Конкурентные и неконкурентные рынки в микроэкономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 18:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучение сущности конкурентных и неконкурентных рынков, их места и роли в микроэкономике.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть сущность и механизм рынка;
рассмотреть виды и функции конкуренции;
понять, как конкуренция влияет на рынок товаров и услуг.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3
1. РЫНОК - ПРИМЕНЕНИЕ И ГРАНИЦЫ В МИКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ……………………………………………………………………..……..….4
1.1. Сущность и условия возникновения рынка……………………………….……4
1.2. Функции и механизм рынка……………………………………………………..5
1.3. Черты рынка………………………………………………………………….…...7
1.4. Рынок и конкуренция……………………………………………………….…....8
2. СУЩНОСТЬ КОНКУРЕНЦИИ……………………………………………….…13
2.1. Условия возникновения и функции конкуренции………………………...…..13
2.2. Совершенная и несовершенная конкуренция, виды монополий…….…..…..15
2.3. Факторы, влияющие на конкуренцию…………………………………………18
2.4. Формирование конкуренции на российском рынке и задачи государственного регулирования ………………………………………………….21
2.5 Защита конкуренции в России. ФАС…………………………………………..23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………25
Библиографический список…………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работадд.docx

— 84.65 Кб (Скачать файл)

    Рынок в принципе является эффективной системой развития экономики. Однако рыночные отношения не являются полностью совершенными, так на рынке действуют хозяйствующие субъекты с различными целями и интересами. Это порождает противоречия, которые могут носить острый характер.

    Мы  понимаем, что рыночный механизм несовершенен и имеет как преимущества, так  и недостатки. Выделим позитивные и негативные черты рынка.

Позитивные:

  • способствует эффективному распределению ресурсов, направляя их в те отрасли, где они в данный момент более всего необходимы, т.е.объективно формирует структуру производства;
  • стимулирует научно-технический прогресс и тем самым способствует ресурсосбережению в обществе;
  • направляет всю экономическую деятельность на удовлетворение потребностей человека и общества, т.е. создает материальную заинтересованность производить то, в чем есть потребность;
  • стихийно координирует действия людей в процессе экономической деятельности, опираясь на принципы саморегуляции и сопоставляя экономические интересы.
 

Негативные:

  • не гарантирует решение таких социально-экономических проблем, как безработица, инфляция, защита окружающей среды, обеспечение экономической  безопасности, развитие фундаментальной науки;
  • распределяет продукты по результатам конкуренции, что приводит к социальному неравенству;
  • порождает тенденцию  монополизации производства, поскольку защита от конкурентов приводит к сговорам и слияниям; научно-технический прогресс вызывает необходимость концентрации и накопления капитала;
  • не решает проблему внешних издержек (эффектов),то есть, издержек, не отраженных в целях рынка, которые ложатся на плечи общества;
  • не может решить все региональные  проблемы, которые связаны, прежде всего, с неравномерностью распределения природных, инвестиционных и человеческих ресурсов;
  • способствует циклическому развитию, в основе которого лежит необходимость обновления капитала

    Итак, рынок не является идеальным механизмом регулирования, но все-таки он обеспечивает эффективное распределение ресурсов и экономический прогресс. 

        1.4 Рынок и конкуренция.

    Конкуренция является важнейшим элементом рыночной экономики и вместе с механизмом цен служит необходимым ее регулятором. Разумеется, для конкуренции требуется  наличие на рынке множества производителей однородных товаров, причем каждый из этих производителей не мог бы выбросить  на рынок такое количество товаров, которое бы заметно повлияло на установившуюся рыночную цену. Иными словами, свободный  рынок должен исключить господство монополий и максимально способствовать конкуренции. Такую конкуренцию  называют совершенной или свободной, хотя на реальном рынке она в действительности нигде не наблюдается. На современном  рынке все большую роль играют монополистические объединения, которые, пользуясь своим могуществом  в производстве товаров, могут устанавливать  на них более высокие, монопольные  цены и тем самым препятствовать конкуренции и установлению равновесной  цены. Теперь попытаемся понять, каким  образом конкуренция может способствовать возникновению порядка и равновесия между спросом и предложением товаров на рынке.

