Источники краткосрочного финансирования организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2014 в 12:14, дипломная работа

Краткое описание

В процессе своей деятельности каждая организация сталкивается с проблемой краткосрочного финансирования, которое, как правило, направлено на формирование запасов, отсрочки платежей покупателям, закупку сырья, топлива, выплату заработной платы, и т. д. Иными словами, организации необходимы оборотные средства для обеспечения и поддержания ликвидности и финансовой устойчивости. Достаточный минимум собственных и заемных средств должен обеспечить непрерывность движения оборотного капитала на всех стадиях кругооборота, что удовлетворяет потребности производства в материальных и денежных ресурсах, а также обеспечивает своевременные и полные расчеты с поставщиками, бюджетом, банками и другими корреспондирующими звеньями.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………с. 3

Глава 1. Роль краткосрочного финансирования в деятельности организации.
Определение потребности организации в краткосрочном финансировании……с. 5
Общая характеристика краткосрочного финансирования………………………..с. 10

Глава 2. Современные тенденции в выборе источников краткосрочного финансирования.
2.1. Новые инструменты краткосрочного финансирования…………………………..с. 27
2.2. Критерии выбора источника краткосрочного финансирования……………..…..с. 45

Глава 3. Оптимизация структуры источников краткосрочного финансирования ООО «Опттрейд»
3.1. Определение потребности ООО «Опттрейд» в краткосрочных средствах……..с. 49
3.2. Выбор источников краткосрочного финансирования ООО «Опттрейд»……….с. 53

Заключение………………………………..…………………………………………………с. 63

Список литературы………………………………………………………………………….с. 67

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 545.00 Кб (Скачать файл)

В связи с тем, весь риск неплатежа по счетам берет на себя фактор, он обычно выплачивает поставщику продукции до 80-90% всей суммы счетов. Процент финансирования зависит от платежной дисциплины дебитора. Остальные долги представляют резерв, который возмещается клиенту за вычетом комиссионного вознаграждения и других расходов факторингового отдела после поступления на его счета оплаты обязательств со стороны плательщиков клиента.

Факторинговая комиссия представляет собой плату за комплексную услугу и в общем случае складывается из следующих составляющих:

    • сбор за обработку документов (50-200 руб. за документ);
    • собственно факторинговая комиссия (0,5 – 4,5% от суммы сделки);
    • проценты за использование денежных средств, предоставленных банком клиенту сразу после отгрузки товара и получения от него товарно-транспортных накладных документов (до 30% годовых).17

Стоимость факторингового обслуживания зависит от следующих факторов:

    • объем уступаемой задолженности;
    • количество дебиторов;
    • срок отсрочки платежа;
    • вид соглашения (регресс или безрегресс);
    • местонахождение дебитора.

Факторинг дороже кредита в полтора или даже в два раза. Если краткосрочный кредит можно взять под 12-20%. В России плата по факторингу составляет 24-36% годовых.18

По степени информированности других лиц о заключенном между клиентом и факторинговым подразделением договоре различают открытый (конвенционный) и закрытый (конфиденциальный) факторинг.

Открытый факторинг – это форма факторинговой услуги, при которой плательщик уведомлен о том, что поставщик переуступает счета-фактуры факторинговой компании (или факторинговому подразделению банка). Закрытый факторинг характеризуется тем, что должника не информируют о привлечении к востребованию долгов фактор-фирмы. В данном случае плательщик ведет расчеты с самим поставщиков, который после получения платежа должен перечислить соответствующую его часть факторинговой компании для погашения кредита. Тариф на конфиденциальное факторинговое обслуживание выше размера оплаты открытых факторинговых услуг из-за увеличения риска неплатежа.

