Кардиналистский и ордоналистский подходы к оценке полезности. Предпочтения потребителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 03:10, курс лекций

Краткое описание

В основе производственной деятельности людей лежат их потребности. Потребность – это нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддерживания жизнедеятельности человека. Поэтому для того, чтобы жить, удовлетворять свои потребности, человек должен производить необходимые ему продукты и услуги. Следовательно, цель любого общественного производства состоит в создании продуктов (товаров) и услуг для удовлетворения потребностей членов общества. Таким образом, потребности являются предпосылкой производства, а потребление – его конечной целью.

Вложенные файлы: 1 файл

Курс лекций.doc

— 2.61 Мб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

Положение равновесия потребителя  изменяется при изменении дохода потребителя и цен на товары. Если доход потребителя растет, то точки  равновесия смещаются вместе с бюджетной линией. Соединив эти точки, мы можем получить кривую, которую называют кривой "доход—потребление" (рис. 2.15.).

Эти кривые для разных товаров выглядят по-разному: на рис. 2.15,а — нормальный товар, б — товар низшего качества, в — товар, независимый от дохода. На вертикальной оси отложим расходы на все остальные товары.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Положив в основу кривую «доход — потребление», можно построить график «доходы — расходы» для двух благ, например пищи и одежды. Для этого проведем на плоскости «доход — расходы» под углом 45° пунктирную линию, на которой расходы равны доходу. На горизонтальной оси отложим величину дохода, используемого на покупку благ; на вертикальной – денежные суммы расходов на каждое благо (рис. 18


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Так для дохода I1 расходы на питание составят F1I1, на одежду — G1F1, суммарные расходы — G1I1. При увеличении дохода потребителя до I2 расходы на питание достигнут F2I2, на одежду — G2F2 , суммарные расходы — G2I2.

Аналогичным образом можно представить  расходы потребителя на все основные группы товаров и услуг на одном графике.

Кривые «расходы — доходы» называются кривыми Энгеля, в честь немецкого статистика XIX в., который задолго до теоретических исследований потребления на основе статистических данных установил зависимость характера потребления от дохода. Исследование семейных бюджетов потребителей ряда стран в разные периоды времени позволило Э. Энгелю сделать вывод о том, что чем меньше доход, тем большая его часть тратится на питание. Это теоретическое положение вошло в историю экономической науки как закон Энгеля. В настоящее время оно используется в международной статистике для характеристики уровня благосостояния семьи.

Равновесие потребителя может  изменяться и под влиянием изменения  цен. Вместе с тем эффект цены распадается  на два отдельных эффекта: эффект дохода и эффект субституции (замещения). Первый заключается в том, что с падением цены товара при неизменном номинальном доходе возрастает реальный доход потребителя, повышающий возможности потребления данного товара. Второй эффект проявляется в том, что с уменьшением цены товара появляются возможности замещать им в потреблении более дорогие товары-субституты. Однако в случае с нормальным товаром и с товаром низшего качества эти эффекты могут действовать по-разному. Результаты этих эффектов можно сравнить по табл. 19

Таблица 19.

Влияние эффекта дохода и эффекта замещения на величину спроса вследствие снижения цен

 

Тип товара

Эффект

дохода

замещения

совокупный

Нормальный

Положительный

Положительный

Положительный

Низший

Отрицательный

Положительный

?


 

В случае с нормальным товаром эффекты  дохода и субституции действуют в одном направлении, подтверждая отрицательную направленность кривой спроса. В случае с товаром низшего качества эффект дохода и эффект цены могут действовать в разных направлениях и поэтому совокупный эффект будет зависеть от того, какой из двух эффектов окажется сильнее. Поэтому совокупный эффект цены может быть и положительным и отрицательным. Последний случай является исключением из закона спроса: уменьшение цены сопровождается падением спроса.

Итак, в случае с нормальным товаром  действие эффекта дохода увеличивает количество товара В в потреблении при снижении его цены. А эффект замещения при удешевлении товара В делает его более привлекательным, поэтому кривые безразличия становятся все более пологими (рис. 20, а). С помощью кривой "цена—потребление" можно построить кривую спроса (рис. 20б).

