Конкурентная структура российского рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 09:40, курсовая работа

Краткое описание

Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.
По определениюрынок- это сфера экономической деятельности людей по распределению благ на основе добровольного обмена. Целью производства в условиях рыночной экономики является получение прибыли путем реализации товаров. Для производителя важно не только произвести товар, но и продать его. Поэтому на рынке все производители - это потенциальные продавцы, для которых нужды потребителей имеют значение только как возможности покупателей.

Содержание

Введение..........................................................................................................3
Глава 1. Конкуренция, её виды и сущность.
1.1.Сущность конкуренции, условия её существования.............................5
1.2.Совершенная конкуренция....................................................................6
1.3. Несовершенная конкуренция................................................................6
1.4.Современные подходы к трактовке проблем совершенной и несовершенной конкуренции.........................................................................7
1.5.Монопольные цены и поведение монополистов...................................9
Глава 2. Уровень монополизации экономики России и антимонопольная политика.
2.1.Конкурентная структура российского рынка.................................11
2.2.Анализ уровня монополизации современной экономики России.............................................................................................................12
2.3.Методы антимонопольной политики в России....................................23
Заключение....................................................................................................31
Список литературы.....................................................................................

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_gotovaya.docx

— 64.66 Кб (Скачать файл)

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

По дисциплине:          Микроэкономика

На тему:  "Конкурентная структура российского рынка"

 

 

 

Содержание

Введение..........................................................................................................3

Глава 1. Конкуренция, её виды и сущность.

1.1.Сущность конкуренции, условия её существования.............................5

1.2.Совершенная конкуренция....................................................................6

1.3. Несовершенная конкуренция................................................................6

1.4.Современные подходы  к трактовке проблем совершенной  и несовершенной конкуренции.........................................................................7

1.5.Монопольные цены и поведение монополистов...................................9

Глава 2. Уровень монополизации экономики России и антимонопольная политика.

2.1.Конкурентная структура  российского рынка.................................11

2.2.Анализ уровня монополизации современной экономики России.............................................................................................................12

2.3.Методы антимонопольной  политики в России....................................23

Заключение....................................................................................................31

Список литературы.....................................................................................33

 

 

 

 

 

Введение

Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.

По определению рынок - это сфера экономической деятельности людей по распределению благ на основе добровольного обмена. Целью производства в условиях рыночной экономики является получение прибыли путем реализации товаров. Для производителя важно не только произвести товар, но и продать его. Поэтому на рынке все производители - это потенциальные продавцы, для которых нужды потребителей имеют значение только как возможности покупателей. На рынке производство трансформируется в предложение(желание производителей произвести и предъявить к продаже товар по определенной цене в течение определенного времени), а потребности в спрос(желание потребителей приобрести определенные товары за определенную цену). В качестве экономических субъектов, вступающих друг с другом в отношения купли - продажи, могут выступать индивиды, домохозяйства, предприятия и государство.

Ключевым  понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции. Проблема конкуренции и монополии в условиях процесса глобализации становится наиболее обсуждаемой в научных кругах, поскольку тенденция к глобализации не может не выдвигать новых требований к изучению данного вопроса. Существует множество форм функционирования предприятия: монополия, олигополия, чистая конкуренция, монополистическая конкуренция.

В данной курсовой работе мы рассмотрим конкурентную структуру именно российского рынка. Эта тема является весьма актуальной в наше время, так как конкуренция чаще начинает поглощается монополией. В России становится все больше и больше отраслей, где одна фирма имеет весомое превосходство над другими.

Объектом нашей курсовой является конкуренция на российском рынке.

Целью нашей курсовой работы является изучение особенностей конкуренции российского рынка в современных условиях.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть  понятие категории «конкуренция», «монополия»;

- рассмотреть  основные методы конкурентной  борьбы на рынке;

- рассмотреть  сущность и признаки монополии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Конкуренция, её виды и сущность.

