Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 17:01, курсовая работа
Основной целью работы является определение сути современного понимания конкурентоспособности экономики, особенностей и факторов на нее воздействующих как внешних - со стороны мировой экономики, так и внутренних, направлений развития теории конкурентоспособности.
Достижение поставленной цели предопределило необходимость решения следующих задач, последовательно раскрывающих тему:
- Выявление сущности конкуренции и её видов;
-Рассмотрение уровней конкурентоспособности и факторов, на нее влияющих;
Конкурентные преимущества проявляются в превосходстве в организационно-экономической, технико-технологической, маркетинговой сферах деятельности предпринимательской структуры в виде дополнительной прибыли, более высокой рентабельности и рыночной доли, увеличении объема продаж; возникают в результате применения современных технологий, снижения себестоимости выпускаемой продукции (услуг), дифференциации производства и использования целевых сегментов рынка, быстрой адаптации к изменениям на рынке.
Важным критерием классификации конкурентных преимуществ является базовое условие, определяющее характер источника их возникновения. По этому признаку можно выделить семь основных видов конкурентных преимуществ:
- экономического характера (общеэкономическое состояние рынка, политика правительства, рыночные факторы, стимулирующие спрос на продукцию, потенциал предпринимательской структуры, уровень финансирования деятельности организации);
- нормативно-правового характера (льготы, субсидии, субвенции, таможенное законодательство, права на интеллектуальную собственность, ноу-хау);
- структурного характера (интеграция процесса производства и реализации продукции, экспансия в рыночные ниши и рыночные окна);
- административного характера (ограничения со стороны государственной и муниципальной власти в выдаче патентов и лицензий, квотирование, порядок регистрации предприятий, препятствия в отведении земельных участков, предоставлении помещений в аренду);
- инфраструктурного характера (наличие средств коммуникаций, организованность и открытость рынков труда, капитала, инвестиционных товаров и технологий в регионах России, развитие дистрибьюторской сети, служб по оказанию консалтинговых, информационных, лизинговых и иного рода деловых услуг, развитие межфирменной кооперации);
- технического характера (технические, технологические особенности производства);
- неправового характера (основанные на географических факторах, основанные на демографических факторах).
Таким образом, конкурентоспособность товара (услуги) и конкурентоспособность предприятия соотносятся как часть и целое. И на поверхности экономической жизни конкуренция предпринимательских структур на рынке принимает характер конкуренции самой продукции, поэтому постоянно возрастает значение потребительских свойств этой продукции. Уровень же этих свойств зависит от уровня и степени использования составляющих потенциала предприятия на всех стадиях жизненного цикла товара. Однако между конкурентоспособностью товара и конкурентоспособностью организации существуют следующие отличия: конкурентоспособность предпринимательской структуры применима к длительному периоду, при этом оценку работе предпринимательской структуры дает не только потребитель, но и сам предприниматель.
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНКУРЕНЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.
2.1. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ФОРМИРОВАНИИ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ.
Исследуя историю развития экономических учений можно увидеть, что на всем протяжение развития общества отношение к вопросу вмешательства государства в товарно-денежные отношения было различным: от полного отрицания до абсолютного контроля.
Проблемы, связанные с переходом от экономики свободной конкуренции к преимущественно монополистической, явились причиной введения антимонопольной политики. В начале 20 века, США, как самая богатая и развитая в социально-экономическом отношении страна, испытала наибольшие потрясения от экономических кризисов и была пионером ввода подобной политики.
Чтобы быть эффективной, конкурентная система должна быть открытой и свободной, а ее участники сравнимы. При конкуренции именно решения многих продавцов и покупателей о предложении и спросе определяют рыночные цены. Это значит, что индивидуальные производители и поставщики ресурсов могут лишь приспосабливаться к желаниям покупателей, которые рыночная система регистрирует и доводит до сведения продавцов. Конкурирующих производителей, подчиняющихся воли рыночной системы, ждут прибыль и упрочнение их позиций; те, кто нарушает законы рынка терпят убытки и в конечном счёте банкротство. При конкуренции покупатели - это хозяин, рынок - их агент, а предприятия - их слуга.
Рост монополии резко изменяет эту ситуацию. Монополия - это ситуация, при которой число продавцов становится столь малым, что каждый продавец уже в состоянии оказать влияние на общий объём предложения, а поэтому и на цену, продаваемого продукта. Монополия заменяет собой конкуренцию, продавцы могут воздействовать на рынок или манипулировать на нём ценами к собственной выгоде и в ущерб обществу в целом. Своей способностью регулировать общий объём предложения монополисты могут искусственно ограничивать объём продукции и тем самым получать за неё более высокие цены, а очень часто и устойчивую экономическую прибыль. Монополия порождает нерациональное распределение экономических ресурсов, подавляет стимулы к технологическим инновациям и поэтому менее привлекательна с точки зрения общества, чем любая из форм конкуренции. Поэтому цели антимонопольной деятельности в странах рыночной экономики состоят не столько в борьбе с монополией, сколько в поддержании эффективной конкуренции для стимулирования экономической эффективности национальной экономик.
Главная задача государственного регулирования конкуренции и ограничения монополизма на рынке состоит в обеспечении достаточно надежной, безотказной реакции экономической системы на изменение спроса, условий рынка.
Антимонопольная политика государства, включает разработку антимонопольного законодательства и контроль за его осуществлением.
Антимонопольное законодательство представляет собой комплексное образование в системе норм коммерческого и хозяйственного права и направлено на сохранение и поддержание конкуренции.
