Качество продукции предприятия ОАО « Шарыповский ХПП», г. Шарыпово и эффективность его повышения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 14:56, курсовая работа

Краткое описание

К простым относятся масса, емкость, скорость и т.д. К сложным – надежность технических средств, безотказность прибора, ремонтопригодность станка и другие.
Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих её качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям её создания, эксплуатации или потребления, называется показателем качества продукции.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….....3
1. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО « ШАРЫПОВСКИЙ ХПП», И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЕГО ПОВЫШЕНИЯ……………………………………………………………………4
1.1. Понятие и показатели качества продукции………………………………..4
1.2. Контроль качества продукции………………………………………………8
1.3. Управление качеством продукции…………………………………………10
1.4. Международные стандарты и системы качества………………………….13
1.5. Политика предприятия в области качества…………………………..........16
2. ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ. ОБОСНОВАНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО « ШАРЫПОВСКИЙ ХПП»……………………………………………………….18
2.1. Стимулирование повышения качества продукции……………………… .18
2.2. Опыт управления качеством…………………………………………….... .19
2.3. Современные проблемы управления качеством………………………… .21
2.4. Опыт зарубежных предприятий………………………………………….. .22
2.5. Методы обеспечения качества……………………………………………. .23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… .43 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………… .44

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по экономике предприятия.doc

— 294.50 Кб (Скачать файл)

     Стандарт рекомендует выбор основных элементов системы качества предприятия – изготовителя и определяет их место в общей системе руководства качеством. В основе организации систем качества лежат шесть принципов:

  • Соответствия
  • Документирования
  • Единоначалия
  • Подконтрольности
  • Комплексности
  • Законности

     Хорошо структурированная  организационная система качества  является залогом реализации  функций и успешного общего  руководства системой качества.

     В зарубежных фирмах ответственным руководителем по общему руководству качеством является вице – президент компании. Его главная задача состоит в обеспечении требуемого уровня качества и поддержания уверенности потребителя в том, что все условия контракта на поставку продукции будут выполнены.

     ПРИНЦИП СООТВЕТСТВИЯ воплощается и в организации самой системы качества, т.е. в эффективности ее организации. Считается, что система качества соответствует своему назначению при выполнении следующих условий:

  • Работа ее элементов обеспечивает предупреждение и нейтрализацию причин, вызывающих снижение качества;
  • Выполняются требования потребителя к продукции;
  • Работа самой системы экономически оправдана.

    Система качества документируется в соответствии с МС ИСО 90011. В документах подробно описываются процедуры по обеспечению качества, а для выполнения этих процедур разрабатываются инструкции.

    Многолетний опыт функционирования систем управления качеством показывает, что эффективное управление  возможно лишь при наделении каждого работника правами и обязанностями, однако и мера участия и ответственности руководителя предприятия несоизмеримо выше. Обычно в компетенцию руководителей входит: определение направлений деятельности и установление их приоритетности, построение организационной структуры управления качеством, определение уровня подготовки кадров и их квалификации.

     Эффективность работы системы качества зависти от достоверности получаемой информации, ее адекватности, скорости прохождения сигналов обратной связи о дефектах и отклонениях и адекватности применяемых мер. Поэтому в системе качества осуществляется ПОСТОЯННЫЙ КОНТРОЛЬ – организуется регулярные проверки. Основная задача состоит в выявлении фактов и причин отклонений всех элементов системы, разработка соответствующих предложений и рекомендаций по их ликвидации и дальнейшему совершенствованию системы. Проверка осуществляется по заранее разработанному плану. Процедура проверки заключается в установлении степени соответствия фактического состояния работ требованиям, установленным документами системы. В этих целях специально разрабатывается блок – вопросник, содержащий 300 вопросов, разбитых по 35 функциям системы качества. Результаты внутренней проверки представляются в формализованном виде по трехбалльной оценке соответствия каждой из 300 характеристик установленным нормам и требованиям. Системы управления качеством могут контролироваться или проверяться на соответствие установленным требованиям не только внутренней комиссией, но и внешней. В этом случае результаты проверки оформляются соответствующим документом – сертификатом.

     ПРИНЦИП КОМПЛЕКСНОСТИ означает, что движение целей системы качества возможно лишь при создании необходимых условий и включении всех факторов, влияющих на качество. В международном стандарте ИСО 9004 отмечается, что реализация целей системы качества обеспечивается техническими, административными и человеческими факторами, влияющими на качество. Стабильности выпуска продукции хорошего качества можно достигнуть при эффективной организации маркетинговой деятельности, использование новейших средств контроля и испытания продукции, автоматизации процессор управления, использования прогрессивных методов организации в системе качества, активизации человеческого фактора и других мер, обеспечивающих гармоничное функционирование ее частей и повышение координации системы в целом.

