Конкурентоспособность экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 17:01, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью работы является определение сути современного понимания конкурентоспособности экономики, особенностей и факторов на нее воздействующих как внешних - со стороны мировой экономики, так и внутренних, направлений развития теории конкурентоспособности.
Достижение поставленной цели предопределило необходимость решения следующих задач, последовательно раскрывающих тему:
- Выявление сущности конкуренции и её видов;
-Рассмотрение уровней конкурентоспособности и факторов, на нее влияющих;

Вложенные файлы: 1 файл

mirovaya_ekonomika_kursovaya_tipa.doc

— 220.00 Кб (Скачать файл)

 

                                        ВВЕДЕНИЕ

 

 

В настоящее время  все больше и больше стран пытается выйти на Мировой рынок со своей  собственной национальной продукцией и старается успешно конкурировать  на нем. С каждым годом количество стран, торгующих на Мировом рынке, увеличивается, а следовательно растет международная конкуренция. Проблема международной конкуренции стала очень актуальна в наши дни. Сегодня проблемой конкурентоспособности озабочены правительства и промышленные круги любой страны.

После того как Россия отказалась от государственной монополии на внешнеэкономическую деятельность проблема успешного конкурирования на Мировом рынке стала для нашей страны очень острой. Процесс интеграции России в мировую экономику сопровождается многими трудностями. Уже на сегодняшнем, начальном этапе освоения западных рынков видно активное нежелание обосновавшихся на них продуцентов мириться с дестабилизирующим воздействием новых поставщиков дешевой продукции. Низкие показатели импорта связаны преимущественно с сокращением государственных расходов на централизованные закупки и ужесточением таможенно-тарифной и налоговой системы. Сказались также ограничения внешних заимствований, задолженность государства и предприятий иностранным партнерам, постепенная отмена бюджетного дотирования импорта. Однако, несмотря на все возникающие трудности как в области экспорта, так и импорта, товарооборот России со странами с развитой рыночной экономикой растет, что говорит о развитии и укреплении торгово-экономических связей с этими крупнейшими партнерами. Не опираясь на мировой опыт в вопросах конкурентоспособности, Россия сегодня не сможет успешно конкурировать на Мировом рынке. В своей работе я хотела рассмотреть те причины, которые позволяют странам побеждать в соперничестве с другими, а также причины, которые ухудшают конкурентоспособность страны. Я думаю, что умелое применение опыта развитых стран по проблемам международной конкуренции поможет России стать одним из сильнейших соперников на мировом рынке товаров и услуг.

Тема моей курсовой работы является актуальной так как современное развитие мировой экономики и особенно процессы глобализации мирового хозяйства, усилившаяся взаимозависимость экономик, формирование глобальных товарных и финансовых рынков привели к усилению интереса к проблеме повышения международной конкурентоспособности в странах, включенных в эти процессы. Вопросы конкурентоспособности на уровне экономики по степени актуальности выходят на первые места среди вопросов национальной значимости, поскольку тесно связаны с достижением динамичного экономического развития страны и повышением уровня жизни ее населения.

Проблема определения  уровня конкурентоспособности национальной экономики и разработки мер его  повышения особенно обострилась  после того, как мировой финансовый и экономический кризис внес фундаментальные изменения, как в динамику развития мировой экономики, так и в экономическое развитие огромного числа стран, в том числе относимых к крупнейшим экономикам, воздействующим, в свою очередь, на развитие мировой экономики. Произошедшие изменения соответственно оказали заметное влияние на уровень конкурентоспособности многих стран мира, в результате чего в составляемых рейтингах по этому показателю произошли существенные сдвиги. Помимо этого, последствия мирового финансового и экономического кризиса вызвали к жизни процесс корректировки методик расчета показателя конкурентоспособности, которые, как оказалось, не учитывали факторы, воздействующие  на способность национальной экономики производить конкурентные на мировом рынке товары и услуги, одновременно повышая уровень благосостояния своих граждан. Некоторые изменения, учитывающие указанные трансформации, уже были включены в опубликованные исследования в годы, последовавшие за началом кризиса, однако следует ожидать, что в дальнейшем эти методики подвергнутся гораздо более значительным изменениям.