По уровню риска неплатежа можно выделить факторинг с правом регресса и без него. Факторинг с правом регресса предполагает, что факторинговый отдел или компания имеют право вернуть клиенту купленные у него долговые обязательства при отказе плательщика от их уплаты, независимо от причины. Таким образом, данная форма факторинга передает риск неплатежа и тем самым погашения кредита клиенту. В соответствии с правом регресса клиент обязан возместить факторинговому подразделению сумму, уплаченную при продаже долговых обязательств, однако комиссионное вознаграждение клиенту не возвращается. Такая форма отношений выгодна клиенту только при достаточно высокой платежеспособности его партнеров.

При факторинге без права регресса факторинговой подразделение полностью принимает на себя риск неплатежа со стороны плательщиков. В этом случае затраты факторингового подразделения возрастают на величину издержек по защите интересов подразделения, а также на сумму неполученной прибыли в результате задержек на погашение кредитов, что увеличивает плату по факторингу.

Иногда факторинг пытаются сравнивать с кредитом, хотя факторинг и банковский кредит имеют различную природу и направлены на удовлетворение разных потребностей поставщиков. Сравнение финансирования при факторинге с другими кредитными продуктами представлено в таблице 2.1.1.

Таблица 2.1.1.

Отличие финансирования при факторинге от других кредитных продуктов19

 

Факторинг

Кредит

Овердрафт

Факторинговое финансирование погашается из денег, поступающих от дебиторов клиента

Кредит возвращается Банку заемщиком

Овердрафт возвращается Банку заемщиком

Факторинговое финансирование выплачивается на срок фактической отсрочки платежа (до 90 календарных дней)

Кредит выдается на фиксированный срок, как правило, до 1 года

При получении овердрафта устанавливаются жесткие сроки пользования траншем, как пра-вило, не превышающие 30 дн.

Факторинговое финансирование выплачивается в день поставки товара

Кредит выплачивается в обусловленный кредитным договором день

Срок действия договора по возобновляемой кредитной линии не может превышать 3-6 месяцев

При факторинге переход компании на расчетно-кассовое обслуживание в Банк не требуется

Кредит предусматривает переход заемщика на расчетно-кассовое обслуживание в Банк

Овердрафт предусматривает переход заемщика на расчетно-кассовое обслуживание в Банк

Для факторингового финансирования никакого обеспечения не требуется

Кредит, как правило, выдается под залог и предусматривает обороты по расчетному счету, адекватные сумме займа

Овердрафтом предусмотрено поддержание определенного оборота (5:1) по расчетному счету. Обеспечение в виде залога не требуется

Размер фактического финансирования не ограничен и может безгранично увеличиваться по мере роста объема продаж клиента

Кредит выдается на заранее обусловленную сумму

Лимит овердрафта устанавлива-ется из расчета 15 - 30% от ме-сячных кредитовых поступлений на расчетный счет заемщика

Факторинговое финансирование погашается в день фактической оплаты дебитором поставленного товара

Кредит погашается в заранее обусловленный день

Все кредитовые поступления автоматически списываются с расчетного счета в погашение овердрафта и процентов по нему

Факторинговое финансирование выплачивается автоматически при предоставлении накладной и счета-фактуры

Для получения кредита необхо-димо оформлять огромное количество документов

Для получения овердрафта необходимо оформлять большое количество документов

Факторинговое финансирование продолжается бессрочно

Погашение кредита не гарантирует получение нового

Погашение овердрафта не гарантирует получение нового

Факторинговое финансирование сопровождается сервисом, который включает в себя: управление дебиторской задолженностью, покрытие рисков, связанных с поставками на условиях отсрочки платежа, консалтинг и многое другое

При кредитовании помимо предоставления средств клиенту и РКО Банк не оказывает заемщику каких-либо дополнительных услуг

При овердрафте помимо предоставления средств клиенту и РКО Банк не оказывает заемщику каких-либо дополнительных услуг


 

Таким образом, применение факторинга ускоряет получение платежей, гарантирует погашение задолженности, снижает расходы по ведению счетов и обеспечивает своевременность поступления платежей поставщикам при временных финансовых затруднениях у покупателя.

