Кардиналистский и ордоналистский подходы к оценке полезности. Предпочтения потребителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 03:10, курс лекций

Краткое описание

В основе производственной деятельности людей лежат их потребности. Потребность – это нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддерживания жизнедеятельности человека. Поэтому для того, чтобы жить, удовлетворять свои потребности, человек должен производить необходимые ему продукты и услуги. Следовательно, цель любого общественного производства состоит в создании продуктов (товаров) и услуг для удовлетворения потребностей членов общества. Таким образом, потребности являются предпосылкой производства, а потребление – его конечной целью.

Вложенные файлы: 1 файл

Курс лекций.doc

— 2.61 Мб (Скачать файл)

Каждый потребитель имеет свои предпочтения в отношении всей совокупности товаров и услуг, предлагаемых на рынке. В силу этого каждый из бесконечного множества наборов товаров и услуг занимает в этой системе иерархии определенное место. В то же время среди этих наборов есть и такие, которые представляются потребителю равнозначными или равновесными. Так, например, он может предпочесть 5 яблок 2 грушам или 2-м яблокам - 6 груш. Но сделать, например, выбор между целым набором, состоящим из 6 яблок и 4 груш, с одной стороны, и 3-х яблок и 8 груш, с другой стороны, трудно, так как потребитель может быть согласен на то и другое. В этом случае говорят, что данному потребителю (в данный момент) безразлично, какой из двух наборов он получит: оба они находятся на одной и той же кривой безразличия.

 

Кривая безразличия - это графическое отображение предпочтений потребителя. Любая точка на данной кривой безразличия отражает разные количества двух товаров, которые обеспечивают одинаковый уровень удовлетворения потребностей, то есть обладают одной и той же общей полезностью.

Для того чтобы построить кривую безразличия, следует исходить из следующих допущений:

    • потребляется набор из двух экономических благ;
    • потребитель способен оценивать и сравнивать по полезности различные сочетания экономических благ (допустим, набор К — 10 ед. А и 2 ед. В — имеет одинаковую полезность с набором L — 6 ед. А и 4 ед. В);
    • если набор К предпочтительнее набора L, а набор L предпочтительнее набора M, то и набор K предпочтительнее набора M. Эту взаимосогласованность предпочтений называют транзитивностью;
    • большие количества экономических благ всегда предпочитаются меньшим количествам, т.е. предполагается, что потребности полностью не насыщаются.

Для построения кривой безразличия  используем данные, приведенные в рис.7

 

Рис.7

Комбинации благ А  и В, имеющие одинаковую полезность для потребителя Х (гипотетические данные)

 

Наборы благ А и  В

Количество блага А

Количество блага В

K

10

2

L

6

4

M

4

8

N

2

12


 

Данные, приведенные в рис7 изобразим графически. Если по вертикали мы будем откладывать количество яблок (продукт А), а по горизонтали количество груш (продукт В), то получим точки, через которые можно провести кривую, называемую кривой безразличия (рис. 8.).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Каждая точка на этой кривой представляет одну из комбинаций продукта А и В, в равной мере удовлетворяющих потребителей. Это значит, каждая такая комбинация продуктов обладает одинаковой совокупной полезностью. Таким образом, кривые безразличия показывают возможные комбинации продуктов А и В, дающие потребителю равный объем удовлетворения потребности. Эти кривые используются для изучения и отражения потребления индивидуальных потребителей.

Однако в определенных случаях  потребитель может заменить один товар другим. При этом товар-заменитель называют "субститутом". Предельная норма замещения (MRS) показывает, в какой степени потребитель готов заменить один товар другим (товар А товаром В), так, чтобы получить при этом удовлетворение потребности. Уменьшающийся наклон кривой безразличия показывает, что готовность потребителя к замещению товара А товаром В уменьшается по мере перемещения вниз по этой кривой. Это объясняется изменением: 1) предельной полезности того или иного товара, 2) изменением его количества. Так, чем больше количество продукта В, тем меньше предельная полезность его дополнительных единиц, а чем меньше продукта А, тем больше его предельная полезность. Это значит, что при перемещении вниз по кривой безразличия потребитель будет готов отказаться от все меньшего и меньшего количества продукта А в порядке компенсации за приобретение каждой дополнительной единицы В. В результате получаем кривую с убывающим наклоном. Вместе с тем, наклоны кривых безразличия могут быть более крутыми и более пологими, вертикальными и горизонтальными прямыми (рис. 9.).

