Кадровый потенциал: понятия, сущность, основные характеристики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 12:44, курсовая работа

Краткое описание

Термин "потенциал" в своем этимологическом значении происходит от латинского слова potentia, что означает скрытые возможность, мощность, силу. Широкая трактовка смыслового содержания понятия "потенциал" состоит в его рассмотрении как "источника возможностей, средств, запаса, которые могут быть приведены в действие, использованы для решения какой-либо задачи или достижения определенной цели; возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области" Понятия "потенциал" и "ресурсы" не следует противопоставлять

Вложенные файлы: 1 файл

Кадровый потенциал.doc

— 221.50 Кб (Скачать файл)

 

     К безработным относятся  лица от 16 лет и старше, которые  в рассматриваемый период: а) не  имели работы (доходного занятия); б) занимались поиском работы (обращались в службу занятости,  к администрации предприятия,  использовали личные связи, помещали объявления в печати и др.) или предпринимали шаги к организации собственного дела; в) были готовы приступить к работе. При отнесении к безработным должны присутствовать все критерии, перечисленные выше. К безработным относятся также лица, обучающиеся по направлению служб занятости или выполняющие оплачиваемые общественные работы, получаемые через службы занятости. Учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды учитываются в качестве безработных, если они занимались поиском работы и были готовы приступить к ней. В составе безработных выделяются лица, не занятые трудовой деятельностью, зарегистрированные в службе занятости в качестве ищущих работу, а также признанные безработными.

 

     В международной практике  распространено также понятие  «гражданское экономически активное население», в состав которого не включают военнослужащих.

 

      Экономически не  активное население — это та  часть населения, которая не  входит в состав рабочей силы, а именно:

 

    а) среди населения  в трудоспособном возрасте:

 

       - учащиеся и  студенты, слушатели и курсанты, обучающиеся в дневных учебных  заведениях и не занятые никакой  деятельностью, кроме учебы;

 

       - лица, занятые  ведением домашнего хозяйства,  уходом за детьми, больными, родственниками  и т.п.;

 

       - лица, прекратившие поиск работы, исчерпав все возможности ее получения, но которые могут и готовы работать;

 

      - лица, которым нет  необходимости работать независимо  от источника их дохода;

 

   б) среди населения, не  входящего в состав трудовых  ресурсов:

 

      = лица, получающие  пенсии (по старости, на льготных  условиях, по потере кормильца)  и не занятые никакой деятельностью;

 

      = инвалиды, получающие  пенсии и не занятые никакой  деятельностью.

 

     Понятие «трудовые  ресурсы» используется для характеристики трудоспособного населения в масштабах страны, региона, отрасли экономики, или в рамках какой-либо профессиональной группы. Кроме этого, применяются понятия: «рабочая сила», «человеческие ресурсы», «человеческий фактор», «кадры», «работники», «персонал», «трудовой потенциал», «человеческий капитал», имеющие разное содержание и смысловую нагрузку. Они дополняют друг друга, раскрывая какую-либо одну из сторон человека. Их использование позволяет на основе международных стандартов проводить сравнение между странами.

 

     Помимо терминов «трудовые  ресурсы» и «персонал» в науке  и практике экономики, социологии, управления с 80-х годов стал  применяться термин «трудовой  потенциал» общества, отдельного  работника. Это понятие является  более объемным, разносторонним, его основой является термин «потенциал» — источник возможностей, средств, запаса.

 

     В организациях чаще  употребляют понятие  «персонал», т.е. люди со сложным комплексом  индивидуальных качеств - социальных, психологических, профессиональных, мотивационных и др., которые отличают их от вещественных факторов производства (сырья, машин, энергии, капитала).

 

     Персонал (от лат. personalis — личный) — это личный состав  организаций, включающий всех  наемных работников, а также работающих  собственников и совладельцев.

 

     Основными признаками  персонала являются:

 

     • наличие его  трудовых взаимоотношений с работодателем,  оформленных трудовым договором; 

 

     • обладание определенными  качественными характеристиками (специальностью, профессией, квалификацией, компетентностью и др.), отнесение его к одной из категорий персонала: руководителей, специалистов, других служащих (технических исполнителей), рабочих;

 

     • целевая направленность  деятельности персонала, т.е. обеспечение  достижения целей организации путем установления целей для отдельного работника.

