Интеллектуальный капитал, его формы и развитие. Проблемы функционирования интеллектуальной собственности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2015 в 11:51, курсовая работа

Краткое описание

Учитывая важность и значимость проблемы интеллектуальной собственности и степень её теоретической разработанности, в качестве основной цели курсовой работы выдвинуто исследование экономической роли интеллектуального капитала, который функционирует в условиях современного общества, а также особенностей механизма его воспроизводства и вовлечения в хозяйственный оборот. Реализация этой цели потребовала решения следующих задач:
рассмотреть основные теоретико-методологические концепции исследования интеллектуальной собственности и на этой основе уточнить определение сущности, а также охарактеризовать современное ее содержание;

Содержание

Введение 3
1. Интеллектуальный капитал 6
1.1.Понятие, функции и сущность интеллектуального капитала и его составные части 6
1.2. Функции и особенности интеллектуального капитала 10
1.3. Эволюция интеллектуального капитала 13
2. Методы оценки интеллектуального капитала организации 16
3. Основные модели и теории интеллектуального капитала 22
3.1 Модель Эдвинссона Skandia Value Scheme 23
3.2. Модель Свейби The intangible assets monitor 24
3.3. Трехлистная модель FiMIAM 26
4. Проблемы функционирования интеллектуальной собственности в России 27
Заключение 33
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 126.33 Кб (Скачать файл)

Стоит отметить, любому государству, чтобы поднять экономический и интеллектуальный уровень, необходимо через средства массовой информации проводить общенациональную идею развития, борьбы за лучшую жизнь и т.д., ярким примером такой политики является Китай.

Ежегодно число лицензионных договоров о передаче прав на использование изобретений составляет лишь 1 % от числа действующих патентов. В странах с рыночной экономикой этот показатель в 30-40 раз больше. По этому, специалисты характеризуют рынок интеллектуальной собственности в России как зарождающийся.

Для развития интеллектуального капитала, как в России, так и в любой другой стране, необходимы коренные изменения во всех областях -  от законодательной до социально-культурной.

 

2. Методы оценки интеллектуального капитала организации

В промышленно развитых странах наступление нового тысячелетия совпадает с началом периода серьезных социальных изменений, которые стимулируют внимание к более эффективному управлению интеллектуальными ресурсами в экономике и управлению знаниями. Проанализировав социальные предпосылки, можно сделать вывод о закономерности появления концепции управления знаниями. Постепенно происходит смена акцентов с материального производства к инновационным технологиям, производству информации и знаний.

Развитие организационного управления в направлении повышения эффективности функционирования организации, а так же ситуативной адекватности в условиях неопределенности и рационального использования ресурсов (материальных и интеллектуальных) связывают с понятием организационного знания. Знания - это один из активов компании. Знания не рождаются сами по себе, они появляются в результате изменения одних элементов информационного пространства в другие.

Знания должны приносить прибыль организации, то есть работать. Такие знания становятся интеллектуальным капиталом. Кроме того необходимо обеспечить эффективное управление знаниями, которое включает в себя совершенно разные составляющие:

  • структуризацию знаний в компании;
  • обучение;
  • обмен знаниями;
  • управление внутренними и внешними потоками информации;
  • совместную работу в сообществах.

Управление знаниями это один из эффективных путей роста интеллектуальных активов компании и повышения ее конкурентоспособности. Экономическая оценка интеллектуальных активов должна строиться с учетом знания как экономического фактора. Экономика основывается на знаниях, но не на расширяющемся потреблении природных ресурсов. Рынок не возобновляемых природных ресурсов имеет свойство иссякать, основная масса капитала и главные стратегические ожидания мирового бизнеса перешли в сторону ресурсов неиссякаемых. Лидерами становятся компании, которые предлагают высокотехнологичные продукты на основе эксклюзивных разработок. Преобладает стремление превратить изобретения и открытия в интеллектуальную собственность, а затем интеллектуальную собственность в капитал.

Для большинства топ-менеджеров совершенно очевидно, что рынок высокотехнологичной продукции в данный момент уже стал самым престижным и самым дорогим, но и самым перспективным, потому что интеллектуальные ресурсы не только неисчерпаемы, но они быстро наращиваемы при умелом обращении. Поэтому центр тяжести интересов большого бизнеса в ведущих странах мира уже около двадцати лет назад переместился в эту сферу.

Экономика России проходит новый этап после пятнадцатилетней реформаторской деятельности. Есть основания ожидать, что на данном этапе усилия будут ориентированы на восстановление науки и производства, а в дальнейшем - на развитие наукоемких технологий и расширение экспорта наукоемкой продукции, основную роль в которых играет не материальный и финансовый капитал, а капитал интеллектуальный. Рассмотрим это понятие.

