Конкуренция и антимонопольная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 21:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование политики антимонопольного регулирования, неотрывно связанной с понятием «конкуренция», как составляющие одного целого экономического процесса.
Для достижения поставленной цели выявлены следующие задачи:
- определить понятия конкуренции и антимонопольной политики;
- провести анализ факторов конкурентоспособности на рынке отечественного предприятия;
- изучить проблему формирования конкурентной среды и антимонопольного регулирования;
- высказать собственное мнение на исследуемую проблематику.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….……….……3
1.КОНКУРЕНЦИЯ И АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА………………..….5
1.1 Понятие и основные принципы антимонопольной политики и антимонопольного законодательства………………………………..………5
1.2 Понятие и сущность конкуренции……………………………………….8
1.3. Понятие факторов конкурентоспособности…………….…………….11
2.ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ..13
2.1. Характеристика исследуемого предприятия…………………….……13
2.2 Проблема формирования конкурентной среды в Республике Беларусь и использование антимонопольного регулирования………………………….…17
3.CОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ…………………………..25
3.1. Предложения по формированию конкурентных преимуществ и
укреплению рыночной позиции исследуемого предприятия……………....25
3.2. Совершенствование антимонопольной политики в Республике Беларусь………………………………………………………………..….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………....30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………...32

Вложенные файлы: 1 файл

Конкуренция и антимонопольная политика государства.doc

— 229.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

Экономический факультет

Кафедра менеджмента

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

на тему: Конкуренция и антимонопольная политика государства

 

 

Студента  курса                                             _______________       

заочного отделения                                        «______» ______________2012 г.

«Менеджмент»

 

 

Научный руководитель                                 ______________

                                                                          «______ » ______________2012 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск, 2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….……….……3

1.КОНКУРЕНЦИЯ И АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА………………..….5

1.1 Понятие и  основные принципы антимонопольной  политики и антимонопольного  законодательства………………………………..………5

1.2 Понятие и сущность  конкуренции……………………………………….8

1.3. Понятие факторов  конкурентоспособности…………….…………….11

2.ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ..13

2.1. Характеристика  исследуемого предприятия…………………….……13

2.2 Проблема формирования  конкурентной среды в Республике Беларусь и использование антимонопольного регулирования………………………….…17

3.CОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ…………………………..25

3.1. Предложения по  формированию конкурентных преимуществ  и

       укреплению  рыночной позиции исследуемого  предприятия……………....25

3.2. Совершенствование  антимонопольной политики в Республике  Беларусь………………………………………………………………..…….27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………....30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………...32

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Антимонопольная политика, безусловно, очень важна  для экономики государства. Хорошо продуманные меры по регулированию  монополий способствуют развитию конкуренции, стабилизации рынка и совершенствованию экономики в целом.

Еще в прошлом веке во многих странах монополизм был квалифицирован как экономическое преступление против общества. Соответственно были приняты, принимаются и регулируются специальные законы, направленные на предотвращение или ослабление отрицательных последствий монополизации рынков. Пытаясь компенсировать несовершенства рынка, государство, прибегая к различным способам и методам, выбирает наиболее адекватные той или иной задаче. Важнейшая из этих задач – устранение последствий, порождаемых несовершенствами рынка.

Система государственного регулирования экономики, сформировавшаяся во всех индустриально развитых странах, в качестве обязательного элемента предусматривает создание благоприятных условий для развития конкурирующей среды на рынке товаров и услуг. Антимонопольное регулирование – важнейшая составная часть экономической политики государства во всех странах с развитой рыночной экономикой. Наряду с этим,  антимонопольное регулирование в сочетании с поддержкой отечественного предпринимательства и организацией защиты прав потребителей,  во многом служат одним из существенных условий успешного социально – экономического развития Беларуси.

Целью данной курсовой работы является исследование политики антимонопольного регулирования, неотрывно связанной с понятием «конкуренция», как составляющие одного целого экономического процесса.

Для достижения поставленной цели выявлены следующие  задачи:

-  определить понятия конкуренции и антимонопольной политики;

- провести анализ факторов конкурентоспособности на рынке отечественного предприятия;

- изучить проблему  формирования конкурентной среды  и антимонопольного регулирования;

-  высказать собственное  мнение на исследуемую проблематику.

Объект исследования – отечественное предприятие (завод  Амкодор).

Предмет – антимонопольное регулирование. 

Актуальность выбранной темы также  обуславливается тем фактором, что  создание конкурентной среды – неотъемлемое условие для развития рыночных отношений.  Знания же в вопросе антимонопольной  политики позволяют отстаивать свои экономические и правовые интересы в условиях конкурентного рынка.                                                                                                              

 

 

Изучению аспектов, определяющих суть данной курсовой работы,  посвящены работы:  Юданов А.Ю. (Конкуренция. Теория и практика), Санько Г.Г.(Монополизм и антимонопольное регулирование), Розанова Н.М. (Конкурентный процесс в современной рыночной экономике), Качалин В.В. (Международные аспекты антимонопольного регулирования), Хиль М. (Правовое регулирование антимонопольного законодательства в Республике Беларусь и других государствах – членах ЕврАзЭС) и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. КОНКУРЕНЦИЯ И АНТИМОНОПОЛЬНАЯ  ПОЛИТИКА

 

1.1 Понятие  и основные принципы антимонопольной  политики и антимонопольного  законодательства

 

Монополия (от греч. Monopolium- один продаю или единственный продавец) означает исключительное право на осуществление какой-либо деятельности (производства, торговли, промысла), принадлежащие одному лицу, группе лиц, организации или государству, позволяющее навязывать собственные интересы и получать монопольную прибыль.

