Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 17:01, курсовая работа
Основной целью работы является определение сути современного понимания конкурентоспособности экономики, особенностей и факторов на нее воздействующих как внешних - со стороны мировой экономики, так и внутренних, направлений развития теории конкурентоспособности.
Достижение поставленной цели предопределило необходимость решения следующих задач, последовательно раскрывающих тему:
- Выявление сущности конкуренции и её видов;
-Рассмотрение уровней конкурентоспособности и факторов, на нее влияющих;
В настоящее время
все больше и больше стран пытается
выйти на Мировой рынок со своей
собственной национальной продукцией
и старается успешно
После того как Россия отказалась от государственной монополии на внешнеэкономическую деятельность проблема успешного конкурирования на Мировом рынке стала для нашей страны очень острой. Процесс интеграции России в мировую экономику сопровождается многими трудностями. Уже на сегодняшнем, начальном этапе освоения западных рынков видно активное нежелание обосновавшихся на них продуцентов мириться с дестабилизирующим воздействием новых поставщиков дешевой продукции. Низкие показатели импорта связаны преимущественно с сокращением государственных расходов на централизованные закупки и ужесточением таможенно-тарифной и налоговой системы. Сказались также ограничения внешних заимствований, задолженность государства и предприятий иностранным партнерам, постепенная отмена бюджетного дотирования импорта. Однако, несмотря на все возникающие трудности как в области экспорта, так и импорта, товарооборот России со странами с развитой рыночной экономикой растет, что говорит о развитии и укреплении торгово-экономических связей с этими крупнейшими партнерами. Не опираясь на мировой опыт в вопросах конкурентоспособности, Россия сегодня не сможет успешно конкурировать на Мировом рынке. В своей работе я хотела рассмотреть те причины, которые позволяют странам побеждать в соперничестве с другими, а также причины, которые ухудшают конкурентоспособность страны. Я думаю, что умелое применение опыта развитых стран по проблемам международной конкуренции поможет России стать одним из сильнейших соперников на мировом рынке товаров и услуг.
Тема моей курсовой работы является актуальной так как современное развитие мировой экономики и особенно процессы глобализации мирового хозяйства, усилившаяся взаимозависимость экономик, формирование глобальных товарных и финансовых рынков привели к усилению интереса к проблеме повышения международной конкурентоспособности в странах, включенных в эти процессы. Вопросы конкурентоспособности на уровне экономики по степени актуальности выходят на первые места среди вопросов национальной значимости, поскольку тесно связаны с достижением динамичного экономического развития страны и повышением уровня жизни ее населения.
Проблема определения
уровня конкурентоспособности
Несмотря на то, что исследование вопросов международной конкуренции имеет длительную историю, интерес к этой проблеме обострился именно в последнее время, поскольку большинство экономик мира оказалось вовлечено в острую конкурентную борьбу. В настоящее время вопросами конкурентоспособности занимаются известнейшие экономисты и крупнейшие международные институты, которым помогают национальные институты более чем 100 стран мира, перечень стран, конкурентоспособность которых оценена, включает большинство стран мира, в которых производится более 90% мирового ВВП.
Наблюдаемые непрерывные изменения, как сущности понятия «международная конкурентоспособность», так и методики расчета этого показателя объясняются тем, что активное развитие теории конкурентоспособности на макроуровне происходит в последние 35-40 лет. Основная масса существующих современных исследований базируется в основном на близких принципах расчета уровня конкурентоспособности и ранжировании стран в соответствии с этим уровнем. Вместе с тем основные различия в проводимых исследованиях проявляются в формировании набора факторов, воздействующих на уровень конкурентоспособности страны, оценке силы этого воздействия, т.е. уровня весомости факторов, а также количестве показателей, их определяющих, и количестве стран, включаемых в исследования, что связано с несовершенством теоретической базы. Кроме того, современные методики определения рассматриваемого показателя учитывают также все основные тенденции развития мировой экономики, компьютерных и Интернет - технологий, прогрессивное развитие статистики в странах и последние достижения экономической теории.
