеллектуальным капиталом в современных условиях могут обладать люди любых профессий, которые способны к творческому мышлению, так как их капиталом становится способность к неординарным поступкам и действиям. Но посвятить себя научной или какой-либо другой интеллектуальной деятельности они решают только тогда, когда могут ожидать от этого выгоды, как денежной, так и морально-психологической, которая превосходит выгоды простых носителей рабочей силы. Носителями интеллектуального капитала можно назвать профессионалов, наделенных уникальными и трудно заменимыми способностями, значимость которых для общества лучше всего оценивается в условиях рынка.
Также важен факт, что интеллектуальный капитал как экономическая категория может существовать только в рыночной экономике, в условиях рынка, как и другие формы капитала, когда способность к труду является товаром, который приносит не только стоимость, но и прибавочную стоимость. Рынок платит за то, что обладает ценностью. Именно в рыночном обществе неравенство людей в их интеллектуальных способностях наиболее привлекает внимание. Разрыв между тем, что на самом деле представляет собой человек и его имеющиеся успехи, с одной стороны, и тем, что он думает о своих возможностях и достижениях, с другой стороны, безжалостно обнажается.
Дж. Гэлбрейт отмечал: "Доллар, вложенный в интеллект человека, часто приносит больший прирост национального дохода, чем доллар, вложенный в железные дороги, плотины, машины и другие капитальные блага. Образование становится высокопроизводительной формой капитальных вложений".[2, с.214]
1.2. Функции и особенности интеллектуального капитала
Сущность любой экономической категории проявляется через функции. Все функции являются производными от сущности, которую они выражают, и показывают, каким образом реализуется общественное значение этой экономической категории. Поэтому основными функциями интеллектуального капитала являются:
Характеризуя понятие "интеллектуальный капитал", необходимо выделить следующие особенности данной категории[15, с.47]:
Вместе с тем любое предприятие - часть органической системы общества. Через предприятие осуществляется воспроизводство общества, но одновременно общество - основа воспроизводства предприятия. Это двуединые субъекты, все элементы которых взаимодействуют, причем данный процесс противоречив и требует выявления равновесия, условий и срока его действия.
Особая форма проявления результата воспроизводства интеллектуального капитала есть общество, а так же характеристика эффективности осуществления данного процесса, то есть интеллектуальный потенциал общества.
А.Ф. Мартынов определял понятие интеллектуальный потенциал общества как совокупную способность общества к освоению и осмыслению мира, накопленный им объем научной и культурной информации, системы производства, передачи знаний, а также соответствующую совокупность рабочей силы, способную принимать, перерабатывать, использовать, воспроизводить и передавать информацию.[19, с. 5-35]
Интеллектуальный потенциал конкретных людей и нации в целом определяет место, которое занимает государство в мировых экономических отношениях, его вес и конкурентоспособность.
В современных условиях интеллектуальный капитал состоит из индивидуального интеллектуального капитала, формируемого в рамках отдельных производственных единиц, единство которого на макроуровне представляет собой совокупный интеллектуальный капитал.
С точки зрения технологической совокупности, интеллектуальный капитал нации представляет собой создание обществом определенных материально-технических условий для формирования и развития производительных способностей людей. На развитие совокупного интеллектуального капитала страны непосредственно влияют такие факторы, как затраты на образование, науку, культуру, здравоохранение, охрану окружающей среды, улучшение условий труда, инвестиции в производство и сферу сбыта.[4]
Для существования интеллектуальный капитал должен осуществлять непрерывное движение и развитие.
В несколько ином ракурсе характеризует мыслительный багаж общества понятие "интеллектуальная культура". Представляется, что здесь на первый план выходит качество потенциала, способ получения знаний, их связь с эстетическими и нравственными принципами. Говоря об интеллектуальной культуре, нужно иметь в виду характер и стиль мышления, предполагая, что он связан с духовным климатом общества.[4]
В экономической социологии существует интегративное понятие экономической культуры, под которой понимается совокупность профессиональных знаний и навыков, хозяйственных нравов и обычаев, норм и ценностей данного сообщества, необходимых для выполнения людьми своих общественно значимых экономических ролей.[15]
Проблемы нравственности особо остро стоят в нашем еще не в полной мере организованном обществе. Правовой вакуум, а так же слабость государственных институтов, которые призванны охранять законность, оставляют за любым экономическим субъектом свободу нравственного выбора.
