Конкурентные и неконкурентные рынки в микроэкономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 18:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучение сущности конкурентных и неконкурентных рынков, их места и роли в микроэкономике.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть сущность и механизм рынка;
рассмотреть виды и функции конкуренции;
понять, как конкуренция влияет на рынок товаров и услуг.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3
1. РЫНОК - ПРИМЕНЕНИЕ И ГРАНИЦЫ В МИКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ……………………………………………………………………..……..….4
1.1. Сущность и условия возникновения рынка……………………………….……4
1.2. Функции и механизм рынка……………………………………………………..5
1.3. Черты рынка………………………………………………………………….…...7
1.4. Рынок и конкуренция……………………………………………………….…....8
2. СУЩНОСТЬ КОНКУРЕНЦИИ……………………………………………….…13
2.1. Условия возникновения и функции конкуренции………………………...…..13
2.2. Совершенная и несовершенная конкуренция, виды монополий…….…..…..15
2.3. Факторы, влияющие на конкуренцию…………………………………………18
2.4. Формирование конкуренции на российском рынке и задачи государственного регулирования ………………………………………………….21
2.5 Защита конкуренции в России. ФАС…………………………………………..23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………25
Библиографический список…………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работадд.docx

— 84.65 Кб (Скачать файл)

         Самым крупным случаем  несовершенной   конкуренции  является  монополия, т.е. рынок с единственным продавцом и исключающий возможность  вхождения  в него других.

         В реальной жизни монополия  - это всегда вопрос меры власти  над  рынком. Можно  было  бы  утверждать,  что  каждый   бакалейный   магазин   является монополистом, поскольку не  существует  даже  двух  магазинов  с  абсолютно одинаковым ассортиментом продуктов.  Однако  такой  подход  к  рассмотрению бакалейного бизнеса, как правило, оказывается непригодным,  так  как  цены, назначенные одним магазином,  влияют  на  спрос,  с  которыми  сталкиваются другие расположенные поблизости магазины. Истинный же монополист  не имеет таких идентифицируемых соперников.

        Поскольку монополист является  единственным поставщиком  некоего   товара или вида услуг, цена, которую он получает за  свою  продукцию,  определяется рыночной кривой спроса на его продукцию.

        Продавец обладает монопольной  властью (или властью над рынком), если он может повышать цену на свою продукцию путем ограничения своего собственного объема  выпуска.

         В условиях совершенной конкуренции  не существует никаких препятствий   к вхождению в рынок новых производителей. С другой  стороны,  на  монопольных рынках   существуют   барьеры   вхождения,   которые   делают   невозможным проникновение на рынок любого  нового  продавца.  В  силу  этого  монополия может иметь значительный приток прибыли.

        Монополистической   конкуренции свойственны черты и монополии, и совершенной  конкуренции.  Как  и  в условиях монополии, каждая фирма производит продукцию,  которую  покупатели полагают отличной от продукции всех других продавцов,  однако  здесь  имеет место  и  конкуренция,  поскольку множество  других  продавцов  предлагают близкие, хотя  и  не  полностью взаимозаменяемые,  продукты.  По  существу монополистическая  конкуренция - это   совершенная   конкуренция   плюс дифференциация продукции.

        Рынок характеризуется дифференциацией  продукции тогда, когда покупатели рассматривают продукты конкурирующих продавцов как близкие, но не полностью  взаимозаменяемые.

        В условиях монополистической  конкуренции, как и в условиях  совершенной конкуренции, не существует барьеров для вхождения в  рынок  новых  фирм.  Но поскольку  барьеры  вхождения   отсутствуют,   фирмы   в   монополистической конкуренции  не   рассчитывают   на   получение   значительной   прибыли   в долгосрочном периоде.

         Олигополия     подразумевает     наличие     нескольких      продавцов. Олигополистический рынок -  это  такой  рынок,  на  которой  большая  часть выпускаемой продукции производится горсткой крупных фирм, каждая из которых достаточно велика для того, чтобы оказывать влияние на  весь  рынок своими собственными  действиями. Автомобильная,  сталелитейная промышленность  и отрасль  по   производству   нефтяных продуктов   являются олигополиями. Отдельные олигополисты могут сами влиять на цену, как и при монополии,  но  цена  определяется   действиями,   предпринимаемыми   всеми продавцами, как и при совершенной конкуренции.  Это  обусловливает  большую сложность решений олигополистов по сравнению с решениями фирм  на  других типах рынков.

