Конкурентная структура российского рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 09:40, курсовая работа

Краткое описание

Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.
По определениюрынок- это сфера экономической деятельности людей по распределению благ на основе добровольного обмена. Целью производства в условиях рыночной экономики является получение прибыли путем реализации товаров. Для производителя важно не только произвести товар, но и продать его. Поэтому на рынке все производители - это потенциальные продавцы, для которых нужды потребителей имеют значение только как возможности покупателей.

Содержание

Введение..........................................................................................................3
Глава 1. Конкуренция, её виды и сущность.
1.1.Сущность конкуренции, условия её существования.............................5
1.2.Совершенная конкуренция....................................................................6
1.3. Несовершенная конкуренция................................................................6
1.4.Современные подходы к трактовке проблем совершенной и несовершенной конкуренции.........................................................................7
1.5.Монопольные цены и поведение монополистов...................................9
Глава 2. Уровень монополизации экономики России и антимонопольная политика.
2.1.Конкурентная структура российского рынка.................................11
2.2.Анализ уровня монополизации современной экономики России.............................................................................................................12
2.3.Методы антимонопольной политики в России....................................23
Заключение....................................................................................................31
Список литературы.....................................................................................

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_gotovaya.docx

— 64.66 Кб (Скачать файл)

   Правила поведения  фирм-монополистов зависят от  того, как они ведут своё «ценопроизводство»:

1)Фирмы устанавливают  монопольно высокие цены на свою продукцию, превышающую общественную стоимость или возможную равновесную цену. Это достигается тем, что монополисты преднамеренно создают зону дефицита, сокращая объёмы производства и искусственно создавая повышенный покупательский спрос.

2)Монополисты преднамеренно  сдерживают совершенствование техники  и технологии с тем, чтобы не подорвать искусственно поддерживаемый дефицит, а стало быть, и не лишиться монополистических выгод.

 

Глава 2. Анализ уровня монополизации и антимонопольная политика в России

2.1.Конкурентная  структура российского рынка

Уровень развития конкуренции в нашей стране явно недостаточен. Называются несколько причин:

1. Приватизация не привела, как  ожидалось, к появлению эффективных собственников, которые заботились бы о развитии предприятия;

2. Принудительная реструктуризация  предприятий не была использована должным образом, хотя могла бы облегчить массовое образование новых конкурентоспособных хозяйствующих субъектов;

3. Малый бизнес так и не  получил должного развития.

   Во многих странах именно малый бизнес является естественной основой формирования конкурентной среды, полигоном для испытания технологических и экономических проектов. У него больше возможностей манипулировать капиталом, переключаясь с одного вида деятельности на другой, ниже операционные расходы, у работников выше чувство причастности к делам фирмы и заинтересованность в её успехе. Даже в условиях повышенного риска малые предприятия охотно берутся за новации.

   Как показывает  зарубежный опыт, чем выше доход  малых предприятий в общем  числе хозяйствующих субъектов  и численности занятых, тем меньше  безработица и больше конкуренция. Однако сегодня темпы роста  числа этих предприятий замедлились, занимаются они в основном  торговлей и посреднической деятельностью.

   Для развития  малого бизнеса необходимы доступные  кредиты и льготное налогообложение, создание лизинговых компаний, технопарков, информационных, консалтинговых и  учебно-деловых центров, а также  вовлечение малых предприятий  в новые сферы деятельности, международные  программы сотрудничества. Пока  же всё это остаётся благим  пожеланием из-за скудности госбюджета, недостатка политической воли  у властей, противодействия чиновников, настроенных против рыночных  реформ.

   Для  демонополизации экономики и  развития конкуренции необходимо:

1. Наладить антимонопольный контроль  за проведением конкурсов, торгов, аукционов, в том числе при  размещении заказов на поставки  продукции для государственных  и муниципальных нужд.

