Коммерческая деятельность по формированию "Ассортимента"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 08:12, курсовая работа

Краткое описание

Переход к рыночным отношениям привел к стремительному развитию розничной торговли. За последние годы количество розничных торговых предприятий, функционирующих на рынке товаров и услуг, увеличилось в несколько раз. Значительный рост субъектов хозяйствования на данном рынке привел к тому, что конкурентная борьба между ними значительно усилилась. А это в свою очередь нашло отражение в том, что все субъекты, независимо от форм собственности, начали искать пути повышения конкурентоспособности своих торговых объектов для достижения поставленных целей.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.doc

— 419.50 Кб (Скачать файл)

При формировании ассортимента товаров нельзя не учиты­вать наличие сети магазинов-конкурентов, представленного в них ассортимента товаров, уровня цен на товары, методов про­дажи, предлагаемых услуг и т. д.

Процесс формирования ассортимента товаров в розничной торговой сети можно условно разделить на три этапа.

На первом этапе устанавливается групповой ассорти­мент товаров, т. е. определяется ассортиментный профиль ма­газинов. Эта работа проводится с учетом действующих принци­пов размещения розничной торговой сети и на основании мар­кетинговых исследований в области целевого рынка. С учетом этого определяется место и роль магазина в общей системе тор­гового обслуживания города, района и т. д.

Второй этап предусматривает установление количествен­ного соотношения отдельных групп товаров в магазине, т. е. рассчитывается структура группового ассортимента.

На третьем этапе определяется внутригрупповой ассор­тимент, т. е. осуществляется подбор конкретных разновидно­стей товаров каждой группы по различным признакам. При этом в каждом магазине должно быть обеспечено соответствие пред­лагаемого ассортимента товаров спросу населения. Учитывают также влияние различных факторов на построение ассортимента товаров в каждом конкретном розничном торговом предприятии.

Таким образом, формирование ассортимента товаров в магазинах должно быть в первую очередь подчинено интересам наиболее полного удовлетворения спроса населения, т. е. долж­на быть обеспечена достаточная полнота ассортимента то­варов, хорошо известных населению, комплексность их предло­жения. Кроме того, должна быть обеспечена прибыльная работа магазина.

При формировании ассортимента розничных торговых организаций используются два подхода, соответствующие современному состоянию экономики: на основе ассортиментного перечня и на основе потребительского комплекса.

Ассортиментный перечень предполагает наличие в продаже стандарта товарного предложения, заявленного в обязательном ассортиментном перечне. Он ориентирован на удовлетворение твердо сформулированного спроса.

Ассортиментный перечень товаров, рекомендуемый для всех торговых объектов, разрабатывается Министерством торговли Республики Беларусь (или уполномоченной им организацией), согласовывается с заинтересованными сторонами, утверждается решением коллегии и доводится до органов управления торговлей облисполкомов, Минского горисполкома, организаций торговли (объединений) республиканской собственности, Белорусского республиканского союза потребительских обществ.

В ассортиментных перечнях для торговых объектов указывается: наименование товара, количество видов и разновидностей по каждому наименованию, которые должны быть в продаже, удельный вес товаров отечественного производства в розничном товарообороте.

В ассортиментный перечень Министерством торговли Республики Беларусь включаются товары, производимые в республике и поставляемые внутреннему рынку в объемах, достаточных для удовлетворения заявок торговых объектов всех форм собственности, а также продовольственные и непродовольственные товары, не вырабатываемые в республике, имеющие социальную значимость.

При разработке ассортиментного перечня собственник торгового объекта предусматривает удельный вес товаров отечественного производства в общем объеме розничного товарооборота не менее 70%.

Ассортиментные перечни являются минимальными для торговых объектов и могут дополняться другими разрешенными к реализации товарами при соблюдении действующих на территории республики правил их продажи.

Более прогрессивным является формирование ассортимента товаров в розничной торговле потребительским комплексом. 

Здесь могут быть преду­смотрены следующие потребительские комплексы: «Товары для мужчин», «Товары для женщин», «Товары для детей», «Косме­тика и средства гигиены», «Сувениры, часы, ювелирные изде­лия», «Товары для досуга», «Товары для письма и учебы», «Товары для спорта, туризма и путешествий», «Товары для шитья и рукоделия», «Товары для дома».

