Конкурентные и неконкурентные рынки в микроэкономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 18:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучение сущности конкурентных и неконкурентных рынков, их места и роли в микроэкономике.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть сущность и механизм рынка;
рассмотреть виды и функции конкуренции;
понять, как конкуренция влияет на рынок товаров и услуг.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3
1. РЫНОК - ПРИМЕНЕНИЕ И ГРАНИЦЫ В МИКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ……………………………………………………………………..……..….4
1.1. Сущность и условия возникновения рынка……………………………….……4
1.2. Функции и механизм рынка……………………………………………………..5
1.3. Черты рынка………………………………………………………………….…...7
1.4. Рынок и конкуренция……………………………………………………….…....8
2. СУЩНОСТЬ КОНКУРЕНЦИИ……………………………………………….…13
2.1. Условия возникновения и функции конкуренции………………………...…..13
2.2. Совершенная и несовершенная конкуренция, виды монополий…….…..…..15
2.3. Факторы, влияющие на конкуренцию…………………………………………18
2.4. Формирование конкуренции на российском рынке и задачи государственного регулирования ………………………………………………….21
2.5 Защита конкуренции в России. ФАС…………………………………………..23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………25
Библиографический список…………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работадд.docx

— 84.65 Кб (Скачать файл)

    Таким образом, важнейшая функция рынка  состоит в эффективном удовлетворении потребностей людей, и осуществляется она благодаря конкуренции через  механизм спроса и предложения. 

 

    

2.СУЩНОСТЬ  КОНКУРЕНЦИИ 

    2.1 Конкуренция и ее функции.

    Конкуренция слово латинского происхождения, означает «состязание», «столкновение». Как мы уже знаем, конкуренция является коренным свойством рыночной экономики, капитализма. Основой конкуренции служат свобода предпринимательства и свобода выбора, реализующиеся в форме стремления каждого человека максимально удовлетворять свои потребности, получить денежный доход для себя лично.

    Конкуренция – это соперничество между  участниками рынка за лучшие условия  производства и реализации продукта с целью получения максимальной прибыли. Это борьба нового со старым, в результате которой достигается  прогресс в экономике.

    Для существования конкуренции нужны  определенные условия.

    Первым  условием возникновения конкуренции  есть наличие на рынке большого количества производителей любого конкретного  продукта или ресурса. Если производство сосредоточенно в руках одного собственника, как в условиях административно-командной  системы, когда при создании многих видов продукции командовала  только государство, властвует государственная  монополия, которое, по сути, возражает  конкуренцию.

    Второе  условие возникновения конкуренции - это свобода выбора хозяйственной  деятельности производителей. Каждого  из них избирает не только что вырабатывать, а и имеет право вносить  любые изменения в продукцию, определять ее объем и т.п..

    Третьим условием возникновения конкуренции  есть соответствие между тем, что  определяет спрос, и тем, что определяет предложение. Если, предположите, спрос  превышает предложение, покупатель не имеет свободы выбора продукции. Все выработанные товары легко реализуются, поскольку существует дефицит. Там, где дефицит, там нет свободной  конкуренции.

    Четвертым условием возникновения конкуренции  следует считать наличие рынка  средств производства. В конкурентной борьбе большое значение имеет установления высокой нормы прибыли, которая, по сути, есть ориентиром в выборе хозяйственной деятельности. Тем не менее, выбор деятельности показывает только возможность производства. Для того чтобы эта возможность превратилась на действительность, нужно, имея денежный капитал, превратить его на средства производства.

    Объемность  данного понятия, широкий спектр функций конкуренции раскрывают сущность конкуренции. Анализ рыночных процессов позволяет выделить ряд важнейших функций рыночной конкуренции:

    Функция регулирования. Для того чтобы устоять  в борьбе, предприниматель должен предлагать изделия, которые предпочитает потребитель (суверенитет потребителя). Отсюда и факторы производства под  влиянием цены направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность.

    Функция мотивации. Для предпринимателя  конкуренция означает шанс и риск одновременно:

  • предприятия, которые предлагают лучшую по качеству продукцию или производят ее с меньшими производственными затратами, получают вознаграждение в виде прибыли (позитивные санкции). Это стимулирует технический прогресс;
  • предприятия, которые не реагируют на пожелания клиентов или нарушения правил конкуренции своими соперниками на рынке, получают наказание в виде убытков или вытесняются с рынка (негативные санкции).

