Информация как фактор производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 19:50, курсовая работа

Краткое описание

Данная работа посвящена исследованию роли информации в экономических отношениях.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что сегодня информация занимает особое положение в экономике. До недавнего времени ученые-экономисты выделяли четыре основных фактора: труд, землю, капитал и предпринимательские способности. В настоящий момент происходит становление и развитие постиндустриального общества с информационной (или, как ее еще называют, «новой») экономикой, в котором доминирующим фактором становится информация.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………3

Глава 1. Основы информационной экономики
1.1 Основы информационной революции……………………………………………………………..4
1.2 Изменение роли материальных факторов производства……………………………………….5
1.3 Экономическая информация и информационная экономика…………………………………..6

Глава 2. Информационный рынок
2.1 Основные понятия и категории современного информационного рынка……………………8
2.2 Объектно-субъектный состав информационного рынка………………………………………….11
2.3 Формирование и взаимодействие спроса и предложения на информационном рынке………...14

Глава 3. Неопределенность и риск полученной информации……………………………………..18

Глава 4. Статистический анализ основных показателей деятельности информационного рынка..19
4.1 Российская Федерация……………………………………………………………………………22

Заключение………………………………………………………………………………………….....23

Список использованной литературы………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 109.24 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ  И ФИНАНСОВ»

 

 

КАФЕДРА ОБЩЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ  ТЕОРИИ на тему:

 

 

ИНФОРМАЦИЯ КАК ФАКТОР ПРОИЗВОДСТВА

 

 

 

                                                          Выполнил: студент Крячек Юлия Ивановна, группа М-106

                                                   Научный руководитель: доцент Атаева Галина Николаевна

 

 

 

Дата  сдачи курсовой работы:

17.04.2013 г.

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение…………………………………………………………………………………………………3

 

Глава 1. Основы информационной экономики

1.1 Основы информационной революции……………………………………………………………..4

1.2 Изменение роли материальных  факторов производства……………………………………….5

1.3 Экономическая информация и  информационная экономика…………………………………..6

 

Глава 2. Информационный рынок

2.1 Основные понятия и категории современного информационного рынка……………………8

2.2 Объектно-субъектный состав информационного рынка………………………………………….11

2.3 Формирование и взаимодействие спроса и предложения на информационном рынке………...14

 

Глава 3. Неопределенность и риск полученной информации……………………………………..18

 

Глава 4. Статистический анализ основных показателей деятельности информационного  рынка..19

4.1 Российская Федерация……………………………………………………………………………22

 

Заключение………………………………………………………………………………………….....23

 

Список использованной литературы………………………………………………………………..25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Данная работа посвящена исследованию роли информации в экономических отношениях.

Актуальность  выбранной темы заключается в  том, что сегодня информация занимает особое положение в экономике. До недавнего времени ученые-экономисты выделяли четыре основных фактора: труд, землю, капитал и предпринимательские способности. В настоящий момент происходит становление и развитие постиндустриального общества с информационной (или, как ее еще называют, «новой») экономикой, в котором доминирующим фактором становится информация.

За последние  два десятилетия роль информации в экономических отношениях существенно увеличилась. Современные технологии настолько сложны, что для их организации нужны колоссальные объемы данных. Без информационных потоков не могут существовать бизнес-процессы в организации. Вся человеческая жизнь основана на обмене знаниями и опытом с другими людьми. Все большее значение приобретает информационное богатство. Информация порождает новые рыночные ниши, расширяет совокупное предложение и спрос, резко повышает емкость рынка. Оценка стоимости информации как экономического блага становится важной, но одновременно и сложной задачей для многих экономических субъектов.

Катализатором этих изменений выступило активное развитие сектора информационно-компьютерных технологий (ИКТ). Развитие этого сектора, в свою очередь, вызвало рост производства и потребления информации, что привело к появлению комплекса новых отраслей. Помимо этого, внедрение информационных технологий изменило облик уже существующих отраслей так называемой «старой экономики». Отдельные отрасли, например торговля, образование, связь, финансы, транспорт претерпевают полную перестройку.

Бизнес приобретает  все более информационный характер. Современная информационная сфера по своей природе носит глобальный характер, стирая привычные границы между понятиями "национального" и международного. Развитие информационных и коммуникационных технологий привело к формированию новой электронной среды для экономической деятельности - Интернета.