Развитие экономической системы, то есть разрешение противоречий, обусловленных вероятностной духовной природой интеллектуальной деятельности человека, прямо зависит от движения интеллектуального капитала. Интеллектуальный капитал выступает как управляющая система для экономической системы.[4]
Интеллектуальный капитал представляет собой социально-экономическую систему, которая характеризуется специфическими свойствами, обусловленными духовной природой его факторов. Основа интеллектуального капитала - способность к труду, на определенном этапе своего развития позволяющая устойчиво создавать избыточную прибавочную стоимость.
Личность работника и уникальность его свойств становится показателем качественного развития способности к труду как основы интеллектуального капитала.
1.3. Эволюция интеллектуального капитала
Интеллектуальный капитал - это экономические отношения по поводу воспроизводства и отчуждения результатов интеллектуальной деятельности между носителями интеллектуальных способностей, принимающих форму интеллектуальной собственности, и ее потенциальными потребителями.[13]
В условиях современной экономики учет интеллектуального капитала компании является необходимым элементом ее успешного функционирования. Интеллектуальный капитал подразделяют на следующие элементы:
Каждое государство в XXI веке должно уделять огромное внимание роли интеллектуального капитала в обеспечении эффективности экономической системы. Следовательно, не меньшее внимание должно уделяться каждому отдельно взятому гражданину (человеческому капиталу). Известно, что всё, что нас окружает – есть материальное выражение человеческого капитала (интеллекта). Не секрет, что в основном открытия делались одним человеком, а не командой, из этого можно сделать вывод, что общество должно нацеливаться на развитие каждой единицы, которую включает в себя, а не развивать себя только как целое. В наше время это особенно актуально, потому что нашей планете грозит перенаселение. Таким образом, количество должно перейти в качество.
Согласно данным Всемирного банка, инвестиции в человеческий капитал дают отдачу в 5-6 раз больше, чем в материальное производство. Физическим капиталом обусловлено 15-16% экономического роста, около 20% – природным и 65% – связано с человеческим и социальным капиталом. Поэтому приоритетными направлениями государственной политики развитых стран являются вопросы роста интеллектуального потенциала, наращивания объема разработок и внедрения высоких технологий, развивающих научный потенциал нации.[5, с.120]
Интеллектуальное богатство России по стоимости только учтенных объектов интеллектуальной собственности оценивается на сумму более 11 трлн. руб. Сейчас в стране только 15% взрослого населения имеет законченное высшее образование. Однако для того, чтобы совершить переход к экономике, основанной на знаниях, число работников с высшим образованием должно составлять от 60 до 90%. [16, с.8]
Согласно экспертным оценкам, численность трудоспособного населения в России сильно снизится в ближайшие 20 лет. Это станет следствием выхода за пределы трудоспособного возраста и высокой смертности, оно сократится на 50 млн. человек. Молодежь, которая вступает в трудоспособный возраст в 2010-2025 гг., сможет возместить потерю рабочей силы лишь наполовину.
Более половины безработных граждан имеют профессиональное образование, из них около 2 млн. или 75% – начальное и среднее профессиональное образование.[16, с.10]
Что касаемо образования и развития, давно уже стало понятно, что к каждому человеку необходимо иметь свой подход – это с одной стороны, а с другой, группы, успешно поддающиеся управлению, должны состоять не более чем из 15 человек. Следовательно преподаватели, менеджеры, а особенно, воспитатели и мамы (потому что у человека мозг активно развивается в детском возрасте, а от этого зависит и развитие интеллекта) должны иметь педагогико-психологическое образование. Это не говорит, что у всех должен быть диплом, но как минимум знать и уметь применять такого рода навыки они должны, так как зачастую мы можем наблюдать “некомпетентных” мам, менеджеров, директоров и т.д.
Относительно интеллектуальной собственности в государстве можно сказать, что сегодня рынок интеллектуальной собственности примерно на 80% контролируется тремя странами – США, Германией и Японией. В России научно-техническое вооружение не только устарело морально, но и физически (от 70 до 90%). Но из данной ситуации есть выходы. Например: пригласить иностранные фирмы производить на территории РФ свою продукцию, то есть будет происходить техническое образование наших рабочих. Рабочие, в свою очередь, усовершенствуют иностранные технологии, которые в последствии будут функционировать на наших отечественных заводах. Другим вариантом может считаться пример Японии, когда она скупала патенты и производила самую новую и самую лучшую продукцию. Сейчас у России достаточно для этого ресурсов. Но существуют проблемы и в управлении - распределение прибыли между рабочими и начальниками. Рабочие не заинтересованы производить больше и качественнее, что в основном касается государственных организаций. Необходимо, чтобы законодательно зарплата начальников зависела от зарплаты рабочих, т.е. простимулировать и их работу, так как именно от качества управления зависит развитие заводов, фабрик и др. [21]