Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2015 в 11:51, курсовая работа
Учитывая важность и значимость проблемы интеллектуальной собственности и степень её теоретической разработанности, в качестве основной цели курсовой работы выдвинуто исследование экономической роли интеллектуального капитала, который функционирует в условиях современного общества, а также особенностей механизма его воспроизводства и вовлечения в хозяйственный оборот. Реализация этой цели потребовала решения следующих задач:
рассмотреть основные теоретико-методологические концепции исследования интеллектуальной собственности и на этой основе уточнить определение сущности, а также охарактеризовать современное ее содержание;
Введение 3
1. Интеллектуальный капитал 6
1.1.Понятие, функции и сущность интеллектуального капитала и его составные части 6
1.2. Функции и особенности интеллектуального капитала 10
1.3. Эволюция интеллектуального капитала 13
2. Методы оценки интеллектуального капитала организации 16
3. Основные модели и теории интеллектуального капитала 22
3.1 Модель Эдвинссона Skandia Value Scheme 23
3.2. Модель Свейби The intangible assets monitor 24
3.3. Трехлистная модель FiMIAM 26
4. Проблемы функционирования интеллектуальной собственности в России 27
Заключение 33
Библиографический список
Стоит отметить, любому государству, чтобы поднять экономический и интеллектуальный уровень, необходимо через средства массовой информации проводить общенациональную идею развития, борьбы за лучшую жизнь и т.д., ярким примером такой политики является Китай.
Ежегодно число лицензионных договоров о передаче прав на использование изобретений составляет лишь 1 % от числа действующих патентов. В странах с рыночной экономикой этот показатель в 30-40 раз больше. По этому, специалисты характеризуют рынок интеллектуальной собственности в России как зарождающийся.
Для развития интеллектуального капитала, как в России, так и в любой другой стране, необходимы коренные изменения во всех областях - от законодательной до социально-культурной.
2. Методы оценки интеллектуального капитала организации
В промышленно развитых странах наступление нового тысячелетия совпадает с началом периода серьезных социальных изменений, которые стимулируют внимание к более эффективному управлению интеллектуальными ресурсами в экономике и управлению знаниями. Проанализировав социальные предпосылки, можно сделать вывод о закономерности появления концепции управления знаниями. Постепенно происходит смена акцентов с материального производства к инновационным технологиям, производству информации и знаний.
Развитие организационного управления в направлении повышения эффективности функционирования организации, а так же ситуативной адекватности в условиях неопределенности и рационального использования ресурсов (материальных и интеллектуальных) связывают с понятием организационного знания. Знания - это один из активов компании. Знания не рождаются сами по себе, они появляются в результате изменения одних элементов информационного пространства в другие.
Знания должны приносить прибыль организации, то есть работать. Такие знания становятся интеллектуальным капиталом. Кроме того необходимо обеспечить эффективное управление знаниями, которое включает в себя совершенно разные составляющие:
Управление знаниями это один из эффективных путей роста интеллектуальных активов компании и повышения ее конкурентоспособности. Экономическая оценка интеллектуальных активов должна строиться с учетом знания как экономического фактора. Экономика основывается на знаниях, но не на расширяющемся потреблении природных ресурсов. Рынок не возобновляемых природных ресурсов имеет свойство иссякать, основная масса капитала и главные стратегические ожидания мирового бизнеса перешли в сторону ресурсов неиссякаемых. Лидерами становятся компании, которые предлагают высокотехнологичные продукты на основе эксклюзивных разработок. Преобладает стремление превратить изобретения и открытия в интеллектуальную собственность, а затем интеллектуальную собственность в капитал.
Для большинства топ-менеджеров совершенно очевидно, что рынок высокотехнологичной продукции в данный момент уже стал самым престижным и самым дорогим, но и самым перспективным, потому что интеллектуальные ресурсы не только неисчерпаемы, но они быстро наращиваемы при умелом обращении. Поэтому центр тяжести интересов большого бизнеса в ведущих странах мира уже около двадцати лет назад переместился в эту сферу.
Экономика России проходит новый этап после пятнадцатилетней реформаторской деятельности. Есть основания ожидать, что на данном этапе усилия будут ориентированы на восстановление науки и производства, а в дальнейшем - на развитие наукоемких технологий и расширение экспорта наукоемкой продукции, основную роль в которых играет не материальный и финансовый капитал, а капитал интеллектуальный. Рассмотрим это понятие.
