Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 21:40, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Развитие рыночных отношений в России характеризуется все более широким использованием терминов «монополия», «конкуренция» и целым рядом других, связанных с конкурентностью рынков. Очень важно различать все эти понятия. В современной России существуют разные виды рынков, которые разделены на конкурентные и неконкурентные. Каждый потребитель должен хорошо владеть информацией и использовать ее для максимизации своей выгоды на этих рынках, то есть покупатель должен умело ориентироваться в конкурентной и неконкурентной среде, тогда он удовлетворит свои потребности, уменьшив расходы.
Введение
Глава I. Структура и сущность рынка
1.1 Понятие и структура рынка……………………………………………………………………………………..6
1.2 Виды рынков: конкурентный и неконкурентный рынки……………………………………… 9
Глава II. Конкурентный рынок
2.1 Понятие конкурентного рынка, его основные черты………………………………..………….12
2.2 Условия существования конкурентных рынков…………………………………………………….15
2.3 Виды конкурентных рынков…………………………………………………………………………………..16
Глава III. Неконкурентный рынок
3.1 Понятие неконкурентного рынка и его основные черты …………………………………….19
3.2 Условия возникновения…………………………………………………………………………………………21
3.3Виды неконкурентных рынков ……………………………………………………………………………...22
Заключение
Список используемых источников
К настоящему времени в мире выдано более 11 млн. патентов; по 8 млн. патентов сроки защиты авторских прав уже истекли, и сейчас действуют около 3 млн. патентов, нарушение которых карается по закону.
Английская фирма по производству электробритв оперативно обнаружила применение ее патента в электробритвах «Харьков», поставленных бывшим СССР в Югославию. Фирма «Компур-Верке» (Германия) потребовала от нашей страны прекращения продажи фотоаппаратов «Зенит-4» в Англии, Швеции, Япония США, поскольку ряд узлов фотоаппарата попал под действия патентов этой фирмы.
Все эти нарушения юридических прав патентовладельцев привели к судебным процессам. Надо учитывать, что штраф за нарушение патентного законодательства может разорить фирму, и тогда она мгновенно станет банкротом.
Неконкурентные рынки могут формироваться в форме «естественных монополий». Монополия в этом случае обусловлена тем, что на длительных временных промежутках средние издержки в отрасли будут минимальными, если в ней действует только одна, а не несколько конкурирующих фирм. Дж. С. Милль был первым, кто, говоря о монополии, употребил эпитет «естественная»; он подразумевал газо- и водоснабжение, дороги, каналы и железные дороги.
Может быть и такое, что
на рынках присутствует множество производителей,
но они являются неконкурентными, поскольку
отдельные фирмы могут
Картель - объединение ряда предприятий отрасли, предусматривающее соглашение по поводу установления монопольно высоких цен, размежевания рынков сбыта, установления определенного объема производства для всего картеля в целом и для его членов в частности. Производственная и коммерческая самостоятельность предприятий, входящих в концерн, сохраняется.
Синдикат представляет собой объединение предприятий, предусматривающее потерю его членами коммерческой самостоятельности. Реализация продукции осуществляется единым сбытовым центром синдиката. Устанавливаются единые сбытовые цены и одинаковые условия реализации товаров, заготовки и получения сырья и т.п.
Трест - объединение предприятий с полной утратой самостоятельности входящими в него предприятиями.
Концерн - это объединение
предприятий путем установления
финансового контроля над ними с
помощью покупки контрольного пакета
акций. Входящие в концерн предприятия
формально сохраняют
Например нефтяная компания «Ройал датч Шелл» возглавляется двумя холдингами - английским « Шелл транспорт» и голландским «Ройал датч петролеум», которые владеют акциями еще двух холдингов- «Шелл петролеум К» и «Шелл петролеум Н.В.». Последние две компании владеют или участвуют в капитале более чем 500 компаний. Дочерние и внучатые фирмы в свою очередь могут приобретать свои акции своих «мамок», в результате часто возникают замысловатые «родственные» переплетения капиталов, до такой степени сложные, что не всегда понятно, какая фирма реально контролирует предприятие.
Консорциум - временное соглашение
между несколькими компаниями для
совместного размещения кредитов или
осуществления совместного
Пул - объединение нескольких компаний, в котором прибыль поступает в общую кассу, а затем распределяется между участниками согласно определенной пропорции.
Корнер – временное объединение нескольких компаний с целью накопления и отсрочки реализации каких- либо товаров, с целью создания дефицита и повышения цен на данные товары.
Ринг - временное объединение нескольких компаний для скупки товаров, с целью монополизации его реализации на рынке.
Финансово-промышленная группа (ФПГ)- совокупность предприятий, полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы на основании договора о создании финансово-промышленной группы.
Среди российских ФПГ выделяются: «Интеррос», « Магнитогорская сталь», «Нижегородские автомобили».
Поэтому иногда могут существовать неконкурентные рынки не с одним производителем.
Итак, мы рассмотрели самый известный среди неконкурентных рынков вид – монополия, и выяснили, что он существует, если будет выполняться ряд условий: один продавец, выпускающий уникальный товар, контролирующий цену, и присутствие высоких барьеров для входа в отрасль. Следующим видом неконкурентного рынка является монопсония.
2. Монопсония.
Обладает властью, достаточной для влияния на цену услуг ресурса, которые закупит, также и монопсонист - это единственный на рынке покупатель ресурса или услуги, предлагаемых на этом рынке, причем возможностей альтернативного сбыта достаточно мало или нет совсем. Он может влиять на цену путем изменения приобретаемого количества. При увеличении закупки, цена, которую они должны заплатить, возрастает, так как скупается значительная часть всего рыночного предложения соответствующего ресурса, монопсонист не может приобрести все необходимые ему ресурсы по одинаковой цене.
