Конкурентная структура российского рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 09:40, курсовая работа

Краткое описание

Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.
По определениюрынок- это сфера экономической деятельности людей по распределению благ на основе добровольного обмена. Целью производства в условиях рыночной экономики является получение прибыли путем реализации товаров. Для производителя важно не только произвести товар, но и продать его. Поэтому на рынке все производители - это потенциальные продавцы, для которых нужды потребителей имеют значение только как возможности покупателей.

Содержание

Введение..........................................................................................................3
Глава 1. Конкуренция, её виды и сущность.
1.1.Сущность конкуренции, условия её существования.............................5
1.2.Совершенная конкуренция....................................................................6
1.3. Несовершенная конкуренция................................................................6
1.4.Современные подходы к трактовке проблем совершенной и несовершенной конкуренции.........................................................................7
1.5.Монопольные цены и поведение монополистов...................................9
Глава 2. Уровень монополизации экономики России и антимонопольная политика.
2.1.Конкурентная структура российского рынка.................................11
2.2.Анализ уровня монополизации современной экономики России.............................................................................................................12
2.3.Методы антимонопольной политики в России....................................23
Заключение....................................................................................................31
Список литературы.....................................................................................

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_gotovaya.docx

— 64.66 Кб (Скачать файл)

Нефтяная промышленность.

Вертикально-интегрированные компании (ВИНК) доминируют (в том числе коллективно) на рынках сырой нефти и продуктов ее переработки, свободный рынок нефти практически отсутствует: более 80% нефти в Российской Федерации добывается пятью крупными ВИНК (Роснефть, Лукойл, ТНК-ВР, Сургутнефтегаз, Газпром), более 75% российской нефти перерабатывается на заводах, контролируемых теми же пятью ВИНК.

ВИНК используют давальческую схему переработки нефти как на «чужих» НПЗ, так и на собственных. Различные схемы «замещения по объемам», перераспределение корзины нефтепродуктов на выходе с НПЗ, а также использование транзитных поставок затрудняют оценку географических границ рынков и долей участников в оптовых поставках на внутренний рынок в региональном разрезе.

В частности, продолжает сокращаться количество малых независимых добывающих компаний и объем добываемой ими нефти (с 1998 года по 2007 год объем добычи малых предприятий снизился в два раза – с 10% от общего объема до 5%). Количество независимых АЗС за последние три года снизилось с 70% до чуть более 50%. Таким образом, доминирование ВИНК при крупно оптовой реализации нефтепродуктов с НПЗ (межрегиональный рынок) и наличие в большинстве регионов сбытов ВИНК, доминирующих на рынках хранения нефтепродуктов (региональные рынки), определяют монополизацию региональных оптовых рынков нефтепродуктов.

В частности, доминирующая компания поставляет нефтепродукты в адрес собственных АЗС по себестоимости, а при поставке независимым АЗС осуществляется продажа мелкооптовых партий, что обусловливает низкую рентабельность независимых АЗС и позволяет ВИНК осуществлять ценовое давление. Одновременное доминирование и на рынке услуг по хранению (нефтебазы) также может приводить к резкому сокращению реализации независимыми АЗС (вплоть до закрытия АЗС) в связи с тем, что в условиях дефицита снабжение собственных АЗС осуществляется доминирующей компанией в приоритетном порядке. Такая структура рынков нефтепродуктов сложилась в 51 регионе страны.

Электроэнергетика.

Барьерами для выхода на оптовый рынок потребителей и сбытовых компаний являются, с одной стороны, высокая стоимость приборов учета электроэнергии, необходимых для получения статуса субъекта оптового рынка (экономические барьеры), с другой, необходимость согласования со смежным субъектом оптового рынка, который зачастую является конкурентом, соглашения об информационном обмене, а также заключение договора на передачу электроэнергии с лицом, входящим в группу лиц с указанным конкурентом (технологические барьеры). Кроме того, в качестве административных барьеров можно выделить необходимость получения тарифно-балансового решения в ФСТ России и процедуру присвоения статуса субъекта оптового рынка администратором торговой системы.

Наибольшая доля нарушений в электроэнергетике связана именно с естественно-монопольным сектором, т.е. с деятельностью сетевых компаний. Нарушения связаны преимущественно с отказом или уклонением от заключения договора на передачу электроэнергии, а также с навязыванием невыгодных или не относящихся к предмету договора условий при заключении договора на оказание услуг по технологическому присоединению потребителей к электрическим сетям. Более 2/3 всех злоупотреблений доминирующим положением фиксируется именно в этой сфере. Следует также отметить большое количество нарушений, связанных с препятствованием доступу на оптовый рынок электроэнергии со стороны смежных сбытовых организаций. Нарушения выражаются, как правило, в отказе от согласования необходимых документов, обеспечивающих информационный обмен и передачу данных по системам коммерческого учета, которые являются необходимыми для получения доступа к торговой системе оптового рынка.

Газовая промышленность

Несовершенство действующего законодательства в сфере газоснабжения не позволяет в полной мере запустить механизм долгосрочных договоров.

Механизм поставок газа на основе долгосрочных договоров для всех участников рынка газа требует значительных модификаций, связанных с урегулированием отношений между производителями и потребителями газа и между производителями и ОАО «Газпром», закреплением на нормативном уровне необходимых финансовых и экономических гарантий бесперебойной работы и рентабельности поставщика и потребителя газа:

- обеспечение гарантий  поставки газа со стороны производителей;

- принцип полной выборки  объемов газа (принцип «бери или  плати»);

- совершенствование штрафных  санкций в случае «сверхлимитного»  отбора газа, а также в случае  частичной не выборки газа;

- возможность перераспределения  или продажи невыбранного объема  газа по краткосрочным контрактам  на электронной торговой площадке

- совершенствование правил  не дискриминационного доступа  к газотранспортной сети

Рынок газа в России является высококонцентрированным рынком с неразвитой конкуренцией. ОАО «Газпром» добывает более 80% газа в России, реализует более 90%. Также ОАО «Газпром» является собственником Единой системы газоснабжения, что позволяет ему контролировать доступ независимых организаций к ГТС ОАО «Газпром» и ограничивать возможность независимых организаций наращивать долю реализации газа в общероссийском масштабе.

Существующая на сегодняшний день система поставок СУГ населению для коммунально-бытового использования является основным тормозом развития рынка СУГ.

Автомобильный транспорт.

Рынки городских пассажирских перевозок являются проблемными. На этих рынках, как правило, доминируют муниципальные перевозчики, для которых муниципальные власти устанавливают монопольное положение: ограничивают доступ частным перевозчикам (маршрутным такси) к наиболее рентабельным (центральным) городским маршрутам и вытесняют работающих частных перевозчиков посредством закрепления маршрута за победителем конкурса на право работы на городских маршрутах, которым, как правило, становится муниципальное или государственное автотранспортное предприятие.

В 2007 году самым распространенным нарушением в отрасли стали нарушения условий проведения, критериев выбора победителя в конкурсах за право работы на городских маршрутах.

Железнодорожный транспорт.

Оценивая общее состояние железнодорожного транспорта общего и не общего пользования, развития конкуренции на железных дорогах следует признать:

- реформирование железнодорожного  транспорта общего и не общего  пользования осуществляется с  отставанием от программы, утвержденной  постановлением Правительства Российской  Федерации от 18.05.2001 № 384. Это отставание  обусловлено недостаточностью нормативной  правовой базы при работе железных  дорог в конкурентных условиях, а также слабой заинтересованностью  инвесторов по привлечению инвестиций  в инфраструктуру железных дорог;

- в настоящий период  проходит третий этап реформирования, однако не все мероприятия  первых двух этапов программы  были выполнены. В частности, не  создана компания по перевозке  пассажиров, парк приватных вагонов  не достиг 50-% уровня;

- реформирование железнодорожного  транспорта не общего пользования  фактически не осуществляется. Одной  из причин является отсутствие  в структуре Минтранс России  подразделения, отвечающего за развитие  железнодорожного транспорта не  общего пользования, координацию  его развития с железнодорожным  транспортом общего пользования. Как следствие, грузы уходят на  другие виды транспорта, главным  образом, на автомобильный транспорт;

- сохранение в структуре  ОАО «РЖД» перевозок пассажиров  не позволяет стимулировать процесс  реформирования в области пассажирских  перевозок. Тем самым затягивается  процесс устранения перекрестного  субсидирования за счет грузовых  перевозок. Это сдерживает процесс  создания конкурентной среды  в области пассажирских перевозок.