Допустим, что все кривые безразличия рис. 9. отражают набор из двух товаров, но для разных потребителей: кинофильмы (вертикальная ось) и театральные спектакли (горизонтальная ось).

Как видим, для первого потребителя (рис. 9, а) театральные спектакли предпочтительнее, он готов пожертвовать значительным количеством кинофильмов ради одного спектакля (предельная норма замещения высока). Второй потребитель (рис. 9, б) предпочитает кинофильмы, меньше любит театр, поэтому кривая безразличия более пологая (предельная норма замещения низка). Третий потребитель (рис. 9, в) — заядлый театрал, он посещает только театр и не ходит в кино. Предельная норма замещения театра кинофильмом равна 0. И наконец, четвертый потребитель (рис. 9, г) не любит театр и ходит только в кино. Предельная норма замещения кинофильма театральной пьесой для него равна 0.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кроме того, кривые безразличия отличаются и в случаях с совершенными субститутами и совершенно комплиментарными благами. Кинофильмы и театральные постановки могут быть для некоторого зрителя совершенными субститутами, т.е. он оценивает их полезность одинаково (рис. 2.9,а). Это значит, что каждый кинофильм может без ущерба быть заменен театральной пьесой и наоборот. В этом случае предельная норма замещения всегда равна 1, а кривая безразличия выглядит как прямая с наклоном, равным 1. В качестве абсолютных комплиментарных благ рассмотрим автомобили и номерные знаки. Они не могут замещать друг друга, поэтому предельная норма замещения каждого товара по отдельности равна 0. Их потребление возможно только вместе, причем два автомобиля требуют двух номерных знаков, три — трех и т.д. Поэтому кривые безразличия для таких товаров отличаются (рис. 10 б).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уменьшение предельной нормы замещения  означает, как уже отмечалось, уменьшение предельной полезности (х) и соответственно увеличение предельной полезности (y). Тогда MRS можно представить как отношение предельных полезностей х и y:

 

MRSxy = MUx / MUy.

 

Таким образом кривые безразличия  имеют следующие свойства:

  • любая точка на кривой безразличия определяет набор благ А и В, обеспечивающий потребителю одинаковую полезность (х);
  • кривая безразличия имеет отрицательный наклон, так как между количествами благ А и В существует обратная связь. Двигаясь от комбинации К к комбинации М, потребитель увеличивает полезность, получаемую от блага В, и уменьшает на такую же величину полезность от блага А;
  • кривая безразличия имеет вогнутый вид (иногда говорят выпуклый по отношению к началу координат). Вогнутость кривой объясняется уменьшением предельной нормы замещения;
  • наклон кривой безразличия отражает величину предельной нормы субституции (замещения).

Кривая безразличия всегда соответствует  некой определенной величине совокупной полезности. В то же время существует возможность изобразить целую серию таких кривых безразличия, которая называется картой безразличия.

Карта безразличия - это набор кривых безразличия, каждая из которых соответствует различной величине совокупной полезности благ. Причем каждая следующая кривая, дальше отстоящая от начала координат, соответствует большей величине совокупной полезности. Это значит, что любая комбинация продуктов А и В, показанная точкой на кривой IV, обладает большей полезностью, чем любая комбинация А и В, показанная точкой на кривых I, II или III. Кривые на карте безразличия никогда не пересекаются (рис. 11.).

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бюджетные ограничения потребителя

 

На потребительский выбор наряду с предпочтениями потребителя влияют его доход и цены на товары. Когда  выбор осуществляется из двух товаров  А и В, то потребитель может приобрести любой набор товаров, который удовлетворяет следующему условию:

 

РаА + РвВ £ J   ,

 

где Ра и Рв — цены товаров А и В;

А и Б — количество данных товаров;

J — доход потребителя.

 

Приведенное уравнение отражает бюджетные ограничения потребителя. Если представить их графически, то мы получим бюджетную линию, которая показывает различные комбинации двух благ, которые могут быть приобретены при фиксированной величине денежного дохода и определенных ценах.