Чистая монопсония такая же редкость, как и чистая монополия.
Например, монопсония на рынке труда нередко встречается в небольших городах, где экономика города почти полностью зависит от одной крупной фирмы, предоставляющей работу основной массе населения. Если альтернативных видов труда мало (или они не идут ни в какое сравнение по оплате с работой в данной компании), то складываются условия, близкие к чистой монопсонии.
Итак, чистая монопсония и монополия схожи, но в монопсонии речь идет о единственном покупателе с монопольной властью, а не продавце. Немного другой по структуре вид рынка – олигополия.
3.Олигополия.
На олигополистических рынках, по меньшей мере, некоторые фирмы могут влиять на цену благодаря их малому количеству и большим долям в выпускаемом количестве товара.
Продавцы на олигополистических рынках знают, что когда они либо их соперники изменят цены или выпускаемое количество продукта, то последствия скажутся на прибылях всех продавцов на рынке.
Поэтому они вынуждены принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов. Продавцы осознают свою взаимозависимость. Эта реакция является основным фактором, определяющим решения производителя, и влияет на равновесие на олигополистических рынках.
Олигополии присущи следующие черты:
1.Только несколько
2. Производители имеют очень крупные рыночные доли. А, следовательно, и влияют на цену продукции, изменяя ее наличие на рынке.
3.Взаимозависимость
Также необходимо отметить особенности ценообразования в условиях олигополии. Оно бывает некооперативное и кооперативное.
Кооперативное ценообразование уже было рассмотрено в качестве тайного сговора.
А в случае некооперативного поведения каждый продавец самостоятельно решает проблему определения цены и объема выпуска продукции.
Примером такого поведения олигополистов служит процесс, названный «ценовой войной»
Ценовая война – это
цикл постепенного снижения существующего
уровня цен с целью вытеснения
конкурентов с
В основном, в результате ценовой войны выигрывают покупатели, а не производители, так как их прибыль в большинстве случаев становится равной нулю. Но, к несчастью потребителей, ценовые войны скоротечны, и в настоящее время бывают довольно редким явлением.
Итак, в олигополии уже не один производитель или покупатель, а несколько. Они так же обладают монопольной властью, но между собой взаимосвязаны, и вынуждены считаться с реакцией своих конкурентов, иногда даже вступают в ценовую войну – цикл постепенного снижения существующего уровня цен, с целью вытеснения конкурентов с рынка.
К неконкурентным рынкам относят
и монополистическую
4.Монополистическая
Монополистически конкурентная фирма - одна из многих производителей дифференцированного продукта, не способная оказывать какое-либо воздействие на другие фирмы и предотвращать появление новых конкурентов на данном рынке.
Рынок монополистической конкуренции соединяет в себе как черты монополии, так и черты конкуренции.
Монополистическая конкуренция основывается на трех допущениях.
Дифференциация продукта.
Каждая из фирм продает свой особый вариант товара.
Дифференциация предполагает, что каждая фирма стремиться сделать свой товар отличным от товара других производителей сходной продукции, этим он привлекает к себе покупателей. Чем больше товар получается отличным от другого, тем большей монопольной властью обладает производитель и тем менее эластична кривая спроса на ее продукт.
Существуют различные формы дифференциации.
Например, выбирая сотовый телефон, люди могут ориентироваться на его дизайн
Например, в одном магазине обслуживание покупателя может проходить лучше, чем в другом. Работники магазина могут помочь отнести товар в машину покупателя, или бесплатно и быстро доставить к нему домой.
Например, круглосуточные магазины, даже очень мелкие по объему ассортимента, находятся часто вблизи от покупателей, чем большие супермаркеты, работающие ограниченное время, но обладающие богатым ассортиментом.
Например, духи, выпущенные от имени знаменитости, повысят спрос покупателей.
Относительно большое количество производителей.
В монополистической конкуренции
может существовать до 70 производителей.
В связи с этим фирмы обладают
относительно небольшими долями рынка
и поэтому имеют очень
Свободный вход в отрасль производства.
Это не означает, что отсутствуют какие-либо ограничения вступления в отрасль, ими могут быть патенты на продукцию, лицензия, торговые марки, но в отличие от чистой монополии, патенты не носят исключительного характера, поскольку патентуется товары-субституты.
Но все же новым фирмам несложно вступить на рынок, а существующим - выйти.
Объем производства и цена
в условиях монополистической конкуренции
испытывают влияние, с одной стороны,
конкурентных начал на рынке, а с
другой - монопольной власти. Поскольку
каждый товар воспринимается покупателями
как особенный, производители на
рынке монополистической
Поэтому устанавливать цены он может только с ограничениями, а не как монополист.
Установление цены подвластно и двусторонней монополии – это рыночная структура, при которой единственные продавец и покупатель осуществляют куплю – продажу продукции. Для продавца - это готовая продукция. Особенность двусторонней монополии состоит в том, то ценообразование происходит под влиянием не только продавца, но и покупателя.
Примером неконкурентных рынков могут быть: рынок товаров и услуг; рынок ценных бумаг, так как на одной из стадии цена устанавливается заранее на предприятии, на него воздействуют только такие факторы как количество инвестиций, который он желает получить; рынок ноу-хау, даже по международному закону, если производитель хочет монополизировать какой-либо способ производства или техническое решение, н может выбрать либо патент, либо коммерческую тайну, таким образом защитив себя. Сюда относится и авторское право; рынок труда и др.
Информация о работе Конкурентные и не конкурентные рынки в микроэкономике