1.1.Сущность конкуренции, условия  её существования

   Конкуренция – соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Такое столкновение неизбежно и порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого субъекта рынка, его полной зависимостью от хозяйственной конъюнктуры и противоборством с другими претендентами за наибольший доход. Борьба за экономическое выживание и процветание – закон рынка. Конкуренция (как и её противоположность -  монополия) может существовать только при определённом состоянии рынка. Разные виды конкуренции (и монополии) зависят от определённых показателей состояния рынка.

Основными показателями являются:

1)Количество  фирм (хозяйственных, промышленных, торговых предприятий, имеющих права юридического лица), поставляющих товары на рынок;

2)Свобода  вхождения предприятия на рынок и выхода из него;

3)Дифференциация  товаров (придание определённому виду товара одного и того же назначения разных индивидуальных особенностей - по фабричной марке, качеству, цвету и др.);

4)Участие  фирм в контроле над рыночной  ценой.

Таблица 1. Классификация рыночного соперничества:


 

 

 

 

 

 

 

1.2.Совершенная конкуренция

Совершенная конкуренция - рыночная модель, идеализированное состояние рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют её  своим вкладом спроса и предложения. Другими словами, это такой тип рыночной структуры, где рыночное поведение продавцов и покупателей заключается в приспособлении к равновесному состоянию рыночных условий.

Такой конкуренции присущи следующие черты:

- на рынке действуют  множество фирм, производящих одинаковую  продукцию. Фирма в этом случае  имеет относительно небольшой  размер, поэтому объем ее производства  незначителен;

- возможность свободного  доступа в различные производственные  секторы;

- продукт однороден, он  производится множеством предприятий  в рамках одной отрасли;

- хорошая информированность  всех участников рынка. Все субъекты  купли-продажи должны знать цены  на рынке, величину спроса и  предложения.

Совершенная конкуренция основана на частной собственности и хозяйственной обособленности. Связь между производителями осуществляется только через рынок. Соблюдение этих условий обеспечивает свободную связь между производителями и потребителями. Рыночные отношения здесь представлены парным отношением «продавец-покупатель».

 

1.3.Несовершенная конкуренция

Несовершенная конкуренция – это ситуация, когда на рынке присутствуют продавцы такого количества товаров, которое существенно влияет на их цену.

Существуют следующие основные модели несовершенной конкуренции: монополия(исключительное право производства, промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определённой группе лиц или государству.), монополистическая конкуренция и олигополия(тип рыночной структуры, при которой несколько крупных фирм монополизируют производство и сбыт основной массы продукции и ведут между собой преимущественно неценовую конкуренцию). Совершенная конкуренция и монополия представляют собой «идеальные» (абстрактные) типы рыночных структур. Рынков, полностью соответствующих параметрам этих структур, реально просто не существует.

Монополистическая конкуренция и олигополия – реальные типы рыночных структур. Они характерны для огромного большинства рынков. К числу олигополистических структур относятся рынки алюминия и табачных изделий, дальней телефонной связи и телевидения. Монополистическая конкуренция достаточно точно соответствует большинству отраслей сферы обслуживания (рестораны, станции технического обслуживания, банки).

 

1.4.Современные подходы к трактовке  проблем совершенной и несовершенной  конкуренции

   В современных  условиях «несовершенная конкуренция»  в основном применяется для  характеристики монополистического  сектора. П. Самуэльсон называет  немонополизированные отрасли «больными», переполненными мелкими капиталами, с высокими издержками производства  и мелкой прибыльностью.          «К сожалению, -

- отмечал П. Самуэльсон, - в большинстве хронически перенаселённых  больных отраслей рыночная конкуренция  весьма далека от совершенства. Экономические последствия такой  формы несовершенной конкуренции  могут быть хуже, чем при полной  монополии».

