Конкурентные и неконкурентные рынки в микроэкономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 18:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучение сущности конкурентных и неконкурентных рынков, их места и роли в микроэкономике.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть сущность и механизм рынка;
рассмотреть виды и функции конкуренции;
понять, как конкуренция влияет на рынок товаров и услуг.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3
1. РЫНОК - ПРИМЕНЕНИЕ И ГРАНИЦЫ В МИКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ……………………………………………………………………..……..….4
1.1. Сущность и условия возникновения рынка……………………………….……4
1.2. Функции и механизм рынка……………………………………………………..5
1.3. Черты рынка………………………………………………………………….…...7
1.4. Рынок и конкуренция……………………………………………………….…....8
2. СУЩНОСТЬ КОНКУРЕНЦИИ……………………………………………….…13
2.1. Условия возникновения и функции конкуренции………………………...…..13
2.2. Совершенная и несовершенная конкуренция, виды монополий…….…..…..15
2.3. Факторы, влияющие на конкуренцию…………………………………………18
2.4. Формирование конкуренции на российском рынке и задачи государственного регулирования ………………………………………………….21
2.5 Защита конкуренции в России. ФАС…………………………………………..23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………25
Библиографический список…………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работадд.docx

— 84.65 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

ОМСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ  СООБЩЕНИЯ 

Институт  менеджмента и экономики

Кафедра «Финансы и кредит» 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

на тему:

«Конкурентные и неконкурентные рынки в микроэкономике» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                     Студентки группы 50Ф

                                                                               Верхоланцевой Лилии

                                                                                         Научный руководитель

                                                                     Ломова Е.А. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Омск 2011

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3

1. РЫНОК - ПРИМЕНЕНИЕ И ГРАНИЦЫ В МИКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ……………………………………………………………………..……..….4

1.1. Сущность и условия возникновения рынка……………………………….……4

1.2. Функции и механизм рынка……………………………………………………..5

1.3. Черты рынка………………………………………………………………….…...7

1.4. Рынок и конкуренция……………………………………………………….…....8

2. СУЩНОСТЬ КОНКУРЕНЦИИ……………………………………………….…13

2.1. Условия возникновения и функции конкуренции………………………...…..13

2.2. Совершенная и несовершенная конкуренция, виды монополий…….…..…..15

2.3. Факторы, влияющие на конкуренцию…………………………………………18

2.4. Формирование конкуренции на российском рынке и задачи государственного регулирования ………………………………………………….21

2.5 Защита конкуренции в России. ФАС…………………………………………..23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………25

Библиографический список…………………………………………………...…….27 

ВВЕДЕНИЕ

    Микроэкономика  занимается объяснением и прогнозированием экономических явлений, в том  числе и рынка. К понятию рынка  относится совокупность покупателей  и продавцов, в результате взаимодействия которых возникает возможность  сбыта и приобретения товаров  и услуг. Рынки являются центром  экономической деятельности, и многие наиболее важные экономические проблемы связаны с функционированием  рынка. Наша страна постепенно приспосабливается  к жизни в рыночных условиях. Для  всех становится очевидным, что рыночная жизнь сложна, противоречива и  рискованна, что ее пронизывает конкуренция. Мы понимаем, что без рынка и  конкуренции, без инициативы предпринимателей, без стремления фирм к прибыли  через удовлетворения наших потребностей мы не сможем достичь общего благополучия. Наша страна вошла в мировое хозяйство, она кровно заинтересована в создании конкурентных производств, выпуске конкурентных товаров, в формировании передового, высокоэффективного хозяйства.

    Роль  конкуренции заключается в том, что она способствует установлению на рынке определенного порядка, гарантирующего производство достаточного количества качественных и продающихся  по равновесной цене благ.

    Говоря  о достоинствах конкуренции и  рынка в целом, не следует забывать об их негативных сторонах, а также, разумеется, о тех проблемах, которые  они не могут решить по своей природе.

    Тема  является актуальной, так как с  проблемами, которые раскрываются в  этой теме, мы сталкиваемся довольно часто  и понимание конкуренции, и рыночных механизмов в целом даст возможность  правильной оценки ситуации, что в  конечном итоге приведет к увеличению прибыли.

        Цель курсовой работы – изучение сущности конкурентных и неконкурентных рынков, их места и роли в микроэкономике.

    Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • раскрыть сущность и механизм рынка;
  • рассмотреть виды и функции конкуренции;
  • понять, как конкуренция влияет на рынок товаров и услуг.

    Объект  исследования – конкуренция.

    Предмет исследования – влияние конкуренции  на рынок.

    Курсовая  работа состоит из двух глав, введения, заключения и библиографического списка.

