Информация как фактор производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 19:50, курсовая работа

Краткое описание

Данная работа посвящена исследованию роли информации в экономических отношениях.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что сегодня информация занимает особое положение в экономике. До недавнего времени ученые-экономисты выделяли четыре основных фактора: труд, землю, капитал и предпринимательские способности. В настоящий момент происходит становление и развитие постиндустриального общества с информационной (или, как ее еще называют, «новой») экономикой, в котором доминирующим фактором становится информация.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………3

Глава 1. Основы информационной экономики
1.1 Основы информационной революции……………………………………………………………..4
1.2 Изменение роли материальных факторов производства……………………………………….5
1.3 Экономическая информация и информационная экономика…………………………………..6

Глава 2. Информационный рынок
2.1 Основные понятия и категории современного информационного рынка……………………8
2.2 Объектно-субъектный состав информационного рынка………………………………………….11
2.3 Формирование и взаимодействие спроса и предложения на информационном рынке………...14

Глава 3. Неопределенность и риск полученной информации……………………………………..18

Глава 4. Статистический анализ основных показателей деятельности информационного рынка..19
4.1 Российская Федерация……………………………………………………………………………22

Заключение………………………………………………………………………………………….....23

Список использованной литературы………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 109.24 Кб (Скачать файл)

 

Рассмотрим  формирование спроса и предложения  на информационном рынке. Информационный рынок как таковой — явление XXI в., притом явление особенное, со своими закономерностями, чертами, тенденциями, которые требуют самостоятельного исследования.

Одна  из важнейших особенностей этого  рынка состоит в том, что спрос  на информацию не является массовым или, точнее, информация не является товаром  массового спроса. С другой стороны, ее нельзя отнести к предметам  длительного пользования (дорогостоящим) или роскоши.

В отличие от большинства физических товаров и привычных услуг (таких  как разнообразное бытовое обслуживание, медицина, отдых и т. п.), величина спроса на которые главным образом  определяется ценой и доходами, спрос  на информацию определяется в большей  степени неценовыми факторами и  зависит от этих факторов. Такими неценовыми факторами являются в первую очередь  риск, новизна, достоверность и полнота. Назовем их первой группой. Вторую по значимости группу для большей части  потребителей образуют следующие факторы: своевременность, приемлемая форма  подачи информации, конфиденциальность. Это деление конечно же условно: в силу того что информация - индивидуализированный товар, значимость отдельных факторов будет различной даже для одного и того же потребителя в различных ситуациях или в отдельные периоды времени, соответственно и цена, которую он готов уплатить за данную информацию, будет разная. В еще большей степени это справедливо для разных потребителей, так как одна и та же информация имеет неодинаковую субъективную полезность.

Графики спроса на обычные товары и услуги, с одной стороны, и информацию — с другой, в наиболее часто  рассматриваемых координатах (величина спроса (Q) и цена (Р)) выглядят неодинаково. Спрос на первые (рис. 2а) — это, как  правило, кривая, имеющая больший  или меньший отрицательный наклон. А спрос на информацию можно представить  в виде прямой, параллельной линии  цен (рис. 2б).

 


Рис. 2. Кривые спроса на обычные товары и информацию

 

Первый  график указывает на четкую обратную зависимость между величиной  или объемом спроса на некий товар  и уровнем цены на него: чем ниже цена, тем большее количество единиц данного товара готов купить потребитель.

Иначе дело обстоит с товаром «информация». Она не измеряется в привычных  единицах. Разумеется, узкие специалисты, профессионально занимающиеся в  определенных сферах экономики, используют соответствующие единицы — биты, но для потребителя конкретной информации важны не биты, а сама информация как таковая, ее содержание, позволяющее  снять или уменьшить неопределенность ситуации, в которой оказался или  может оказаться данный потребитель. Поэтому линия Di - линия спроса на информацию - сдвинута от начала координат  по оси абсцисс на некоторую величину, означающую как раз то количество информации, в котором нуждается  покупатель и за которое он готов  платить. Если информация полна и  достоверна, то спрос на нее графически будет выглядеть так, как изображено на рис. 2б.

 В отличие от линии спроса на любой другой товар, имеющей отрицательный наклон, график индивидуального спроса на информацию имеет положительный наклон (рис. 3.), так как, чем полнее и достовернее информация, тем большую цену готов предложить за нее покупатель. Излом линии спроса в точке S означает, что данная информация полна и больше ее количества в данной ситуации не может быть, а уровень цены обусловлен действием каких-то других факторов, например степенью риска: чем она выше, тем большую цену готов предложить покупатель. Цена в данном случае — величина зависимая, а не определяющая, зависимость прямая: чем полнее, достовернее, новее информация, тем более высокую цену она имеет в глазах потребителя, и наоборот.