     Накапливаемый опыт в области обеспечения качества постоянно нуждается в осмыслении, анализе и систематизации. Вопросами этого опыта и юридическим его оформлением занимается Международная организация по стандартизации (ИСО). Основной задачей ИСО является разработка международных стандартов для содействия международной торговле, ликвидации «нетаможенных» барьеров, возникающих в силу действия различных стандартов, изданных правительствами законов и правил.

    В 1987 г. были одобрены и введены в действие пять международных стандартов серии ИСО 9000 на системы качества: МС ИСО 9000;МС ИСО 9001; МС ИСО 9002; МС ИСО 9003; МС ИСО 9004. В это же время Европейская организация по стандартизации выпустила Европейские стандарты Е № 29000 и Е № 29004, основные требования которых совпадают с требованиями международных стандартов к системам качества.

     В настоящее время все развитые страны мира признают и используют международные стандарты для совершенствования действующих в фирмах систем качества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.5. Политика предприятия в области  качества

 

     Современная политика передовых отечественных и зарубежных предприятий в области качества заключается во взаимосвязанности и неотделимости её от общей политики предприятия. Техническая, экономическая и социальная политика рассматриваются как естественный результат или средство успешного решения задач качества. К таким задачам относятся:

  • Расширение или завоевание новых рынков;
  • Достижение технического уровня продукции, превышающего уровень ведущих предприятий;
  • Улучшение важнейших показателей качества продукции;
  • Снижение уровня дефектности изготовляемой продукции;
  • Развитие сети сервисных услуг;
  • Увеличение сроков гарантии на выпускаемую продукцию.

    Для успешной реализации этих задач необходимо выделить основные направления и определиться в общих принципах действий в области качества.

    Направления в области качества по существу и являются стратегией развития, разработка которой даст возможность предприятию хорошо взвесить реальные возможности в осуществлении своих планов.

    Определение направлений подразумевает выявление приоритетных направлений деятельности и расстановку акцентов в приложении усилий работников предприятия при решении ранее обозначенных задач. Их разработка осуществляется на основе альтернативных (прогнозных) вариантов расчета прибыли, возможных издержек по каждому из направлений и выбору оптимального с учетом позитивных моментов.

     Политика в области качества оформляется документально, в виде основополагающего документа. Качество этого документа и степень детализации дают представление об общем отношении и предаваемом значении этой проблеме на предприятии.

     С позиций предприятия существует два подхода для достижения уровня качества. Первый подход заключается в возможности достижения заданного уровня качества за один цикл, или этап.

     Второй подход – поэтапное финансирование повышения уровня качества по мере накопления финансовых средств на эти цели. В условиях рыночной экономики любой из рассматриваемых подходов может быть тактически оправданным. Очевидно, что реализация первого подхода подвержена большому риску в связи с большим периодом прогнозирования и планирования т требует более тщательной проработки.

     Обычно предприятие пользуется таким подходом на локальном рынке при модернизации изделий, внесении в конструкцию изменений с целью постепенного улучшения уровня качества и удовлетворения специфических потребностей рынка. В условиях ограниченности средств предприятие не в состоянии выделить необходимые ресурсы для проведения крупномасштабных акций по улучшению качества. Поэтому выпускает на рынок определенный объём продукции невысокого качества, но пользующейся спросом у определенной группы потребителей, довольствуясь временным, небольшим успехом. Поэтапное достижение заданного уровня качества связанно с дополнительными затратами времени, необходимого для накопления финансовых средств и осуществления нового витка качества на более высоком уровне. Такая стратегия в формировании необходимого уровня качества содержит элемент «запаздывания» и используется далеко не всегда.

     В последние годы первый подход становится более актуальным, так как имеет достаточно весомые преимущества.

     Во-первых, он обеспечивает большую централизацию и координацию всех стадий проектирования и производства изделий. Во-вторых, этот подход выводит предприятие на рубежи мирового уровня качества или его опережения. В связи с этим предприятие может пользоваться всеми преимуществами глобальной интеграции:

  • Снижение издержек, связанных с использованием международного разделения труда;
  • Ускоренными сроками внедрения на рынок;
  • Возможностью применения информационных технологий;
  • Доступностью источников сырья;
  • Использованием совершенных технологий, изобретений и т.д.