    На  первый взгляд кажется, что поскольку каждый стремится продать подороже и побольше, а купить подешевле, то никакого порядка и равновесия на рынке возникнуть не может. Ведь никакого согласования о ценах и количестве товаров между производителями не происходит, а потому на рынке может возникнуть либо дефицит одних товаров, либо избыток других. Но здесь вступает в игру конкуренция, или соперничество, многочисленных продавцов, их борьба за покупателя. Хотя каждый из них преследует свои цели и интересы, тем не менее, силой обстоятельств они вынуждены считаться с некоторой средней, равновесной или, как писал А.Смит (1723- 1790), естественной ценой. Этот результат действия конкуренции А.Смит сравнивал с действием «невидимой руки» по регулированию рыночных цен:

    «Каждый отдельный человек старается употреблять свой капитал так, чтобы продукт его обладал наибольшей стоимостью. Обычно он и не имеет в виду содействовать общественной пользе и не сознает, насколько содействует ей. Он имеет в виду лишь собственный интерес, преследует лишь собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им».[стр.545, 7]

    Именно  по этой причине А.Смит решительно выступал против вмешательства правительства  в экономическую жизнь, в частности  против ограничения ввоза товаров  из-за границы, когда они оказываются  более дешевыми, чем собственные. Таким образом «невидимая рука», которая с такой точностью регулирует цены на рынке, как раз и создает тот спонтанный, или самопроизвольный, порядок, благодаря которому рыночная экономика может противостоять хаосу и дезорганизации.

    Эта идея Смита и других шотландских  экономистов и социологов XVIII в. о возможности возникновения спонтанного порядка в таких социально-экономических, и гуманитарных системах, как рынок, мораль, язык и культура, может быть лучше понята и объяснена с помощью современных идей самоорганизации кибернетики и синергетики.

    Именно  так подошел к раскрытию механизма  «невидимой руки» лауреат Нобелевской премии по экономике Фридрих фон Хайек (1899-1988). По его мнению, конкуренция через механизм цен информирует участников рынка о возможностях, которыми они могут воспользоваться для эффективного применения тех ограниченных ресурсов, которыми располагает общество. В то же время рынок способствует концентрации знаний, умений и навыков, которые рассеяны в обществе и могут быть использованы для производства товаров. Именно поэтому Ф. Хайек рассматривает конкуренцию как процедуру открытия.

    В сравнении с плановой, рыночная экономика обладает двумя основными преимуществами. Во-первых, в ней используются знания всех участников рынка, а не только весьма узкого числа лиц, занятых планированием и управлением производства в рамках командной экономики. Во-вторых, рынок служит частным целям индивидуумов во всем их многообразии, хотя и не гарантирует обязательного удовлетворения сначала более важных потребностей, а потом менее важных. В этом кроется главная причина, почему люди возражают против рынка.

    Роль  конкуренции состоит как раз  в том, что благодаря ей на рынке возникает и поддерживается спонтанный порядок, который не зависит от чьей-либо воли, желания и намерения. Каждый стремится осуществить на рынке свою цель или выгоду, но эти стремления, сталкиваясь друг с другом в ходе конкуренции, независимо от желания участников рынка. Объективно координируются и корректируются друг с другом, и в результате бессознательно, за их «спиной» возникает спонтанный, самопроизвольный, никем не предусмотренный порядок, который находит выражение в установлении равновесия между спросом и предложением. Ф. Хайек пишет:

    Такой порядок сводится к взаимоприспособлению индивидуальных планов и осуществляется по принципу, который мы вслед за естественными науками, также обратившимися к изучению спонтанных порядков (или «самоорганизующихся систем»), стали называть «отрицательной обратной связью».

    Этот  принцип, впервые ясно сформулированный в общей форме в кибернетике, действительно убедительно объясняет  процесс установления стабильной рыночной цены. Когда спрос на товары превышает  предложение, т.е. возникает дефицит, тогда цена на них возрастает. Напротив, если предложение превышает спрос, то цена на них падает. Следовательно, рынок представляет собой самоорганизующуюся, или саморегулирующуюся, систему. Последний  термин был заимствован экономистами из теории автоматов и саморегулирующихся технических устройств, таких например, как автопилот, терморегулятор холодильника и даже паровой регулятор Уатта. Более правильно характеризовать  рынок так, как делает Ф. Хайек, а именно как «сложную высокоорганизованную структуру, где происходит процесс бессознательной самоорганизации».

    Однако  рынок нельзя считать полностью  самоорганизующейся системой, которую  можно запустить и дальше она  будет работать без перебоев. Напротив, после Великой депрессии 1929-1933 гг. экономисты признали необходимость  государственного регулирования рынка  в период спадов и кризисов. Эта  необходимость вытекает из самой  природы социально-экономических  систем, где действуют люди, одаренные  сознанием и поэтому способные  корректировать недостатки самоорганизации  внешней организацией, т.е. действием  таких факторов, целью которых  является сознательное управление и  регулирование системой. Все дело заключается в том, чтобы, во-первых, самоорганизацию не противопоставлять  организации, а рассматривать их как взаимодополняющие факторы; во-вторых, внешняя организация, управление и регулирование должны находиться в соответствии с требованиями и  внутренними возможностями самоорганизации  системы.