Содержание понятий интеллект, знание, процесс познания, нематериальная сфера жизни общества и др. изучались учеными на протяжении длительного времени. Однако с позиций экономики эти вопросы начали рассматриваться совсем недавно. В настоящее время исследование процесса создания, сохранения, представления и преобразования знаний с целью извлечения прибыли от их использования привлекают внимание не только ученых, но и экономистов-практиков.[6., Гл.2, с.210]

Понятие интеллектуального капитала ввел в научный оборот Дж. Гэлбрейт, употребивший этот термин в письме экономисту М. Калека в 1969 г. Первым, кто подробно обосновал этот термин, был Т. Стюарт. В статье, вышедшей в 1991 г. Сила интеллекта: как интеллектуальный капитал становится наиболее ценным активом Америки, он определил интеллектуальный капитал как сумму всего того, что знают работники компании и что дает конкурентное преимущество компании на рынке. В дальнейшем понятие интеллектуального капитала дополняли и уточняли другие авторы [11, с.12].

Л. Эдвинсон из компании Scandia определил интеллектуальный капитал как знание, конвертируемое в стоимость. В определении Л. Прусака из компании IBM, интеллектуальный капитал это интеллектуальный материал, который обрабатывается и используется для увеличения стоимости активов компании. Свой вклад в развитие понятия интеллектуального капитала внесли японские авторы, в частности, И. Нонака и Х. Такеучи. В их интерпретации внимание акцентируется на создании нового знания, инновационного процесса с использованием, так называемых тацитных, то есть неявных, знаний.[12, с. 20]

Одним из первых отечественных исследователей, рассматривающих проблему интеллектуального капитала, стал B.C. Ефремов, который определил, что интеллектуальный капитал - это знания, которыми располагает организация, выраженные в ясной, недвусмысленной и легко передаваемой форме, например, в форме программного обеспечения [7., с. 340].

Для извлечения стоимости из интеллектуального капитала организациям нужно управлять информационными потоками между капиталами различного вида, составляющими интеллектуальный капитал. Следовательно, управление взаимосвязями, знаниями и другими информационными потоками между тремя видами капитала это и есть управление интеллектуальным капиталом компании.

Ставя интеллектуальны капитал в одном ряду с другими факторами производства, возникает проблема его оценки.

Традиционные методы экономических оценок и измерений, которые базируются на принципах бухгалтерского учета, перестали соответствовать условиям сегодняшнего дня. Например, традиционная бухгалтерская практика трактует торговую марку как нематериальный актив, который в процессе своего использования теряет свою стоимость и переносит частями свою стоимость на производимый продукт. Вследствие этого, нематериальные активы учитываются по тем же правилам, что и материальные. В то же самое время, торговая марка (бренд) в процессе эксплуатации не только не теряют своей стоимости, но и часто ее наращивают.

Такие исследователи экономики, как Л. Эдвинссон, М. Мэлоун, К. Свейби, Т. Стюарт, Э. Брукинг и другие, разработали ряд методов для оценки интеллектуального капитала. Вопрос оценки интеллектуального капитала решается в работах Д. Нортона, Р. Каплана и ряда других авторов, разрабатывающих вопросы сбалансированной системы показателей.

Существует более 20 методов оценки интеллектуального капитала, но их можно отнести к четырем основным группам[14, с. 234]:

1) Методы прямого измерения  интеллектуального капитала (Direct Intellectual Capital methods DIC) основываются на идентификации и оценке в денежных величинах отдельных активов или ее компонентов, после чего выводится интегральная оценка интеллектуального капитала компании.

2) Методы рыночной капитализации (Market Capitalization Methods MCM), когда вычисляется разность между рыночной капитализацией компании и собственным капиталом ее акционеров. Полученная величина рассматривается как стоимость ее интеллектуального капитала или нематериальных активов. К этой группе относится, например, коэффициент Тобина.

3) Методы отдачи на  активы (Return on Assets methods ROA). Отношение среднего дохода компании до вычета налогов за некоторый период к материальным активам компании - ROA компании - сравнивается с аналогичным показателем для отрасли в целом. Чтобы вычислить средний дополнительный доход от интеллектуального капитала, полученную разность умножают на материальные активы компании. Далее путем прямой капитализации или дисконтирования получаемого денежного потока можно определить стоимость интеллектуального капитала компании. В качестве примера можно привести такой метод, как экономическая добавленная стоимость

4) Методы подсчета очков (Scorecard Methods SC). Идентифицируются различные компоненты нематериальных активов или интеллектуального капитала, генерируются и докладываются индикаторы и индексы в виде подсчета очков или как графы. Применение SC-методов не предполагает получения денежной оценки интеллектуального капитала. Эти методы подобны методам диагностической информационной системы. Сюда относится широко известная сбалансированная система показателей.