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таким образом, согласно теории потребления  потребительский выбор в случаях с нормальными товарами подтверждает закон спроса. Эффекты дохода и замещения дополняют друг друга, обусловливая способность и желание потребителя купить большее количество товара по более низкой цене.

 

Тема2. ТЕОРИЯ ПРОИЗВОДСТВА ФИРМЫ

 

Производство – это процесс преобразования природы человеком в целях создания материальных благ, необходимых для удовлетворения потребностей людей, общества. Следовательно, основной, конечной целью производства является удовлетворение потребностей.  Наличие основной, высшей цели свидетельствует о существовании системы связанных и соподчиненных между собой целей.  В эту систему входят (и соответственно определяют направленность, ориентиры развития производства) многообразные вторичные, третичные, вообще производственные цели. Так, повышение эффективности производства образует, бесспорно, одну из важнейших целей производства. Но по отношению к высшей цели это лишь средство, позволяющее полнее удовлетворить общественные и личные потребности. Ускорение научно-технического прогресса – это и самостоятельная цель, и в то же время – средство повышения эффективности производства, а через него и более полного удовлетворения потребностей. Следовательно, все названные и другие многочисленные цели выступают по отношению к высшей цели производства как средства ее достижения. Таким образом в экономике существует система "цель – средства – цель – средства".

Вместе с тем, правомерно говорить и о разукрупнении высшей цели, т.е. о разложении ее на более простые, локальные цели, предусматривающие  удовлетворение тех или иных конкретных потребностей. Эта система представляет собой своеобразное "дерево целей". Каждая из целей направлена на удовлетворение определенных потребностей, а сами потребности – материальные, духовные и социальные – по мере развития общества все более дифференцируются.

Следует отметить, что для реализации основной цели производства и удовлетворения разнообразных потребностей необходимо создавать нужные товары и услуги. Но, для того, чтобы произвести мебель, продукты питания, одежду и другие товары, необходимо иметь соответствующие исходные материалы, оборудование, помещение или землю, работников соответствующих специальностей и специалистов, которые организуют производство. Блага, которые реально вовлекаются в производственный процесс и используются для создания продукта называются факторами производства. Неоклассическая теория традиционно к факторам производства относила капитал, землю и рабочую силу. Капитал может выступать в денежной и вещественной форме. В денежной  форме он является средствами, используя которые предприниматель закупает сырье, оборудование и другие необходимые компоненты  производственного процесса. В вещественной форме капитал - это средства производства, которые принадлежат предпринимателю или фирме и могут быть использованы для  организации производства благ. Земля является обязательным компонентом процесса производства, так как любое производственное здание, сооружение, цех, участок обязательно располагаются на участке земли. Особую роль земля как фактор производства играет в сельском хозяйстве. На результатах производства в аграрном секторе сказывается не только величина используемых  земельных угодий, но и плодородие, природно-климатические условия данного участка земли.

Связующим элементом любого производства является труд, который соединяет  сырье, материалы и оборудование в единый производственный процесс. Без использования труда как фактора производства создание новых благ и услуг было бы  невозможно. В 70-е годы XIX столетия Альфредом Маршаллом был выделен четвертый фактор производства - организация. Далее, Йозефом Шумпетером  этот фактор был назван предпринимательством. Таким образом, производство представляет собой процесс соединения таких факторов, как капитал, труд, земля и предпринимательство с целью получения новых благ и услуг, необходимых потребителям. Труд, земля, капитал – это основные факторы производства. Классификация факторов производства представлена на рис.21


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Применяемые в производстве факторы  подразделяются на постоянные

 

 

(фиксированные) и переменные. К первым относят те количественные масштабы, применения которых нельзя изменить на данном временном отрезке. Например, если выпуск заданного объема продукции должен быть осуществлен за три рабочих дня, то за это время изменить некую часть вводимых факторов, скажем, производственных мощностей, просто невозможно. К переменным относятся применяемые производственные факторы, объем которых может быть изменен на данном временном отрезке. Используя приведенный пример, отметим, что в течение указанного производственного цикла фирма в состоянии изменить количество таких применяемых факторов, как вспомогательные материалы, топливо, энергия, сырье, она может повысить интенсивность труда занятых рабочих и т.д.