 

     Для современных организаций,  работающих в рыночных условиях, характерно наличие лиц, групп,  которые, не являясь их персоналом, входят в кадровое пространство (поле) этих организаций: акционеры, не работающие в данной организации, совет директоров и другие группы.

 

     Термин «персонал»  впервые стал употребляться в  англоязычной литературе как  общее название всех работников  организации, имеющих различия  в квалификации и должностной  принадлежности. В нашей стране и ряде других государств широко применялся термин «кадры», взятый из армейского лексикона и означающий в немецком и французском языках профессиональных военных (рядовых, командный состав и резерв). В отечественной и зарубежной литературе последних лет достаточно популярны оба эти термина, хотя последний, «кадры», носит более ограниченный характер (например, «кадры управления»).

 

     В 70-е годы в  науке и практике управления  США стало использоваться понятие  «человеческие ресурсы» взамен «персонала».

 

     Человеческие ресурсы  — понятие, отражающее главное  богатство любого общества, процветание  которого возможно при создании  условий для воспроизводства,  развития, использования этого ресурса  с учетом интересов каждого  человека. Понятие «человеческие ресурсы» содержит в себе совокупность социокультурных характеристик и личностно-психологических свойств людей. Особенность человеческих ресурсов состоит в следующем:

 

     • люди наделены  интеллектом, следовательно, их  реакция на внешнее воздействие (управление) — эмоционально-осмысленная, а не механическая;

 

     • люди способны  к постоянному совершенствованию  и развитию, что является важным  и долговременным источником  повышения эффективно­сти общества  или организации;

 

     • люди выбирают определенный вид деятельности (производственной или непроизводственной, умственной или физической) осознанно, ставя перед собой определенные цели.

 

 

 

2. Структура персонала организации 

 

 

 

Понятие структуры персонала и  ее виды

 

     Персонал предприятия представляет собой совокупность работников определенных категорий и профессий, занятых единой производственной деятельностью, которая направлена на получение прибыли или дохода и удовлетворение своих материальных потребностей.

 

     Основными характеристиками персонала организации являются: численность и структура.

 

      Численность персонала  организации зависит от характера,  масштаба, сложности, трудоемкости  производственных (или иных) и управленческих  процессов, степени их механизации,  автоматизации, компьютеризации. Эти факторы определяют ее нормативную (плановую) величину. Более объективно персонал характеризуется списочной (фактической) численностью, т.е. числом сотрудников, которые официально работают в организации в данный момент.

 

     Структура персонала организации — это совокупность отдельных групп работников, объединенных по какому-либо признаку, и может быть статисти-ческой и аналитической.

 

     Статистическая структура  отражает распределение персонала  и его движение в разрезе  занятости по видам деятельности, а также категорий и групп должностей. Так, выделяется персонал основных видов деятельности (лица, работающие в основных и вспомогательных, научно-исследовательских и опытно-конструкторских подразделениях, аппарате управления, занятые созданием продукции, услуг или осуществляющих обслуживание этих процессов) и неосновных видов деятельности (работники жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы). В свою очередь, все они подразделяются на категории: руководителей, специалистов, других служащих (технических исполнителей), рабочих.

 

     Аналитическая структура  подразделяется на общую и  частную. В разрезе общей структуры  персонал рассматривается по  профессии, квалификации, образованию,  полу, возрасту, стажу работы. Частная  структура отражает соотношение отдельных групп работников, например «занятые тяжелым трудом с помощью простейших приспособлений и без них», «занятые на обрабатывающих центрах» и т.д.

 

 Классификация персонала

 

     По признаку участия  в производственном или управленческом процессе, т.е. по характеру трудовых функций, занимаемой должности, персонал подразделяется на следующие категории:

 

   • руководители, осуществляющие  функции общего управления. Их  условно подразделяют на три  уровня: высший (организации в целом  — директор, генеральный директор, управляющий и их заместители), средний (руководители основных структурных подразделений — отделов, управлений, цехов, а также главные специалисты), низовой (работающие с исполнителями — руководители бюро, секторов; мастера).

 

        по своим полномочиям руководителей можно подразделить на линейных и функциональных.

