Правила поведения
фирм-монополистов зависят от
того, как они ведут
своё «ценопроизводство»:
1)Фирмы устанавливают
монопольно высокие цены на свою продукцию,
превышающую общественную стоимость или
возможную равновесную цену. Это достигается
тем, что монополисты преднамеренно создают
зону дефицита, сокращая объёмы производства
и искусственно создавая повышенный покупательский
спрос.
2)Монополисты преднамеренно
сдерживают совершенствование техники
и технологии с тем, чтобы не подорвать
искусственно поддерживаемый дефицит,
а стало быть, и не лишиться монополистических
выгод.
Глава 2.
Анализ уровня монополизации и антимонопольная
политика в России
2.1.Конкурентная
структура российского рынка
Уровень развития конкуренции
в нашей стране явно недостаточен. Называются
несколько причин:
1. Приватизация не привела, как
ожидалось, к появлению эффективных
собственников, которые заботились бы
о развитии предприятия;
2. Принудительная реструктуризация
предприятий не была использована
должным образом, хотя могла бы облегчить
массовое образование новых конкурентоспособных
хозяйствующих субъектов;
3. Малый бизнес так и не
получил должного развития.
Во многих странах
именно малый бизнес является естественной
основой формирования конкурентной среды,
полигоном для испытания технологических
и экономических проектов. У него больше
возможностей манипулировать капиталом,
переключаясь с одного вида деятельности
на другой, ниже операционные расходы,
у работников выше чувство причастности
к делам фирмы и заинтересованность в
её успехе. Даже в условиях повышенного
риска малые предприятия охотно берутся
за новации.
Как показывает
зарубежный опыт, чем выше доход
малых предприятий в общем
числе хозяйствующих субъектов
и численности занятых, тем меньше
безработица и больше конкуренция.
Однако сегодня темпы роста
числа этих предприятий замедлились,
занимаются они в основном
торговлей и посреднической деятельностью.
Для развития
малого бизнеса необходимы доступные
кредиты и льготное налогообложение,
создание лизинговых компаний, технопарков,
информационных, консалтинговых и
учебно-деловых центров, а также
вовлечение малых предприятий
в новые сферы деятельности, международные
программы сотрудничества. Пока
же всё это остаётся благим
пожеланием из-за скудности госбюджета,
недостатка политической воли
у властей, противодействия чиновников,
настроенных против рыночных
реформ.
Для
демонополизации экономики и
развития конкуренции необходимо:
1. Наладить антимонопольный контроль
за проведением конкурсов, торгов,
аукционов, в том числе при
размещении заказов на поставки
продукции для государственных
и муниципальных нужд.
2. Ввести жёсткие меры против
действий региональных властей,
препятствующих свободе перемещения
товаров и капитала по всей
России;
3. Совершенствовать правовое регулирование
использования государственных
средств для расширения конкурентной
среды, снижения концентрации производства
и уменьшения ведомственного
монополизма;
4. Согласовать антимонопольное
законодательство стран СНГ, адаптировать
их конкурентную политику к
международным принципам и правилам.
2.2Анализ
уровня монополизации современной
экономики России
В начале 2000-х годов Российской
Федерации удалось достигнуть финансовой
стабилизации. Прекратилось снижение
темпов обменного курса национальной
валюты и произошло резкое уменьшение
инфляции. Важно, что это было осуществлено
в условиях экономического роста, значительного
повышения доходов населения, отсутствия
наращивания внешних займов и дефицита
бюджета. Достижение финансовых макроэкономических
целей выводит на первый план государственной
экономической политики задачи по структурной
перестройке экономики и обеспечению
инновационного развития страны. В среднесрочном
периоде основное внимание должно уделяться
качественным характеристикам функционирования
предприятий и отраслей – конкурентной
политике.
Стратегические задачи такой
политики были сформулированы Президентом
Российской Федерации в выступлении «О
стратегии развития России до 2020 года»:
·«развитие новых секторов
глобальной конкурентоспособности, прежде
всего в высокотехнологичных отраслях»;
·«развитие рыночных институтов
и конкурентоспособной среды, которая
будет мотивировать предприятия снижать
издержки, обновлять продукцию и гибко
учитывать запросы потребителей».
В течение 1990-х годов в Российской
Федерации было сделано многое для развития
конкуренции:
- принято конкурентное
законодательство;
- осуществлено разделение
монопольных и конкурентных секторов
в отраслях естественной монополии;
- проведена приватизация;
- снижено административное
давление.
В любой экономике существуют
значительные антиконкурентные тенденции:
с одной стороны, крупные компании в своем
стремлении к наращиванию прибыли всегда
будут стремиться к занятию и использованию
доминирующего положения на товарном
рынке; с другой - хозяйствующие субъекты
вместо развития добросовестной конкуренции
оказываются заинтересованы в получении
преимуществ и создании конкурентам барьеров
входа на рынок с помощью государства.
В 2012 году антимонопольными органами было
выдано 1423 предупреждения, 75% из которых
исполнено, что говорит об активном использовании
данного инструмента. После введения предупреждений
в 3 раза сократилось количество дел, возбужденных
по пунктам 3 и 5 части 1 статьи 10 ФЗ "О
защите конкуренции". Если в 2011 году
по пунктам 3 и 5 части 1 статьи 10 было возбуждено
952 дела(471 по пункту 3 и 481 по пункту 5), то
в 2012 году уже 366(198 по пункту 3 и 168 по пункту
5).
Федеральная антимонопольная
служба считает, что угрозы конкуренции,
связанные с формированием государственных
корпораций, деятельностью естественных
монополий, рисками возникновения картелей
и действиями органов власти требуют незамедлительного
реагирования со стороны государства.