Потребительские комплексы делятся на микрокомплексы. На­пример, в комплексе «Товары для женщин» выделяются микро­комплексы: «Одежда», «Головные уборы и воротники», «Белье», «Чулочно-носочные изделия», «Предметы женского туалета», «Обувь» и др.

В состав каждого микрокомплекса входят товары определен­ных наименований, которые, в свою очередь, делятся на разно­видности.

Кроме вышеуказанных методов формирования ассортимента в настоящее время получает свое признание маркетинговый подход к формированию торгового ассортимента торговой организации, который предусматривает включение в него тесно связанных друг с другом групп товаров, отвечающим следующим условиям:

1)                 товары, включенные в торговый ассортимент, должны удовлетворять однотипные прямые и сопряженные потребности; быть средством решения одних и тех же проблем; выполнять одни и те же функции;

2)                 товары должны быть ориентированы на группу целевых потребителей;

3)                 товары должны иметь ценовую ориентацию, соответствующую покупательским способностям целевого сегмента.

Однако невозможно эффективно осуществлять формирования ассортимента без взаимоувязки данного, безусловно, важного, процесса с не менее важным, а скорее самым значимым процессом реализации. Лишь только после того как налажена система сбыта, товароведы точно знают, что и в каком магазине будет эффективно реализовано, возможна эффективная работа по формированию ассортимента. И именно подсистема формирования и реализации ассортимента является главным звеном в системе управления ассортиментов в розничной торговле.

Деятельность контроля и регулирования направлена на поддержание сбалансированности  между спросом населения и поступающей на торговое предприятие продукцией. В ходе данного процесса подсистема управления и контроля выполняет следующие функции:

      анализ устойчивости, рентабельности и обновляемости ассортимента;

      контроль за реализацией ассортимента товаров народного потребления с использованием ряда экономических показателей (достижение намеченного  уровня товарооборота, валовых доходов, прибыли, сокращение расходов на реализацию), а также из расчетов коэффициентов полноты и устойчивости ассортимента.

В потребительской кооперации Республики Беларусь используется многоуровневый контроль, который предполагает проведение поверок магазинов службами различных уровней управления, где контроль за соблюдением обязательного ассортиментного перечня могут проводить практически все подразделения потребительской кооперации.

Для этого составляются графики, где предусматриваются по совокупности не менее двух проверок в неделю. Все это дает возможность проверки в конце определенного периода правильности выбранной стратегии в области формирования торгового ассортимента.

В нашей республике существует многоуровневая система управления торговым ассортиментом со стороны государства через законодательные акты и нормативные документы различных ведомств и организаций. Она включает в себя такие уровни, как:

                  народнохозяйственный (Президент, Совет Министров);

                  отраслевой (министерство торговли и ведомства);

                  областной (управление торговли облисполкомом);

                  базовый (оптово-розничные торговые организации и объекты розничной торговли).

Каждый уровень управления, решая свои задачи, направлен на решение общей цели управления торговым ассортиментом в масштабе республики – предоставление торговыми организациями товаров соответствующих спросу населения, и обеспечение рентабельной работы торговой отрасли.

В процессе развития системы управления ассортиментом товаров народного потребления находят свое применение многие элементы коммерческой деятельности. Управление ассортиментом товаром в торговых организациях необходимо рассматривать не только как процесс, который может обеспечить жизнестойкость организации, но и как основу для повышения его конкурентоспособности [13; с 115]. 

 

 

1.3                           Организационно – экономическая характеристик

ООО Товары для дома»

 

Общество с ограниченной ответственностью «Товары для дома» создано 25 сентября 2000 года и зарегистрировано решением Гомельского областного комитета.

Общество является правопреемником всех прав и обязанностей АТП «Товары для дома», зарегистрированного Гомельским горисполкомом решением от 12.11.1996.

  Общество является коммерческой организацией. Это юридическое лицо, которое имеет самостоятельный баланс, печать, штампы, бланки со своим наименованием, товарный знак (знак обслуживания), расчетный и иные счета в учреждениях банков.

