Информация как фактор производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 19:50, курсовая работа

Краткое описание

Данная работа посвящена исследованию роли информации в экономических отношениях.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что сегодня информация занимает особое положение в экономике. До недавнего времени ученые-экономисты выделяли четыре основных фактора: труд, землю, капитал и предпринимательские способности. В настоящий момент происходит становление и развитие постиндустриального общества с информационной (или, как ее еще называют, «новой») экономикой, в котором доминирующим фактором становится информация.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………3

Глава 1. Основы информационной экономики
1.1 Основы информационной революции……………………………………………………………..4
1.2 Изменение роли материальных факторов производства……………………………………….5
1.3 Экономическая информация и информационная экономика…………………………………..6

Глава 2. Информационный рынок
2.1 Основные понятия и категории современного информационного рынка……………………8
2.2 Объектно-субъектный состав информационного рынка………………………………………….11
2.3 Формирование и взаимодействие спроса и предложения на информационном рынке………...14

Глава 3. Неопределенность и риск полученной информации……………………………………..18

Глава 4. Статистический анализ основных показателей деятельности информационного рынка..19
4.1 Российская Федерация……………………………………………………………………………22

Заключение………………………………………………………………………………………….....23

Список использованной литературы………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 109.24 Кб (Скачать файл)

На базе использования  высоких технологий в последние  десятилетия началось формирование отраслей, специфическим образом  сочетающих формы материального  производства и услуг: речь идет о производстве программных продуктов, развитии средств связи, возникновении целой сети Интернет-услуг. Сегодня информационные технологии расширяют и трансформируют весь третичный сектор, образуя в нем новые "точки роста". "Знаниеемкие" отрасли сферы услуг (включающие в себя здравоохранение, образование, исследовательские разработки, финансы, страхование и т. п.) обнаруживают самые высокие темпы роста занятости и валового продукта.

Таким образом, в XXI веке становится совершенно очевидно, что основу современного хозяйства составляют высокотехнологичные наукоемкие производства. Под их воздействием радикально меняется характер сельского хозяйства, добывающих и обрабатывающих отраслей, производства товаров массового потребления и сферы услуг. Продукт "пятеричного" сектора стал сегодня воистину основным ресурсом современного общества.

 

1.3 Экономическая информация и  информационная экономика

Дать однозначное  определение понятия “информация” представляется достаточно сложным, поскольку  в зависимости от конкретной практической сферы использования данная категория  приобретает некоторые особенности, свойственные именно этой области применения и во многом специфичные. Тем не менее  можно выделить ряд общих признаков, позволяющих определить понятие “информация”, охарактеризовав его наиболее важные стороны, проявляющиеся при любом практическом использовании.

Как известно, термин «информация» происходит от латинского слова «informatio», изначально изложение  или разъяснение. В качестве примера  существует следующее определение. Информация - это совокупность сигналов, воспринимаемых нашим сознанием, которые отражают те или иные свойства объектов и явлений в окружающей нас действительности. Природа данных сигналов подразумевает наличие принципиальных возможностей по их сохранению, передаче, трансформации.

Информация  в экономике проявляется во множестве  аспектов, - вот только некоторые из таких способов проявления:

· производство информации как таковой - это производственная отрасль, т.е. вид экономической деятельности;

· информация является фактором производства, один из фундаментальных  ресурсов любой экономической системы;

· информация является объектом купли-продажи, т.е. выступает в качестве товара;

· некоторая часть информации является общественным благом, потребляемым всеми членами общества;

· информация - это элемент  рыночного механизма, который наряду с ценой и полезностью влияет на определение оптимального и равновесного состояний экономической системы;

· информация в современных  условиях становится одним из наиболее важных факторов в конкурентной борьбе;

· информация становится резервом деловых и правительственных  кругов, используемым при принятии решений и формировании общественного  мнения.1

Информационная  экономика, получая научную информацию из многих источников, использует ее для оказания влияния на сопредельные области и отрасли экономического знания.