Угрозы конкуренции, связанные
с формированием государственных корпораций
связаны с передачей им некоторых государственных
функций и полномочий проведения государственной
политики; созданием для них исключительных
условий хозяйственной деятельности,
делающих невозможным конкуренцию с ними
частных компаний; преследованием государственными
корпорациями целей по созданию горизонтально
или вертикально интегрированных структур
в интересах коллективного доминирования.
Госкорпорации, обладая политическим
и административным ресурсом и растущими
финансовыми возможностями, могут оказывать
решающее влияние на общие условия обращения
товара на смежных со сферами их деятельности
товарных рынках.
На сегодняшний день в Российской
Федерации имеются три крупнейших субъекта
– естественных монополиста: ОАО РАО «ЕЭС
России», ОАО «Газпром» и ОАО «РЖД». В процессе
антимонопольного контроля за деятельностью
данных компаний, был выявлен ряд проблем
и рисков, связанных с инфраструктурным
обеспечением страны в сферах электроэнергетики,
газоснабжения и железнодорожного транспорта,
в частности:
1) Угроза сохранения власти
естественного монополиста в
потенциально конкурентных сегментах
и его экспансия на смежные
рынки.
2) Угроза, связанная с
недостаточным инвестированием
в целевые производственные мощности
и инфраструктурный комплекс
естественной монополии.
3) Угроза роста ценового
давления на экономику со стороны
естественных монополий вследствие
их сохраняющейся неэффективности.
Таблица 2. Крупнейшие естественные
монополии в экономике России.
Показатели |
Ед.
измер. |
ОАО «Газпром» |
РАО
«ЕЭС»
России |
ОАО
«РЖД» |
Всего три
монополи |
|
|
Всего |
Доля в
экон. % |
Всего |
Доля в
экон. % |
Количество
занятых |
Тыс. чел |
306,3 |
0,5 |
681 |
1,1 |
Валовой выпуск |
Млрд.руб. |
647,9 |
5,2 |
351,6 |
2,8 |
Валовая
добавленная
стоимость |
Млрд.руб. |
497,3 |
7,0 |
232,1 |
3,3 |
Основные
средства |
Млрд.руб. |
1117,5 |
7,0 |
1873,2 |
11,7 |
Капитальные
вложения |
Млрд.руб. |
99,7 |
8,6 |
39,2 |
3,4 |
Прибыль
(сальдирован
Финансовый
результат по РФ) |
Млрд.руб. |
125,2 |
10,5 |
22,6 |
1,9 |
Налоги |
Млрд.руб. |
207,8 |
12,2 |
45,6 |
2,7 |
Экспорт |
Млрд.руб. |
16,1 |
15,6 |
0,3 |
0,2 |
Занимая всего 4% рабочих и служащих,
эти три монополии дают 13,5% ВВП, 20,6% инвестиций,
16,2 прибыли, 18,6% налоговых доходов консолидированного
бюджета РФ. Особенно велика роль «Газпрома»
вследствие его экспортного потенциала:
добавленной стоимости он дает больше,
чем РАО «ЕЭС» и МПС вместе взятые, занимая
всего 300 тыс. работников, а прибыли и налогов
- вдвое больше чем они. Очевидно, это следствие
извлечения значительной природной ренты,
которая здесь еще недооценена из-за заниженных
цен на газ. Валовая добавленная стоимость
«Газпрома» составила в 2013 году примерно
357,9 млрд.руб., по сравнению с 2012 годом,
а прибыль возросла на 24,3% до 84,3 млрд.руб..
В соответствии с Федеральным
законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных
монополиях» видами деятельности, относящимися
к сфере естественной монополии, являются:
- транспортировка нефти и нефтепродуктов
по магистральным трубопроводам;
- транспортировка газа по трубопроводам;
- железнодорожные перевозки;
- услуги транспортных терминалов,
портов, аэропортов;
- услуги общедоступной электросвязи
и общедоступной почтовой связи;
- услуги по передаче электрической
энергии;
- услуги по оперативно-диспетчерскому
управлению в электроэнергетике;
- услуги по передаче тепловой
энергии;
- услуги по использованию инфраструктуры
внутренних водных путей.
Динамикой цен на услуги, предоставляемые
естественными монополиями, в значительной
мере определяется уровень цен в хозяйственном
комплексе Российской Федерации в целом,
а, следовательно, и уровень конкурентоспособности
экономики страны. Однако, за период
2007-2012 годов цены на продукцию естественных
монополий росли существенно более высокими
темпами роста по отношению к сводному
индексу потребительских цен на товары
и платные услуги населению по Российской
Федерации в 2007-2012 годах.
На большинстве товарных рынков
России наблюдаются основные факторы,
способствующие вступлению фирм в сговор,
в том числе такие как: небольшое число
фирм на рынке (в России каждая пятая отрасль
может считаться высоко рискованной с
точки зрения вероятности создания картелей);
сходный уровень технологии, средних издержек
производства и структуры затрат; превышение
в отрасли в долгосрочном периоде предложения
над спросом, наличие избытка производственных
мощностей; низкая наукоемкость продукции.
Заключению соглашений о разделе рынка
хозяйствующими субъектами часто способствовала
существовавшая ранее экономическая политика
государства.
На сегодняшний день в Российской
Федерации можно выделить сразу несколько
отраслей, в которых наиболее остро стоит
проблема антикартельного регулирования:
оптовая и розничная торговля нефтепродуктами;
агропромышленный комплекс и розничная
торговля; банковская сфера (потребительское
кредитование); фармацевтическая промышленность;
металлургическая промышленность; химическая
промышленность. Представим некоторые
из них: