Классификация расходов коммерческих банков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2014 в 12:35, курсовая работа

Краткое описание

Коммерческий банк – основное звено банковской системы. Главным отличием от Центрального банка является отсутствие у них права эмиссии банкнот. Одним из основных результатов деятельности является расходов.
Расходы коммерческих банков представляют собой использование денежных средств, необходимых для осуществления всех видов банковской деятельности.

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya (3) (1).doc

— 435.00 Кб (Скачать файл)

- расходы по операциям  с ценными бумагами и отрицательная  курсовая разница от переоценки ценных бумаг;

- расходы по операциям  в инвалюте и отрицательная  переоценка средств в инвалюте;

- налоги, относимые на  расходы;

- прочие непроцентные  расходы.

Приведенная классификация расходов банка используется, прежде всего, для оценки динамики уровня и структуры процентных и непроцентных расходов, а также для сравнения темпов роста этих групп расходов.

В рамках каждой группы расходов детализируют их виды, которые учитывают на аналитических счетах, например, расходы по видам кредиторов, штрафы по видам нарушений, процентные расходы по характеру деятельности.

По периоду, к которому относятся расходы, выделяют расходы текущего и будущих периодов. Последние могут быть связаны с начисленными, но не выплаченными процентами по кредитным и депозитным операциям, по операциям с ценными бумагами, отрицательными различиями переоценки активов.

По способу ограничения расходы банка делятся на: нормируемые и ненормируемые. К нормируемым расходам относятся расходы на рекламу, командировочные, на подготовку кадров, представительские, по компенсации расходов, связанных с использованием личного транспорта работников банка. Эти расходы учитываются с расходного счетов банка, но затраты сверх норм налогооблагаемой базы банка увеличивает.

По влиянию на налогооблагаемую базу затраты банка делятся на три группы:

  1. Расходы, относимые на себестоимость банковских услуг, т.е. учитываемые на расходных счетах, и уменьшающие налогооблагаемую базу банка при расчете налога на прибыль.
  2. Расходы, учитываемые на расходных счетах, но не уменьшающие налогооблагаемую базу банка.
  3. Расходы, прямо относимые на убытки банка.

      Проведенный описания классификации позволяет сделать последующий заключительный вывод: классификация расходов банка на отдельные группы в зависимости от необходимого подхода к изучению затрат весьма важна для всестороннего анализа расходов и определения направлений их минимизации, а также для расчета себестоимости банковских услуг и уплаты налога на прибыль.

 

1.3. Методика оценки  расходов коммерческого банка

Рассмотрим существующие методики оценки расходов коммерческого банка.

  1. Методика, разработанная Пановой Г.С. [3-с 11.].

Валовые расходы банка можно разделить на: процентные и непроцентные.

Процентные расходы составляют:

  • начисленные и уплаченные проценты в рублях:
  • начисленные и уплаченные проценты в валюте.

К непроцентным расходам относятся:

  • операционные расходы:
  • уплаченные комиссионные по услугам и корреспондентским отношениям;
  • расходы по операциям с ценными бумагами;
  • расходы по операциям на валютном рынке;
  • расходы на функционирование банка (расходы на содержание аппарата управления; хозяйственные расходы);
  • прочие расходы (штрафы, пени, неустойки уплаченные; проценты и комиссионные прошлых лет и т.д.).

Наиболее крупными статьями операционных расходов банка традиционно являются расходы:

  • по выплате процентов по текущим и срочным вкладам;
  • связанных с выплатой комиссионных другим банкам и прочим финансово-кредитным учреждениям за предоставленные услуги;
  • по содержанию и эксплуатации зданий и оборудования;
  • на заработную плату персонала;
  • на создание специальных резервов.

В процессе анализа расходов банка необходимо не только проанализировать в динамики абсолютные и относительные величины расходов (в целом по группам расходов), но и выделить основные факторы, повлиявшие на их уровень с тем, чтобы принять необходимые управленческие решения, которые в дальнейшем помогут дать полную оценку анализа.

