Информация как фактор производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 19:50, курсовая работа

Краткое описание

Данная работа посвящена исследованию роли информации в экономических отношениях.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что сегодня информация занимает особое положение в экономике. До недавнего времени ученые-экономисты выделяли четыре основных фактора: труд, землю, капитал и предпринимательские способности. В настоящий момент происходит становление и развитие постиндустриального общества с информационной (или, как ее еще называют, «новой») экономикой, в котором доминирующим фактором становится информация.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………3

Глава 1. Основы информационной экономики
1.1 Основы информационной революции……………………………………………………………..4
1.2 Изменение роли материальных факторов производства……………………………………….5
1.3 Экономическая информация и информационная экономика…………………………………..6

Глава 2. Информационный рынок
2.1 Основные понятия и категории современного информационного рынка……………………8
2.2 Объектно-субъектный состав информационного рынка………………………………………….11
2.3 Формирование и взаимодействие спроса и предложения на информационном рынке………...14

Глава 3. Неопределенность и риск полученной информации……………………………………..18

Глава 4. Статистический анализ основных показателей деятельности информационного рынка..19
4.1 Российская Федерация……………………………………………………………………………22

Заключение………………………………………………………………………………………….....23

Список использованной литературы………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 109.24 Кб (Скачать файл)

 

Рекламные доходы газет в мире растут уже четвертый год подряд. В 2011 г. рост составил 3,77 % . Доля газет на рекламном рынке остается относительно стабильной — 29,6 % против 29,8 % в 2010 г. Газеты по-прежнему являются вторым крупнейшим рекламным медиа мира, уступая только телевидению.

Рост  рыночной доли газет отмечался в 2011 г. в 17 странах: Австрии, Бельгии, Швейцарии, Чехии, Греции, Индонезии, Индии, Гонконге, Колумбии, Мексике, Пуэрто-Рико, Бахрейне, Кувейте, Омане, Катаре, ОАЭ и ЮАР. Рекламные доходы газет в развитых странах, например США — крупнейшем рынке газетной рекламы в мире, — сократились в 2011 г. на 1,68 %, однако за пять лет выросли на 5,69 %; в Японии же сократились в 2011 г. на 3,20 %, а за пять лет выросли на 10 %. На газетных рынках ЕС в 2006 г. зафиксирован 1,36 %-ый прирост рекламных доходов газет; за пять лет рост составил 39,54 %. В развивающихся странах, таких как, например, Китай, рекламные доходы газет выросли в 2011 г. на 16 %, а за пять лет — на 58 % .

Современными  тенденциями рынка аудиовизуальных  СМИ являются:

1) активное  проникновение американского стиля  телеиндустрии на другие мировые  рынки;

2) программные  стратегии коммерческих каналов:  снижение аналитичности новостных  программ, усиление сенсационности  в выборе новостей, их изложении  в видеоряде;

3) сложное  положение общественного телевидения  в развитых странах Северной  Америки, Западной Европы и  Азии, которое, тем не менее,  продолжает сохранять политическую  актуальность и культурное значение  и для обществ, и для политиков,  и для индивидуальных зрителей;

4) наличие  общей экономической природы  телеиндустрии, несмотря на сохранение  очевидной национальной специфики  телевизионного рынка в информационно  богатых странах;

5) лидирующее  положение телевидения по отношению  к радио.

 

На  мировом рекламном рынке в 2010 г. доля телевидения начала уменьшаться, так как её потеснила реклама в Интернете. В связи с этим в Евросоюзе была принята официальная программа полного перехода на цифровое вещание до 2012 г.. Страны, входящие в Международный союз электросвязи, подписали договор о переходе на цифровое вещание к 2015 г., в том числе и радиовещание (например, 12 крупнейших радиокорпораций США в конце февраля 2012 г. запустили первую фазу массированной рекламной кампании с бюджетом 200 млн. дол. для ускорения внедрения цифрового HD-радио).

При сравнении тиражей газет с  аудиториями порталов становится очевидным, что Интернет-издания уже начали затмевать печатные СМИ не только по роли в информационной системе  и влиянию на умы, но также и  по реальному объему аудитории.

Рынок онлайн-периодики  становится все более конкурентным, и в ближайшее время конкуренция  в этом секторе будет такой  же жесткой и сильной, как и  на рынке бумажной прессы.

Рынок непериодической печати представлен  следующими регионами, которые являются лидерами книгопечатания: американским, азиатским и европейским.

В начале 2000-х гг. мировой оборот книжного рынка оценивался в 80 млрд. дол. США, 1/3 из которых приходилась на абсолютного лидера американского региона — Соединенные Штаты. В 2011 г. американские издательства выпустили 150 тыс. наименований общим тиражом около 2,5 млрд. экземпляров, а оборот вырос почти до 27 млрд. дол. США.