         Если дифференциация продукции  возможна, фирмы должны  побеспокоиться  о дизайне и рекламе продукции. Олигополия  занимает  промежуточное  положение   между   монополией   и конкуренцией и в другом  аспекте.  В условиях  когда  конкуренция  является совершенной,  барьеры  вхождения  в  рынок  отсутствуют,  а   монополия   не оставляет возможности для проникновения других фирм.  На  олигополистических рынках обычно существует  некоторые  барьеры  вхождения,  но  они  не  столь жестки для  того,  чтобы  сделать  его  абсолютно  невозможным.  Чем  слабее барьеры, тем белее вероятно, что отрасль,  в  которой  продавцы,  занимающие прочное положение, получают высокие прибыли, будет привлекать  новые  фирмы, и, следовательно, тем ниже будет прибыли в отрасли в долгосрочном периоде. 

    2.3 Факторы, влияющие на конкуренцию

    Конкурентный  процесс – это процесс выживания, адаптации фирм, способности генерировать конкурентные преимущества за счет различных  технологических и организационных  инноваций, позволяющих снижать  издержки фирмам и повышать качество товаров. На конкурентный процесс влияют различные экономические, политические, социальные и природные факторы. Основные экономические факторы показаны на рисунке 4. 
 
 

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Рисунок 4 

    Барьеры входа (выхода) в отрасль. Объективным  препятствием развитию конкуренции  в инфраструктурной сфере служат высокие барьеры  для входа в нее новых фирм. «Величина» таких барьеров определяется объемом инвестиций, необходимых для создания инфраструктурной сети. По сравнения с инвестициями в другие сферы экономики инвестиции в инфраструктуру характеризуются непривлекательными факторами: длительные сроки окупаемости, высокий уровень рисков, длительный период амортизации основных фондов, наличие многочисленных органов регулирования хозяйствующих субъектов в данной сфере деятельности. Барьеры входа (выхода)  в отрасль разделяются на стратегические (вызванные деятельностью продавцов и (или) покупателей на рынке) и нестратегические (действуют в отрасли независимо от функционирующих предприятий).

    Стратегические  барьеры делятся на ценовые и  неценовые (инвестиции, дифференциация товаров). Нестратегические барьеры  подразделяются на структурные (объем  и структура капитала, технология, издержки) и конъюнктурные (платежеспособность покупателей, насыщенность рынка товарами).

    Факторы, определяющие специфику отрасли, тоже достаточно многообразные. Это географические, природно-климатические, социально-демографические, научно-технические, правовые, культурные и экологические факторы. Важное значение имеет роль, которую играет отрасль в современном научно-техническом и экономическом прогрессе. Наибольшее влияние в конкуренции имеют отрасли, выпускающие наукоемкую, высокотехнологическую продукцию и оказывающие высококачественные услуги (научные, образовательные, финансовые и т.д.)

    Межотраслевые факторы связаны со сдвигами в  структуре национальной и мировой  экономики, определяемыми движением  к постиндустриальному обществу. Это обусловлено возрастанием роли информации, в производстве которой  создается до 1/3 общественного продукта, превращением торговли особое продолжение  производства, обеспечивающие 20% занятости и почти 16% валового продукта, развитием науки, электроники, робототехники, химии и т.д., со снижением роли добывающих, сырьевых отраслей.

    Среди межотраслевых факторов все большее  значение приобретают интеграционные процессы: формирование межотраслевых  компаний (концернов, конгломератов) и  транснациональных  корпораций, конкурентные позиции которых укрепляются.

    Интенсивность конкуренции зависит также от фазы развития рынка. Это может быть новый быстрорастущий рынок, возникший  в результате использования перспективных  научных разработок, или рынок  периода замедления роста, или рынок периода застоя. Данные фазы определяются жизненным циклом продукта и некоторыми другими условиями.

    Различие  ментальности владельцев фирм и персонала  является одним из источников разнообразия стратегий и конкурентного поведения  компаний.

    Особенности экономических ценностей и нории  поведения характерны для любой  фирмы, хотя они исходят из национальной ментальности. Важнейшую роль играют такие ценности, как отношение  к собственности, к труду, к потребителю, степень восприимчивости новшеств.

    В зависимости от того, какова ментальность фирмы, она формирует стиль конкурентного  поведения. Преимущество дает стиль  лидерства в качестве продукции, ориентации на инновации, на потребности  покупателей, на повышение корпоративной  культуры и законопослушность. Однако существенная часть российских фирм настроена на быстрое обогащение, выпуск недоброкачественной продукции, укрытие доходов от налогов, финансовые махинации. Эти пороки нашего рынка и конкуренции затрудняют экономический прогресс, требуют проведения твердой государственной конкурентной политики.