 

     Линейные выполняют  все обязанности по руководству  производством и людьми.

 

     Функциональные выполняют  только одну из функций управления (контроль  качества, планирование и т.п.). На промышленных предприятиях называют обычно главными специалистами (главный инженер, главный экономист, главный конструктор, главный технолог, главный контролер, главный механик и др.).

 

     К числу руководителей  относятся лица, занимающие должности менеджеров, в том числе менеджера по персоналу;

 

      • специалисты  — лица, осуществляющие экономические,  инженерно-технические, юридические  и другие функции. К ним относятся  экономисты, юристы, инженеры-технологи,  инженеры-механики, бухгалтеры, диспетчеры, аудиторы, инженеры по подготовке кадров, инспектора по кадрам и др.;

 

      • исполнители  (технический персонал и рабочие), которые непосредственно создают  материальные ценности или оказывают  услуги производственного характера.  Технические исполнители (обслуживающий персонал) осуществляют подготовку и оформление документов, учет, контроль, хозяйственное обслуживание: агент по закупкам, кассир, секре­тарь-стенографистка, табельщик и др. Различают основных и вспомогательных рабочих.

 

     в зависимости от  выполняемой роли в процессе  управления и возлагаемых на  персонал должностных обязанностей  в составе управленческих кадров, когда выделяют административный, специальный и вспомогательный  персонал.

 

     Административный персонал  осуществляет важнейшие управленческие функции, решает основные вопросы развития производства, разработки стратегических планов и текущей деятельности аппарата управления.

 

     Специальный персонал  участвует в подготовке решений,  проведении экономических расчетов, а затем — в реализации принятой стратегии и тактики развития предприятия с учетом рыночных требований.

 

     Вспомогательный персонал  выполняет различные технические  функции по информационному обслуживанию  управленческих органов: сбор, обработка,  хранение и передача информации.

 

     В отдельную категорию  входят работники социальной  инфраструктуры, т.е. лица, занятые  неосновной деятельностью (культурно-бытовым,  жилищно-коммунальным обслуживанием  персонала организации). К ним  относятся работники ЖКО; лица, обслуживающие детские сады, базы отдыха и т.п., находящиеся на балансе организации.

 

     Существует классификация  работников предприятия на такие  категории, как административно-управленческий  и производственный персонал.

 

     В промышленности  руководители, специалисты, другие служащие (технические исполнители), рабочие образуют промышленно-производственный персонал, а работники социальной инфраструктуры — непромышленный персонал.

 

     Деление персонала  организации на категории осуществляется  в соответствии с нормативным документом — Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих.

 

     Профессиональная структура  персонала организации — это  со­отношение представителей различных  профессий или специальностей (экономистов, бухгалтеров, инженеров, юристов и т.д.), обладающих комплексом теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате обучения и опыта работы в конкретной области.

 

     Квалификационная структура  персонала — это соотношение  работников различного уровня квалификации (т.е. степени про­фессиональной подготовки), необходимого для выполнения определенных трудовых функций. В нашей стране уровень квалификации рабочих характеризуется разрядом или классом (например, для водителей), а для специалистов — категорией, разрядом или классом. Например, по уровню квалификации инженеры-конструкторы могут занимать должности «главного», «ведущего», «старшего» конструктора I, II и III категории.

 

     Половозрастная структура  персонала организации — это соотношение групп персонала по полу (мужчины, женщины) и возрасту.

 

     Возрастная структура  характеризуется долей лиц соответствующих  возрастов в общей численности  персонала. При изучении возрастного  состава рекомендуются следующие  группировки: 16, 17, 18, 19, 20-24, 25-29, 30-34, 35-39, 40-44, 45—49, 50—54, 55—59, 60—64, 65 лет и старше.

 

    Структура персонала  по стажу может рассматриваться  двояко: по общему стажу и стажу  работы в данной организации.  Общий стаж группируется по  следующим периодам: до 16 лет, 16—20, 21-25, 26-30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40 лет и более. Стаж работы в данной организации характеризует стабильность трудового коллектива. Статистика выделяет следующие периоды: до 1 года, 1-4, 5-9, 10-14, 15-19, 20-24, 25-29, 30 лет и более.

Информация о работе Кадровый потенциал: понятия, сущность, основные характеристики