Конкурентные и не конкурентные рынки в микроэкономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 21:40, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Развитие рыночных отношений в России характеризуется все более широким использованием терминов «монополия», «конкуренция» и целым рядом других, связанных с конкурентностью рынков. Очень важно различать все эти понятия. В современной России существуют разные виды рынков, которые разделены на конкурентные и неконкурентные. Каждый потребитель должен хорошо владеть информацией и использовать ее для максимизации своей выгоды на этих рынках, то есть покупатель должен умело ориентироваться в конкурентной и неконкурентной среде, тогда он удовлетворит свои потребности, уменьшив расходы.

Содержание

Введение
Глава I. Структура и сущность рынка
1.1 Понятие и структура рынка……………………………………………………………………………………..6
1.2 Виды рынков: конкурентный и неконкурентный рынки……………………………………… 9
Глава II. Конкурентный рынок
2.1 Понятие конкурентного рынка, его основные черты………………………………..………….12
2.2 Условия существования конкурентных рынков…………………………………………………….15
2.3 Виды конкурентных рынков…………………………………………………………………………………..16
Глава III. Неконкурентный рынок
3.1 Понятие неконкурентного рынка и его основные черты …………………………………….19
3.2 Условия возникновения…………………………………………………………………………………………21
3.3Виды неконкурентных рынков ……………………………………………………………………………...22
Заключение
Список используемых источников

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая исправленная.docx

— 66.21 Кб (Скачать файл)

Модель совершенной конкуренции  опирается на три основных допущения:

  1. принятие цены;
  2. однородность товара;
  3. свободный вход на рынок и уход с него.

Принятие цены.

На совершенно конкурентном рынке  каждый потребитель покупает такую  незначительную часть совокупного  выпуска отрасли, что тоже совершенно не влияет на рыночную цену, а, следовательно, принимает цену как данность.

Принятие цены в основном возникает при выпуске на рынке  однородного товара, когда один товар  свободно можно заменить на другой, ни одна фирма не в состоянии поднять цену на свой продукт выше цены других фирм без потери большей части или всего своего бизнеса.

Допущение об однородности продукта играет важную роль, так как  оно гарантирует, что в соответствии с анализом спроса и предложения  существует единственная рыночная цена.

Третье допущение о  свободном входе (выходе) означает, что не существует никаких особых издержек, препятствующих фирме как  войти в отрасль и наладить производство, так и уйти из нее, если она не получает прибыли.

В результате потребители  могут легко переключаться с  одного производителя на другого, а  производители — с легкостью  выходить на рынок или уходить  с него. Особые издержки, ограничивающие вход, — это такие издержки, которые  несет выходящий на рынок новичок, в отличие от фирмы, уже производящей данную продукцию.

Условие свободного входа  и выхода важно с точки зрения эффективности конкуренции.

Оно означает, что потребители  легко могут переключиться на конкурирующую фирму, если сегодняшний  продавец поднимет цену. Для предприятий  это условие означает, что фирма  может без проблем выйти на рынок, если увидит возможность получения  прибыли, и уйти с него, если начнет терять деньги. Таким образом, фирма  может нанять рабочих и купить капитал и сырье, необходимые  для производства, а если она захочет  закрыться или перебраться в  другое место, то продать или переместить  эти факторы производства не составит сложности.

Конечно, на большинстве  рынков эти допущения вряд ли соблюдаются  точно. Это, однако, не означает, что  модель совершенной конкуренции  бесполезна. Некоторые рынки довольно близки к выполнению этих допущений. Но даже когда одно или больше из этих предположений не выполняется  и рынок не является совершенно конкурентным, надо говорить уже о монопольных  рынках.

Таким образом, из выше сказанного можно сделать некоторые выводы:

  1. Главная черта конкурентного рынка - невозможность влияния на уровень цены ни одним из участников рынка, то есть формирование рыночной цены.
  2. На конкурентном рынке участвует большое количество покупателей и продавцов.
  3. Совершенно конкурентный рынок возникает, если большое количество продавцов будет производить однородную продукцию, без различных сговоров о цене, и которые могут свободно входить в отрасль, без барьеров. А также все участники будут владеть полной информацией о ценах.