2. Ввести жёсткие меры против  действий региональных властей, препятствующих свободе перемещения  товаров и капитала по всей  России;

3. Совершенствовать правовое регулирование  использования государственных  средств для расширения конкурентной  среды, снижения концентрации производства  и уменьшения ведомственного  монополизма;

4. Согласовать антимонопольное  законодательство стран СНГ, адаптировать  их конкурентную политику к  международным принципам и правилам. 

 

2.2Анализ  уровня монополизации современной  экономики России

В начале 2000-х годов Российской Федерации удалось достигнуть финансовой стабилизации. Прекратилось снижение темпов обменного курса национальной валюты и произошло резкое уменьшение инфляции. Важно, что это было осуществлено в условиях экономического роста, значительного повышения доходов населения, отсутствия наращивания внешних займов и дефицита бюджета. Достижение финансовых макроэкономических целей выводит на первый план государственной экономической политики задачи по структурной перестройке экономики и обеспечению инновационного развития страны. В среднесрочном периоде основное внимание должно уделяться качественным характеристикам функционирования предприятий и отраслей – конкурентной политике.

Стратегические задачи такой политики были сформулированы Президентом Российской Федерации в выступлении «О стратегии развития России до 2020 года»:

·«развитие новых секторов глобальной конкурентоспособности, прежде всего в высокотехнологичных отраслях»;

·«развитие рыночных институтов и конкурентоспособной среды, которая будет мотивировать предприятия снижать издержки, обновлять продукцию и гибко учитывать запросы потребителей».

В течение 1990-х годов в Российской Федерации было сделано многое для развития конкуренции:

- принято конкурентное  законодательство;

- осуществлено разделение  монопольных и конкурентных секторов  в отраслях естественной монополии;

- проведена приватизация;

- снижено административное  давление.

В любой экономике существуют значительные антиконкурентные тенденции: с одной стороны, крупные компании в своем стремлении к наращиванию прибыли всегда будут стремиться к занятию и использованию доминирующего положения на товарном рынке; с другой - хозяйствующие субъекты вместо развития добросовестной конкуренции оказываются заинтересованы в получении преимуществ и создании конкурентам барьеров входа на рынок с помощью государства. В 2012 году антимонопольными органами было выдано 1423 предупреждения, 75% из которых исполнено, что говорит об активном использовании данного инструмента. После введения предупреждений в 3 раза сократилось количество дел, возбужденных по пунктам 3 и 5 части 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции". Если в 2011 году по пунктам 3 и 5 части 1 статьи 10 было возбуждено 952 дела(471 по пункту 3 и 481 по пункту 5), то в 2012 году уже 366(198 по пункту 3 и 168 по пункту 5).

Федеральная антимонопольная служба считает, что угрозы конкуренции, связанные с формированием государственных корпораций, деятельностью естественных монополий, рисками возникновения картелей и действиями органов власти требуют незамедлительного реагирования со стороны государства.

Угрозы конкуренции, связанные с формированием государственных корпораций связаны с передачей им некоторых государственных функций и полномочий проведения государственной политики; созданием для них исключительных условий хозяйственной деятельности, делающих невозможным конкуренцию с ними частных компаний; преследованием государственными корпорациями целей по созданию горизонтально или вертикально интегрированных структур в интересах коллективного доминирования. Госкорпорации, обладая политическим и административным ресурсом и растущими финансовыми возможностями, могут оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на смежных со сферами их деятельности товарных рынках.

На сегодняшний день в Российской Федерации имеются три крупнейших субъекта – естественных монополиста: ОАО РАО «ЕЭС России», ОАО «Газпром» и ОАО «РЖД». В процессе антимонопольного контроля за деятельностью данных компаний, был выявлен ряд проблем и рисков, связанных с инфраструктурным обеспечением страны в сферах электроэнергетики, газоснабжения и железнодорожного транспорта, в частности:

1) Угроза сохранения власти  естественного монополиста в  потенциально конкурентных сегментах  и его экспансия на смежные  рынки.