Второе  место занял азиатский регион с лидирующими странами Китаем и  Японией. Так, количество выпускаемых  наименований в Китае почти достигло американского уровня, а совокупный тираж составляет более 5 млрд. экземпляров при годовом обороте свыше 11 млрд. дол. США. Япония отстает от своего соседа по количеству наименований, которое приближается к 70 тыс., зато ежегодный совокупный тираж книжных изданий доходит здесь до 1 млрд. экземпляров, а годовой доход меньше всего лишь на 1 млрд. дол. США.

Лидирующую  группу замыкают страны европейского региона с примерно равным годовым  оборотом (около 10 млрд. дол. США) — Великобритания и Германия. Великобритания выпускает 125 тыс. наименований изданий. Германия в 2009 г. установила национальный рекорд, подняв уровень выпуска до 90 тыс. наименований, хотя совокупный тираж при этом несколько снизился — до 526 млн. экземпляров.

Информационный  рынок России в своем развитии отстает от такого вида рынка в  странах Европы и США.

В Российской Федерации по состоянию на 1 августа 2012 г. информационный рынок представляют 12677 печатных периодических издания, 125 информационных агентств, 370 программ телевещания, 518 программ радиовещания, 3893 издательств.

Таким образом, рассмотрев различные подходы  к пониманию информационного  рынка и его структуры, можно  вывести основные тенденции и  новые явления, распространенные на отдельных сегментах мирового информационного  рынка: на рынке прессы и непериодической  печати, аудиовизуальных и электронных  средств массовой информации.

 

4.1 Российская Федерация

Интенсивное внедрение  современных информационных технологий в экономику, государственное управление, а также в разнообразные общественные процессы является важнейшей составляющей ускоренного развития России, структурных преобразований в экономике и реформы государственного управления. Это отражается в растущем внутреннем спросе на информационные технологии. Всего за три года, в период с 2007 по 2010 годы, рынок информационных технологий в России вырос почти вдвое – более чем до 6 млрд. долларов США и достиг к концу 2011 г. уровня 7,5 млрд. долларов США.

Однако, несмотря на впечатляющие темпы  роста, абсолютные объемы отрасли ИТ в России остаются скромными. Рынок ИТ составляет всего 1,4 процента от ВВП России. Для сравнения, в США объем рынка ИТ превышает 500 млрд. долларов, что составляет более 5 процентов от ВВП. При этом на российском рынке сохраняется сильный крен в сторону импортного аппаратно-технологического обеспечения, в то время как рынок услуг ИТ (в основном отечественных) составляет лишь 30 процентов от общего объема, а рынок программных продуктов – 14 %.

Всего 14 % объёма рынка ИТ идет на экспорт. Для сравнения, в других странах, динамично развивающихся в области ИТ, на экспорт приходится в среднем от 70 (Израиль) до 80 (Индия) %.

Заметны существенные отличия от мировой  практики в структуре участников отечественного рынка ИТ. По сравнению с большинством стран с развитым рынком ИТ, показатели даже крупных российских ИТ-компаний малы. Так, средняя выручка лидирующих индийских (570 млн. долларов США) и ирландских (380 млн. долларов США) компаний, специализирующихся на продаже программного обеспечения и оказании ИТ-услуг, превосходит средний оборот аналогичных российских предприятий более чем в 10 и 5 раз соответственно.

Активным потребителем информационных технологий в Российской Федерации  выступает государство. Как и в развитых зарубежных странах, доля спроса государства в течение последних 5 лет в отрасли ИТ достигала 30 %, являясь существенным стимулом роста отрасли. Значительный объем спроса приходится на несколько крупнейших компаний, находящихся под контролем государства (ОАО "Газпром", АО "Российские железные дороги", РАО "ЕЭС России", ОАО "Аэрофлот", ОАО "Связьинвест"). Оставшийся объем спроса преимущественно приходится на предприятия финансовой и нефтегазовой сферы, а также, в меньшей степени, связи и торговли. Металлургия, машиностроение, транспорт и другие отрасли значительно отстают в использовании ИТ .

Уровень распространенности информационных технологий среди населения России ещё очень далек от показателей развитых стран. Хотя в данном направлении в России за последние годы происходил стремительный рост, подобное положение, как и в целом по отрасли, объясняется начавшимся только несколько лет назад стартом рынка с практически нулевых показателей.

Отечественный рынок ИТ мал в  абсолютном выражении, отстает по большинству  характеристик как от развитых, так  и от многих развивающихся стран, и далёк от насыщения по всем показателям. Отчасти такое положение вызвано общеэкономическими причинами (последствия спада производства в 1990-х годах, нежелание предприятий инвестировать в долгосрочные ИТ-проекты, низкий уровень материального благосостояния большей части населения). Вместе с тем, недостаточное развитие ИТ в России усугубляется целым рядом других факторов, создающих препятствия для широкого внедрения и эффективного использования ИТ в экономике общественной жизни и государственном управлении.

