Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 12:44, курсовая работа
Термин "потенциал" в своем этимологическом значении происходит от латинского слова potentia, что означает скрытые возможность, мощность, силу. Широкая трактовка смыслового содержания понятия "потенциал" состоит в его рассмотрении как "источника возможностей, средств, запаса, которые могут быть приведены в действие, использованы для решения какой-либо задачи или достижения определенной цели; возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области" Понятия "потенциал" и "ресурсы" не следует противопоставлять
Задачами учебной дисциплины "Развитие персонала в государственной и муниципальной службе " являются:
- исследовать стадии
- обосновать необходимость
- показать альтернативные
- проанализировать возможные
Программа дисциплины должна предусматривать изучение четырех разделов:
1. Методология развития
2. Особенности и тенденции
3. Эффективность развития
4. Мотивация персонала госслужбы.
Подведя итог выше сказанному, отметим, что развитие персонала - это систематический процесс социально-экономических инноваций в человеческой подсистеме государственной и муниципальной службы, направленный на улучшение ее функционирования в целом.
1.3 Оценка эффективности
Оценка эффективности
- количественные;
- качественные (или описательные);
- комбинированные (или
К количественным методам оценки относятся балльный, коэффициентный, метод рангового порядка, метод парных сравнений, система графического профиля, метод "эксперимента" и т.д. К качественным (описательным) методам относятся система устных и письменных характеристик, метод эталона, матричный и биографический методы, метод групповой дискуссии. Примерами комбинированных методов являются методы стимулирующих оценок, группировки работников, тестирование.
Наибольшее распространение
- во-вторых, для какой категории
работников устанавливаются
В качестве критериев в области кадрового потенциала, может выступать выполнение установленных норм выработки или обслуживания при надлежащем качестве работы и снижение издержек, возникающих из-за повышенной текучести персонала, необоснованных простоев и др.
При этом оценка эффективности кадрового потенциала состоит из двух компонентов:
- экономической эффективности,
характеризующей достижение
- социальной эффективности,
В качестве компонентов экономической
эффективности кадрового
- соотношение результатов работы и издержек на персонал, рассматриваемое с точки зрения поставленных организационных целей;
- компоненты, отражающие вклад персонала в долгосрочное существование и развитие организации. К ним относятся:
- стабильность, которая отражается в преемственности кадрового состава, в надежности выполнения работниками порученных ими заданий, в отсутствии напряженности и конфликтов;
- гибкость, которая
означает способность
Эффективность кадрового потенциала необходимо оценивать по системе показателей, наиболее полно отражающих эту область менеджмента и отвечающих следующим требованиям:
- полнота и
достоверность производимой
- учет результатов управленческих решений, как в количественных, так и качественных характеристиках;
- учет показателей,
на которые управленческие реше
- соответствие целям оценки;
- соизмеримость
результатов управления с
Так Дж.М. Иванцевич и А.А. Лобанов предложили методику анализа функционирования служб управления кадрами, где критерии оценки сгруппированы следующим образом:
1. Собственно экономическая
- показатели эффективности;
- стоимость
оцениваемой программы на
2. Показатели степени
3. Степень удовлетворенности работников:
- компенсацией;
- собственно работой.
4. Косвенные показатели
- текучесть персонала;
- абсентизм
- количество самовольных
- брак;
- частота заявок о переводе на другие работы;
- количество жалоб;
- безопасность труда и количество несчастных случаев;
- прочие показатели качества труда.
Каждый из вышеперечисленных показателей и их комбинации выражают эффективность работы служб управления персоналом, для целей оценки их сопоставляют с заранее заданными значениями.
