Классификация расходов коммерческих банков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2014 в 12:35, курсовая работа

Краткое описание

Коммерческий банк – основное звено банковской системы. Главным отличием от Центрального банка является отсутствие у них права эмиссии банкнот. Одним из основных результатов деятельности является расходов.
Расходы коммерческих банков представляют собой использование денежных средств, необходимых для осуществления всех видов банковской деятельности.

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya (3) (1).doc

— 435.00 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАЗАНСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА  ИМ. В. И. УЛЬЯНОВА-ЛЕНИНА

 В Г. НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ

 

 

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА

Направление: 080100. 62 «Экономика»

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по экономической теории на тему: « Классификация расходов коммерческих банков ».

 

 

Выполнила:

студентка 1 курса дневного отделения

группы 21148

 Шаяхметова Регина Радисовна

 

Научный руководитель:

ассистент кафедры экономики

Хрипко Светлана Владимировна

 

 

 

 

Набережные Челны

2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК И ЕГО РАСХОДЫ

 

    1. Сущностная характеристика расходов коммерческих банков 

Коммерческий банк – основное звено банковской системы. Главным отличием от Центрального банка является отсутствие у них права эмиссии банкнот. Одним из основных результатов деятельности является расходов.

Расходы коммерческих банков представляют собой использование денежных средств, необходимых для осуществления всех видов банковской деятельности.

Расходы банков подразделяются по форме образования, характеру, периоду, к которому они относятся, способу учета.

Расходы коммерческих банков можно классифицировать, так же как и доходы. Такая группировка дает возможность определить финансовые результаты и рентабельность как в целом по банку [6-688с.].

Исходя из этого, расходы коммерческого банка можно представить следующим образом:

1. Операционные расходы:

1.1 Процентные расходы.

1.2 Комиссионные расходы.

1.3 Расходы по операциям  на финансовых рынках.

1.4 Прочие операционные расходы.

2. Расходы по обеспечению  деятельности банка.

3. Прочие расходы.

Операционными расходами являются расходы, производимые непосредственно для выполнения банковских операций. Главное их отличие состоит в том, что их объем зависит от объема и структуры совершаемых банком операций. В связи с этим операционные расходы называют также прямыми расходами.

Основную часть кредитных ресурсов банка образуют привлеченные средства, использование которых необходимо оплачивать. Эти самые затраты определяют наибольшую часть расходов банка. Плата за использование привлеченных ресурсов осуществляется в форме выплат процентов, и соответственно эти расходы являются процентными.

Процентные расходы коммерческих банков, осуществляющих различные виды кредитной деятельности, поэтому обычно занимают более 50% всех его расходов.

Наибольшие суммы процентов обычно выплачиваются по вкладам населения и кредитам, получаемым на межбанковском рынке, депозитам ЮЛ, депозитным сертификатам, ценным бумагам. Относительно небольшие проценты банки выплачивают за использование средств, находящихся на счетах до того как физических лица решат их снять, за использование средств на расчетных и текущих счетах юридических лиц.

Значиться что, объем прибыли банка существенным образом зависит от величины и соотношения различных видов процентных расходов: чем меньше величина процентных расходов, тем больше прибыль банка.

Комиссионные расходы составляют небольшой удельный вес в общей сумме расходов банка.

Еще одна из групп расходов банка составляют расходы по осуществлению операций на финансовых рынках. В состав этой группы входят расходы: на приобретение акций, облигаций, оплата купонных доходов по облигациям, оплата по векселям, а также расходы по переоценке ценных бумаг и другого имущества, и не забывая о том что ценные  бумаги –это «фиктивный капитал», но в то же время она представляет определенную величину реального капитала [4 -382].

К этой группе расходов можно отнести и расходы по операциям с иностранной валютой.

К прочим операционным расходам относятся расходы, непосредственно связанные с проведением определенных банковских операций. Это почтовые и телеграфные расходы по платежам клиентов, налоги, относимые на затраты банка, и др.

Расходы по обеспечению функционирования банка включают затраты, которые нельзя прямо отнести на определенные банковские операции. Эти расходы являются общехозяйственными. Сумма этих зависимосят от объемов операций и всей деятельности.

К расходам по обеспечению функционирования банка относятся:

1. Расходы на содержание зданий (офисов) и вспомогательных помещений (затраты на эксплуатацию и ремонт, амортизация, аренда помещений, коммунальные платежи и оплата налогов на землю и имущество) и др.

2. Расходы на содержание персонала (оплата труда, расходы на командировки, социально-бытовые расходы, расходы по охране труда и повышению квалификации и др.).

3. Расходы на приобретение  и эксплуатацию банковского оборудования (компьютеры, программное обеспечение, телекоммуникационное оборудование, оргтехника, офисная мебель и оборудование, различный инвентарь и др.).

4. Расходы на средства  связи, телекоммуникаций и информационные  услуги (оплата телефонов и факсов, Интернета, модемы, каналов связи, информационные, специальные и периодические издания).

5. Расходы на рекламу (СМИ).

6. Транспортные расходы (в него входят и их ремонты).

7. Прочие расходы по  обеспечению деятельности банка (оплата юридических, консалтинговых, аудиторских услуг, оплата научных и методических разработок, налоги, относимые на затраты, и др.) [6 -285].

Указанные расходы по обеспечению функционирования деятельности банка можно сгруппировать и по ряду других признаков: расходы, осуществляемые за счет прибыли банка, и расходы, относимые на затраты; нормируемые и ненормируемые расходы; текущие расходы и расходы капитального похожи; расходы на приобретение оборудования и др.

К группе прочих расходов обычно относят затраты банка, обусловленные незапланированными причинами.