В настоящее время существует не так много научных исследований, касающихся методологических проблем измерения международной конкурентоспособности и определения факторов, на нее воздействующих. Вместе с тем, работ по отдельным аспектам национальной конкурентоспособности и стратегиям ее повышения гораздо больше. Экономические основы теории конкуренции были заложены еще во времена меркантилизма и развиты классиками политической экономии А. Смитом и Д. Рикардо. Теоретические основы теории конкуренции развивали П. Друкер, Р. Солоу И. , Шумпетер. К фундаментальным работам, посвященным методологическим вопросам международной конкурентоспособности, послужившими теоретической базой курсовой работы, можно отнести труды М.Портера, М. Пебро, П. Линдерта, а также труды Дж. Бхагвати, Дж.Вильямсона, Д.Кауфмана, А. Лопес-Карлоса, Р.Лайарда, А.Намонда, Н.Рубини, К.Рогоффа, Б.Сетсера, Н. Эберстада.
Отдельные вопросы международной
конкурентоспособности и
Работы указанных авторов
и организаций стали отправными
точками для осмысления и научного
анализа методологических проблем
оценки международной
Основной целью работы
является определение сути современного
понимания конкурентоспособност
Достижение поставленной цели предопределило необходимость решения следующих задач, последовательно раскрывающих тему:
- Выявление сущности конкуренции и её видов;
-Рассмотрение уровней конкурентоспособности и факторов, на нее влияющих;
- Рассмотрение особенностей международной конкуренции на современном этапе;
- Выявление конкурентных преимуществ и слабых сторонх экономики Российской Федерации.
Объектом исследования
является международная
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников. В работе имеется 1 рисунок. Общий объем курсовой работы составил 56 страниц.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНКУРЕНЦИИ.
1.1. СУЩНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНКУРЕНЦИИ И ЕЕ ВИДЫ.
Явление
международных экономических
Причиной того, что
конкуренция предприятий
Весомое место в теории
международной конкуренции
- накопление и интегрирование существующих потоков знаний персоналом;
- генерирование новых знаний, навыков и умений, способных расширять коммерческие возможности предприятия и его потребительские ценности;
- разработка новых направлений бизнеса.
В процессе международных конкурентных отношений фирма может занять определенную позицию в зависимости от уровня развития своих ключевых компетенций (Рис. 1).
|
| ||
|
Рис. 1. Уровни и координаты международной конкуренции.
Международная конкуренция на первом уровне осуществляется за ключевые товары и услуги в координатах „цена - рыночная частица”.
Международная конкуренция на втором уровне осуществляется за ключевые технологии в координатах „качество - скорость разработки новых изделий”.
Конкуренция на третьем уровне основывается на интегрировании ключевых технологий с другими активами предприятия (менеджментом, коллективной учебой), использование которых создает ключевую компетенцию. Здесь главным источником конкурентных преимуществ выступают знание и «познавательная мобильность» персонала предприятия.
Цели участия в международных конкурентных отношениях могут быть разными:
- увеличить потенциальный спрос за счет новых рынков (увеличить объем производства и улучшить результаты за счет экономии на масштабе);
- распределить коммерческий риск, ориентируясь на покупателей, которые живут в разных экономических средах, и действуя в более благоприятных конкурентных условиях;
- продлить жизненный цикл товара, проникая на рынки, спрос на которых все еще растет;
- защитить себя от конкуренции, диверсифицируя свои позиции, одновременно получая возможность следить за конкурентами на других рынках;
- снизить снабженческие и производственные расходы, используя сравнительные преимущества других стран.
А. Кузнецов выделяет два вида
международной конкуренции - многонациональную
и глобальную конкуренцию.
Глобальная конкуренция присуща международным рынкам гражданских самолетов, телевизоров, автомобилей, часов, копировальных аппаратов, телекоммуникационного оборудования, шин.
Ученые акцентируют внимание на двойной природе международной конкуренции - как явления и как процесса международных экономических отношений.
Как явление международных экономических отношений международная конкуренция - это форма соперничества субъектов мирового рынка, который возникает в процессе их трансграничного взаимодействия и направленная на достижение целей их международной экономической деятельности.
Как процесс, международная конкуренция является проявлением трансграничного вида взаимодействия субъектов мирового рынка, который характеризуется определенной структурой и техникой, последствиями и результатами, а также определенными условиями и правилами его ведения, поскольку международная среда является полем пересечения не только интересов товаропроизводителей, но и интересов национального уровня (экономической безопасности, прозрачной конкурентной среды и тому подобное). Именно поэтому поведение конкурентов на международном рынке будет формироваться под воздействием многих факторов, а не выходя лишь из меркантильных ожиданий субъектов ведения хозяйства.