Качество продукции предприятия ОАО « Шарыповский ХПП», г. Шарыпово и эффективность его повышения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 14:56, курсовая работа

Краткое описание

К простым относятся масса, емкость, скорость и т.д. К сложным – надежность технических средств, безотказность прибора, ремонтопригодность станка и другие.
Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих её качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям её создания, эксплуатации или потребления, называется показателем качества продукции.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….....3
1. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО « ШАРЫПОВСКИЙ ХПП», И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЕГО ПОВЫШЕНИЯ……………………………………………………………………4
1.1. Понятие и показатели качества продукции………………………………..4
1.2. Контроль качества продукции………………………………………………8
1.3. Управление качеством продукции…………………………………………10
1.4. Международные стандарты и системы качества………………………….13
1.5. Политика предприятия в области качества…………………………..........16
2. ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ. ОБОСНОВАНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО « ШАРЫПОВСКИЙ ХПП»……………………………………………………….18
2.1. Стимулирование повышения качества продукции……………………… .18
2.2. Опыт управления качеством…………………………………………….... .19
2.3. Современные проблемы управления качеством………………………… .21
2.4. Опыт зарубежных предприятий………………………………………….. .22
2.5. Методы обеспечения качества……………………………………………. .23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… .43 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………… .44

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по экономике предприятия.doc

— 294.50 Кб (Скачать файл)

     Указанные показатели в совокупности создают базу для сравнения с другой аналогичной продукцией, позволяют оценить их технический уровень и качество.

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Контроль качества продукции

 

     Целью контроля качества является обеспечение установленного качества продукции, предупреждение брака, недопущение выпуска недоброкачественной продукции. Ответственность за качество продукции несут все работники предприятия и функциональных обязанностей персонала.

     Средствами контроля качества продукции являются контрольно – измерительные приборы, инструменты и автоматические контрольные устройства. Особенно эффективны автоматические средства контроля, встроенные в технологическое оборудование, обеспечивающее контроль непосредственно в процессе изготовления продукции. Это позволяет снизить численность контролеров и предупреждает появление брака.

      Виды контроля качества устанавливаются в зависимости от характера производства и требований к качеству продукции. Различают следующие виды контроля:

      а) групповой – по группе смежных операций, связанных с полной или частичной обработкой детали;

      б) пооперационный контроль соблюдения технологического процесса в производстве большой сложности и точности;

      в) выборочный – контролируется некоторое количество продукции, отбираемое в качестве представителей;

      г) сплошной – осуществляемый над каждым изделием. По назначению контроль разделяется на промежуточный и окончательный.

      Методы контроля качества продукции: внешний осмотр, проверка размеров, проверка механических и физических свойств, проверка на экологическую чистоту. Особое место занимает статистический метод технического контроля качества. Математической основой этого метода является теория вероятности. Для технологического процесса, находящегося в стадии статистического контроля качества продукции, можно установить статистический метод контроля, существенными чертами которого являются:

      а) регулярность систематических наблюдений;

      б) осуществление контроля выборочных проб;

      в) нанесение результатов наблюдений на контрольный график;

      г) использование результатов контроля для корректировки условий технологического процесса и предупреждения брака.

      Экспертные методы оценки качества продукции основаны на использовании обобщенного опыта и интуиции специалистов и потребителя продукции. Их следует применять тогда, когда невозможно или затруднительно использовать более объективные методы контроля. Экспертный метод применяется также для характеристики эстетических свойств товара.

      В последние годы в мировой практике много внимания уделяют внутрифирменному контролю качества продукции, который получил название тотального контроля качества (ТQС). Основные особенности этой системы состоят в следующем:

        1. Перенос  полномочий контроля качества  с высшего звена управления  на уровень низшего звена.

        2. Развитие  движения в рамках малых коллективов  под названием «кружки качества».

        3. Стремление к признанию на рынке на основе приоритета требований клиента.