Сокращению расходов банка будут способствовать:

  • улучшение структуры ресурсной базы, т.е. увеличение доли расчетных, текущих и прочих депозитных счетов клиентов и сокращение доли дорогостоящих депозитных инструментов (например, межбанковских кредитов);
  • оптимальное сокращение непроцентных расходов.

Методика, разработанная специалистами Финансовой академии при Правительстве РФ[3-с 11.].

Рассматриваемой методикой выделяются следующие расходы банка:

налоги, относимые на себестоимость банковских операций, процентный расход, связанный с привлечением ресурсов, уплата комиссий за услуги, расходы по валютным операциям (покупка валюты переоценка валютных средств, отрицательные курсовые разницы), амортизационные отчисления, износ МБП и нематериальных активов, расходы почтовые и телеграфные, по аренде, на рекламу, на инкассацию, оплата услуг ВЦ, расходы канцелярские, а также накопительного характера, связанные с улучшением банковских услуг, обслуживанием банковского процесса, обеспечением условий труда, зарплата, премии и другие денежные выплаты работникам банка, оплата отпусков, обязательные отчисления в различные социальные фонды, расходы по содержанию и эксплуатации зданий, на охрану, представительские, командировочные и т.д.

Основными направлениями анализа расходов являются:

  • оценка уровня всех и отдельных видов расходов и их динамики;
  • структурный анализ расходов;
  • оценка общего уровня расходов.

Структурный анализ расходов производится с целью выявления основных видов расходов, динамика которых и причины роста подлежат особенно тщательному анализу.

Методика, разработанная Батраковой Л.Г[3-с 11.].

Автором данной методики приводятся два подхода к определению расходов банка:

1. Расходы всего = Процентные расходы + Непроцентные расходы. (см. методику  Пановой Г.С.)

2. Расходы всего = Операционные  расходы + Расходы по обеспечению  функционирования банка + Прочие расходы.

В общем виде расходы состоят из следующих основных слагаемых, так же как в предыдущих методиках:

  • операционные расходы (Р1) - уплаченные проценты и комиссионные, расходы по валютным операциям, почтовые и телеграфные расходы клиентов;
  • расходы по обеспечению функциональной деятельности банка (Р2) - зарплата и другие расходы по содержанию штата, чистые хозяйственные расходы, амортизационные отчисления, оплата услуг.
  • прочие расходы банка (Р3) - уплаченные штрафы, проценты и комиссионные прошлых лет и др.

При анализе банковских расходов определяющую роль и место каждой группы расходов в общей сумме. Например, доля операционных расходов: Операционные расходы / Суммарные расходы, доля штрафов (пени и неустойки) общая сумма расходов, доля расходов по уплаченным процентам за кредитные ресурсы, полученные из других банков: Сумма процентов, уплаченных банком / Суммарные расходы.

Динамика расходных статей анализируется по сравнению с предыдущими периодами или плановыми показателями. При этом увеличение доли прочих расходов банка свидетельствует об ухудшении управления банковскими операциями, но может и представить размер уменьшения убытка.

Значительное место в анализе расходов занимают показатели, характеризующие разные виды расходов на 1 руб. средних остатков по активным операциям:

1. Расходы по содержанию персонала / Средние остатки по активам

2. Хозяйственные расходы банка / Средние остатки по активам

3. Прочие расходы / Средние остатки по активам.

Данные соотношения показывают, насколько прибыльно осуществляются операции банка. При этом полученные результаты сравниваются с данными других банков, но это не обязательно, но желательно. Показатель: проценты полученные / Средние остатки по активам, приносящим доход, характеризует соотношение расходов «работающих» активов.

Показателем эффективности деятельности банка служит себестоимость банковских продуктов. Ее исчисления необходимо для изучения возможностей банка. Себестоимость банковских активных операций может быть охарактеризована средней суммой расходов на обслуживание одного клиента.

Подводя итог, следует отметить, что сокращению суммарных расходов банка способствуют:

  • оптимизация структуры ресурсной базы;
  • уменьшение непроцентных расходов.

Проведенный анализ теоретических и практических аспектов анализа доходов и расходов банка позволяет сделать следующие заключительные выводы:

1. Существует большое многообразие методик анализа, как расходов, так и доходов банка. Все они имеют ряд положительных и отрицательных характеристик. Остановимся на расходных статьях.