Стремительное развитие информационных коммуникаций, которые могут использоваться в экономической деятельности, превращение информации в экономическое благо, появление новых форм электронного бизнеса требуют научных обобщений и теоретических разработок, позволяющих выявить суть и оценить последствия растущего влияния информации на общество и экономику. В этой связи имеется потребность в упорядочивании и систематизации научных знаний об информации и пересмотре взглядов о ее месте в системе экономических отношений.

Вместе с  тем, современные реалии требуют  разработки новых научных подходов к проблеме влияния информации на состояние и структуру экономики, а также исследования ее (экономики) информационной составляющей.

Целью курсовой работы является формулировка задач  и перспектив в области технико-экономического развития страны на основе исследования роли информации в системе экономических отношений и ее влияния на хозяйственные процессы в условиях формирования информационного общества.

Достижение  поставленной цели потребовало решения  следующих задач:

· специфицировать понятие  информации как научной категории;

· выявить особенности  информации как специфического экономического блага, экономического ресурса и фактора производства;

· рассмотреть экономические  основы обращения научно-технической  информации;

· выявить необходимость  преобразования структуры производства и технологической динамики во всех сферах и секторах хозяйства страны;

· предложить рекомендации по разработке национальной стратегии  инновационного развития России.

Объектом исследования являются место и роль информации в экономическом развитии. В качестве предмета исследования выступает система взаимоотношений, возникающих по поводу производства, распределения, обмена и потребления информации.

 

 

Глава 1. Основы информационной экономики

 

1.1 Основы информационной революции

В последние  десятилетия XX и в начале XXI веков, на протяжении жизни одного поколения, произошли необычайно масштабные и глубокие изменения в развитии науки и техники, оказавшие беспрецедентное влияние на весь характер хозяйственной жизни. Именно масштаб и глубина их воздействия на экономику позволяют без преувеличения говорить о подлинной революции, свидетелями и участниками которой мы все являемся. Преобразования, которые нам приходится наблюдать, коснулись самых разных отраслей материального производства и сферы услуг, сказались на структуре занятости, отразились в ключевых характеристика технологических процессов и формах организации производства. Соответствующие сдвиги произошли и в структуре занятости: если в конце 60-х годов, по широко распространенному мнению, информационные отрасли поглощали несколько более 50 процентов рабочей силы, то в 80-е годы, по некоторым оценкам, на их долю в США приходилось до 70 процентов общей численности занятых в народном хозяйстве.

Бурная экспансия "знаниеемких" отраслей, начавшаяся в середине 70-х годов, заставила многих исследователей заговорить о наступлении "информационной эры", изменяющей структуру общественного производства. Все чаще при изучении экономических процессов в качестве самостоятельного стал выделяться "информационный сектор", оценка динамики которого давала исследователям гораздо более совершенный инструмент анализа, чем простая констатация расширения сферы услуг. Информационный сектор в его современном понимании включает в себя передовые отрасли материального производства, обеспечивающие технологический прогресс, сферу, предлагающую услуги коммуникации и связи, производство информационных технологий и программного обеспечения, а также - во все возрастающей мере - различные области образования. Его значение представляется некоторым экономистам настолько большим, что в последнее время при анализе структуры народного хозяйства все чаще предлагается отойти от традиционных подходов и выделять в общественном производстве отрасли, поставляющие на рынок знаний емкую продукцию (knowledge goods), товары широкого потребления (consumption goods) и услуги (services).

Информация  и знания, понимаемые не как субстанция, воплощенная в производственных процессах или в самих средствах производства, а как непосредственная производительная сила, оказываются важнейшим фактором современного хозяйства. Отрасли, производящие знания и относимые к "четвертичному" или "пятеричному" секторам экономики, становятся ныне первичным сектором, снабжающим хозяйство наиболее существенным и важным ресурсом. Имея в виду снижение роли и значения вещных факторов производственного процесса, можно говорить о достижении материальным производством некоторого естественного предела своего развития. Сегодня настал тот момент, когда основными ресурсами общества становятся не труд и капитал, а знания и информация.

 

 

1.2 Изменение роли материальных  факторов производства

Сегодня можно  утверждать, что технологическая  революция последних десятилетий практически полностью сняла с повестки дня проблему скорой исчерпаемости минеральных и энергетических запасов, в результате чего постиндустриальные страны живут сегодня в новом мире - мире неограниченных ресурсов.