 

Рассмотрим  предложение информации на данном рынке. Известно, что предложение какого-либо товара определяется в первую очередь  его рыночной ценой и затратами. Иными словами, решение производителя  о том, стоит ли вообще создавать  данный товар, принимается на основе анализа приемлемости существующей цены на него на рынке. Это логично  в отношении физических товаров  и распространенных привычных услуг. Однако информация - товар большей  частью уникальный и быстро устаревающий, его крайне редко можно производить  впрок. Отсюда решение о том, производить  информацию или нет, никак не может  быть принято на основе ее цены, поскольку  последней не существует до производства, а производство не начинается, пока не выявлен спрос, пока не появился первый заказчик. Относительно информации фразу «спрос рождает предложение» следует понимать буквально. Это  означает, что факторы, определяющие спрос, определяют также и предложение  информации. Еще один важный момент: информацию можно произвести всего  однажды, распространение ее — процесс  совершенно другой, в котором предложение  копий и их цена связаны.

 Цена и затраты — немаловажные факторы в производстве информации, но не решающие. Так, затраты могут  определить нижний предел цены на информацию, но то, как далеко от этого предела  поднимется реальная цена, будет преимущественно  зависеть от действия факторов, влияющих на спрос. Количество производимой информации — понятие относительное: ее не может  быть ни много, ни мало, ее должно быть достаточно, иначе она не найдет покупателя. Напомним, что речь идет об информации как таковой, которую, как правило, можно создать лишь однажды, а затем, если требуется, тиражировать ее, что требует несопоставимо  меньших затрат. Графически в привычных  координатах предложение информации представляет собой линию, параллельную оси ординат (рис. 4), где Q1 — необходимая потребителю информация, полная и достоверная, a Pi — минимально возможная цена на ее добычу или создание. Отклонение графика вправо невозможно, поскольку информация полна, влево и вниз — возможно незначительно, поскольку это означает для потребителя недостаточность информации, что не снимает для него проблемы, ради разрешения которой он и выступает в роли покупателя информации. Для производителя недопроизводство информации не дает возможности установить цену на уровне, достаточном для возмещения затрат.

 

 

Рис. 4. Кривая предложения информации

 

 

Производство  информации в зависимости от ее характера  осуществляется как специализированными  институтами, так и в рамках любых  отраслевых предприятий, фирм, организаций, а также независимыми физическими лицами.

Особенностью  производства (и предложения) информации в отличие от производства иных товаров  является существенное преобладание в  структуре его затрат доли живого труда. В большинстве случаев  информация создается в процессе интеллектуальной, эмоциональной, духовной деятельности человека, а материальные и энергетические ресурсы играют вспомогательную, подчиненную роль. Поэтому в большинстве сфер и  отраслей информационного производства применяется высококвалифицированная  рабочая сила, как правило, с высшим образованием. Наглядный пример: средства массовой информации (СМИ) — фактически все журналисты имеют университетские  дипломы. Лишь при создании копий  или тиражировании информации удельный вес материальных затрат может доминировать, но это уже другой процесс, где  уровень затрат несравнимо ниже и  зависит от того, сколько копий  будет создано.

В отличие от спроса предложение информации чувствительнее к цене, однако, реакция  иная, нежели на рынке материальных товаров. Если по каким-то причинам устанавливаются  высокие цены на информацию, растет только число желающих ее производить  и продавать, объем производства у каждого индивидуального продавца меняться не может, так как любую  информацию можно создать лишь однажды. Конкуренция среди продавцов  информации идет по таким показателям, как скорость, достоверность, полнота, конфиденциальность, форма подачи. В результате цены на услуги продавцов  информации могут снизиться, но незначительно  в силу уникальности и недолговечности  предлагаемого товара, относительно ограниченного количества производителей и довольно узкой их специализации. Возможности увеличения объемов  производства информации за счет расширения ассортимента весьма незначительны  по сравнению с производством  материальных благ. Можно заключить, что предложение информации более  «консервативно», статично по сравнению  с предложением большинства других товаров, по крайней мере, если анализировать  его по ценовому фактору.

Заметим, что цена предложения информации, как установлено на практике, сдерживается часто таким субъективным моментом, как нежелание потребителя воспринимать новую информацию.