Основной целью ООО «Товары для дома» является хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли. В соответствии с Уставом общество осуществляет следующие виды деятельности:

1.      Сдача  в наем собственного недвижимого имуществ.

2.      Розничная торговля (включая алкогольные напитки и табачные изделия)

3.      Общественное питание.

Участники Хозяйственного общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью Хозяйственного общества

несет ответственность всем своим имуществом  по своим обязательствам. Акционеры не отвечают по обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью Хозяйственного общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов в уставной фонд.

Источниками формирования имущества являются:

1. Имущество и денежные взносы, переданные обществу его учредителем.

2. Продукция, производимая обществом в результате его хозяйственной деятельности.

3. Полученные доходы и иное имущество, приобретенное обществом иным путем, допустимым законодательством (согласно приложению А).

На деятельность организации большое значение оказывает численность обслуживаемого населения. Спрос покупателей зависит от социального состава населения. Изменение этого состава не только отражается на общем объеме розничного товарооборота, но и обуславливает существенные сдвиги в его структуре.

Розничная сеть района представлена: 296 магазина, торговая площадь составляет - 29,4 тыс. кв.м. Из них: фирменных магазинов - 6; торговых центров - 1.

На территории Речицкого района имеется 6 рыночных образований, количество торговых мест - 1,17 тыс.ед.

Данные об обслуживаемом ООО «Товары для дома» населении представлены в табл. 1.1.

 

Таблица 1.1 – Изменение численности обслуживаемого населения

Показатели

Ед.изм.

Год

Отклонение (+;-) или темп роста

2008

2009

2010

1. Всего населения в районе

тыс.чел.

104,2

104,9

105,6

101,3

В том числе обслуживаемого ООО «Товары для дома»

тыс.чел.

22,4

23,8

24,7

110,3

Из них:

 

 

 

 

 

Мужчин

тыс.чел.

8,6

8,9

9,3

108,1

Женщин

тыс.чел.

9,8

10,4

10,8

110,2

детей

тыс.чел.

4,0

4,5

4,6

115,2

2. Удельный вес населения

%

21,5

22,7

23,4

1,9

Примечание – Источник: собственная разработка

 

Как видно из табл. 1.1, темп роста численности населения, обслуживаемого ООО «Товары для дома», выше, чем темп роста населения в целом по району, что также обуславливает рост удельного веса населения, обслуживаемого ООО «Товары для дома», в общей структуре населения района на 1,9% за 2009-2010 гг.

В таблице 1.2 приведем показатели хозяйственной деятельности ООО «Товары для дома» за 2009-2010 годы (на основании приложения Б).

 

Таблица 1.2 – Основные экономические показатели хозяйственной деятельности ООО «Товары для дома» за 2009 – 2010 гг.

Показатели

Ед. изм.

2009

2010

Изменение 2010 года по отношению к 2009, %; +,-

1. Розничный товарооборот:

млн  р.

 

 

 

1.1 в действующих ценах

7187,40

8577,20

119,34

1.2 в сопоставимых ценах

6528,07

7804,55

119,55

2. Индекс цен

-

1,101

1,099

-0,002

3. Доходы от реализации, в сумме

млн  р.

263,48

520,64

197,60

уровень в % к т/о

%

3,67

6,07

165,58

Окончание таблицы 1.2

4. Расходы на реализацию, в сумме

млн  р.

1040,77

1177,10

113,10

уровень в % к т/о

%

14,48

13,72

94,77

5. Налоги и неналоговые платежи

млн  р.

1321,12

1510,81

114,36

уровень в % к т/о

%

18,38

17,61

95,83

6. Численность работников торговли

чел.

52

55

3

7. Производительность труда:

млн  р.

 

 

 

7.1 в действующих ценах

138,22

155,95

112,83

7.2 в сопоставимых ценах

125,54

141,90

113,03

8. Прибыль отчетного периода

млн  р.

300,26

586,86

195,45

уровень в % к т/о

%

0,04

0,07

163,78

9.Прибыль от торговой деятельности

млн  р.

214,44

424,25

197,84

10. Рентабельность торговли

%

20,60

36,04

15,44

Информация о работе Коммерческая деятельность по формированию "Ассортимента"