Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 09:40, курсовая работа
Краткое описание
Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок. По определениюрынок- это сфера экономической деятельности людей по распределению благ на основе добровольного обмена. Целью производства в условиях рыночной экономики является получение прибыли путем реализации товаров. Для производителя важно не только произвести товар, но и продать его. Поэтому на рынке все производители - это потенциальные продавцы, для которых нужды потребителей имеют значение только как возможности покупателей.
Содержание
Введение..........................................................................................................3 Глава 1. Конкуренция, её виды и сущность. 1.1.Сущность конкуренции, условия её существования.............................5 1.2.Совершенная конкуренция....................................................................6 1.3. Несовершенная конкуренция................................................................6 1.4.Современные подходы к трактовке проблем совершенной и несовершенной конкуренции.........................................................................7 1.5.Монопольные цены и поведение монополистов...................................9 Глава 2. Уровень монополизации экономики России и антимонопольная политика. 2.1.Конкурентная структура российского рынка.................................11 2.2.Анализ уровня монополизации современной экономики России.............................................................................................................12 2.3.Методы антимонопольной политики в России....................................23 Заключение....................................................................................................31 Список литературы.....................................................................................
б) надзор и контроль за соблюдением
законодательства о естественных монополиях;
в) надзор и контроль за соблюдением
законодательства о рекламе до внесения
изменений в Федеральный закон «О рекламе».
ФАС России включена в структуру
Правительства России, подчиняется непосредственно
Председателю Правительства.
В соответствии с Законом "О
конкуренции и ограничении монополистической
деятельности на товарных рынках" безусловным
монополистом может считаться предприятие,
контролирующее 50% и более товарного рынка,
если только хозяйствующий субъект не
докажет обратного. Предприятие, контролирующее
35-50% рынка, тоже может быть признано монополистом,
но для этого антимонопольные органы должны
доказать, что имеет место "доминирующее
положение" хозяйствующего субъекта
на рынке, изучив конкретную рыночную
ситуацию. Федеральными законами могут
устанавливаться случаи признания доминирующим
положения хозяйствующего субъекта, доля
которого на рынке определенного товара
составляет менее чем 35%. «Доминирующее
положение» дает фирме возможность оказывать
решающее влияние на конкуренцию, затруднять
доступ на рынок другим хозяйствующим
субъектам или иным образом ограничивать
свободу их экономической деятельности.
Установлен перечень действий, которые
трактуются как злоупотребление доминирующим
положением. К ним отнесены изъятие товаров
из обращения в целях создания дефицита,
навязывание условий, невыгодных контрагенту
или не относящихся к предмету договора,
создание препятствий к доступу на рынок
конкурентов, нарушение установленного
порядка ценообразования, установление
монопольно высоких (низких) цен и другие.
В статье «Российской газеты»
от 14 января 2009 г. обсуждаются вопросы
трактовки понятий антимонопольного законодательства
с экспертом в области антимонопольного
законодательства, доктором экономических
наук профессором Высшей школы экономики,
заместителем директора Института анализа
предприятий и рынков Светланой Авдашевой:
· Как определить монопольно
высокую цену товара? (статья 6 Федерального
закона «О защите конкуренции»),
· Может ли субъект, доля которого
на рынке составляет 8% или немного более,
оказывать реальное, решающее воздействие
на общие условия оборота на рынке? (используются
признаки доминирующего положения на
рынке, статья 5),
· Чем различаются понятия,
установленные законом «О защите конкуренции»,
- «злоупотребление коллективным доминированием»
и «согласованные действия на рынке»?
Основной сферой деятельности
антимонопольных органов в России стало
регулирование деятельности естественных
монополий. С целью контроля рыночной
доли хозяйствующих субъектов в стране
с 1991г. Утвержден Государственный реестр
Российской Федерации объединений и предприятий-монополистов.
В нем ежегодно отражаются предприятия,
производящие 35% и более продукции на каком-либо
товарном рынке. Для таких предприятий
действует специальная процедура установления
цен и тарифов. В ней, помимо специальных
департаментов и комитетов, участвуют
и депутаты Государственной Думы. Этот
реестр составляется для того, чтобы иметь
информационную базу о крупнейших субъектах
рынка и проверять соблюдение ими антимонопольного
законодательства. Деятельность естественных
монополий в России регулируется Федеральным
законом от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О
естественных монополиях».