Содержание понятий интеллект, знание, процесс познания, нематериальная сфера жизни общества и др. изучались учеными на протяжении длительного времени. Однако с позиций экономики эти вопросы начали рассматриваться совсем недавно. В настоящее время исследование процесса создания, сохранения, представления и преобразования знаний с целью извлечения прибыли от их использования привлекают внимание не только ученых, но и экономистов-практиков.[6., Гл.2, с.210]
Понятие интеллектуального капитала ввел в научный оборот Дж. Гэлбрейт, употребивший этот термин в письме экономисту М. Калека в 1969 г. Первым, кто подробно обосновал этот термин, был Т. Стюарт. В статье, вышедшей в 1991 г. Сила интеллекта: как интеллектуальный капитал становится наиболее ценным активом Америки, он определил интеллектуальный капитал как сумму всего того, что знают работники компании и что дает конкурентное преимущество компании на рынке. В дальнейшем понятие интеллектуального капитала дополняли и уточняли другие авторы [11, с.12].
Л. Эдвинсон из компании Scandia определил интеллектуальный капитал как знание, конвертируемое в стоимость. В определении Л. Прусака из компании IBM, интеллектуальный капитал это интеллектуальный материал, который обрабатывается и используется для увеличения стоимости активов компании. Свой вклад в развитие понятия интеллектуального капитала внесли японские авторы, в частности, И. Нонака и Х. Такеучи. В их интерпретации внимание акцентируется на создании нового знания, инновационного процесса с использованием, так называемых тацитных, то есть неявных, знаний.[12, с. 20]
Одним из первых отечественных исследователей, рассматривающих проблему интеллектуального капитала, стал B.C. Ефремов, который определил, что интеллектуальный капитал - это знания, которыми располагает организация, выраженные в ясной, недвусмысленной и легко передаваемой форме, например, в форме программного обеспечения [7., с. 340].
Для извлечения стоимости из интеллектуального капитала организациям нужно управлять информационными потоками между капиталами различного вида, составляющими интеллектуальный капитал. Следовательно, управление взаимосвязями, знаниями и другими информационными потоками между тремя видами капитала это и есть управление интеллектуальным капиталом компании.
Ставя интеллектуальны капитал в одном ряду с другими факторами производства, возникает проблема его оценки.
Традиционные методы экономических оценок и измерений, которые базируются на принципах бухгалтерского учета, перестали соответствовать условиям сегодняшнего дня. Например, традиционная бухгалтерская практика трактует торговую марку как нематериальный актив, который в процессе своего использования теряет свою стоимость и переносит частями свою стоимость на производимый продукт. Вследствие этого, нематериальные активы учитываются по тем же правилам, что и материальные. В то же самое время, торговая марка (бренд) в процессе эксплуатации не только не теряют своей стоимости, но и часто ее наращивают.
Такие исследователи экономики, как Л. Эдвинссон, М. Мэлоун, К. Свейби, Т. Стюарт, Э. Брукинг и другие, разработали ряд методов для оценки интеллектуального капитала. Вопрос оценки интеллектуального капитала решается в работах Д. Нортона, Р. Каплана и ряда других авторов, разрабатывающих вопросы сбалансированной системы показателей.
Существует более 20 методов оценки интеллектуального капитала, но их можно отнести к четырем основным группам[14, с. 234]:
1) Методы прямого измерения интеллектуального капитала (Direct Intellectual Capital methods DIC) основываются на идентификации и оценке в денежных величинах отдельных активов или ее компонентов, после чего выводится интегральная оценка интеллектуального капитала компании.
2) Методы рыночной капитализации (Market Capitalization Methods MCM), когда вычисляется разность между рыночной капитализацией компании и собственным капиталом ее акционеров. Полученная величина рассматривается как стоимость ее интеллектуального капитала или нематериальных активов. К этой группе относится, например, коэффициент Тобина.