2. Отсутствие проработанной государственной методики анализа доходов и расходов банка затрудняет анализ указанных составляющих, что оказывает негативное воздействие как на политику самих банков, так и пользователей банковскими услугами.

3. Анализ приведенных методик позволяет указать следующие их преимущества: простоту в работе, доступность информации, легкость подсчета; и следующие недостатки: невозможность составления рейтинговых таблиц с целью сравнительного анализа, ограниченность характеристик.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. АНАЛИЗ И КЛАССИФИКАЦИЯ РАСХОДОВ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА НА ПРИМЕРЕ ОАО «АКИ БАНК»

 

2.1 Основная характеристика деятельности коммерческого банка ОАО «Аки банк»

 

Акционерный коммерческий ипотечный банк "АКИБАНК" образован в 1993 году. Банк был создан в целях развития ипотечного кредитования в городе. Первоначально банк являлся акционерным обществом закрытого типа. В 1996 году банк был преобразован в открытое акционерное общество.

С целью расширения зоны обслуживания банком открыты филиалы в городах Казань, Альметьевск, Нижнекамск, Москва, Воронеж, Уфа, Оренбург. С момента образования ОАО «АКИБАНК» превратился в универсальное кредитное учреждение, стабильно входящее в число лидеров по основным показателям среди кредитных учреждений Республики Татарстан. Взвешенная политика, основанная на точном анализе рыночной ситуации и долгосрочном прогнозе, знание текущих тенденций позволяют банку сохранять стабильность и динамично развиваться.

Миссия ОАО «АКИБАНК» заключается в содействии экономическому развитию и росту благосостояния сообществ, обслуживаемых банком, путем предоставления гражданам и предприятиям качественных банковских услуг, таким образом, и в таком объеме, которые соответствуют высоким профессиональным и этическим стандартам, и обеспечивают соответствующую прибыль акционерам банка. [16]

Основная задача деятельности банка в ближайшие годы – повышение финансовой устойчивости за счет увеличения собственного капитала, расширения спектра предоставляемых услуг, эффективного управления рисками. Банк строит свои отношения с акционерами и клиентами на принципах открытости и доверия.

Разумная гибкость и взвешенность в решении стратегических вопросов, использование современных банковских технологий, заинтересованность в повышении благосостояния акционеров и клиентов, обеспечение комфортных условий  обслуживания – базисные принципы ведения бизнеса банка.

Эффективное управление портфелем займов, процессом проведения кредитных операций, обеспечение высокого уровня качества и оперативности в осуществлении кредитных операций, а также получение постоянных источников дохода и минимизация банковских рисков – основные принципы кредитной политики банка. Основными задачами кредитной политики остаются улучшение качества кредитного портфеля, диверсифицированного по субъектам кредитных отношений, отраслевой принадлежности заемщиков, сроков кредитования и видам предоставленного обеспечения. Эта задача решается путем тщательного предварительного отбора кредитных заявок, комплексного анализа заемщиков и кредитных сделок, непрерывного мониторинга изменения финансового положения заемщиков в течение всего срока кредитования, выявления на ранней стадии признаков проблемных кредитов и работы по их погашению, а также существующей системе контроля за рисками на каждом этапе кредитования.

По результатам маркетинговых исследований, проводимых специалистами ОАО "АКИБАНК", потенциальными и фактическими клиентами востребованы следующие виды услуг:

Корпоративные клиенты  –

  • инвестиционное кредитование;
  • кредитование на пополнение оборотных средств;
  • планирование и накопление специальных фондов;
  • обслуживание внешнеторговых расчетов;
  • дистанционное обслуживание расчетных счетов (система e-banking);
  • консультационные услуги по оптимальному использованию предоставленных кредитов;
  • консультационные услуги по планированию развития бизнеса;
  • обслуживание денежных отношений между клиентом и его сотрудниками с помощью пластиковых карт (заработная плата, командировочные, подотчетные суммы, ссуды);
  • услуги по выпуску и размещению выпусков ценных бумаг клиентов.

Информация о работе Классификация расходов коммерческих банков