        4. Постепенное  развитие на основе изучения  прошлого опыта.                                                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Управление качеством продукции

 

      В каждом государстве в силу ряда причин формируется специфическая система управления качеством продукции. Практика управления качеством прошла несколько этапов. В 60-е годы применялась система бездефектного изготовления продукции и сдачи её с первого предъявления. Она затрагивала только производственный процесс. В 70-е годы появилась система бездефектного труда, которая распространилась на сферу производства, разработку конструкторско – технологической документации и управление предприятием. В 80-е годы получила широкое распространение комплексная система управления качеством продукции, которая включала все сферы производства и методы экономического воздействия (планирование, организация контроля и стимулирование повышения качества). В качестве базовых, для сравнения, применялись отечественные образцы лучшей продукции, а не мировые достижения. Основная масса продукции была неконкурентоспособна на мировом рынке. Не изменила положение дел и государственная приемка продукции, которая была организована в конце 80-х годов.

     В последние годы, в связи с переходом к рыночной экономике, больше внимания стали уделять международным стандартам ИСО серии 9000 по обеспечению качества продукции. Эти стандарты находят все большее применение при заключении контрактов между фирмами в качестве моделей для оценки системы обеспечения качества продукции у поставщика.

    Во многих странах международные стандарты приняты в качестве национальных (Австрия, Великобритания, ФРГ, Швеция и др.).

     Система управления качеством продукции отличается не только в каждом государстве, но и в фирме. Формирование ее зависит от задач, стоящих перед страной или фирмой, их спецификой и практическим опытом. Так, например, сравнение американской и японской систем управления качеством продукции ( погоней за качеством), приведенное в журнале «Business week», свидетельствует о следующих особенностях:

         1). Управленческая  политика менеджеров

         Япония. Работа  долгосрочного плана профилактики брака.

         США. Работа по краткосрочному плану с устранением брака по ходу дела.

         2). Основа  управления промышленным предприятием

         Япония. Управленческий  план с упором на качество  продукции.

         США. В центре – маркетинг и финансовая сторона дела.

      Японский менеджмент качества основывается на тотальном контроле качества.

      Поскольку качество японских товаров высокое, и они теснят национальные рынки многих стран, есть основание для изучения и распространения японского менеджмента качества.

        

 

         Условия, необходимые  для существования менеджмента  качества.

 

  1. Укрепление организационной структуры предприятия. Реорганизация в структуру, способную к постоянному процветанию на основе тотального контроля качества.
  2. Участие в управлении всех работников. Сплочение усилий сотрудников фирмы дает возможность наиболее полного проявления потенциала работников.
  3. Качество превыше всего. Курс на обеспечение прибыли за счет приоритета качества.
  4. Последовательная проверка, анализ циклов управления предприятием и качеством продукции.
  5. Выделение важнейших вопросов и их последовательное решение.
  6. Факт – контроль на основе строгих данных.
  7. Процесс – контроль. Контроль работы, а не результата.
  8. Ориентация на потребителя.
  9. Работник на следующем за мной участке – тот же клиент – покупатель. Не допускать просачивания брака и неполадок на следующие фазы производства.
  10. Своевременная корректировка управленческой политики.
  11. Функциональный контроль. Развитие горизонтальных организационных связей, разрушение узковедомственной замкнутости.
  12. Приоритет человеческих качеств. Полное раскрытие человеческого потенциала на основе уважения человеческих качеств сотрудников.

 

     Нуждается в осмыслении  американский вариант управления  качеством продукции, когда считается нецелесообразным планировать количественные показатели качества работников внутрипроизводственных подразделений предприятия и тем самым создавать барьеры между ними. Рекомендуется дать возможность каждому рабочему реализовать свое право на гордость и мастерство, самому решать свои проблемы и исключить страх.