Производство заданного продукта требует обязательного использования  какого-то определенного числа факторов производства. Отсутствие некоторых (некоторого) из них ведет к остановке производства. Если для приобретения необходимого оборудования, строительства производственных зданий и найма рабочей силы есть достаточный стартовый капитал, то следует помнить и о потребности в купле или аренде земельного участка, на котором будет строиться предприятие. В то же время все факторы производства взаимосвязаны, находятся в постоянном движении и образуют производственные фонды предприятий.

 

 

 

Все производственные ресурсы, участвующие  в процессе производства, обладают одним важным свойством: они имеются в ограниченном количестве. Вследствие этого объем производства товаров и услуг ограничен количеством доступных ресурсов. Поэтому перед обществом в целом и каждым товаропроизводителем, в частности, всегда стоит задача их наиболее эффективного использования. Таким образом, объем произведенных товаров определяется наличием необходимых ресурсов. Причем различные варианты их использования позволяют товаропроизводителю получить большее или меньшее количество товаров или услуг. Поэтому предприятие должно быть заинтересовано в обеспечении наиболее полного использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов и их оптимального сочетания.

Поскольку в процессе производства осуществляется производительное потребление имеющихся ресурсов, то между объемом производства и количеством потребленных факторов производства существует функциональная зависимость. Она может быть выражена с помощью производственной функции. Если весь набор факторов производства, представленных как затраты труда, капитала и материалов, то производственная функция имеет следующий вид:

 

Q=f(L´K´M) ,

 

где Q — максимальный объем продукции, производимой при данной технологии и данном соотношении труда (L), капитала (К) и материалов (М).

Производственная функция выражает взаимосвязь между факторами  производства и дает возможность  определить долю участия каждого  из них в создании товаров и услуг

  • существует предел увеличения объема производства, которое может быть достигнуто за счет увеличения затрат одного фактора при прочих равных условиях;
  • существует определенная взаимная дополняемость (комплиментарность) факторов производства и их взаимозаменяемость (субституция). Взаимодополняемость факторов означает, что отсутствие одного или нескольких из них делает невозможным производственный процесс — производство останавливается. В то же время факторы производства в известной степени взаимозаменяемы. Нехватка одного из них может быть возмещена дополнительным количеством другого, т.е. факторы могут комбинироваться между собой в процессе производства в различных пропорциях;
  • дифференцированная оценка влияния каждого из факторов на динамику выпуска продукции дается применительно к определенным промежуткам времени.

 

Варианты комбинаций производственных факторов (капитала и труда) для заданного объема выпуска (10 единиц)

 

Комбинации

Количество единиц

капитала

труда

1

5

1

2

3

2

3

2

3

4

1

5


 

Перенесем данные таблицы на график (рис. 3.2.). В таблице и на рисунке отражены четыре возможные комбинации (точки А, В, С, D) применения названных К и L факторов (капитала и труда) для производства 10 единиц продукции.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комбинация 1 предполагает использование  наибольшей (5 единиц) массы капитала, т.е. она наиболее капиталоемка, комбинация 4, наоборот, предполагает использование наибольшей массы труда (5 единиц), т.е. она наиболее трудоемка.

Соединив между собой точки  А, В, С и D, получим кривую, называемую изоквантой выпуска 10 единиц продукции. Изокванта (iso —тот же самый, quant — количество) — это кривая, точки на которой показывают различные комбинации используемых факторов, при которых производится одинаковый объем продукции. Построенная изокванта имеет форму вогнутой кривой. Это значит, что сокращение количества потребляемого фактора-капитала при движении вдоль изокванты (из точки А в точку D) требует соответствующего увеличения количества фактора-труда, чтобы не допустить снижения объема производства. Аналогичным образом можно построить изокванты выпуска 15 и 20 единиц продукции. Все они в совокупности образуют карту изоквант, которая дает полное представление о применяемых способах производства (рис. 3.3.). Каждая из изоквант, расположенная правее и выше базовой, показывает рост объема выпуска. Изокванты могут проходить через любую точку на графике.

Информация о работе Кардиналистский и ордоналистский подходы к оценке полезности. Предпочтения потребителя