В нашей стране сегодня факторинг наиболее распространен в таких отраслях экономики, как производство и дистрибуция продуктов питания, фармацевтической продукции, товаров народного потребления, алкогольной промышленности, полиграфической и упаковочной продукции, косметической и парфюмерной продукции и других.

Основными клиентами являются компании с объемом уступаемой дебиторской задолженности от 3 до 30 млн. руб. в месяц, с количеством постоянных покупателей от 10 и более, с такими условиями поставок, как отсрочка платежа от 20 до 90 дней, безналичный расчет, переход права собственности в момент отгрузки.

Общий объем факторинговых операций в России за 2003 г увеличился на 200% по сравнению с прошлым годом и составил 600-650 млн. долл. (против 300 млн. долл. в 2002 г.)20, а в 1998 г. он составлял всего около 30 млн. долл. Потенциальная емкость рынка факторинговых операций в России, по данным ФК «НИКойл», прогнозируется в размере 21,3 млрд. долл.21

Динамика роста объема предоставленных факторинговых услуг в России в последнее время вселяет твердую уверенность в том, что в течение двух-трех лет факторинг станет общепринятым механизмом увеличения объема продаж в торговле.

 

Для удовлетворения своих потребностей в финансовых ресурсах коммерческая организация может эмитировать разные виды долга. Одним из них является эмиссия облигаций.

Облигация — эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее держателя на получение от эмитента в предусмотренный срок ее номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента от этой стоимости или иного имущественного эквивалента. Таким образом, держатели облигаций являются кредиторами компании-эмитента.22

Выпускать облигации разрешено акционерным обществам (в соответствии со ст. 33 Закона об акционерных обществах) и обществам с ограниченной ответственностью (в соответствии со ст. 31 Закона об обществах с ограниченной ответственностью). При этом имеются ограничения на выпуск облигаций:

  1. общество вправе выпускать облигации на сумму, не превышающую размер его уставного капитала, либо на величину обеспечения, предоставленного обществу в этих целях третьими лицами;
  2. облигации могут размещаться только после полной оплаты уставного капитала;
  3. при отсутствии обеспечения, предоставляемого обществу третьими лицами с целью гарантировать выполнение обязательств перед владельцами облигаций, размещение обществом облигаций допускается не ранее третьего года существования общества при условии, что к моменту выпуска облигационного займа общество будет иметь не менее двух годовых балансов, утвержденных в установленном порядке;
  4. акционерное общество не вправе размещать облигации, конвертируемые в акции общества, если количество объявленных акций общества определенных категорий и типов меньше количества акций этих категорий и типов, право на приобретение которых предоставляют такие облигации.

Данные ограничения излишни, так как они, во-первых, не способны защитить интересы инвесторов и кредиторов, а, во-вторых, не приносят положительного эффекта на практике, поэтому их можно исключить из требований по выпуску облигаций.

При выпуске облигаций важно правильно определить параметры облигаций, которые зависят от особенностей организации, конъюнктуры финансовых рынков, планируемого объема займа, круга инвесторов и т. д.

К параметрам выпуска облигаций относятся: номинальная цена, срок обращения, форма выпуска и процентные ставки.

На выбор срока размещения облигаций оказывают влияние следующие факторы:

  1. Разница в доходности краткосрочных и долгосрочных облигаций;
  2. Кредитный рейтинг фирмы, который устанавливается рейтинговыми агентствами. Но среди компаний, присутствующих на рынке корпоративных облигаций, кредитный рейтинг имеют около 50 организаций из 90;
  3. Размер фирмы;
  4. Перспективы развития фирмы.

В силу того, что приобретение облигаций инвесторами сопряжено с большим риском, так как российские организации еще не имеют устойчивые показатели развития, на рынке, который только начал развиваться, востребованы краткосрочные облигации (со сроком до 3 месяцев). Организациям же более выгоден долгосрочный облигационный заем, так как он обходится дешевле.

Еще одним параметром облигаций является форма выпуска - именная бездокументарная, именная документарная, предъявительская. Каждая из форм имеет как свои достоинства, так и свои недостатки.