    Функция распределения. Конкуренция не только включает стимулы к более высокой  продуктивности, но и позволяет распределять доход среди предприятий и  домашних хозяйств в соответствии с  их эффективным вкладом. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам.

    Функция контроля. Конкуренция ограничивает и контролирует экономическую силу каждого предприятия. Например, монополист может назначать цену. В то же время конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена.

    Политика  в области конкуренции призвана заботиться о том, чтобы конкуренция  могла выполнять свои функцию. Руководящий  принцип «оптимальной интенсивности конкуренции» в качестве целей политики в области конкуренции предполагает, что:

  • технический прогресс в отношении изделий и прогрессов быстро внедряется (инновация под давлением конкуренции);
  • предприятия гибко адаптируются к меняющимся условиям (например, склонности потребителей) (адаптация под давлением конкуренции).

    Масштаб интенсивности конкуренции определяется тем, как скоро преимущества в  прибыли теряются в результате успешного  воспроизведения инноваций конкурентам. В первую очередь это зависит  от того, насколько быстро конкуренты реагируют на рывок вперед предприятия-пионера  и насколько динамичен спрос.

    В соответствии с руководящим принципом  оптимальной интенсивной конкуренции  благоприятные условия для нормального  функционирования соперничества появляются тогда, когда имеют дело с «широкой» олигополией с «умеренной» индивидуализацией продукции. «Узкая» олигополия с сильной индивидуализацией продукции, напротив, уменьшает интенсивность конкуренции.

    В каждой рыночной экономике существует опасность того, что участники  конкурентной борьбы попытаются уклониться от обязательных норм и риска, связанных  со свободной конкуренцией, прибегая, например, к сговору о ценах  или имитации товарных знаков. Поэтому  государство должно издавать нормативные  документы, которые регламентируют правила конкурентной борьбы и гарантируют:

  • качество конкуренции;
  • само существование конкуренции;
  • цены и качество изделий должны быть в центре внимания конкуренции;
  • предлагаемая услуга должна быть соразмерной по цене и другим договорным условиям;
  • защищенные правовыми нормами товарные знаки и марки помогают покупателю различать товары по их происхождению и своеобразию, а также судить о некоторых их качествах;
  • ограниченная по времени патентная защита (20 лет ) и зарегистрированные промышленные образцы, а также образцы промышленной эстетики.
 

    2.2 Совершенная и несовершенная конкуренция.

        Совершенная конкуренция существует  в  таких  сферах  деятельности,  где действуют  достаточно  много  мелких  продавцов и покупателей идентичного (одинакового) товара, и поэтому ни один из них не в состоянии повлиять  на цену товара. Здесь  цена  определяется  свободной  игрой  спроса  и  предложения   в соответствии с рыночными законами их функционирования.  Этот  тип  называют «рынок свободной конкуренции».

        Существование огромного количества  покупателей  и  продавцов   означает, что ни один из них не владеет большой информацией  о  рынке,  чем  остальные продавцы, придя на рынок, застает  уже  сложившийся  уровень  цен,  изменить который вне его власти, - ведь  рынок  сам  диктует  цену  в  каждый  момент времени. Такая ситуация позволяет новым продавцам на равных условиях  (цена, технология, юридические условия) с уже существующими  продавцами  приступить к производству продукции.  С  другой  стороны,  продавцы  могут  и  спокойно покинуть рынок, что подразумевает возможность  беспрепятственного  выхода  с рынка. Свобода «рыночного» перемещения создает условия для того,  чтобы  на рынке всегда происходило изменение  количества  производителей.  В  тоже самое  время у оставшихся  продавцов  по-прежнему  отсутствует  возможность  контролировать рынок, поскольку они представляют мелкое производство и их крайне много.

         Теперь сформулируем основные характеристики рынка, совершенной конкуренции:

  • большое количество мелких продавцов и покупателей;
  • продаваемый продукт однороден у всех  производителей,  и  покупатель
  • может выбрать любого продавца товара для осуществления покупки;
  • невозможность контроля над ценой и  объемом  купли-продажи создает
  • условия для постоянного колебания этих величин под влиянием изменения
  • рыночной конъюнктуры;
  • полная свобода «входа» на рынок и «ухода».