Существующие в разных
странах антимонопольные
Запретительная система антимонопольного законодательства предполагает полный запрет монополий. Наиболее типичным представителем этой системы являются США, антитрестовское законодательство которых исходит из принципа несовместимости монополии и конкуренции.
К запретительной системе
можно также отнести и
Вторая известная в мировой практике система - регулятивная. К ней тяготеет антимонопольное законодательство большинства европейских стран в т. ч. стран Восточной Европы. Эта система направлена не против монополии как таковой, а против злоупотребления ею.
Например, в Финляндии совет по вопросам конкуренции, работа которого регулируется Законом о конкуренции, рассматривает и решает вопросы, связанные с вредными последствиями ограничения конкуренции.
Ограничение конкуренции имеет вредные последствия, если оно, с точки зрения здоровой и действующей конкуренции, не должным образом:
- влияет на образование цен;
- снижает и склонно снижать эффективность экономической жизни;
- препятствует или вредит деятельности другого предпринимателя;
- приводит к злоупотреблению положением на рынке;
- противоречит международной договоренности.
Закон об ограничении конкуренции предусматривает:
- Устранение отрицательных явлений, связанных с ограничением конкуренции;
- Исключение неправильного использования монопольного положения на рынке;
- Расширение прав ведомства по делам конкуренции;
- Исключение превышения устанавливаемых цен.
Основным регулятором рыночной экономики является соотношение спроса и предложения. Как правило, количество потребителей и производителей товара, особенно массового спроса, в реальной экономике достаточно велико. Если же товар по своему характеру является товаром узкого применения, то количество его изготовителей ограничено, и возможность монополизации рынка возрастает. Возрастает она и при укрупнении товаропроизводителей на основе слияний, поглощений или объединения предприятий, создания ассоциаций, сговора и т.д.
На количество товаропроизводителей и их поведение оказывают влияние условия формирования рынка, эффективность производства и сбыта товаров, эффективность воспроизводственных процессов на крупных, средних и малых предприятиях. Количество участников рынка отдельного товара может быть также ограничено эффективностью его производства на отдельных предприятиях или поведением отдельных фирм на рынке.
В классической рыночной экономике, которой в целом соответствует «рынок свободной конкуренции», товаропроизводители и продавцы вступают в конкурентную борьбу за увеличение сбыта. Успех в ней обеспечивает увеличение прибыли. Конкурентная борьба является объективной движущей силой экономического развития. В условиях совершенной конкуренции стремление увеличить прибыль создает стимулы к росту объемов производства, повышению качества товаров, что означает более полное удовлетворение требований потребителей, поднимает стимулы к насыщению рынка.
Ограничение конкуренции
(несовершенная конкуренция) приводит
к монополизации рынка, создает
преимущества отдельным
Степень монополизации рынков в значительной степени зависит от степени государственного регулирования экономических процессов и народнохозяйственной эффективности монополизации или демонополизации рынков. В каждый момент времени их взаимное влияние может быть различно. Например, централизованная экономика привела к исключению конкуренции как фактора экономического роста. Результатом этого была накопленная низкая конкурентоспособность отечественных товаров на внутреннем и внешних рынках, замедление технологического развития производства и технологическое отставание, проявляющиеся и в настоящее время.
Свободная конкуренция предусматривает значительное число товаропроизводителей. Это означает экономическую ориентацию на развитие среднего и малого бизнеса, который имеет преимущества в достаточно быстром удовлетворении потребностей рынков. Вместе с тем, технологическое обновление небольших предприятий связано с высокими капитальными затратами, которые для малого и среднего бизнеса затруднительны. Широкое использование кредитов для технического развития производства для значительного числа небольших предприятий приводит к последующим финансовым сложностям, которые могут стать причиной банкротства.
Монополизация рынков - объективная экономическая тенденция, возникающая в недрах товарного производства и отражающая интересы крупных товаропроизводителей. Она имеет отрицательные последствия для удовлетворения потребностей общества. Цель монополий - ограничение конкуренции для получения монопольно высокой прибыли за счет потребителей. Поэтому, во всех экономически развитых странах действует антимонопольное законодательство. Это может ослабить монополизм, но не устраняет преимуществ крупного производства. Издержки на крупных предприятиях ниже, чем на мелких. Это создает им дополнительные благоприятные условия для получения сверхприбыли и технологического развития.
Экономический результат
ограничения конкуренции
Отношения монополии, олигополии и конкурентной монополии присутствуют в экономике любой страны с рыночной экономикой. Поэтому нужна максимизация экономических результатов для потребителя. Она создает эффективное поле отношений конкуренции, свое для каждой страны, что зависит от уровня концентрации производства товаров и услуг. Последнее в свою очередь зависит от типов и отношений хозяйственных структур на каждом рынке. В различных сферах реальной экономики присутствуют все типы хозяйственных структур. Эффективное поле их отношений на рынке заключено между свободной конкуренцией и чистой монополией. Оно определяется типом доминирующих хозяйственных структур от мелких и средних предприятий (в условиях свободной конкуренции и монополистической конкуренции) до чистой монополии, определяемой доминирующим положением на рынке очень ограниченного количества крупных хозяйственных структур.
Объективное развитие национальных рынков показывает существование на них некоторого «структурного оптимума», отражающего среднее отношение между крупными (разрешенными) товаропроизводителями и свободно конкурирующими как правило мелкими и средними предприятиями. Учитывая государственный контроль за монополизированными рынками, накладывающий определенные ограничения на их развитие, можно сказать, что объективной тенденцией будет укрупнение предприятий до разрешенного уровня и существование малых и средних предприятий. Это говорит о перспективной эффективности для ряда товаров олигополических рынков, предусматривающих конкуренцию достаточного числа крупных товаропроизводителей.