3) Методы отдачи на активы (Return on Assets methods ROA). Отношение среднего дохода компании до вычета налогов за некоторый период к материальным активам компании - ROA компании - сравнивается с аналогичным показателем для отрасли в целом. Чтобы вычислить средний дополнительный доход от интеллектуального капитала, полученную разность умножают на материальные активы компании. Далее путем прямой капитализации или дисконтирования получаемого денежного потока можно определить стоимость интеллектуального капитала компании. В качестве примера можно привести такой метод, как экономическая добавленная стоимость
4) Методы подсчета очков (Scorecard Methods SC). Идентифицируются различные компоненты нематериальных активов или интеллектуального капитала, генерируются и докладываются индикаторы и индексы в виде подсчета очков или как графы. Применение SC-методов не предполагает получения денежной оценки интеллектуального капитала. Эти методы подобны методам диагностической информационной системы. Сюда относится широко известная сбалансированная система показателей.
Методы типов ROA и МСМ, которые предлагают денежные оценки, полезны в случае слиянии компаний, а так же в ситуациях купли-продажи бизнеса. Они используются для сравнения компаний в пределах одной отрасли и для иллюстрации финансовой стоимости нематериальных активов. Кроме того, данные методы основываются на сложившихся правилах учета. Их недостатки состоят в том, что они бесполезны для некоммерческих организаций, внутренних отделов и организаций общественного сектора.
Преимущества DIC и SC методов заключаются в том, что они применяются на любом уровне организации. Эти методы работают ближе к событию, поэтому получаемое сообщение может быть более точным, чем чисто финансовые измерения. Они также полезны для некоммерческих организаций, внутренних отделов и организаций общественного сектора и др. А их недостатки заключаются в том, что индикаторы являются контекстными и должны быть настроены для каждой организации и определенной цели. Кроме того, методы новы и нелегко принимаются обществом и менеджерами, привыкшими рассматривать все с финансовой точки зрения. А комплексные подходы порождают большие массивы данных, трудно анализируемых и связываемых.
Цели оценки интеллектуального капитала[13]:
Анализ показывает, что различные методы оценки интеллектуального капитала не противоречат друг другу. Ни один из методов оценки не удовлетворяет сразу всем возможным целям. Следовательно наиболее эффективна объединение нескольких методов, в зависимости от ситуации и целей, а так же возможностей организации.
Практика западных компаний, которые применяют разработанные методики оценки интеллектуального капитала, выявила, что нематериальная составляющая гораздо более неустойчив к факторам, влияющим на бизнес. При анализе компании с точки зрения интеллектуального капитала можно спрогнозировать и предупредить серьезный материальный кризис.
Подводя итог всего вышесказанного, следует отметить, что исследование такого направления экономики, как интеллектуальный капитал, весьма актуально для нашей страны. А в условиях рыночной экономики грамотное управление именно этой конкретной составляющей компании может повысить эффективность бизнеса и обеспечить отрыв от конкурентов.
3. Основные модели
и теории интеллектуального
Различные модели и теории интеллектуального капитала представляют собой интеграцию практики управления факторами стоимости в конкретных компаниях, это сейчас признается не только исследователями, но и практиками. Поэтому каждая модель уникальна и отражает специфику своей компании. Притом, накопление опыта и знаний об интеллектуальном капитале к началу текущего десятилетия позволило определить общие подходы, а так же выработать более или менее единую структуризацию интеллектуальных активов компаний. Практически все исследователи этого вопроса и менеджеры выделяют три составляющих интеллектуального капитала[18, с.1]:
3.1. Модель Эдвинссона Skandia Value Scheme
Каждая модель интеллектуального капитала по-своему обосновывает выделение элементов и взаимоотношения между ними. Структура интеллектуального капитала в одной из наиболее известных моделей Skandia Value Scheme, разработанной Л. Эдвинссоном для шведской страховой компании Skandia, представлена в приложении 1. Данная компания в 1995 г. впервые включила в свой годовой отчет раздел об интеллектуальном капитале, положив начало новой практике содержания годовых отчетов компаний.[23]
В приведенной схеме человеческий капитал рассматривается как компетенция и способности персонала компании. Эта часть интеллектуального капитала покидает компанию вместе с работниками после окончания рабочего дня. Структурный капитал это то, что остается в компании и после окончания рабочего дня и ухода работников. Он делится на клиентский и организационный капитал. Клиентский капитал представляет собой ценность, которая заключена в отношениях с клиентами. Организационный капитал делится на инновационный и процессный капитал. Инновационный капитал состоит в основном из законных прав, то есть патентов, лицензионных соглашений, а также из того, чему трудно дать точное определение, но что в большой степени определяет стоимость компании - идеи, торговые марки. Процессный капитал это инфраструктура компании (информационные технологии, рабочие процессы и т.д.).[18, с.352]