 

Заключение

 

В настоящее время огромные средства тратятся не только на приобретение, получение  информации, но и на ее распространение. Типичным примером массового распространения  информации является реклама. Настоящий  рынок невозможен без развитой рекламы  как информационного средства повышения  эффективности торговли.

Реклама обеспечивает публичное распространение  информации о продуктах и услугах. Художественными, техническими, наконец, психологическими приемами она побуждает  спрос и увеличивает объем  продаж, реклама индивидуализирует  продукт, выделяет его из общей массы  аналогов, подчеркивая его особые черты, способные наиболее полно  удовлетворить те или иные потребности.

Современная рыночная экономика, имея общие черты, существует в многообразии форм и  моделей, где учитываются региональные и культурные особенности развития. Причем различные модели могут быть равноэффективными. Рыночный механизм подразумевает активную деятельность государства, социальных институтов, развитый нерыночный сектор экономики, который  приобретает тенденцию к увеличению своего веса.

Из  вышеизложенного следует, что рыночный механизм создает реальные потребности  в информации ее обработке. Современный  рынок требует наличия мощной информационной инфраструктуры, включающей биржевую и кредитно-финансовую системы. В основе маркетинга, рекламы, новых  структур управления также лежит  информация.

Создание  рыночной экономической системы, воспроизводящей  реальные потребности в информации, должно сопровождаться формированием  рынка информации, поскольку отставание развития информационной подсистемы экономики  неотвратимо сказывается на эффективности  функционирования системы в целом.

Не  стоит забывать о нынешнем положении  мировой экономики. Экономический  кризис оказал негативное влияние на все факторы производства, в том числе и на информацию.

В складывающихся условиях крайне важна  информационная политика, проводимая государственными (или контролируемыми  государством) СМИ. Сейчас она направлена на замалчивание обостряющихся проблем  или перекладывание ответственности  за них на внешние силы. В период кризиса информация становится еще  более значимым ресурсом для граждан, чем в спокойные периоды, однако сейчас они сталкиваются с ее огромным дефицитом. Можно ожидать, что граждане в большей степени будут доверять региональным СМИ. Во-первых, самоцензура  в них касается преимущественно  местной тематики, они более свободны в анализе зарубежных, федеральных  и московских проблем. Во-вторых, региональные СМИ активнее пользуются информацией  в Интернете.

Предприятия направляют не всю информацию министерствам, потому, что у них есть на это  право. Одни региональные министерства не делятся информацией с другими. В результате сложилась пирамида запретов на информацию. Важно быстро реагировать на происходящее, чтобы управленческие воздействия были своевременными.

Необходим общественный диалог между государством, бизнесом и населением. Это позволит обеспечить лиц, принимающих решения, достоверной информацией о процессах, происходящих в экономике, оценить  результативность принимаемых решений  и реализуемых мер, а также  сформировать эффективную коммуникационную политику, снижающую социальную напряженность.

Именно  поэтому я считаю, что информация оказывает наибольшее влияние на экономику не только нашей страны, но и всего мира в целом. Для  выхода из сложившейся ситуации необходимо владеть полными сведениями о состоянии экономики. Только благодаря информации и рынку информационных услуг возможно найти разумный выход из столь неблагоприятного периода для всей экономики в целом.

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Демин И.А. «Информационная  теория экономики, макромодель», Палев, Москва 2010 г.
  2. Мельник Л.Г. «Словарь: Экономика и информация: экономика информации и информация в экономике», Москва 2011 г.
  3. Петрова Е.А. «Современный информационный рынок, микроэкономический анализ», Гешос АРВ, Чебоксар 2010 г.
  4. Ставцева Т.И. «Информация и информационный рынок: монография», Орагс, Орёл 2009 г.
  5. Гранберг А. Экономическое пространство России: трансформации на рубеже веков и альтернативы будущего // Общество и экономика. - 2004.
  6. Журнал международного права и международных отношений 20012 — № 3
  7. Журнал «Вопросы экономики», №4, апрель 20011 г.
  8. Общая экономическая теория: Учебник / Под ред. Л.Г. Симкина – М.: ИНФРА, 2009 

1 К.К. Колин. Информационная революция и фундаментальная экономика // Проблемы информатизации. - 2007.

2 А.А. Румянцев. Предмет и задачи информационной экономики // Российский экономический журнал. - 2002.

3 Н.М. Ломова, О.Н. Петрушенко, А.В. Корицкий, Л.С.Грушецкая, Л.П. Буфетов. Экономическая теория: Учебное посиобие. – Новосибирск: СибУПК, 2007

 

 


Информация о работе Информация как фактор производства