Настоящим Федеральным законом
регулируется деятельность субъектов
естественных монополий в следующих сферах:
· транспортировка нефти и нефтепродуктов
по магистральным трубопроводам;
· транспортировка газа по трубопроводам;
· железнодорожные перевозки;
· услуги в транспортных терминалах,
портах и аэропортах;
· услуги общедоступной электросвязи
и общедоступной почтовой связи;
· услуги по передаче электрической
и тепловой энергии;
· услуги по оперативно-диспетчерскому
управлению в электроэнергетике;
· услуги по использованию инфраструктуры
внутренних водных путей.
Сложность регулирования цен
естественных монополий в России заключается
в том, что цены внутреннего рынка занижены
по сравнению с мировыми. Однако низкая
платежеспособность потребителей продукции
естественных монополий на внутреннем
рынке не позволяет устанавливать цены,
равные мировым. Поэтому государством
устанавливается потолок цен, выше которого
естественным монополиям не разрешено
поднимать цены, а также выделяются группы
потребителей, подлежащих обязательному
обслуживанию.
Однако оставляет желать лучшего
практика антимонопольного регулирования.
Очень невелики и штрафные санкции, применяемые
к фирмам-нарушителям. В результате российским
фирмам сегодня проще заплатить штраф,
нежели соблюдать закон.
В 2012 году антимонопольными
органами было выдано 1423 предупреждения,
75% из которых исполнено, что говорит об
активном использовании данного инструмента.
После введения предупреждений в 3 раза
сократилось количество дел, возбужденных
по пунктам 3 и 5 части 1 статьи 10 ФЗ "О
защите конкуренции". Если в 2011 году
по пунктам 3 и 5 части 1 статьи 10 было возбуждено
952 дела(471 по пункту 3 и 481 по пункту 5), то
в 2012 году уже 366(198 по пункту 3 и 168 по пункту
5). К сожалению, считают в ФАС, в России
до сих пор сохраняется явное пренебрежение
органов власти к антимонопольному законодательству
как регулятору рыночных отношений. Это
выражается и в значительном количестве
дел, инициированных ФАС против органов
власти, и в более чем солидном объеме
повторных нарушений антимонопольного
законодательства теми же властными структурами.
В 2013 году последние составили 22% от общего
количества выявленных нарушений.
Наша антимонопольная служба,
по оценкам правительственных экспертов,
страдает от перегруженности заявлениями
и делами, лишь косвенно связанными с защитой
конкуренции. Дело в том, что существующее
законодательство, по сути, не проводит
различий между неправомерным отказом,
например, в подключении частного дома
к электрическим сетям и картельным сговором,
имеющим серьезные последствия для конкурентной
среды и неопределенного круга потребителей.
Чтобы преодолеть этот недостаток, Минэкономразвития
совместно с ФАС разработали программу,
в которой предлагается четко разграничить
две категории нарушений антимонопольного
законодательства: прямо связанные и косвенно
связанные с ограничением конкуренции.
К первой категории относятся
нарушения антимонопольного законодательства,
которые прямо ограничивают или могут
ограничить конкуренцию. Они наносят вред
конкурентной среде отдельного рынка
(или нескольких рынков) и затрагивают
неопределенный круг лиц, ведущих на них
хозяйственную деятельность.
Ко второй категории правонарушений
антимонопольного законодательства относятся
нарушения, не влекущие общественно опасных
последствий и связанные исключительно
с отдельным фактом ущемления доминирующим
субъектом конкретного потребителя (контрагента).
Сейчас они составляют существенную часть
нагрузки ФАС - больше половины всех рассматриваемых
ею дел.
Например: Срыв сроков подключения
к электрическим сетям неконкурирующего
хозяйствующего субъекта или лица, не
осуществляющего предпринимательскую
деятельность.
С разделением всех правонарушений
на две категории связана, пожалуй, самая
громкая законодательная инициатива ФАС,
которая сейчас близка к воплощению в
жизнь. Речь идет о законопроекте, уже
внесенном Правительством в Госдуму, который
предполагает уголовную ответственность
за нарушения антимонопольного законодательства,
прямо ограничивающие конкуренцию. Проект
новой редакции ст. 178 УК РФ предусматривает
лишение свободы до 3 лет за недопущение,
ограничение или устранение конкуренции
путем заключения соглашений или осуществления
согласованных действий, неоднократного
злоупотребления доминирующим положением.
