Конкурентоспособность экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 17:01, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью работы является определение сути современного понимания конкурентоспособности экономики, особенностей и факторов на нее воздействующих как внешних - со стороны мировой экономики, так и внутренних, направлений развития теории конкурентоспособности.
Достижение поставленной цели предопределило необходимость решения следующих задач, последовательно раскрывающих тему:
- Выявление сущности конкуренции и её видов;
-Рассмотрение уровней конкурентоспособности и факторов, на нее влияющих;

Вложенные файлы: 1 файл

mirovaya_ekonomika_kursovaya_tipa.doc

— 220.00 Кб (Скачать файл)

Россия располагает  наибольшими возможностями для  своего социально-экономического развития по сравнению с другими странами мира. По уровню абсолютной величины национального  богатства на душу населения Россия опережает многие страны.

К сожалению, по показателю валового национального продукта на душу населения Россия отстает от США в 5 раз, Японии - в 4 раза, Германии и ряда других западноевропейских стран - в 3,5 раза и т.д. Кроме того, сегодня 40% мирового рынка высоких технологий концентрируется в США, в России - менее 0,5%.

      Одним из основополагающих условий эффективного социально- экономического развития российской экономики является обеспечение свободы конкуренции, за исключением отдельных случаев, определяемых экономической целесообразностью. Поддержка и развитие здоровой конкуренции является одной из основных функций государства, строящего рыночную экономику, в грамотной и успешной реализации которой заинтересованы как субъекты экономической деятельности, так и в конечном итоге все общество.

Государственное регулирование  конкуренции вырастает из защиты государством свободы торговли и  свободы предпринимательства, представляя  собой  комплекс последовательных мер, осуществляемых в целях обеспечения условий для состязательности хозяйствующих субъектов, повышения эффективности и конкурентоспособности российской экономики, модернизации предприятий и создания условий для обеспечения экономически эффективным способом потребностей граждан в товарах и услугах.

Структурно конкурентная политика включает в себя классическую борьбу с монополизированной структурой: принудительное разукрупнение и  санкционное преследование злоупотреблений  на товарных рынках доминирующим положением. Вместе с тем,  государственная миссия состоит еще и в том, чтобы содействовать созданию новых хозяйствующих субъектов, в частности в сфере малого и среднего бизнеса, путем различных дифференцированных регулирующих воздействий: налоговых, ценовых, инвестиционных. При этом необходимо констатировать тот факт, что в последние десятилетия российская конкурентная политика отождествляется с антимонопольной, в системе регулирования российской экономики государственная поддержка конкуренции все еще не позиционируется в качестве основополагающего элемента этой системы, а скорее рассматривается как некая защита интересов предпринимателей. Однако регулирующие функции антимонопольной политики государства не должны исчерпываться правовой охраной экономических свобод конкретных потерпевших и предполагают управляющее воздействие на более широкий круг общественных отношений.

 

Как отмечается в Программе  развития конкуренции в России на период 2011-2015 гг., утвержденной Распоряжением  Правительства РФ, основной задачей  макроэкономической политики является формирование рыночной среды, благоприятной для ведения бизнеса, развития компаний и рынков, наиболее полного удовлетворения потребностей общества. Поэтому реализуемая государством экономическая политика должна базироваться на конкурентных принципах. Развитие конкуренции - комплексная задача, за решение которой несут ответственность все органы государственной власти. До настоящего времени в качестве основного инструмента политики использовались защитные механизмы. В первую очередь к ним относится применение антимонопольного законодательства. Сложность заключается в том, что антимонопольное регулирование ограничено довольно узким инструментарием и направлено, прежде всего, на устранение правонарушений, а не на развитие конкуренции.

Инструменты, способствующие развитию, а не защите конкуренции, - налоговая политика, таможенно- тарифное регулирование, планирование, государственные закупки и тарифное регулирование естественных монополий не всегда были направлены на развитие конкуренции или использовались не в полной мере для этих целей. Задача развития конкуренции требует совершенствования и направления использования всех инструментов экономического регулирования и политики на цели развития конкуренции.