Э.Б.Фигурнов предлагает следующие показатели, характеризующие интенсификацию использования персонала:
- разность
уровней производительности
- экономия
численности работников в
С помощью предложенных показателей можно определить направление влияния каждого фактора на изменение степени производительности, но нельзя количественно выразить это влияние. Безусловно, система показателей, необходимых для определения эффективности кадрового потенциала, нуждается в доработке. Решение этой задачи позволит объективно оценивать эффективность организационных и социальных мероприятий, уточнять ближайшие задачи и цели. По моему мнению, систему показателей эффективности кадрового потенциала следует строить на базе теории факторов производства. Производительность труда является основным показателем использования персонала и характеризует доходность производства в расчете на одного занятого. Этот показатель рассчитывается как отношение годового дохода предприятия к среднегодовому числу работников. Оценка эффективности кадрового потенциала опирается на критерии, выраженные в объективных показателях развития производства, которые представлены в таблице 2
Таблица 2 Статистические показатели
эффективности кадрового
Направление анализа
Показатели
Показатели экономической
Производительность труда
Объем реализации на одного работника и его динамика Объем прибыли до уплаты налогов на одного работника и его динамика
Улучшение качества продукции, услуг
Количество рекламаций и их динамика Удельный вес брака и его динамика
Издержки на персонал
Общие издержки фирмы на персонал за период Доля издержек фирмы на персонал в объеме реализации за период Издержки на одного работника и их динамика
Эффективность управленческих программ
Затраты на отдельные направления и программы деятельности служб управления персонала в расчете на одного работника Эффект воздействия отдельных программ на результативность деятельности работников и фирмы в целом
Показатели экономической
Социально-психологический
Взаимоотношения с коллегами Взаимоотношения с руководством Взаимоотношения с общественностью, коллегами
Уровень удовлетворенности персонала
Соответствие организационных и личных целей Коэффициент текучести персонала и его динамика Уровень абсентизма Уровень конфликтности в коллективе Количество жалоб от работников
Оценку эффективности
- оценка организации управленческого труда;
- анализ технологии управления персоналом;
- анализ качества управления персоналом.
При оценке организации управленческого труда анализируются формы и методы взаимодействия управленческих работников с объектами управления и между собой. Подлежит анализу штатное расписание, распределение обязанностей, документооборот отдела.
Представляет интерес анализ качества
управления персоналом. Он производится
в зависимости от конкретных задач,
стоящих перед органом
Таблица 3 Направления анализа качества управления персоналом фирмы
№
Направление анализа
Используемые критерии
1
Анализ степени соответствия кадровой политики и практики управления персоналом целям и задачам фирмы
Последовательность, непротиворечивость целей и путей их достижения
2
Оценка качества документов, регламентирующих работу персонала
Четкость и полнота изложения соответствие КЗОТ
3
Оценка важнейших формальных правил и процедур, обеспечивающих процесс управления персоналом фирмы
Трудовые показатели работников, эффективность работы фирмы; Соответствие КЗОТ; Морально-психологический климат в коллективе
4
Оценка основных элементов организационной культуры, оказывающих воздействие на поведение работников
Состояние трудовой этики; Морально-психологический климат в коллективе; Удовлетворенность персонала работой, отсутствие жалоб, других проявлений недовольства; Имидж фирмы в глазах клиентов; Приверженность работников своей фирме; Трудовые показатели.
5
Оценка показателей, характеризующих качество управления персоналом (уровень текучести персонала, состояние трудовой дисциплины, удовлетворенность работников работой в фирме, морально-психологический климат и др.)
В заключение необходимо отметить, что отсутствие в настоящее время устоявшейся и общепринятой методологии оценки эффективности кадровой политики делает актуальным дальнейший поиск оптимального сочетания методик, технологий и инструментария диагностики и оценки.
«Кадровый потенциал организации»
1. Социально-трудовые отношения, рынок труда и занятость персонала
Социально-трудовые отношения в рыночной экономике
Социально-трудовые
отношения — это объективно
существующие взаимосвязи и
Социально-трудовые
отношения характеризуют
Система социально-трудовых
отношений (СТО) включает
Субъектами социально-трудовых отношений выступают: наемный работник, профессиональные союзы, работодатель и государство.
Наемный работник
— гражданин, заключивший
Профессиональные союзы
— массовые организации,
Информация о работе Кадровый потенциал: понятия, сущность, основные характеристики