Но фактически в настоящее  время на большинстве рынков наблюдается  усиление конкуренции, что можно  объяснить несколькими причинами:

  1. Увеличение количества хозяйствующих субъектов рынка, а также ростом производимого ими объема продукции вследствие НТП и повышения покупательской способности, обусловленного повышением жизненного уровня населения в целом.
  2. Совершенствованием антимонопольных и антитрестовых законодательств, ограничивающих деятельность монополий и нацеленных на развитие свободной конкуренции.

И можно сделать вывод, что интенсивность конкуренции  не зависит напрямую от типа рынка, а является производной множества  факторов (соотношение числа продавцов  и покупателей, точнее совокупность объема предложения и спроса).

И теперь рассмотрим противоположный  конкурентному – неконкурентный рынок, и выявим, чем он отличается от уже рассмотренного нами вида рынка.

 

Глава III. Неконкурентный рынок

 

3.1 Понятие неконкурентного  рынка и его основные черты

 

Неконкурентным можно  назвать тот рынок, в котором  производитель имеет большую  власть на установление цены своей  продукции, то есть концентрация предложения  формируется у него самого.

Для неконкурентных рынков характерно: небольшое количество производителей, отсутствие рыночной цены, так как  производители определяют цену, поэтому  здесь большое значение играет ценовая  дискриминация, тайный сговор.

Небольшое количество производителей.

Вообще неконкурентные рынки  подразумевает одного продавца, который  будет сам назначать цену. Это  случай чистой монополии, но не всегда существует только один производитель, даже в монополии существуют различного рода объединения, в которых участвуют  не один экономический агент. Например, картель. Картель – это объединение  фирм, согласующих свои решения по поводу цен и объемов продукции  так, как если бы они слились в  чистую монополию.

Ценовая дискриминация.

На неконкурентных рынках различные производители могут  назначить различные цены на один и тот же товар. Это происходит в силу того, что одна из фирм пытается отвоевать покупателей у конкурентов, или потому, что покупатели привязаны  к определенным торговым маркам, что  позволяет этим фирмам устанавливать  более высокие цены, чем прочим.

Например, две марки стирального  порошка могут продаваться в  одном и том же супермаркете по двум разным ценам. Или два супермаркета могут продавать одинаковый порошок  по разным ценам. В таких случаях, говоря о рыночной цене, мы будем  понимать под ней среднюю для  всех торговых марок или супермаркетов  цену.

Продажа по разным ценам  одной и той же продукции, изготовленной  одним производителем, разным покупателям известна как ценовая дискриминация.

Если спрос потребителя  неэластичен, монополист может поднять  цену товара - спрос уменьшится на небольшую  величину. Соответственно, в случае эластичного спроса на товар цену следует уменьшить.

Выделяют три вида ценовой  дискриминации:

  1. Каждая единица товара реализуется по цене спроса на нее, а так как цена спроса различна у разных покупателей, то и возникает дискриминационный эффект (дискриминация первой степени, совершенная дискриминация);
  2. Цена продукции одинакова для всех потребителей, но отличается в зависимости от количества приобретаемых товаров (дискриминация второй степени: выступает в форме скидок на приобретение товаров);
  3. Разным покупателям продукции реализуется по разным ценам (дискриминация третьей степени).

При помощи ценовой дискриминации  монополист присваивает значительную часть потребительского излишка  покупателя.

Виртуозно владеют практикой  ценовой дискриминации продавцы в обычных уличных ларьках. Они  почти безошибочно сегментируют рынок, основываясь на таком рыночном сигнале, как внешний вид покупателя. В соответствии с одеждой молниеносно  принимается решение о том, кому продавать товар дороже, а кому дешевле, кому дать сдачу полностью, а кому нет, кого обвешивать, а кому надо взвесить товар с микроскопической точностью.

Тайный сговор.

Тайный сговор образуется при такой структуре рынка, как  олигополия, которая желает увеличить  свою монопольную власть.

Тайный сговор - это негласное  соглашение о ценах, разделении рынков и других способах ограничения конкуренции, которые преследуются законом.

Если между участниками  сговора (всеми продавцами соответствующего рынка) достигнута твердая договоренность, то олигополия вырождается в чистую монополию и все кривые спроса сливаются в одну.

Однако тайный сговор не может быть прочным длительное время. Высокий уровень прибыли и монопольная цена привлекают в эту отрасль новых производителей, что обостряет конкуренцию.