Несмотря на то, что  исследование вопросов международной  конкуренции имеет длительную историю, интерес к этой проблеме обострился именно в последнее время, поскольку  большинство экономик мира оказалось вовлечено в острую конкурентную борьбу. В настоящее время вопросами конкурентоспособности занимаются известнейшие экономисты и крупнейшие международные институты, которым помогают национальные институты более чем 100 стран мира, перечень стран, конкурентоспособность которых оценена, включает большинство стран мира, в которых производится более 90% мирового ВВП.

Наблюдаемые непрерывные  изменения, как сущности понятия  «международная конкурентоспособность», так и методики расчета этого показателя объясняются тем, что активное развитие теории конкурентоспособности на макроуровне происходит в последние 35-40 лет. Основная масса существующих современных исследований базируется в основном на близких принципах расчета уровня конкурентоспособности и ранжировании стран в соответствии с этим уровнем. Вместе с тем основные различия в проводимых исследованиях проявляются в формировании набора факторов, воздействующих на уровень конкурентоспособности страны, оценке силы этого воздействия, т.е. уровня весомости факторов, а также количестве показателей, их определяющих, и количестве стран, включаемых в исследования, что связано с несовершенством теоретической базы. Кроме того, современные методики определения рассматриваемого показателя учитывают также все основные тенденции развития мировой экономики, компьютерных и Интернет - технологий, прогрессивное развитие статистики в странах и последние достижения экономической теории.

В настоящее время  существует не так много научных  исследований, касающихся методологических проблем измерения международной конкурентоспособности и определения факторов, на нее воздействующих. Вместе с тем, работ по отдельным аспектам национальной конкурентоспособности и стратегиям ее повышения гораздо больше. Экономические основы теории конкуренции были заложены еще во времена меркантилизма и развиты классиками политической экономии А. Смитом и Д. Рикардо. Теоретические основы теории конкуренции развивали П. Друкер, Р. Солоу И. , Шумпетер. К фундаментальным работам, посвященным методологическим вопросам международной конкурентоспособности, послужившими теоретической базой курсовой работы, можно отнести труды  М.Портера, М. Пебро, П. Линдерта, а также труды  Дж. Бхагвати, Дж.Вильямсона, Д.Кауфмана, А. Лопес-Карлоса, Р.Лайарда, А.Намонда, Н.Рубини, К.Рогоффа, Б.Сетсера, Н. Эберстада.

Отдельные вопросы международной  конкурентоспособности и ключевые взаимосвязи затрагивались в  работах ряда зарубежных специалистов, таких как Б. Баллас, Дж. Гэлбрэйт, П.Кругман, Дж. Маршалл, Б.Олин, Дж. Сакс, Дж. Стиглиц, И. Фишер, Э. Хекшер. При изучении зарубежного опыта использовались теоретические разработки российских исследователей не только в области конкурентоспособности, но и по актуальным вопросам мировой экономики, процессам глобализации и научно-технического прогресса, воздействующих непосредственным образом на теорию международной конкурентоспособности. Среди них работы таких авторов как Авдокушин Е.Ф., Булатов А.С., Давыдов В. М., Дубинин С.К., Глухарев Л.И., Горфинкель В.Я., Громыко В.В., Г.Г. и др.

Работы указанных авторов  и организаций стали отправными точками для осмысления и научного анализа методологических проблем  оценки международной конкурентоспособности.

Основной целью работы является определение сути современного понимания конкурентоспособности экономики, особенностей и факторов на нее воздействующих как внешних - со стороны мировой экономики, так и внутренних, направлений развития теории конкурентоспособности.

Достижение поставленной цели предопределило необходимость  решения следующих задач, последовательно раскрывающих тему:

- Выявление сущности конкуренции и её видов;

-Рассмотрение уровней конкурентоспособности и факторов, на нее влияющих;

- Рассмотрение особенностей международной конкуренции на современном этапе;

- Выявление конкурентных преимуществ и слабых сторонх экономики Российской Федерации.

Объектом исследования является международная конкурентоспособность  экономики и ее изменение под  воздействием динамичного развития мировой экономики. Предметом исследования являются подходы, методы и инструменты измерения международной конкурентоспособности национальной экономики, внешние и внутренние факторы ее определяющие.

Курсовая работа состоит  из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников. В работе имеется 1 рисунок. Общий объем курсовой работы составил 56 страниц.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНКУРЕНЦИИ.

