Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 21:40, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Развитие рыночных отношений в России характеризуется все более широким использованием терминов «монополия», «конкуренция» и целым рядом других, связанных с конкурентностью рынков. Очень важно различать все эти понятия. В современной России существуют разные виды рынков, которые разделены на конкурентные и неконкурентные. Каждый потребитель должен хорошо владеть информацией и использовать ее для максимизации своей выгоды на этих рынках, то есть покупатель должен умело ориентироваться в конкурентной и неконкурентной среде, тогда он удовлетворит свои потребности, уменьшив расходы.
Введение
Глава I. Структура и сущность рынка
1.1 Понятие и структура рынка……………………………………………………………………………………..6
1.2 Виды рынков: конкурентный и неконкурентный рынки……………………………………… 9
Глава II. Конкурентный рынок
2.1 Понятие конкурентного рынка, его основные черты………………………………..………….12
2.2 Условия существования конкурентных рынков…………………………………………………….15
2.3 Виды конкурентных рынков…………………………………………………………………………………..16
Глава III. Неконкурентный рынок
3.1 Понятие неконкурентного рынка и его основные черты …………………………………….19
3.2 Условия возникновения…………………………………………………………………………………………21
3.3Виды неконкурентных рынков ……………………………………………………………………………...22
Заключение
Список используемых источников
Все виды неконкурентных рынков, монополий или тенденции к монополизации выступают объектом особого - антимонопольного регулирования со стороны государства.
Многие экономисты доказывали, что крупные фирмы, обладающие значительной властью, - это желательное явление в экономике, поскольку они ускоряют технические изменения, так как эти фирмы могут тратить свои монопольные прибыли на исследование, чтобы защитить или упрочить свою монопольную власть. Занимаясь исследованиями, они обеспечивают выгоды как себе, так и обществу в целом. Но убедительных доказательств этого нет, так как монополии могут задержать развитие технического прогресса, если он угрожает их прибыли. Обладая исключительным положением, монополии всюду устраняют конкурентов, разрушая тем самым нормальный рынок, снижают качество продукции, игнорируя достижения НТП, вздувают цены, обеспечивая себе сверхприбыль, вызывают снижение общей эффективности производства. Еще Пол Хейне говорил, что монополистам необходимо принимать действия, цель которых увеличение своей доли на рынке.
Негативные моменты
В соответствии со ст.39 Федерального
закона 26.07.2006. № 135-ФЗ «о конкуренции»
Федеральная антимонопольная
Например, ФАС контролирует
цены на нефтепродукты, хотя цены на них
должны формироваться на основе рыночного
механизма конкуренции. Но развитию
конкуренции препятствует дефицит
нефтеперерабатывающих
До тех пор, пока существуют
труднопреодолимые
На сегодняшний день ФАС вновь подозревает нефтяные компании в картельном сговоре. По информации Минэнерго в 10 регионах России ощущается нехватка бензина (26.04.2011). В нефтяных компаниях уже успели заявить о своей непричастности к этому.
Таким образом, видно, что
надо стремиться к минимуму монопольной
власти, которая разрушает рынок.
Из выше сказанного можно сделать
вывод, что конкурентные и неконкурентные
рынки разные, их роднит только сам
процесс сбыта товаров, а способы
уже противоположны, у конкурентных
рынков главная роль отводится закону
спрос-предложение, и формированию
рыночной цены, а у неконкурентных
– монопольной власти, с помощью
которой устанавливается цена производителем,
что вынуждает государство
Заключение
В ходе данной курсовой работы мы разобрали рыночный процесс, а именно понятие самого рынка и его составные части, конкуренцию. Выяснили, что суть рыночного процесса – свободный и добровольный поиск партнеров по сделке и цене, при которой продавец согласиться продать товар, а покупатель купить. Все это порождает конкуренцию, которая является основным двигателем развития рыночных отношений.
После того, как мы познакомились
с конкурентными и
Во второй главе мы разобрались с понятием конкурентного рынка, выявили его основные черты, виды, подробно описали совершенно конкурентный рынок, на отдельных примерах показали сущность такого рынка. Потом рассмотрели неконкурентный рынок и его составляющие. При этом была рассмотрена каждая структура отдельно, такая, как монополия, монополистическая конкуренция и др. В результате проведенного сравнительного анализа мы выяснили, что они очень отличаются друг от друга, и главным отличием является возможность участников влиять на цену. На конкурентном такая возможность отсутствует, зато на неконкурентном это играет важную роль в поведение монополистов, власть которых государство вынуждено ограничивать.
Политика государства в области конкуренции на рынках должна быть направлена, во-первых, на поддержку конкуренции в плане антимонопольной деятельности, а во-вторых, на формирование эффективное хозяйствование организаций, которым было бы невыгодно пользоваться доминирующим положением, не обусловленным их собственным экономическим развитием. Это служит основой для эффективного государственного регулирования.
Вообще контроль цены также связан с видом товара, который присутствует на рынке. При однородном товаре (конкурентный рынок) цену нельзя изменить, а при дифференцированном или таком, который не имеет заменителей, - можно (неконкурентный рынок).
Другой заметно отличающейся чертой стало количество участников рынка. В конкурентном рынке присутствует множество и продавцов, и покупателей, а при неконкурентном рынке производителей немного либо вовсе единственный, но много потребителей, за исключением монопсонии, где ситуации обстоит наоборот – единственный покупатель и много продавцов.
Отличаются такие рынки и ограничениями входа-выхода, на конкурентных рынках такие ограничения отсутствуют, а на неконкурентных наоборот.
Таким образом, главная цель курсовой работы была выполнена – конкурентные и неконкурентные рынки имеют мало общего, но много различий.
Список используемых источников
2. Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 г. №135-ФЗ
3.В.Авилова, В.Бусыгин,
Д.Султанов. Конкурентная среда и
структура
4. А.Резникович. Монополистическое отечество в опасности.// Коммерсант Деньги, 1999, №13.
5.А.М.Илышев, Н.Н.Илышева,
Т.С.Селевич. Монография. Стратегический
конкурентный анализ в
6.С.В.Кравцевич. Монография.
Историко-экономический
7. А.Смит. Исследование о природе и причинах богатства народов. М, 1962.
8. И.В.Липсиц. Экономика без тайн. М.: Дело, 2004.
9. О.В.Корниенко. Микроэкономика. Ростов-на-Дону.: Феникс, 2008.
10. Пиндайк Р., Рабинфельд Д. Микроэкономика, СПБ.: Питер. 5-е международное издание, 2012.
11. П.Хейне. Экономический образ мышления. – перевод с англ. Издание второе, стереотипное. М.: Дело. При участии издательства «Catallaxy», 1992.
12. Р.М.Нуреев. Курс микроэкономики. М.: Норма, 2009
13.Робинсон.Дж. Экономическая
теория несовершенной
14. Э.Чемберлин. Теория
монополистической конкуренции.
15. http://www.wikipedia.org/
16. http://www.fas.gov.ru
17. Б.А,Райзберг, Л.Ш.Лозовский, Е.Б.Стародубцева. Современный экономический словарь. М. 2003.
Размещено на Allbest.ru
Корректурный лист
1
Информация о работе Конкурентные и не конкурентные рынки в микроэкономике