 

    

    РЫНОК - ПРИМЕНЕНИЕ И ГРАНИЦЫ В МИКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ 

    1.1Сущность  и условия возникновения  рынка

    В научной литературе имеются различные определения рынка: с точки зрения его субъектов, функций, операций, информации и др. Со временем слово «рынок» стало обобщенным понятием. Оно означает всякую группу людей, вступающих в тесные деловые отношения и заключающих торговые сделки по поводу любого товара. Рынок рассматривается как совокупность социально-экономических отношений, которые пронизывают всю жизнедеятельность современного общества: поведение домохозяйств, предпринимателей, государственных органов, общественных организаций, наем и использование рабочей силы, развитие промышленности, науки, образования, культуры, медицины, системы информации и т.д. Эти отношения складываются, прежде всего, вокруг разнообразных благ – предметов поведения и услуг, удовлетворяющих потребности людей, а также вокруг ресурсов (факторов производства) – рабочей силы, средств производства, информации, технологии, научных знаний, капиталов. Все рыночные отношения выступают как товарно-денежные.

    Рынок обслуживает производство, обмен, распределение  и потребление. Для производства рынок поставляет необходимые ресурсы  и реализует его продукцию, а  также определяет спрос на нее. Для  обмена рынок является главным каналом  сбыта и закупок товаров и  услуг. Для распределения он является тем механизмом, который определяет размеры доходов для владельцев ресурсов, продающихся на рынке. Для  потребления рынок - это тот канал, через который потребителю поступает  основная часть необходимых ему  потребительских благ. Наконец, рынок - это то место, где определяется цена, являющаяся главным индикатором рыночной экономики.

    Рассмотрим основные условия возникновения рынка. (Рис.1)

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                    
 

    Рисунок 1 

    Важнейшим условием возникновения рынка является общественное разделение труда. Посредством разделения труда достигается обмен деятельностью, в результате чего работник определенного вида конкретного труда получает возможность пользоваться продуктами любого другого конкретного вида труда.

    Второе  условие - самостоятельность экономических агентов, или, как часто говорят экономисты, обособленность хозяйственных субъектов. Товарный обмен обязательно предполагает стремление к взаимовыгодности. Никто не хочет проиграть, т.е. все хотят получить взамен своего товара желаемое количество другого. А такое стремление возникает на основе экономической самостоятельности, выражающейся в экономической ограниченности, обособленности интересов

    Для эффективного функционирования рыночного  хозяйства необходимо и третье условие - свобода предпринимательства. Внерыночное регулирование хозяйства имеет место в любой системе. Институциональная система дополняет рынок. Институты - это законы, нормы, традиции, организационные структуры. Именно институты создают ту среду, в которой функционируют рынки, и определяют систему сдержек и противовесов, противодействующих произволу и деформации рыночных отношений. Но в целом, чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений.

     

    1.2Функции и механизм рынка.

    Рынок оказывает огромное воздействие  на все стороны хозяйственной  жизни, выполняя ряд существенных функции(Рис.2). 

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Рисунок 2 
 

    Главной функцией является ценообразующая. Именно цены или вознаграждением за результат деятельности, или беспощадным наказанием за неудачные решения, просчет или неэффективное хозяйствование. Цены стимулируют производство и потребление, они определяют издержки производства, влияют на бюджет хозяйствующих субъектов, а также на ставки заработной платы наемных работников и прибыль фирм. Цены уравновешивают спрос и предложение на рынке.

    Следующей функцией рынка является информационная. Рынок представляет собой богатый источник информации, знаний, сведений, необходимых хозяйствующим субъектам. Он дает, в частности, объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые на него поставляются. Наличие информации позволяет каждой фирме постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.

    Одной из важных функций является регулирующаяВ рыночном регулировании большое значение имеет соотношение спроса и предложения, влияющее на цены. Растет цена - это сигнал к расширению производства, падает - это сигнал к сокращению. В современных условиях экономика управляется не только «невидимой рукой», о которой писал еще А.Смит, но и государственными рычагами. Однако регулирующая роль рынка продолжает сохраняться, во многом определяя сбалансированность экономики. Рынок выступает регулятором производства, спроса и предложения. Через механизм закона стоимости, спроса и предложения он устанавливает необходимые воспроизводственные пропорции в экономике.

    Рынок выполняет стимулирующую функциюПосредством цен он стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и повышение ее качества, расширение ассортимента товаров и услуг.

    Посредническая  функция рынка заключается в том, что в нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика продукции. В то же время продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя.

    Рынок выполняет санирующую функциюОн очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, наоборот, поощряет развитие эффективных, предприимчивых, перспективных фирм.

    Рынок позволяет решать такие центральные  проблемы экономики, как уровень  жизни, структура и эффективность  производства.

    Механизм  рынка  осуществляет взаимодействие покупателей и продавцов через взаимосвязь спроса и предложения, он позволяет реализовать экономические интересы участников рынка, направленные на достижения определенных материальных результатов: максимизации полезности приобретаемых благ или максимизации извлекаемой из обмена прибыли. Рыночный механизм есть способ использования людьми объективных законов товарного хозяйства, и важнейшим элементом его является конкуренция, благодаря которой эффективно действуют законы спроса, предложения и цен. Главные элементы рыночного механизма представлены на рисунке 3.

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Рисунок 3

    1.3 Черты рынка.

Информация о работе Конкурентные и неконкурентные рынки в микроэкономике