Таким образом, основные элементы стратегии в поддержку  предпринимательства и конкуренции направлены на обеспечение равных возможностей для всех предприятий, на такое повышение конкуренции, давление которой с течением времени может стать устойчивым, и на улучшение качества условий хозяйственной деятельности. Также в число ключевых приоритетных задач развития конкуренции входит:

-сокращение мягкой поддержки предприятий при одновременном стимулировании их реорганизации на рыночных принципах;

-создание равных условий для всех предприятий путем реформирования налоговой системы и устранения других обусловленных экономической политикой барьеров на пути новых предприятий, проведения реформ государственного управления и судебной системы на национальном и региональном уровнях;

- снижение препятствий для прямых иностранных инвестиций, в том числе количества и сферы действия существующих ограничений на прямые иностранные инвестиции, охватывающих не только промышленность, но также и инфраструктурные монополии и сектор услуг;

-ускорение либерализации торговли, в том числе вступление в ВТО;

-уменьшение международной и региональной сегментации рынков путем коммерциализации и повышения конкуренции в ключевых секторах инфраструктуры, в частности в отрасли связи и в транспортной отрасли;

-создание режима внедрения здоровой конкуренции, чтобы устранить имеющиеся у промышленных предприятий структурные недостатки по горизонтали и по вертикали;

-увеличение доступа малых предприятий к инфраструктуре, финансам и услугам материально-технического снабжения.

         Значительная роль в реализации федеральной программы развития конкуренции в России отводится региональному аспекту ее реализации. Одной из приоритетных задач, поставленных Программой развития конкуренции, является рейтингование регионов.  Такой подход обусловлен тем фактором, что «проблемные» рынки с точки зрения конкуренции, как правило, имеют региональный аспект. Это такие рынки, как рынки транспортного обслуживания, жилищно-коммунальных услуг, строительства и строительных материалов, социальных услуг, образования, производства и реализации продуктов питания.

Приоритетными задачами региональных программ развития конкуренции  являются:

- упрощение начала и ведения предпринимательской деятельности; сокращение административных барьеров и устранение ограничений для перемещения товаров;

-организация сбора, анализа и публикации информации о региональных рынках, потребностях в товарах и услугах в целях привлечения новых предпринимателей;

- повышение информационной прозрачности деятельности органов власти и органов местного самоуправления, включая публикацию основных процедур и результатов деятельности;

-сокращение прямого участия государственных органов и органов местного самоуправления в хозяйственной деятельности; развитие государственного и муниципального заказа, в том числе расширение практики заказа социальных (медицинских, образовательных) услуг на основе конкурсных процедур;

- развитие транспортной и энергетической инфраструктуры.

Кроме того,  региональные программы развития конкуренции  должны включать в себя общие меры, направленные на улучшение конкурентной среды в регионе, отраслевые меры, учитывающие специфику и проблемы отдельных рынков, а также меры, направленные на развитие сферы торговли, в том числе различных форматов осуществления торговой деятельности. Стратегической целью реализации региональных программ развития конкуренции является выравнивание условий конкуренции в различных субъектах Российской Федерации.

 

 

                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Современная конкуренция  как неотъемлемый атрибут мирового рынка и как форма рыночных процессов характеризуется невиданной ранее масштабностью, динамизмом и остротой.

Масштабность конкуренции  обусловлена повсеместным ростом числа  участников внешнеторговых операций, а особый динамизм конкуренции придает НТР.

Значительную известность  в обосновании новейших концепций  внешнеторговой политики, пытающихся объединить некоторые положения  теорий "сравнительного преимущества" с внешнеторговой стратегией крупных  фирм, получили работы американского  экономиста М. Портера. Особенностью этих работ является прагматический характер, опора на исследования материалов по внешней торговле значительного числа стран. Решающий вывод, сделанный Портером, носит внешне достаточно тривиальный характер международная конкурентоспособность страны определяется прежде всего комплексными конкурентными преимуществами ее ведущих фирм. Новизна же исследований Портера состоит в выявлении решающих условий, формирующих подобные конкурентные преимущества.

Национальное благосостояние во многом зависит от уровня конкурентоспособности, фундаментом которой является экономическая политика страны, выраженная в степени "продвинутости" национальных компаний и состоянии делового климата. Политическая стабильность, четкая и ясная макроэкономическая политика, либерализация рынка и приватизация - необходимые, но не достаточные условия экономического развития. Реформы на уровне микроэкономики являются не менее, а в некоторых случаях и более важными.

Конкуренция - явление  сложное и многогранное. Не случайно, что в экономической литературе существует множество трактовок этого понятия. Автор рассматривает конкуренцию как борьбу за ограниченные ресурсы (включая ресурсы обеспечения жизнедеятельности человека) между субъектами, каждый из которых имеет намерение использовать ограниченные ресурсы в своих целях. Данное определение дает возможность рассматривать конкуренцию как явление и, одновременно, как процесс.

В последнем случае конкуренция  проявляет тенденцию к эволюционным изменениям под воздействием ряда объективных и субъективных факторов. Ретроспективный анализ факторов, влияющих на конкуренцию и конкурентоспособность экономических систем, показывает изменение степени влияния различных факторов (в сторону увеличения значения одних и уменьшения других) под воздействием объективных мировых и внутренних (внутри экономической системы) процессов и тенденций.