Итак, неконкурентный рынок  – это тот, в котором цену устанавливает  сам продавец, поэтому и количество их будет ограниченно. В процессе таких рыночных отношений будет  часто использоваться ценовая дискриминация  – различные цены на один и тот  же товар - и тайный сговор – негласное  противозаконное соглашение продавцов  о цене.

Условия возникновения таких  рынков тоже противоположны конкурентным. О них далее пойдет речь.

 

 

 

3.2 Условия возникновения

 

Условия возникновения монополии  как неконкурентного рынка: один производитель, множество покупателей, каждый из которых приобретает лишь небольшую часть производимого  товара и из–за этого слаб для  воздействия на цену, товар, не имеющий  субститутов.

Условия возникновения монополистической  конкуренции: дифференцированный товар, где в большей мере приходится учитывать вкусы потребителей для  сбыта своей продукции, десятки  производителей, тайный сговор между  которыми практически невозможен, важное значение неценовой конкуренции, несложное  вступление в отрасль.

Условия возникновения монопсонии: один покупатель, заинтересованный и  имеющий возможность покупать товары по низкой цене.

Условия возникновения олигополии: небольшое количество производителей, высокие барьеры для вступления в отрасль, всеобщая зависимость  производителей.

Таким образом, к общим  условиям возникновения неконкурентных рынков надо отнести: один или несколько  производителей и множество покупателей, которые не могут формировать  рыночную цену, она является заданной производителем. Этим выражается его монопольная власть, исключение составляет монопсония, в которой присутствует единственный покупатель, имеющий возможность влиять на цену. Но помимо монопсонии выделяют среди неконкурентных рынков много других рыночных структур, у которых свои условия возникновения, немного разнящиеся с общими. Об этом будет подробно изложено далее.

 

    1. Виды неконкурентных рынков

 

1.Монополия

Монополизм - это тип рынка, при котором конкуренция практически  отсутствует. Это господство на рынке  одного производителя или сравнительно небольшой группы производителей, объединившихся с целью захвата рынка, вытеснений конкурентов, продающий данный или  аналогичный товар, контроля цен.

В условиях чистой монополии:

  1. Отрасль состоит из одного продавца.
  2. Отсутствуют реальные альтернативы, нет близких заменителей, выпускаемый продукт в известной степени уникален.
  3. Велики барьеры для вступления в отрасль.
  4. Контроль цены.

Рассмотрим их подробней:

Единственный продавец.

Монопольный рынок – это  противоположность совершенно конкурентному  рынку, в котором много конкурирующих  продавцов предлагает однородный товар.

У покупателей, желающих потреблять товар монопольного производителя, есть только один источник предложения, который сосредоточен в руках  самого продавца. У чистой монополии  нет продавцов-соперников, конкурирующих  с ней на ее рынке.

Уникальный товар.

Понятие чистой монополии  является абстракцией конкуренция. Очень редко найдутся товары, у  которых нет заменителей.

Например, в небольшом  городе существует только одна компания по предоставлению оптоволоконного  интернета, и никто, кроме нее  не сможет предоставить эту услугу покупателям, но интернет во множестве  своих применений имеет заменители.

Барьеры для входа в  отрасль:

  1. Действие эффекта масштаба производства;
  2. Финансовые барьеры;
  3. Контроль над ресурсами;
  4. Наличие лицензии или патента;
  5. Прямое вмешательство государства;
  6. Нечестная конкуренция

Историки утверждают, что  первый патент был выдан в Англии в 1449 г., задолго до появления в  стране патентного ведомства. Владельцем этого документа, который назывался  тогда охранной грамотой, стал мастер Джон из Ютонаша. Он получил от короля Генриха VI такую грамоту на метод изготовления цветных стекол для витражей Итонского колледжа.

Поначалу патенты вовсе  не были связаны с защитой экономических  прав авторов. Грамоты монархов защищали изобретателей от обвинений со стороны  церкви в занятиях алхимией или колдовством. Именно тогда родилось требование описания в патенте существа изобретения. Считалось, что колдовские тайны  не могут быть изложены на бумаге для  общего сведения. Публичное раскрытие  секретов изобретения в патенте  служило доказательством того, что  автор не вступал в союз с нечистой силой.

Информация о работе Конкурентные и не конкурентные рынки в микроэкономике