        В реальной экономической действительности  рынок совершенной конкуренции в строгом теоретическом значении, как  это  изложено  выше,  практически  не встречаются. Он представляет собой  так  называемую  «идеальную»  структуру, подразумевая, что свободная конкуренция существует  скорее  как  абстрактная идея, к которой реально существующие рынки могут лишь в большей или  меньшей степени стремиться. Но все - таки в  экономической  практике  имеются  рынки некоторых товаров, больше всего  подходящие  под  критерии  данной  рыночной структуры (например,  рынок  ценных  бумаг  или  рынок  сельскохозяйственной продукции). Здесь количество продавцов и покупателей настолько велико и  они  достаточно «малы», что за редким исключением ни один человек или  группа  не в состоянии  контролировать  рынок  по  отдельным  видам  ценных  бумаг  или сельскохозяйственной  продукции.  Причем  товары  на  этих  рынках  у   всех производителей полностью идентичны и последние  владеют  полной  информацией об изменениях на рынке. Все  это  подтверждает  необходимость  использования для такого рынка особой - «биржевой» - формы организации.

        При наличии  конкуренции   на  рынке  производителя   с  целью  получении максимальной прибыли стремятся  снизить  издержки  производства  на  единицу продукции, в результате  этого создается возможность снижения  цены,  что увеличивает объем продаж у производителя  и  его  доход.  Самым  эффективным способом  достижения  этого  является  использование  научно -  технических усовершенствований и новинок в производстве. Внедрение научно -  технических достижений позволяет увеличить  производительность  труда,  что  как  раз  и ведет к будущему  снижению  цены,  приносящему,  однако,  фирме  -  новатору большой доход.

         Конкуренция создает у производителей  стимулы к постоянному разнообразию предлагаемых товаров и услуг для завоевания рынка. Расширение  ассортимента предлагаемой к продаже продукции происходит за  счет  дифференцирования отдельного  продукта.  Производители  осуществляют  постоянную  борьбу   за покупателя  на  рынке.   Результатом   такой   борьбы   является   политика стимулирования   сбыта,   которая   всемерно    и    всесторонне    изучает потребительский спрос и создает новые формы и методы реализации товара. Все это, с одной стороны, увеличивает прибыли фирмы, а с другой,  удовлетворяет все желания и потребности покупателя. В итоге выигрывает и  потребитель,  и общество в целом.

        «Совершенным конкурентом» является  тот. Кто может продавать все,  что он хочет, по существующей рыночной цене, но не в состоянии  влиять  на  нее  в сторону повышения или понижения. В  свою  очередь  «полностью  конкурентной отраслью»  является  такая  отрасль,  которая  состоит   исключительно   из многочисленных совершенных конкурентов.

         Рынки, на которых либо покупатели либо продавцы принимают в расчет свою способность  воздействовать  на  рыночную   цену,   являются   несовершенно конкурентными.

         Многие рынки, как, например, рынки  автомобилей,  крупяных  изделий   для завтрака и фирменных ресторанных блюд, являются несовершенно конкурентными.

         Фирма является «несовершенной»   до  тех  пор,  пока  ее  кривая  спроса понижается и напоминает кривые спроса целых отраслей, а  не  горизонтальную линию  спроса  каждого  мелкого  совершенного  конкурента   в   отрасли   с совершенной конкуренцией.

        На  совершенно конкурентном  рынке имеется множество   продавцов   и покупателей, ни один из которых не является достаточно  крупным  для  того, чтобы влиять на рыночную цену, Вследствие этого покупатели  и  продавцы  на конкурентном рынке рассматривают цену как неизменную и находящуюся вне их контроля. Чтобы максимизировать свои прибыли, продавцы выбирают такой объем выпуска, при котором предельные издержки равняются цене.

        Однако на  несовершенно  конкурентных  рынках  индивидуальные  продавцы могут влиять на цену, которую они получают за свою  продукцию.  Прикидывая, как им максимизировать прибыли, они, естественно, принимают  в  расчет  эту способность.  Характерные  черты  трех  укрупненных   типов   несовершенных конкурентных рынков: монополистической конкуренции, олигополии и монополии, имеющих наиболее важное значение на практике.  На  рынках  всех  этих  трех типов,  как  и  на  совершенно  конкурентных  рынках,   имеется   множество продавцов, каждый из которых слишком мал для того, чтобы  оказывать заметно влияние на рыночную цену своими собственными действиями.

        Насколько несовершенной может  быть несовершенная  конкуренция?  Крайними случаем является наличие единственного продавца,  обладающего  практическим могуществом полного монополиста. В своей отрасли он  является  единственным производителем. И не  существует  другой  отрасли,  выпускающей  близкий заменитель его продукции.

Информация о работе Конкурентные и неконкурентные рынки в микроэкономике