1.1. СУЩНОСТЬ  МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНКУРЕНЦИИ И  ЕЕ ВИДЫ.

 

 

       Явление  международных экономических отношений международная конкуренция - это форма соперничества субъектов мирового рынка, что возникает в процессе их трансграничного взаимодействия. Она направлена на достижение целей их международной экономической деятельности.

Причиной того, что  конкуренция предприятий приобретает  все больше международный характер, называют глобализацию экономических связей, которая происходит в результате стремительного развития международной торговли, иностранного инвестирования, крупных транснациональных компаний,  слияние деятельности транснациональных корпораций.

Весомое место в теории международной конкуренции занимает концепция ключевой компетентности. Ключевая компетенция предприятия - способность предприятия выполнять определенные виды деятельности, которые составляют цепь его ценностей и использование которых создает эффект синергии в деятельности предприятия. В зависимости от уровня международной конкуренции ключевой компетенцией предприятия может выступать:

- накопление и интегрирование существующих потоков знаний персоналом;

- генерирование новых знаний, навыков и умений, способных расширять коммерческие возможности предприятия и его потребительские ценности;

- разработка новых направлений бизнеса.

В процессе международных конкурентных отношений фирма может занять определенную позицию в зависимости от уровня развития своих ключевых компетенций (Рис. 1).

 

 

 
   
 
 


       


 




 

 

Рис. 1. Уровни и координаты международной конкуренции.

 

Международная конкуренция на первом уровне осуществляется за ключевые товары и услуги в координатах „цена - рыночная частица”.

Международная конкуренция  на втором уровне осуществляется за ключевые технологии в координатах „качество - скорость разработки новых изделий”.

Конкуренция на третьем  уровне основывается на интегрировании ключевых технологий с другими активами предприятия (менеджментом, коллективной учебой), использование которых создает ключевую компетенцию. Здесь главным источником конкурентных преимуществ выступают знание и «познавательная мобильность» персонала предприятия.

Цели участия в международных  конкурентных отношениях могут быть разными:

- увеличить потенциальный спрос за счет новых рынков (увеличить объем производства и улучшить результаты за счет экономии на масштабе);

- распределить коммерческий риск, ориентируясь на покупателей, которые живут в разных экономических средах, и действуя в более благоприятных конкурентных условиях;

- продлить жизненный цикл товара, проникая на рынки, спрос на которых все еще растет;

- защитить себя от конкуренции, диверсифицируя свои позиции, одновременно получая возможность следить за конкурентами на других рынках;

- снизить снабженческие и производственные расходы, используя сравнительные преимущества других стран.    

          А. Кузнецов выделяет два вида  международной конкуренции - многонациональную  и глобальную конкуренцию. Многонациональная конкуренция - вид международной конкуренции, при которой межфирменное соперничество в каждой стране или группе стран протекает независимо, то есть в таком контексте международный рынок выступает набором относительно самостоятельных национальных рынков, в национальных отраслях которых конкуренция осуществляется по-своему. В процессе многонациональной конкуренции фирмы соревнуются за господство на отдельных рынках. Такая форма международной конкуренции характерна для рынков продуктов питания (кофе, хлебные изделия, замороженные продукты, консервы,), простых металлоизделий и тому подобное.

Глобальная конкуренция  присуща международным рынкам гражданских  самолетов, телевизоров, автомобилей, часов, копировальных аппаратов, телекоммуникационного оборудования, шин.

Ученые акцентируют внимание на двойной природе международной конкуренции - как явления и как процесса международных экономических отношений.

Как явление международных  экономических отношений международная конкуренция - это форма соперничества субъектов мирового рынка, который возникает в процессе их трансграничного взаимодействия и направленная на достижение целей их международной экономической деятельности.

Как процесс, международная  конкуренция является проявлением  трансграничного вида взаимодействия субъектов мирового рынка, который характеризуется определенной структурой и техникой, последствиями и результатами, а также определенными условиями и правилами его ведения, поскольку международная среда является полем пересечения не только интересов товаропроизводителей, но и интересов национального уровня (экономической безопасности, прозрачной конкурентной среды и тому подобное). Именно поэтому поведение конкурентов на международном рынке будет формироваться под воздействием многих факторов, а не выходя лишь из меркантильных ожиданий субъектов ведения хозяйства.

Информация о работе Конкурентоспособность экономики