       В-третьих, достигается  «скачок» уровня качества, который  обеспечивает предприятию преимущества  высшего порядка в более длительном  временном интервале.

    Крупные фирмы могут применять также и смешанную стратегию, действуя глобально, где это возможно, и локально, где необходимо. На государственном уровне практика финансирования и кредитования должна быть направлена на отбор высокоэффективных проектов, разработку и освоение новой прогрессивной продукции, предоставление предприятиям льгот по платежам в бюджет в случае освоения высокоэффективной продукции.

    Современная стратегия финансирования заключается в том, что высокое качество и удовлетворение потребителя должно сопровождаться снижением издержек производства при снижении степени риска и повышения эффективности вложений средств на эти цели.

    Реализация политики в области качества происходит через сформированную систему качества, главной функцией которой является управление качеством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ. ОБОСНОВАНИЕ  НАПРАВЛЕНИЙ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ  ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ  ОАО « ШАРЫПОВСКИЙ ХПП»

2.1. Стимулирование повышения качества  продукции

 

 

    Стимулирование повышения  качества продукции рассматривается с двух точек зрения: стимулирование объекта (предприятия) и субъекта (работника). В условиях рыночной экономики стимулирование предприятия осуществляется путем роста объема продаж и прибыли фирмы, выпускающей высококачественную и конкурентоспособную продукцию. Кроме того, повышается престиж фирмы, который нужно постоянно поддерживать продуманной стратегией и менеджментом качества. На малых и средних предприятиях, где однозначно можно оценить вклад каждого подразделения  в успех (или убыточность) фирмы, стимулирование имеет непосредственный характер, через планирование и учет фактических дохода каждого центра ответственности. На крупных предприятиях возможно создание поощрительных фондов цеха за выпуск высококачественной продукции и возмещение ущерба смежникам за брак.

    Мотивация труда работников  за высокое качество продукции  осуществляется по трем направлениям: материальное, моральное и организационно-техническое  стимулирование. Материальное стимулирование  идет по линии повременной  или сдельной формы оплаты труда, а также через специальные премиальные выплаты. Сдельная форма оплаты труда применяется там, где можно оценить количество и качество продукции работника. Если организация коллективного труда, обусловленная особенностями технологического процесса, не дает возможности выявить вклад каждого работника, тогда применяется повременная форма оплаты труда и поощрение коллектива (или возмещение ущерба). Условия стимулирования высококачественной продукции указываются в трудовом контракте работника или коллективном договоре администрации и работающих.

    Моральное поощрение  проявляется в разных формах: престижность работы в известной  фирме, разовые персональные знаки  отличия.

    Организационно-техническое  стимулирование реализуется через  кружки качества, где работники, имеющие большой творческий потенциал, имеют возможность осуществить свои рационализаторские предложения и изобретательские способности. Участие в кружках качества, кроме того, для отдельных работников сопровождается материальным (разовым) и моральным поощрением.

    Особое значение имеет  мотивация высокоэффективного труда  специалистов. Она осуществляется по тем же направлениям, что и для рабочих. Однако размеры вознаграждения должны существенно отличаться: выборы и назначение на ответственные должности, получение персональных окладов, надбавок, льгот и привилегий.

 

 

 

 

 

 

2.2. Опыт управления качеством

 

    До недавнего времени  при решении проблем качества  предприятия ориентировались на технический уровень качества продукции без учета потребностей рынка. Вопросами управления качеством занимались отделы технического контроля и анализа качества. В их функции входила проверка параметров (свойств) изделий, применяемого сырья, материалов на каждой операции производственного процесса, контроли точности работы оборудования, сбор информации по обнаруженным дефектам продукции, анализ и установление их причин. Обобщение информации позволяло разработать конкретные мероприятия, направленные на регулирование параметров качества продукции и координацию деятельности по повышению его уровня.

    На ряде предприятий  и объединений создавались системы комплексного управления качеством. В числе таких систем отметим Саратовскую БИП (бездефектное изготовление продукции), Львовскую КС УПК (комплексная система управления качеством продукции), Краснодарскую КС УПЭП (комплексная система управления эффективностью производства), Днепропетровскую КС УКП и ЭИРС (комплексная система управления качеством продукции и эффективным использованием ресурсов). Однако из рассмотрения проблемы обеспечения управления качеством почти полностью были исключены вопросы маркетинга и послепродажного обслуживания.

Информация о работе Качество продукции предприятия ОАО « Шарыповский ХПП», г. Шарыпово и эффективность его повышения