Определим бюджетную линию на конкретном примере. Пусть благо А стоит 1,5 денежной единицы, а благо В — 1 денежную единицу. Потребитель Х при доходе в 12 денежных единиц может приобрести комбинации благ А и В, которые приведены в табл. 12

Таблица 12

 

Комбинации благ А  и В, доступные покупателю с доходом 12 денежных единицах (условные данные)

 

 

Количество благ

Расход на покупку  благ

А

В

8

0

12=(12+0)

6

3

       12=(9+3)

4

6

       12=(6+6)

2

9

       12=(3+9)

0

12

12=(0+12)


 

Изобразим бюджетную линию потребителя Х графически (рис. 13.).

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наклон бюджетной линии определяется соотношением цены блага В и цены блага А. В нашем примере Рва = 1/1,5 = 2/3 денежной единицы.

Мы получили математический способ выражения того факта, что потребитель должен воздержаться от приобретения 2 единиц блага А, чтобы приобрести 3 единицы блага В. Вся доступная для выбора потребителя зона - треугольник ОС1С5 (рис. 14.) называется бюджетным пространством.

Граница бюджетных возможностей неизменна только при неизменных доходе и ценах. При неизменных ценах линия бюджетных возможностей сдвигается параллельно вправо и вверх, если доход увеличивается, или влево и вниз, если уменьшается (рис15.).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Если же при неизменном доходе меняется соотношение цен, то меняется наклон линии бюджетных возможностей. Допустим, цены на товар В упали, то его можно купить больше, значит, линия бюджетных возможностей сдвинется по горизонтальной оси вправо (рис. 2.12, б). Если же цены меняются одновременно и одинаково - это аналогично изменению дохода, например, при росте цен линия дохода смещается параллельно влево (рис. 2.12, в).

 

Лекция 2. Равновесие потребителя. Эффекты  замещения и дохода

Основные  понятия, включенные в систему тренинг-тестирования: равновесие потребителя; точка равновесия потребителя; внутреннее равновесие; угловое равновесие; кривая "доход—потребление"; кривые Энгеля; эффект дохода; эффект субституции (замещения).

 

Чтобы ответить на вопрос, какая комбинация доступных потребителю благ окажется для него наиболее предпочтительной (другими словами, какая принесет наибольшую полезность), совместим на графике «бюджетную линию» и «карту безразличия» (рис. 16.).

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кривая же спроса для отдельной фирмы совершенно эластична (горизонтальна), так как фирма, изменяя объем продаж, не может повлиять на цену. В связи с тем что цена остается постоянной, средний (AR) и предельный (MR) доходы также остаются постоянными и совпадают с кривой спроса, поскольку каждая дополнительно реализованная единица товара добавляет к валовому доходу одну и ту же величину, равную цене.

Наибольшую полезность потребителю принесет такая комбинация благ А и В, которая соответствует точке касания бюджетной линии с наивысшей из доступных потребителю кривой безразличия.

В нашем случае комбинация благ А  и В, которая обеспечивает равновесие потребителя, соответствует точке У, в которой бюджетная линия касается кривой безразличия Д2. В любой другой точке (в нашем примере R и С) бюджетная линия пересекается с кривой безразличия, лежащей ниже кривой с точкой У, а поэтому полезность, соответствующая этим точкам (R и С) будет меньше, чем полезность в точке У. Следовательно, точка У – точка оптимального потребительского выбора или точка равновесия потребителя.

В тоже время точка Т хотя и соответствует большой сумме полезности, чем точка У, недоступна для данного потребителя, ибо находится выше бюджетной линии.

Равновесие потребителя наступает  тогда, когда у него отсутствуют  стимулы изменять потребительский набор благ. Это значит, что в данном состоянии достигается максимально возможный результат, т.е. максимальная полезность, наибольшее удовлетворение потребностей. В точке равновесия наклон линии бюджетных возможностей, определяемый соотношением цен товаров, совпадет с наклоном кривой безразличия, определяемым предельной нормой замещения. Это значит, что условие равновесия потребителя можно записать так:

 

                                   РАВ = MRSАВ,

 

а так как MRSАВ = MUА/MUВ, то MUА/MUВ = РАВ или

 

                                 MUА/PВ = MUВ/PВ.

 

Таким образом, условие равновесия, выведенное кардинализмом, совпадает с ординалистским условием равновесия.

Выведенное условие равновесия, когда потребляются два товара, называют внутренним равновесием. Если же предпочитается один из товаров, то может быть угловое равновесие (рис. 17.).

 


 

 

 

 

Информация о работе Кардиналистский и ордоналистский подходы к оценке полезности. Предпочтения потребителя