Они могут выражаться, в частности, в установлении
и поддержании монопольно высокой или
монопольно низкой цены товара, необоснованном
отказе или уклонении от заключения договора,
ограничении доступа на рынок. Предприниматели
и должностные лица, виновные в подобных
грехах, рискуют попасть в места не столь
отдаленные на срок до 3 лет, если они нанесли
крупный ущерб гражданам, организациям
или государству либо извлекли личный
доход в крупном размере. Заметим, что
пороговое значение крупного ущерба или
дохода высоким не назовешь - 1 млн руб.
(особо крупный до 3 млн руб., а срок соответственно
7 лет). Предложенная программа и законодательные
инициативы ФАС могут стать реальным шагом
вперед в борьбе за формирование свободной
конкуренции в нашей стране.
Заключение
По результатам
данной работы можно сделать следующие
выводы:
Монополия
предполагает, что одна фирма является
единственным производителем данной продукции,
не имеющей аналогов. Монополист полностью
контролирует её цену и объём выпуска.
Главной
целью монополиста является получение
максимальной прибыли
Монополист
всегда назначает цену выше величины предельных
издержек. Более того, выпуск монопольной
отрасли меньше выпуска конкурентной
отрасли, сталкивающейся с таким же спросом
и теми же условиями формирования издержек,
а монопольная цена выше конкурентной
цены.
Решающую
роль в создании на рынке благоприятной
конкурентной среды играют антимонопольное
законодательство и деятельность антимонопольных
органов, правильное поведение которых
способствует стабилизации всей экономики
в целом.
Таким образом, всевозрастающее
влияние монополий на рынок стало непреложным
фактом, и поэтому вряд ли сейчас можно
говорить о свободной конкуренции, а тем
более призывать возвратиться к ней, хотя
с точки зрения теоретической экономики
такая конкуренция способствует лучшему
использованию ограниченных ресурсов
сырья, материалов и других факторов производства.
В то же время не следует забывать, что
крупное производство в силу эффекта масштаба
оказывается более выгодным.
Подводя итоги, можно охарактеризовать
антимонопольное законодательство и антимонопольную
политику России как необходимые атрибуты
структурных преобразований во всех сферах
экономики страны.
Бесспорно,
в некоторых случаях (но лишь в малой толике
от их общего количества) существование
монополии является оправданным и необходимым,
но за этими процессами должен осуществляться
жесткий контроль со стороны государства
по недопущению злоупотребления своим
монопольным положением.
Опираясь на существующее законодательство
и принимая новые, действительно работающие
законы, направленные на ограничение монопольной
власти и препятствующие созданию новых
монопольных образований, проводя эффективную
антимонопольную политику, возможно решение
проблемы монополизма.
Список литературы
Конституция РФ. - 1993.
Антипина О. Каково будущее
рыночной экономики? / О.Антипина // Вопросы
экономики. - сент. -2013. - № 9. - С. 150-160.
Маркин М. Как обосновывалось
государственное регулирование розничной
торговли: эмпирический анализ аргументации
/ М.Маркин // Экономическая политика. -2012.
- № 4. - С. 147-162.
Расков Н. Рынок общий - цены
разные / Н.Расков // Экономист. - май. - 2012.
- № 5. - С. 31-38
Долбаева В.Ю. Состояние и особенности
развития малого и среднего предпринимательства
в России / В.Ю.Долбаева // Известия. - 2012.
-№ 5. - С. 79-82.
Николаев Д.В. Методический
подход к идентификации типа рыночной
структуры / Д.В.Николаев // Проблемы прогнозирования.
- 2013. - № 1.
Плещинский А.С. Анализ результатов
модернизации производства в условиях
олигопольной конкуренции инноватора
и его преследователя / А.С.Плещинский,
Е.С.Жильцова // Экономика и математические
методы. - 2013. - Т. 49. - № 1. - С. 88-105.
Ранх и ГС. Последствия слабой
конкуренции: количественные оценки и
выводы для политики // Экономическая политика.
- 2012. - № 6. - С. 5-53.
Веретенникова О.Б. О моделировании
процессов конкурентного противоборства
/ О.Б.Веретенникова, Е.А.Королёв // Известия.
- 2012. - № 3. - С. 25-33.
Шаститко А. Ошибки I и II рода
в сфере антимонопольного контроля сделок
экономической концентрации / А.Шаститко
// Экономическая политика. - 2012. - № 1. - С.
95-117.
Консультант+[Электронный ресурс]:
2014: - Режим доступа: http://www.consultant.ru