2) Угроза, связанная с  недостаточным инвестированием  в целевые производственные мощности  и инфраструктурный комплекс  естественной монополии.

3) Угроза роста ценового  давления на экономику со стороны  естественных монополий вследствие  их сохраняющейся неэффективности.

Таблица 2. Крупнейшие естественные монополии в экономике России.

Показатели

Ед.

измер.

ОАО «Газпром»

РАО

«ЕЭС»

России

ОАО

«РЖД»

Всего три

монополи

   

Всего

Доля в

экон. %

Всего

Доля в

 экон. %

Количество

занятых

Тыс. чел

306,3

0,5

681

1,1

Валовой выпуск

Млрд.руб.

647,9

5,2

351,6

2,8

Валовая

добавленная

стоимость

Млрд.руб.

497,3

7,0

232,1

3,3

Основные

средства

Млрд.руб.

1117,5

7,0

1873,2

11,7

Капитальные

вложения

Млрд.руб.

99,7

8,6

39,2

3,4

Прибыль

(сальдирован

Финансовый

результат по РФ)

Млрд.руб.

125,2

10,5

22,6

1,9

Налоги

Млрд.руб.

207,8

12,2

45,6

2,7

Экспорт

Млрд.руб.

16,1

15,6

0,3

0,2


 

Занимая всего 4% рабочих и служащих, эти три монополии дают 13,5% ВВП, 20,6% инвестиций, 16,2 прибыли, 18,6% налоговых доходов консолидированного бюджета РФ. Особенно велика роль «Газпрома» вследствие его экспортного потенциала: добавленной стоимости он дает больше, чем РАО «ЕЭС» и МПС вместе взятые, занимая всего 300 тыс. работников, а прибыли и налогов - вдвое больше чем они. Очевидно, это следствие извлечения значительной природной ренты, которая здесь еще недооценена из-за заниженных цен на газ. Валовая добавленная стоимость «Газпрома» составила в 2013 году примерно 357,9 млрд.руб., по сравнению с 2012 годом, а прибыль возросла на 24,3% до 84,3 млрд.руб..

В соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» видами деятельности, относящимися к сфере естественной монополии, являются:

-  транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

-  транспортировка газа по трубопроводам;

-  железнодорожные перевозки;

-  услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;

-  услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;

-  услуги по передаче электрической энергии;

-  услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;

-  услуги по передаче тепловой энергии;

-  услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей.

Динамикой цен на услуги, предоставляемые естественными монополиями, в значительной мере определяется уровень цен в хозяйственном комплексе Российской Федерации в целом, а, следовательно, и уровень конкурентоспособности экономики страны. Однако, за период  2007-2012 годов цены на продукцию естественных монополий росли существенно более высокими темпами роста по отношению к сводному индексу потребительских цен на товары и платные услуги населению по Российской Федерации в 2007-2012 годах.

На большинстве товарных рынков России наблюдаются основные факторы, способствующие вступлению фирм в сговор, в том числе такие как: небольшое число фирм на рынке (в России каждая пятая отрасль может считаться высоко рискованной с точки зрения вероятности создания картелей); сходный уровень технологии, средних издержек производства и структуры затрат; превышение в отрасли в долгосрочном периоде предложения над спросом, наличие избытка производственных мощностей; низкая наукоемкость продукции. Заключению соглашений о разделе рынка хозяйствующими субъектами часто способствовала существовавшая ранее экономическая политика государства.

На сегодняшний день в Российской Федерации можно выделить сразу несколько отраслей, в которых наиболее остро стоит проблема антикартельного регулирования: оптовая и розничная торговля нефтепродуктами; агропромышленный комплекс и розничная торговля; банковская сфера (потребительское кредитование); фармацевтическая промышленность; металлургическая промышленность; химическая промышленность. Представим некоторые из них:

Информация о работе Конкурентная структура российского рынка