Методы типов ROA и МСМ, которые предлагают денежные оценки, полезны в случае слиянии компаний, а так же в ситуациях купли-продажи бизнеса. Они используются для сравнения компаний в пределах одной отрасли и для иллюстрации финансовой стоимости нематериальных активов. Кроме того, данные методы основываются на сложившихся правилах учета. Их недостатки состоят в том, что они бесполезны для некоммерческих организаций, внутренних отделов и организаций общественного сектора.

Преимущества DIC и SC методов заключаются в том, что они применяются на любом уровне организации. Эти методы работают ближе к событию, поэтому получаемое сообщение может быть более точным, чем чисто финансовые измерения. Они также полезны для некоммерческих организаций, внутренних отделов и организаций общественного сектора и др. А их недостатки заключаются в том, что индикаторы являются контекстными и должны быть настроены для каждой организации и определенной цели. Кроме того, методы новы и нелегко принимаются обществом и менеджерами, привыкшими рассматривать все с финансовой точки зрения. А комплексные подходы порождают большие массивы данных, трудно анализируемых и связываемых.

Цели оценки интеллектуального капитала[13]:

  • контроль;
  • оценка с целью поглощения, продажи бизнеса;
  • отчеты заинтересованным лицам (клиентам, кредиторам, акционерам, сотрудникам, государственным органам и др.);
  • поддержка принятия управленческих решений (например, об инвестировании);
  • визуализировать скрытую стоимость (изучение компании).

Анализ показывает, что различные методы оценки интеллектуального капитала не противоречат друг другу. Ни один из методов оценки не удовлетворяет сразу всем возможным целям. Следовательно наиболее эффективна объединение нескольких методов, в зависимости от ситуации и целей, а так же возможностей организации.

Практика западных компаний, которые применяют разработанные методики оценки интеллектуального капитала, выявила, что нематериальная составляющая гораздо более неустойчив к факторам, влияющим на бизнес. При анализе компании с точки зрения интеллектуального капитала можно спрогнозировать и предупредить серьезный материальный кризис.

Подводя итог всего вышесказанного, следует отметить, что исследование такого направления экономики, как интеллектуальный капитал, весьма актуально для нашей страны. А в условиях рыночной экономики грамотное управление именно этой конкретной составляющей компании может повысить эффективность бизнеса и обеспечить отрыв от конкурентов.

 

3. Основные модели  и теории интеллектуального капитала

Различные модели и теории интеллектуального капитала представляют собой интеграцию практики управления факторами стоимости в конкретных компаниях, это сейчас признается не только исследователями, но и практиками. Поэтому каждая модель уникальна и отражает специфику своей компании. Притом, накопление опыта и знаний об интеллектуальном капитале к началу текущего десятилетия позволило определить общие подходы, а так же выработать более или менее единую структуризацию интеллектуальных активов компаний. Практически все исследователи этого вопроса и менеджеры выделяют три составляющих интеллектуального капитала[18, с.1]:

  • человеческий капитал;
  • структурный, или организационный, капитал;
  • клиентский капитал.

 

3.1. Модель Эдвинссона Skandia Value Scheme

Каждая модель интеллектуального капитала по-своему обосновывает выделение элементов и взаимоотношения между ними. Структура интеллектуального капитала в одной из наиболее известных моделей Skandia Value Scheme, разработанной Л. Эдвинссоном для шведской страховой компании Skandia, представлена в приложении 1. Данная компания в 1995 г. впервые включила в свой годовой отчет раздел об интеллектуальном капитале, положив начало новой практике содержания годовых отчетов компаний.[23]

В приведенной схеме человеческий капитал рассматривается как компетенция и способности персонала компании. Эта часть интеллектуального капитала покидает компанию вместе с работниками после окончания рабочего дня. Структурный капитал это то, что остается в компании и после окончания рабочего дня и ухода работников. Он делится на клиентский и организационный капитал. Клиентский капитал представляет собой ценность, которая заключена в отношениях с клиентами. Организационный капитал делится на инновационный и процессный капитал. Инновационный капитал состоит в основном из законных прав, то есть патентов, лицензионных соглашений, а также из того, чему трудно дать точное определение, но что в большой степени определяет стоимость компании - идеи, торговые марки. Процессный капитал это инфраструктура компании (информационные технологии, рабочие процессы и т.д.).[18, с.352]

Информация о работе Интеллектуальный капитал, его формы и развитие. Проблемы функционирования интеллектуальной собственности в России