     Особое место в мировой практике управления качеством продукции занимают кружки качества как форма привлечения работников предприятия к осознанному участию в процессе повышения качества продукции, имиджа фирмы и собственного благополучия. Кружки качества впервые появились в Японии в1962  году и стали важным фактором повышения качества и конкурентоспособности продукции, что в значительной мере способствовало выдвижению Японии число лидеров на мировом рынке товаров. С конца 70-х годов движение по созданию кружков качества приняло массовый характер во многих странах мира ( США, Франции, ФРГ, Швеции, Югославии, Венгрии и др.). Широкому их распространению способствовала активная пропаганда, многочисленные публикации, устройство конференций и семинаров.

      Кружок качества – это небольшая группа ( от 3 до 12 человек) рабочих или служащих одного производственного подразделения, которые регулярно   (один раз в неделю) собираются и в течение часа (в рабочее или нерабочее время) обсуждают проблемы, возникшие в их работе. Коллективными силами под руководством лидера находят пути решения производственных задач и претворяют их в жизнь сами или с помощью специалистов.

     Основные цели кружков качества сформулированы Японским союзом ученых и инженеров.

  1. Содействовать вкладку в рост и развитие компании.
  2. Создавать атмосферу, в которой проявляется уважение к каждому члену трудового коллектива.
  3. Активизировать использование человеческого фактора.

В 1980 году Американское общество по контролю качества образовало специальный технический комитет по контролю качества, в состав которого вошли консультанты, ученые, специалисты. Комитет издает и распространяет литературу, анализирует деятельность кружка качества, консультирует фирмы по вопросам их организации.

     Зарубежный опыт показывает, что при видимой простоте работы кружков, их создание не проходит гладко. Здесь бывает много неудач. Среди главных причин формальной деятельности кружков качества – поспешность, отсутствие стимулов и должного стиля руководства. Единой универсальной модели создания и функционирования кружков качества для каждой страны и формы не существует. Везде они имеют свои особенности и мотивационный механизм. Однако есть основные принципы организации кружков качества.

       1. Добровольное  участие в кружках.

       2. Отношение к  рабочим (служащим) со стороны менеджеров  и специалистов как к активным  членам трудового коллектива, которые  хотят содействовать процветанию  своей фирмы и лучше знают, как выполнять свою работу.

       3. Создание атмосферы  доверия и уважения к каждому  работнику фирмы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4. Международные стандарты и  системы качества

        

     Развитие внешнеэкономических связей привело к необходимости выработки стандартного подхода к понятию «производство качественной продукции». Международная организация по стандартизации (ИСО) и Международная техническая комиссия (МЭК) разработали международные стандарты. Основное назначение международных стандартов – это создание на международном уровне единой методической основы для разработки новых и совершенствования действующих систем качества и их сертификации.

    Система качества (МС ИСО 8402) представляет собой совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством.

       В соответствии  с международными стандартами  ИСО 900 выделяются основные направления  деятельности в области качества:

  • Планирование качества;
  • Управление качеством;
  • Обеспечение качества;
  • Улучшение качества.

      Эти функции распространяются на каждый этап «петли качества» и имеют свою специфику.

      Так, например, планирование качества включает в себя: определение требований к качеству продукции, её оценку, выработки положений по улучшению качества, подготовку программы качества, планирование затрат на достижение необходимого уровня качества, проверок системы качества и другое.

      В состав процедур управления качеством входят: контроль качества, разработка и реализация мер корректирующего воздействия. Основная функция управления качеством – выявлять каждое отклонение от установленных требований к качеству, обусловленное проектированием продукции, соответствием продукции проекту и материально – техническим обеспечением.

     Обеспечение качества включает в себя деятельность по созданию уверенности в выполнении требований к качеству продукции у руководства предприятием и деятельность, направленную на обеспечение уверенности потребителей, что все элементы системы качества функционируют в управляемых условиях.

     Международный опыт организации систем качества на предприятиях отражен в стандартах МС ИСО 9004 – «Общее руководство качеством и элементы систем качества».

Информация о работе Качество продукции предприятия ОАО « Шарыповский ХПП», г. Шарыпово и эффективность его повышения