Следует отметить, что ОАО «РЖД» осуществляет выделение вагонного парка из своего состава в дочерние общества. Это преследует цель выхода из-под регулирования вагонной составляющей тарифа, а соответственно и частичное дерегулирование тарифа за перевозку грузов в вагонах дочерних компаний, что ведет к неконтролируемому росту цен на перевозки грузов.

Сфера ЖКХ.

Жилищно-коммунальный комплекс - один из самых больших секторов экономики Российской Федерации: доля основных фондов отрасли составляет более 26% от общего объема основных фондов страны и в стоимостном выражении представляет 8 трлн. рублей; численность работников более 3 млн. человек; 19 млн. объектов жилого фонда площадью почти 3 млрд. м.кв.; потребление более 20% энергоресурсов страны.

Тем не менее, это самая не разгосударствленная отрасль экономики Российской Федерации. Износ основных фондов превышает 60%. Ветхий и аварийный фонд — 93 млн. м2, кредиторская задолженность — 302,1 млрд. рублей.

В настоящее время во многих регионах Российской Федерации распространена практика передачи прав на объекты коммунальной инфраструктуры, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предназначенные для оказания услуг газо-, тепло-, электро-, водоснабжения и водоотведения, хозяйствующим субъектам без проведения торгов в форме аукциона или конкурса. Из всех этих примеров можно сделать вывод о том, что структура российского рынка представляет главным образом монополию.

 

 

2.3.Методы  антимонопольной политики в России

Накопленный странами с “рыночной” экономикой опыт антимонопольной борьбы, хотя и интересен сам по себе и, безусловно, должен активно изучаться и использоваться в различных конкретных случаях обуздания конкретных монополий, в целом не может служить основой для разработки общей программы действий по демонополизации постсоциалистической экономики.

Становление рыночной экономики в нашей стране столкнулось с монополизмом особого рода, не имеющим аналогов. Он сформировался в нерыночной среде и значительно отличается от монополизма западного образца.

Таким образом, если в странах с рыночной экономикой монополизация обычно проходила путем организационного объединения первоначально независимых компаний, то социалистический монополизм базировался на сознательном создании только одного производителя (или очень узкой группы производителей).

Начало рыночных реформ в нашей стране привело к резкому усилению монополистических тенденций. Пользуясь своей монопольной властью, монополисты резко ограничили предложение. А сознательное уменьшение выпуска продукции в сочетании с повышением цен российскими предприятиями-монополистами явились важнейшей микроэкономической причиной особой глубины кризиса трансформации в России.

В течение последних лет в России активно проводится государственная политика, направленная на поддержку конкуренции и ограничение монополизма.

В Конституции России сказано: «Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию» (Конституция РФ, ст.34, п.2).

Главный орган проведения антимонопольной политики в РФ претерпел целый ряд преобразований. 22 сентября 1998 года Государственный антимонопольный комитет (ГАК России) был переименован в Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России). 9 марта 2004 г. Министерство было упразднено, а его полномочия переданы другим ведомствам. Принадлежавшие МАП России функции федерального антимонопольного органа, контроля над деятельностью естественных монополий и над соблюдением законодательства о рекламе перешли к Федеральной антимонопольной службе, являющейся сегодня главным антимонопольным органом (Постановление Правительства РФ №189 от 7.04.2004).

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы.

Основными функциями Федеральной антимонопольной службы являются:

а) надзор и контроль за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках, на рынке финансовых услуг;

Информация о работе Конкурентная структура российского рынка