Таким образом, информационная экономика в качестве области знания может быть охарактеризована как метаэкономика по отношению  к отраслевым экономикам (изучающим экономические аспекты материальной базы информационных технологий, их эффективного применения, создания научных знаний и средств их передачи). Эта область знания специфически проявляет себя в исследовании информации как ресурса, в обобщенном рассмотрении информационных отношений, объединяя отдельные их аспекты в единый объект, функционирующий в системе рынка и государственного регулирования. Ее главная для нас роль - в изучении: закономерных тенденций развития информационно-электронной сферы, ее функций в деле становления и развития в России информационного технологического уклада; условий и факторов эффективного выполнения этих функций.2

Постепенно, по мере увеличения объема использования  новых знаний, уменьшается удельный вес собственности на физические объекты и увеличивается удельный вес интеллектуальной собственности. Возникает проблема прав интеллектуальной собственности. Иногда полагают, что защита интеллектуальной собственности безнадежна в мире, где господствуют ИКТ. Уже сегодня, например, незаконное копирование программных продуктов является легким делом, а завтра оно станет еще легче.

Действительно, абсолютная защита невозможна. Однако она и не нужна. Должен быть найден оптимум, который, с одной стороны, обеспечивает получение временной  сверхприбыли, гарантируя индивидуальную (авторскую) выгодность полезной инновации, а с другой стороны, обеспечивает как можно более широкое ее распространение в целях увеличения совокупного технологического, экономического, социального, политического или  культурного потенциала.

Наконец, когда  денежная экономика становится инновационной, капитал начинает функционировать  в денежно-информационной форме, которая  лишь временно принимает вещественную форму и затем вновь обращается в информационно-денежную. Используемая в этих случаях информация представляет собой знания и понимается трояким образом: как профессиональные знания предпринимателя и работника, как технологические знания специалиста и как предположения всех заинтересованных субъектов относительно будущего положения дел.

Услуги труда  в такой экономике опираются  не просто на профессиональные навыки, но на индивидуализированные знания и способности. Рынок труда предлагает уже не безличную "производственную услугу", а личность, обладающую в требуемом профессиональном диапазоне относительно редкими, а иногда даже уникальными качествами.

Квалификация, профессионализм, знания и способность  к творчеству становятся основной характеристикой  персонифицированных услуг труда, перестающих быть безликой "рабочей силой". Наемный труд, осуществляемый в "необходимое" (т.е. несвободное) рабочее время, постепенно заменяется свободным трудом, осуществляемым в свободное рабочее время. Это часть свободного времени работника, которое используется им не для отдыха и развлечений, а для (само)образования и переподготовки, для улучшения своих позиций на рынке труда и увеличения возможных доходов.

В результате указанных  трансформаций капитала и услуг  труда можно говорить о едином "человеческом капитале" с высокой  долей профессиональной интеллектуальной собственности. В той степени, в  какой "человеческий капитал" зависит  от достигнутого уровня образования  и науки, последние становятся "специфическими факторами производства". Текущий уровень образования и науки, характеризующий данное общество, превращается в фактор долговременной конкурентоспособности его экономики.

Информационная  экономика, решая свою главную задачу - выработки рекомендаций по эффективному применению принципов информационной технологии в конкретных областях жизнедеятельности  общества, неразрывно связана с практикой  стратегического планирования структурной  перестройки производства. Практическое применение знаний информационной экономики, таким образом, всесторонне связано  с перспективами развития современного технологического потенциала общества, с авангардными отраслями, обеспечивающими  экономический рост и благосостояние населения индустриально развитой страны.

 

Глава 2. Информационный рынок

 

2.1 Основные понятия и категории современного информационного рынка

В зависимости от области знания, в  которой проводилось исследование, информация получила множество определений: информация - это обозначение содержания, полученного от внешнего мира в процессе приспособления к нему (Н. Винер); это  отрицание энтропии (Л. Бреллюэн); это  коммуникация и связь, в процессе которой устраняется неопределенность (К. Шеннон); это передача разнообразия (У. Р. Эшби); это мера сложности структур (X. Моль); это вероятность выбора (А. М. Яглом и И. М. Яглом) и т. д. Каждое из определений раскрывает ту или иную грань этого понятия.

При анализе различных определений  можно заметить две общие черты: 1) информация всегда связывается с  процессом, движением; 2) информация способствует прояснению ситуации.

Информация  в ее самом обыденном смысле всегда играла решающую роль в деятельности человека. В отличие от высших животных, осуществляющих порой довольно сложную  деятельность на основе информации, хранящейся, вырабатываемой и передаваемой в  основном с помощью биофизических  структур, деятельность человека по мере его развития в возрастающей степени  регулируется знаниями, то есть особой небиологической формой информации. Они хранятся, вырабатываются и передаются с помощью символических языковых систем, в форме абстракций, дескрипций, предписаний, норм и правил, то есть в структурах культуры и цивилизации. Достигнув определенного уровня и объема, знания начинают выполнять  роль директивных матриц деятельности и играют роль ее регуляторов.