 

Глава 3. Неопределенность и риск полученной информации 

 

Работа с информацией обязательно предполагает как проверку их на подлинность, так и определение достоверности и надёжности заключённых в них данных. При возникновении сомнений в подлинности информации, т. е. в его действительном происхождении от того автора и при тех обстоятельствах, которые предполагает текст информации, необходимо специальным образом проанализировать его. Этот анализ предполагает внимание к содержательным характеристикам документа, его внешней стороне, в целях выявления признаков подлинности или несоответствия им. Иногда довольно трудно при помощи подобных приёмов определить подлинность источника, тогда на помощь приходят специалисты – историко-источниковеды, текстологи, криминалисты.3 При этом важно различать документально подтверждённые сведения и факты типа «как стало известно из заслуживающих доверия источников». Оперирование такими сведениями требует специальных оговорок.  Чтобы убедиться в достоверности информации, содержащейся в источнике, журналисты прибегают к правилам проверки достоверности документов, принятым в социологии. Согласно им необходимо:  Различать описание событий и их интерпретацию (факты и мнения); Определять, какими источниками информации пользовался составитель документа, является она первичной или вторичной;  Выявлять намерения, которыми руководствовался составитель документа, давая ему жизнь;  Учитывать, как могла повлиять на качество документа обстановка, в которой он создавался.  Не менее полезным является также проверка источника путём сравнения его с другими сведениями, а при ситуации, когда документ становится базой для серьёзных выводов и обобщений, журналисту необходима консультация специалиста, способного выступить в качестве эксперта в той или иной области.

 

Глава 4. Статистический анализ основных показателей деятельности информационного рынка

 

На  современном этапе развития мировой  экономики информация становится важнейшим  фактором экономического роста. Происходит информатизация экономики, т. е. информация превращается в экономический ресурс первостепенного значения.

Как и при использовании традиционных видов ресурсов и продуктов, люди должны знать: где находятся информационные ресурсы, сколько они стоят, кто  ими владеет, кто в них нуждается, насколько они доступны. Ответы на эти вопросы можно получить при  наличии рынка информационных продуктов  и услуг.

В настоящее время существует много  определений понятий «информационный  рынок» и «структура информационного  рынка». Так, отдельные авторы понимают рынок как совокупность средств  массовой информации разных типов в  отдельном регионе, государстве, предлагающих различный информационный продукт  для сегментированной по интересам  и потребностям аудитории.

Наиболее  полная структура информационного  рынка предложена С. М. Гуревичем. Однако и в ней есть определенные недостатки: 1) главную роль в своих секторах автор отводит СМИ, не затрагивая непериодические издания как  источник информации. 2) в рынок периодических  изданий он включает не только рынок  прессы, но и аудиовизуальные, электронные  СМИ и издания информационных агентств.

С учетом этого  предложена была следующая структура  информационного рынка (рис. 1).

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 - финансовый  рынок; 2 - рынок материалов; 3 - рынок  техники; 4 - издательский рынок; 5 - рынок  рабочей силы; 6 - рынок информации; 7 - рекламный рынок; 8 – пресса (газеты, журналы, еженедельники); 9 - аудиовизуальные  СМИ (ТВ, радио); 10 -электронные СМИ  (Интернет - СМИ и др.); 11 - издания  информационных агентств; 12 - рынок  непериодических изданий; 13 - кинодокументалистика; 14 - рынок распространителей; 15 -рынок  покупателей: а) по полу, б) возрасту, в) национальности, г) интересам,  д) профессии, социальному статусу

 

По  такой усовершенствованной схеме  рассмотрим структуру информационного  рынка, перспективы его развития в мире и в Российской Федерации. Однако касаться будем только непосредственно среды и выявим основные тенденции развития мирового информационного рынка по наиболее важным его сегментам: на рынке прессы и непериодической печати, аудиовизуальных и электронных средств массовой информации.

На рынке  периодической печати (прессы) были выявлены следующие тенденции развития.

Так, в течение 2010—2011 гг. во всем мире наблюдалась тенденция к увеличению газетных и журнальных тиражей и росту доходов от рекламы. Используя данные, полученные в результате исследования примерно десяти различных стран, можно отметить, что рост происходил не только на развивающихся, но и на уже стабильных, развитых рынках прессы. Этот факт подтверждается и в докладе Всемирной газетной ассоциации, где приводится цифра роста — 2,3 % в 2011 г. Следовательно, глобальные продажи газетных тиражей за пять последних лет возросли на 9,48 % . Во многих странах тиражи платных ежедневных газет также сохранили свою стабильность, а где-то даже и выросли. В пятерку крупнейших рынков прессы входят Китай (98,7 млн. экз. газет), Индия (88,9 млн), Япония (69,1 млн), США (52,3 млн) и Германия (21,1 млн.). Эти страны являются лидерами в своих регионах, однако развитие рынка прессы не везде равномерно.

 

Рис.2. Рост тиражей наблюдался в 2011 г. в 10 странах ЕС

Информация о работе Информация как фактор производства