Таким образом, когда мы говорим об изменении  роли факторов производства в современных условиях, мы прежде всего имеем в виду вытеснение материальных компонентов готового продукта информационными составляющими. Именно на этой основе снижается значение минерального сырья и труда как базовых производственных факторов, а знания и информация превращаются в основной ресурс производства в любой его форме.

В последние  десятилетия хозяйственный прогресс во все большей мере определяется развитием информационного сектора экономики. Потребление информационных продуктов постоянно возрастает. В 1991 году расходы американских компаний на приобретение информации и информационных технологий, достигшие 112 млрд. долл., превысили затраты на обновление основных производственных фондов, составившие 107 млрд. долл.; уже на следующий год разрыв между этими цифрами вырос до 25 млрд. долл. Наконец, к 1996 году первый показатель фактически удвоился, достигнув 212 млрд. долл., тогда как второй остался неизменным. В 1996 году американские компании направили на приобретение компьютерной техники и программного обеспечения 43 процента всех своих инвестиций, что более чем втрое превышает объем финансирования любой из других статей капитальных вложений. Общие же затраты на покупку и обслуживание информационных технологий достигли в США 500 млрд. долл., в то время как во всем мире расходы на подобные цели не превысили 1 трлн. долл. К началу 2001 года информационные технологии и оборудование для их использования составляли не менее 12 процентов всех производственных активов американских корпораций.

Согласно экспертным оценкам, расходы на информационные технологии повысились с 3 процентов ВВП США в 1990 году до 5 процентов в 1995 году, а в 2006 году составили 12 процентов. Уже сегодня в американской экономике "при помощи информации производится около трех четвертей добавленной стоимости, создаваемой в промышленности".

Таким образом, по мере развития информационного сектора  становится все более очевидным, что информация и знания являются важнейшим стратегическим активом  любого предприятия, источником нововведений, основой экономического и социального прогресса, иными словами - принципиально новым ресурсом, к которому неприменимо традиционное понятие исчерпаемости. Его производство не наталкивается на ограниченность спроса ни внутри страны, ни за ее пределами, так как, с одной стороны, продукция информационного сектора становится все более дешевой, а с другой - сама природа информации и знаний такова, что каждая удовлетворенная потребность в них тут же порождает множество новых.

Параллельно со стремительным совершенствованием технических параметров информационных продуктов происходит не менее впечатляющее их удешевление. Заметная даже в традиционных отраслях большая доступность производимых сегодня товаров не может сравниться с темпами удешевления высокотехнологичных продуктов.

На протяжении послевоенного периода средняя  цена трансатлантического телефонного разговора снизилась в 700 раз, а со времени создания технологии, позволившей передавать сигнал по каналам Интернета, - еще в 8 раз.

Копирование одного мегабайта данных по линиям модемной связи стоит почти в 250 раз дешевле  чем воспроизведение аналогичного объема информации самыми современными фотокопировальными устройствами. С начала 80-х до середины 90-х годов удельная цена единицы памяти компьютерного жесткого диска снизилась более чем в 2000 раз - с 300 долл. в 1983 году до 14 центов в 1996-м, при этом дополнительные технические возможности компьютерных систем существенно расширились.

Последнее подчеркивает, что тиражирование необходимого для функционирования компьютерных систем программного обеспечения может  осуществляться практически бесплатно, а доступность его является абсолютной. Таким образом, новые технологии резко снижают как издержки производства, так и стоимость самих информационных и наукоемких продуктов, что способствует их широкому использованию во всех сферах народного хозяйства. Информационный сектор, как уже отмечалось, обеспечивает экономический рост без существенного увеличения затрат энергии и сырья. Другая характерная особенность его влияния на хозяйственные пропорции состоит в том, что издержки на производство широкого круга благ, в том числе и потребительских, фактически не увеличиваются при весьма существенном повышении их качества. Таким образом, превращение знаний и информации в базовый производственный ресурс изменяет облик и важнейшие характеристики всех отраслей народного хозяйства. Технологический прогресс определяет теперь развитие производственных процессов, поскольку именно это позволяет снижать издержки и делать продукт более конкурентоспособным, а также обеспечивать постоянное обновление выпускаемой продукции.

Информация о работе Информация как фактор производства