По  мере усложнения человеческой деятельности объем знании, требуемых для ее реализации, резко возрастает. В  традиционных обществах с медленным  изменением техники и технологии относительно небольшой объем знаний, обеспечивающих бесперебойное осуществление соответствующей деятельности, передается от поколения к поколению без существенных изменений. Подсчитано, что для увеличения объема материального производства в 2 раза необходимо четырехкратное возрастание объема обеспечивающей его информации. Еще несколько десятилетий назад объем научной информации, необходимой для решения технологических и социальных проб удваивался каждые 7-10 лет, а в 00-х гг. XXI в. такое удвоение происходит за 1-2 года. В современных условиях отсутствие необходимых знаний может оказаться непреодолимым препятствием социального и научно-технологического прогресса. Для преодоления когнитивного (познавательного) дефицита традиционные методы освоения знаний человеком совершенно непригодны.

В этих условиях информация (по крайней  мере, в наиболее развитых странах), обеспечивающая жизненно и исторически  важные направления деятельности человека, превращается в наиболее ценный продукт  и основной товар, суммарная стоимость  которого постепенно начинает приближаться к суммарной стоимости продуктов  материального производства, а в  недалеком будущем должна ее превзойти. Это не означает, что материальное производство отодвигается на второй план. Речь идет о том, что для обеспечения нормального ресурсосберегающего производства материальных благ необходимо применять принципиально новую технологию, гарантирующую прирост знаний, их эффективный поиск, хранение, распространение и внедрение. Все предшествующие изменения в производстве касались лишь способов ее фиксации, тиражирования и распространения. Это достигалось с созданием письменности, книгопечатания и телефона, телеграфа, радио, телевидения и т. д. Однако все эти технологии не касались самого процесса создания, переработки и смысловой трансформации знания. Интеллектуальная деятельность до последнего времени осуществлялась, так сказать, «вручную».

Информация  выходит на первое место среди  традиционных факторов производства.

Информация  становится приоритетным фактором производства, увеличивается потребность в  ней, она перестает быть бесплатным товаром. Однако большая часть циркулирующей  в обществе информации потребляется как общественное благо, затраты  на подготовку и распространение  которого государство берет на себя. Это означает, что эта часть  информации отвечает двум характерным  свойствам общественного блага, а именно:

- несоперничество: увеличение числа потребителей не влечет за собой снижения полезности, доставляемой каждому из них;

- неисключаемость: ограничение доступа потребителей к такому благу практически невозможно.

Действительно, во-первых, информация и знания не убывают  по мере их использования, так как  их использование не ограничивает возможностей других потребителей синхронно применять  для собственных целей ту же самую  информацию, которая долговечна и  сохраняет полезность после потребления. Приобретение некоего объема знаний никоим образом не уменьшает способности  другого человека приобрести эти  же знания, чего не скажешь, например, о  порции мороженного или о месте  в автобусе.

Во-вторых, хотя информация, создаваемая в условиях товарного хозяйства, может выступать  объектом собственности и обмена, и в этом качестве ее распространение  может ограничиваться и осуществляться на условиях, определяемых правами  собственности на нее, такие ограничения  относятся лишь к достаточно специфическим  ее видам (засекреченная или запатентованная  информация) и оставляют широкие  возможности для распространения  информации, на основе которой генерируются новые знания.

Следует отметить и другие отличительные  свойства товара «информация». Она  существует вне зависимости от пространства и, подобно квантовым частицам, может  находиться в нескольких местах одновременно. Продайте какой-либо товар, и у вас  его больше не будет. Продавец может  вернуть себе, предположим, автомашину, но, сообщив покупателю какую-либо информацию, он не может забрать ее обратно. В  информационной экономике есть одно положение, касающееся и покупателя, и продавца: покупатель не может  судить, стоит ли платить за информацию до тех пор, пока ее не получит; но как  только он завладел ею, ему больше не нужно ее покупать. Еще одна особенность, отсутствующая в сделках с  материальными предметами, состоит  в следующем: тот факт, что вы продали  какому-то индивиду информацию, не мешает вам продавать ту же информацию другим.

Информация о работе Информация как фактор производства