В состав прочих расходов включаются: расходы по списанию недостач и хищений, дебиторской задолженности; уплаченные штрафы, пени, неустойки; расходы, связанные с выплатой сумм по претензиям клиентов; расходы, связанные со списанием задолженности по кредитам при недостаточности средств резервного фонда; расходы прошлых лет, выявленные в отчетном году, расходы по аудиторским проверкам, и по публикации отчетности и др. [6 -285].

Проведенный описание и выборка о коммерческих банках и о их расходах позволяет сделать заключительный вывод: особую группу расходов в банковской практике составляют затраты, связанные с формированием резервного фонда, предназначенного для покрытия убытков и потерь по активным операциям, по дебиторской задолженности, по обесценению различных видов ценных бумаг.

 

    1. Классификация расходов коммерческих банков

Расходы коммерческого банка – это затраты денежных средств банка на выполнение различных операций и обеспечение функционирования банка.

Расходы коммерческого банка классифицируются по следующим признакам:

- по характеру;

- по форме;

- по способу учета;

- по периоду, к которому  они относятся;

- по способу ограничения;

- по влиянию на налогооблагаемую  базу [7-768с.].

По характеру расходы коммерческого банка классифицируют следующим образом:

  1. Операционные расходы:
  2. Процентные расходы.
  3. Комиссионные расходы.
  4. Прочие операционные расходы.
  5. Расходы по обеспечению хозяйственной деятельности банка.
  6. Расходы по оплате труда персонала банка.
  7. Расходы по уплате налогов.
  8. Отчисления в специальные резервы.
  9. Прочие расходы.

Операционные расходы. Расходы, непосредственно связанные с выполнением различных банковских операций. Их можно также назвать условно-переменными расходами, так как их величина напрямую зависит от объема совершаемых банком операций.

В отдельную группу выделяют прочие операционные расходы, то есть расходы по операциям на финансовых рынках. К ним относят: дисконтный расход по векселям, отрицательный результат по переоценке ценных бумаг и счетов в иностранной валюте, расход (убыток) от перепродажи ценных бумаг, иностранной валюты и другого имущества.

Расходы по обеспечению хозяйственной деятельности банка. В экономической теории такие расходы называют условно-постоянными, так как их величина напрямую не зависит от объема совершаемых банком операций и остается относительно постоянной. В небольших и средних по размеру активов банках сумма расходов может, сопоставима с операционных расходов. У крупных банков с большими объемами привлеченных и размещенных ресурсов расходы по обеспечению функционирования банка растворяются в массе операционных затрат и могут составлять 10-12% общей суммы расходов.

Каждый банк по-своему, с различной степенью детализации классифицирует эти расходы по своему в зависимости от выбранной системы бюджетирования. Обычно в расходы по обеспечению хозяйственной деятельности банка включают:

  1. амортизацию основных средств и нематериальных активов;
  2. расходы по аренде, ремонту оборудования;
  3. канцелярские расходы;
  4. расходы по содержанию автотранспорта;
  5. расходы по приобретению спецодежды;
  6. эксплуатационные расходы по содержанию зданий;
  7. другие расходы по обеспечению деятельности банка.

Расходы по оплате труда персонала банка складываются из заработной платы, премий, начислений на заработную плату.

Расходы по уплате налогов связаны с налогами на имущество, земельным, на владельцев автотранспортных средств, на пользователей автодорог и другими налогами, относящимися на себестоимость банковских операций, т.е. отражаемые на расходных счетах банка. В отдельную группу расходов выделяют отчисления в специальные резервы на покрытие возможных потерь по ссудам, под обесценение ценных бумаг и на покрытие возможных убытков по прочим активным операциям, по дебиторской задолженности.

Прочие расходы банка разнообразны по своему составу. К ним относят:

  1. расходы на рекламу;
  2. командировочные и представительские расходы;
  3. расходы на подготовку кадров;
  4. расходы по компенсации затрат сотрудникам банка в связи с использованием их личного транспорта для служебных целей;
  5. маркетинговые расходы;
  6. расходы по аудиторским проверкам;
  7. судебные расходы;
  8. расходы по публикации отчетности;
  9. другие расходы.

В новой форме отчета банка о прибылях и убытках, вступившей в силу с 2008 г., по характеру операций выделяют три вида расходов кредитной организации:

  1. расходы по банковским операциям и другим сделкам (процентные расходы по межбанковским кредитным (МБК) и депозитным операциям, расходы по долговым операциям и др.);
  2. операционные расходы, носящие в основном рыночный характер (расходы по операциям с ценными бумагами на рынке, по переоценке активов, применению производных инструментов, расходы, связанные с обеспечением деятельности);
  3. прочие расходы (в основном разового характера: штрафы, пени, неустойки, расходы прошлых лет, выявленные в отчетном году, платежи в возмещение причиненных убытков, расходы от списания недостач материальных ценностей, денежной наличности, расходы на благотворительность и др.).

По форме различают процентные и непроцентные расходы: [8 -568с.].

 

1) процентные расходы:

- проценты по вкладам  и депозитам населения (в рублях  и инвалюте);

- проценты по счетам организаций, депозитам юридических лиц и депозитным счетам (в рублях и инвалюте);

- расходы на выплату  процентов за использование кредитных  ресурсов (в рублях и инвалюте);

- процентные расходы по  выпущенным долговым обязательствам;

- прочие процентные расходы;

2) непроцентные расходы:

- операционные расходы (кроме  процентных);

- расходы на оплату  труда персонала;

- административно-хозяйственные  расходы;

- резерв на возможные  потери;

Информация о работе Классификация расходов коммерческих банков