 

 

При этом он признаёт экономическое и социальное несовершенство монополий и олигополий в связи с их практикой повышения цен и сокращения производства. Дж. Гэлбрейт рассматривает в качестве несовершенной конкуренцию в условиях мелкого бизнеса или «незрелых» монополий . При этом несовершенство проявляется в больших размерах риска и неопределённости, которые ведут к значительным потерям, банкротствам и безработице. Он считает, что конкуренция принимает совершенный характер при переходе к современному господству «зрелых» монополий, которые, по его мнению, стремятся не к максимизации прибыли, а к минимизации риска и к достижению устойчивых темпов роста.

   В настоящее  время в качестве концепции  «совершенной конкуренции» получила  распространение так называемая  экономическая теория производства. В её модели выделяют два типа рынков:

1)Рынок товаров и услуг, используемых для личного потребления;

2)Рынок факторов производства.

Взаимосвязь между этими рынками сформулирована в виде технического закона, называемого экономистами «функцией производства». Сущность этого закона заключается в том, что существует технологическая взаимосвязь между любыми данными производственными затратами (или затратами факторов производства) и размерами продукции, которую можно изготовить с их помощью. Для каждого отдельного периода всегда существует максимальный объём выпуска, которого можно достигнуть при данных затратах факторов производства. 

   Фирма, с одной стороны, выступает как поставщик своих товаров, с другой - как потребитель, носитель спроса на факторы производства. При этом цены на отдельные факторы производства должны быть пропорциональны соответствующим физическим объёмам производимых с их помощью продуктов. Коэффициентом пропорциональности выступают предельные издержки производства. В результате  в точке равновесия достигается «справедливое» распределение производственного продукта, при котором каждый участник обмена получает лишь ту долю продукта, которая соответствует принадлежащим ему факторам производства и их вкладу в производство.

 

1.5.Монопольные  цены и поведение монополистов

Сущность и особенности всех монополистических объединений ярко проявляются в целях и характере их поведения.

   Поведение монополистических  объединений отличается от того, что нам известно о совершенной  конкуренции, принципиально другим  подходом к ценообразованию. Монополисты  завоёвывают рынок, чтобы с помощью  устанавливаемых ими цен собирать  своеобразную дань с зависимых  от них хозяйствующих субъектов. Таким способом они получают  гораздо большие доходы по  сравнению с их средних уровнем, установившимся в национальном  хозяйстве.

   Как известно, участники  свободной конкуренции воспринимают  рыночную цену как образовавшуюся  независимо от их участия. Но  монополисты сами и по своему  усмотрению устанавливают цены  на производимую ими продукцию. Если монополия получает право  на реализацию товаров, то она  стремится продать как можно  больше и получить при этом  максимальное количество прибыли. В условиях совершенной конкуренции  при определении равновесной  цены учитывается взаимодействие  спроса и предложения (соответственно  кривой спроса и кривой предложения). Однако монополистические объединения  совершенно не принимают во  внимание объективно необходимый  объём производства благ. Поэтому  при определении динамики цен  на продукцию монополий вообще  отсутствует кривая предложения. Эти организации манипулируют  законом спроса: воздействуют на  цену и объём спроса в своих  интересах. Господствующие на рынке  фирмы используют в качестве  своего основного инструмента  монопольную цену.

   Монопольная цена – особый вид рыночной цены, которая устанавливается на уровне выше или ниже общественной стоимости или равновесной цены в целях получения монопольной прибыли.

   В учебнике «Экономикс»  так раскрывается механизм монополистического  ценообразования: «Монополисты не  принимают цену как данную. Их  можно охарактеризовать как ценопроизводителей, ибо они принимают рыночную  кривую спроса как данную и  сами выбирают как цену, так  и объём выпуска. Поскольку между  ценой монополиста и уровнем  выпуска не существует никаких  взаимосвязей, то для монополиста  не существует кривой предложения».

   Однако надо  заметить, что когда на рынке  действует монополия, скупающая  продукцию у производителей, то  монопольная цена имеет своим  ориентиром кривую предложения. Но при господстве и монополии, и монопсонии имеется только  одна кривая, поэтому не образуется  равновесная цена.

Информация о работе Конкурентная структура российского рынка