Для формирования эффективной  конкурентной среды в трансформируемой экономике России необходимо определить доминирующие факторы влияния, провести их классификацию и дифференциацию по степени влияния на создание конкурентной среды - неконтролируемые (слабо контролируемые) и контролируемые государством.

Наиболее определяющим, на мой взгляд, в развитии современной  конкуренции является неконтролируемый государством фактор — усиление соперничества на всех уровнях в рамках борьбы за ограниченные ресурсы.

Основными факторами, контролируемыми  государством, влияющими на создание эффективной конкурентной среды  и повышающими степень конкурентоспособности  экономической системы, являются:

- совершенствова государственного механизма;

- наличие эффективной институциональной среды.

 

Без эффективной институциональной  среды невозможно формирование эффективной  конкурентной среды. Данное утверждение  наглядно иллюстрирует следующая упрощенная схема:

Эффективная институциональная  среда

Эффективная конкурентная среда

Высокая степень конкурентоспособности  экономической системы

Целью государства должен стать принципиально новый подход в осуществлении регулирования, основанный на методах, ставящих его под контроль общественных организаций. Разработка и внедрение комплексной программы государственного регулирования должна поставить непреодолимые препятствия на путях коррупции и рентоориентированного поведения чиновников и аффилированных с ними лиц.

Наиболее действенной  и эффективной стратегией интеграции России в мировую экономику является сочетание структурной перестройки  экономики с ее ориентацией на активный рост экспорта и дифференциацию его потенциала. Основные средства достижения этой цели - общее улучшение инвестиционного климата, привлечение инвестиций в соответствующие отрасли, создание механизмов стимулирования экспорта, использование различных инструментов внешнеэкономического регулирования с целью формирования жизнеспособных экспортных производств.

 

 

 

                     

 

 

 

 

 

   СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ  ИСТОЧНИКОВ:

 

  1. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. М.: Центр экономики и маркетинга, 2009.-241 с.
  2. Александров Н.Н., Козлов В.Д. Крючков Д.В. Конкуренция и конкурентоспособность: содержание понятий и история их становления. -Н. Новгород: Изд-во ВВАГС, 2004.-302с.
  3. Аристов О.В. Конкуренция и конкурентоспособность. М.: Финста-тинформ, 2007.-125 с.
  4. Алешин Д. А. Современные мировые тенденции развития государственного регулирования конкуренции // Модернизация экономики и государство. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007. Кн. 3. С. 39.
  5. Белконский А. Конкурентная стратегия и Россия // Менеджмент в России и за рубежом. 2004. -№ 5.
  6. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе / Пер. с англ. М.: ДЕЛО, 1994.-265 с.
  7. Бренделева ЕА. Государство и его институты в переходной экономике // Проблемы развития современного мира. М.: МГИОМО, 2008.
  8. Демиденко И. А. Оценка конкурентоспособности предприятий // Проблемы и перспективы развития предприятий. СПБ., 2003.-370 с.
  9. Закон «О защите конкуренции» N 135-Ф3 от 26.07.2006. Статья 4.
  10. Мазин А. Особенности конкуренции на российском рынке труда // Человек и труд. 2005. -№ 5.
  11. Майкл Портер. Международная конкуренция. - М.: Междунар. отношения, 2005., с.896
  12. Салимжанов И. Конкуренция и ценообразование // Финансы. 2005. -№9.
  13. Субботина Т. Россия на распутье: два пути к международной конкурентоспособности // Вопросы экономики. 2006. - № 2.
  14. Уваров В. Слияния и поглощения в свете современных технологий конкуренции // Менеджмент в России и за рубежом. 2005. - № 2.
  15. Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции. М.: Экономика, 2003.-251 с.
  16. Шаститко А., Авдашева С. Адвокатирование конкуренции как часть конкурентной политики // Вопросы экономики. 2005. №12. С. 109-121.
  17. Швандар К.В. Международная конкурентоспособность стран - экспортеров нефти: состояние, динамика, перспективы М.: МАКС пресс. 2009. -  156с. 
    Швандар К.В. Международная конкурентоспособность: трансформация понятия, критерии оценки, практические результаты // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. - 2008. - № 2. (Экономика зарубежных стран) - С. 58-72.
  18. Швандар К.В. Роль инфраструктуры в повышении международной конкурентоспособности национальной экономики // Транспортное дело России. 2010 .- № 8.- С. 12-15.
  19. Швандар К.В. Современное состояние международной конкурентоспособности российской экономики // Транспортное дело России. 2010 .- № 9. - С. 2-5.
  20. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика: Учебно-практическое пособие. М.: ГНОМ-ПРЕСС, 2001.1. Статьи на русском языке
  21. www.polit.ru/lectures/2004/12/02/livshitz.html/

Информация о работе Конкурентоспособность экономики