К достоинствам бездокументарной формы ценных бумаг можно отнести:

  • данная форма является наиболее распространенной формой выпуска ценных бумаг в России;
  • эмитент не несет расходы по печати бланков ценных бумаг;
  • упрощается процедура купли-продажи ценных бумаг.

Достоинствами предъявительской формы ценных бумаг является: возможность сократить расходы по ведению реестра владельцев ценных бумаг и практически минимизировать документооборот при осуществлении сделок с ними

Именная документарная форма выпуска не получила значительного распространения.

Балансовая стоимость облигационного займа, как правило, не совпадает с его рыночной стоимостью. Оценка рыночной стоимости облигаций строится на основе ряда данных, указываемых на ней самой: официальная дата выпуска, номинальная стоимость, срок погашения, объявленная ставка процента, дата выплаты процентов. Коммерческие организации, выпускающие займы, стремятся максимально приблизить объявленную ставку процента по облигации к рыночной ставке, действующей на момент размещения займа. Изменения рыночной ставки процента и рыночной стоимости займа компании-эмитента находятся в обратной зависимости. Если рыночная ставка процента превышает объявленную, то размещаемые облигации продаются со скидкой (дисконтом), а в противоположной ситуации к их стоимости добавляется премия.

Процедура выпуска облигаций состоит из следующих этапов:

    1. Принятие решения, являющегося основанием для размещения облигаций;
    2. Утверждение решения о выпуске облигаций;
    3. Государственная регистрация выпуска;
    4. Первичное размещение облигаций;
    5. Государственная регистрация отчета об итогах выпуска.

При принятии обществом решения о выпуске облигаций предварительно осуществляются следующие основные мероприятия:

проводится анализ конъюнктуры фондового рынка;

осуществляется оценка инвестиционной привлекательности эмитируемых облигаций;

определяются цели эмиссии;

задаются параметры эмиссии: сумма и срок облигационного займа, число выпускаемых облигаций, форма, номинал эмитируемых ценных бумаг, уровень процентной ставки, условия процентных выплат, дату, формы и порядок погашения и др.

После принятия решения о размещении облигаций готовится и утверждается решение о выпуске, которое составляется по форме, установленной ФКЦБ России, и содержит краткое описание будущего выпуска ценных бумаг, его условий, объема прав и т. д. Решение о выпуске предоставляется в государственный орган, который занимается регистрацией выпусков ценных бумаг (например, в местное отделение ФКФР).

При подаче документов на регистрацию выпуска облигаций должен быть уплачен налог на операции с ценными бумагами, который до недавнего времени составлял 0,8 % от номинала эмиссии. С 1 января 2004 года налог составляет 0,2 % номинальной суммы выпуска, но не более 100 000 рублей23.

Если облигации будут размещаться по открытой (среди неограниченного круга лиц) либо по закрытой подписке, но число будущих владельцев превысит 500, эмитент обязан дополнительно подготовить и предоставить в регистрирующий орган проспект эмиссии. Проспект эмиссии – это документ, содержащий подробную информацию о предстоящем выпуске и о предприятии-эмитенте.

Получив документы для регистрации выпуска, уполномоченный государственный орган рассматривает их в течение 30 дней.

Основаниями для отказа в регистрации выпуска облигаций являются:     

нарушение эмитентом требований законодательства РФ о ценных бумагах, в том числе наличие в представленных документах сведений, позволяющих сделать вывод о противоречии условий эмиссии и обращения эмиссионных ценных бумаг законодательству РФ и несоответствии условий выпуска ценных бумаг законодательству РФ;

несоответствие документов, представленных для государственной регистрации выпуска или проспекта, и состава содержащихся в них сведений требованиям законодательства РФ;

непредставление в течение 30 дней по запросу регистрирующего органа всех документов, необходимых для государственной регистрации выпуска облигаций или регистрации проспекта эмиссии;

Информация о работе Источники краткосрочного финансирования организаций