    Говоря  о достоинствах конкуренции и  рынка в целом, не следует забывать об их негативных сторонах, а также, разумеется, о тех проблемах, которые  они не могут решить по своей природе. Что касается первого, то ясно, что  конкуренция иногда приводит к диспропорциям  между спросом и предложением, замедлению технического прогресса, а следовательно, нерациональному использованию ограниченных ресурсов общества. Конкурирующие предприятия и фирмы ревниво охраняют секреты производства, ибо технические новшества и изобретения снижают издержки производства, а тем самым помогают победить в конкурентной борьбе. Относительно второго утверждения следует еще раз подчеркнуть, что конкуренция и рынок возникли не для решения таких социальных проблем, как обеспечение социальной справедливости и тем более равного распределения дохода, а исключительно для рационального управления экономикой путем использования ограниченных ресурсов общества. Рыночное управление применимо как к частной, так и к общественной собственности.

    Справедливая  социальная политика может заметно  исправить недостатки рыночного  распределения и помочь пенсионерам, инвалидам и малообеспеченным гражданам. В связи с этим нельзя согласиться  с Ф. Хайеком, что извечная заповедь «люби ближнего как самого себя» препятствует расширению рыночного порядка. Ведь конкуренция в одной сфере не исключает сотрудничества в другой, более широкой области. В конце концов люди не являются бездушными автоматами, которые во всем преследуют лишь свои эгоистические цели и заботятся лишь о собственной выгоде. Они получают удовлетворение, когда помогают другим, участвуют в благотворительной деятельности, поддерживают искусство, науку и культуру. Но предположение о том, что люди в своей экономической деятельности руководствуются принципом максимизации выигрыша и минимизации проигрыша, является весьма удобным средством для объяснения и предсказания их экономического поведения.

    Что касается конкуренции, то в условиях существования монополий она  не может быть свободной и совершенной, а это оказывает отрицательное  воздействие на механизм формирования рыночных цен. Все это показывает, что понятие о свободном рынке  и совершенной, ничем не ограниченной конкуренции, дает упрощенное, идеализированное представление о реальном рынке. Но, как и всякое научное понятие, оно выделяет, абстрагирует только наиболее существенные, характерные  признаки рынка. Именно в силу этого  оно все же оказывается применимым к реальному рынку. Очевидно, что  чем совершеннее реальный рынок  и чем свободнее в нем конкуренция, тем ближе он подходит к идеальному рынку. И наоборот, чем не совершеннее  рынок, тем больше он отстает от идеального.

    Возникают вопросы: насколько возможно расхождение  между реальным и идеальным рынком? В какой степени экономические  отношения можно считать рыночными, несмотря на то, что они заметно отличаются от идеально рыночных?

    Главной характеристикой здесь является состояние цен. Если цены устанавливаются  с учетом спроса и предложения, то такие отношения можно назвать  рыночными, ибо именно цены являются регулятором рынка.

    Только  цены (даже если они испытывают колебания  под воздействием различных факторов, препятствующих конкуренции), отражают соотношение между спросом и  предложением.

    Поскольку отношения между людьми в рыночном хозяйстве определяются через спрос  и предложение, постольку этот механизм чутко реагирует на возникающие  потребности людей и лучше  способствует их удовлетворению. Как  показал печальный опыт нашей  страны, никакая командно-административная или подобная ей система не в состоянии  точно учесть разнообразные запросы  людей и, главное, своевременно и  эффективно удовлетворить их из-за громоздкости самой системы, обилия различных согласований и разрешений, сильнейшей инерции производственного  механизма, ориентированного на выполнение планов и директив сверху. Преимущество рынка как раз и состоит в том, что он обращен к человеку, его нуждам и запросам.

    Учитывая  спрос, рынок содействует расширению производства необходимых для потребителя  товаров, для чего производители  начинают осваивать достижения научно-технического прогресса, улучшать качество товаров, способствуя тем самым уменьшению или полной ликвидации дефицита. В  конкурентной борьбе за рынок побеждает  тот производитель, который при  высоком качестве товаров добивается наименьших издержек для их производства. Раз материальные, финансовые и иные ресурсы в рыночном хозяйстве  перемещаются свободно, то производитель  не нуждается в «выбивании» фондов и ресурсов у планирующих и снабженческих организаций. Не устраивает кампании в средствах информации в пользу ликвидации возникшего дефицита, а свободно приобретает необходимые ресурсы и затем расширяет или заново организует производство необходимых обществу товаров. Именно конкуренция заставляет производителей быть жизненно заинтересованными в устранении возникшего дефицита и удовлетворении спроса потребителей. В противном случае в условиях конкуренции они проиграют в экономическом соревновании со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями.

Информация о работе Конкурентные и неконкурентные рынки в микроэкономике