    Государственное регулирование оказывает активное влияние на характер рыночной конкуренции. Правительство использует различные  формы прямого и косвенного воздействия  на экономические процессы в целях проведения политики развития конкуренции. Эта политика включает в себя различные методы демонополизации рынков, широкую поддержку малого и среднего бизнеса, защиту прав потребителей, формирование системы правового обеспечения функционирования и развития предпринимательства, совершенствование налоговой и кредитной системы и т.д.

    Выделим основные факторы, которые мешают развитию конкуренции в стране. Развитие конкуренции в нашей стране сдерживают монополии. Примером монополий в России являются РАО РЖД, РАО ЕС, ОАО «Омскводоканал». Следующим фактором являются олигополии, к примеру, нефтяные компании, которые в 2011 году подняли цены на нефть и находятся под подозрением ФАС о картельном сговоре. Мешает развитию конкуренции несовершенства законодательства (Во многих регионах Российской Федерации сохраняется практика необоснованного препятствования предпринимательской деятельности путем усложнения порядка лицензирования).

    В последние годы на территории РФ осуществляется последовательная политика, способствующая развитию малого бизнеса (антимонопольное  законодательство 1 раз в 5 лет осуществляет плановые проверки компаний; система кредитования; бизнес инкубаторы). В период экономического кризиса лицам, лишившихся работы предоставлялось возможность занятие предпринимательской деятельностью им выдавалось по 50 т.р. 

    2.4Формирование конкуренции на российском рынке и задачи государственного регулирования

    Рыночная  экономика сама по себе не генерирует «оптимальную» с точки зрения технического развития степень конкуренции, поэтому такую задачу должно взять  на себя государство.

    Политика  государства должна быть направлена, во-первых, на поддержку конкуренции  в плане антимонопольной деятельности, а во-вторых, на формирование эффективно хозяйствующих организаций, которым  было бы невыгодно пользоваться доминирующим положением, не обусловленным их собственным  экономическим развитием. Это служит основой для эффективного государственного регулирования.

    Советская экономика была в своей основе монополистической. Административно-командная система создавала благоприятные условия для формирования монополизма «сверху вниз» Это позволяло вышестоящему в управленческой иерархии навязывать свои интересы нижестоящим.

    Массовый  дефицит продукции тоже был источником монополизма. Он продолжал конкуренцию  между потребителями и превращал  всех производителей дефицитного товара в монополистов. Монополистами были центральные экономические ведомости (Госплан, Госснаб, Минфин, Госкомцен),отраслевые министерства и предприятия, которые стремились к снижению доли дешевого ассортимента, увеличению дорогого, занижению качества изделий, созданию дефицита производимой ими продукции. В экономике существовал диктат поставщика, игнорирование интересов потребителя. Многие предприятия имели чрезвычайно узкую специализацию.

    Российский  рынок сформировался в процессе преобразования государственно-монополистической  экономики. И в течении еще многих лет в стране будет создаваться цивилизованная рыночная экономика, основанная на конкуренции товаропроизводителей. Создание новых предприятий потребует огромных инвестиций, поэтому необходимо использовать регулирующую силу государства в формировании конкурентной среды.

    Правительство должно вынудить монополистов добиваться прибыли расширением производства товаров и их обновлением, а не за счет роста цен. На рынках России присутствуют монополии различного вида. Доминируют монополистические  и монопольно-олигополистические организации. Монополии могут оформляться на основе слияний или поглощений, или существовать неявно на основе сговора. Среди действующих фирм различают временную, естественную и государственную монополии.

    Временная монополия возникает в результате использования изобретений, внедрения  патентов и характеризуется отсутствием конкуренции.

    Естественные  монополии существуют для удовлетворения спроса по более низкой цене, чем  в условиях конкуренции, обычно по таким  важным для населения услугам, как  транспорт, водо-, тепло-, газо-, и электроснабжение.

    Государственная монополия находится в полной государственной собственности, управляется  советом директоров, назначаемых  государством; цены определяются финансовой политикой государства.

    Необходимо  учесть, что в постсоветской России сложились неравные условия конкуренции, неодинаковые «правила игры» на рынке, выгодные неэффективным предприятиям, работающих с советских времен. Это неравенство вызвано коррупцией, а также стремление местных властей решать многие социальные проблемы путем поддержания слабых предприятий «на плаву», предоставляя скрытые субсидии из бюджета (налоговые льготы, льготные кредиты, тарифные скидки ).

Информация о работе Конкурентные и неконкурентные рынки в микроэкономике