Монополизм  находит свое место и в рыночной экономике. О его существовании можно судить по признакам монополистического поведения: по разрушению рыночных механизмов (торможение НТП, удержание высоких цен, снижение качества и сокращение объема продукции и т.д.).

Монополистом  может быть государство, регионы, центральные  экономические ведомства, министерства, разумеется, государственные и частные  предприятия, а также отдельные  предприниматели. Обычно монополизм связывают с крупными и крупнейшими предприятиями или корпорациями.

Существуют  разные виды монополий, которые можно  классифицировать на три основных: естественная, административная и экономическая.

Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе — особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.

Административная монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям.

Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития.

Монополизм  в экономике государства базируется на универсальной государственной  собственности и отсутствии цивилизованного  рынка, т.е. тотальном огосударствлении экономики. [8, c. 63]

Негативными последствиями  монополизма государственной собственности (государственного монополизма) являются;

1) на уровне  общества — отсутствие экономической  свободы, вырождение экономической  системы;

2) на уровне  отрасли — возникновение узковедомственных  интересов;

3) на уровне  предприятия — негибкость, неэффективность производства;

4) на уровне  отдельного работника — отчуждение  от собственности, управления  и от результатов собственного  труда.

Одним словом, по всем позициям государственный монополизм наносит экономике и народному  хозяйству в целом огромный вред.

Антиподами  монополизма всегда были рынок и  конкуренция, основанные на частной  собственности на средства производства и предпринимательскую деятельность. Отсюда следует, что основными путями преодоления монополизма являются: формирование нормально действующей рыночной экономики и конкурентной среды на товарных рынках, развитие малого предпринимательства, а также разгосударствление собственности и приватизация предприятий. Одним словом, сюда относятся все меры по демонополизации экономики. [15, c.17].

Демонополизация экономики - это преодоление монополистической  деятельности и содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства.

Антимонопольное регулирование - комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых государством и направленных на то, чтобы обеспечить условия для рыночной конкуренции и не допустить чрезмерной монополизации рынка, угрожающей нормальному функционированию рыночного механизма. Антимонопольное регулирование включает регулирование уровня концентрации и монополизации производства, стратегии и тактики предприятий, внешнеэкономической деятельности, ценовое и налоговое регулирование.

Антимонопольная политика государства всегда опирается  на антимонопольное законодательство.

Антимонопольное законодательство — это сложная  и разветвленная сеть законов, судебных решений и правовых норм, комплекс правовых актов в странах с рыночной экономикой, направленных на поддержание конкурентной среды, противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции Все эти меры направлены поддержание конкурентной среды, противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции, на регулирование действий фирм и корпораций на рынке товаров и услуг, на рынке капиталов, отсекая те из них, которые признаются недобросовестными, некачественными по отношению к правам производителей и потребителей, а также просто вредными для общества.

В основу комплекса  государственных мер, составляющих антимонопольную политику, заложено общее концептуальное представление, согласно которому наивысшее благосостояние граждан достигается в случае, когда они имеют возможность свободно обмениваться производимыми ими товарами и услугами на конкурентном рынке. Причем считается, что если все сделки по подобному обмену будут заключаться на уровне цен, устанавливаемых в результате конкурентной борьбы между поставщиками товаров и услуг, то общество в целом получит больший объем материальных благ, чем в случае, когда часть подобных сделок будут заключаться по ценам, отклоняющимся от конкурентных в сторону, как завышения, так и занижения. Конкурентный рынок, таким образом, выступает универсальным регулятором общественного производства, его пропорций. При этом вопрос о том, что производить и в каком количестве, объективно решает сам потребитель, предъявляя на рынке спрос на те или иные виды товаров и услуг.

Разработка  и принятие антимонопольного законодательства — одно из самых важных средств  государственного регулирования экономики. В современный период главная  особенность этого законодательства состоит в том, что оно направлено на защиту так называемой олигополии как рыночного механизма.

Существуют  две основные формы борьбы с монополиями:

  • предупреждение создания монополий;
  • ограничение использования монопольной власти.

Для проведения антимонопольной политики государство  создает антимонопольные службы, основной задачей которых является контроль монополистических тенденций  в стране. Антимонопольные службы не являются частью законодательной  власти, но их компетенция позволяет им выполнять совещательную функцию. Подобные организации не имеют права действовать авторитарными методами, например, закрывать предприятия. Но они могут заставить предприятие, доминирующее на рынке, возобновить поставку продукции тому получателю, которому в этих поставках было противозаконно отказано. Все их решения обязательны для исполнения. В противном случае накладываются денежные штрафы, предусмотренные законодательством за нарушение антимонопольного закона. При этом необходимо отметить, что все решения антимонопольной службы должны подлежать проверке государственными судами.

Кроме осуществления  процесса демонополизации антимонопольная  служба призвана бороться со злоупотреблениями. Такая борьба может быть эффективной  только при активном участии потребителей. Поэтому широкие массы населения должны понимать практическое значение антимонопольной политики в повседневной жизни. Помочь в этом должна прежде всего пресса и другие средства массовой информации. Прессе должно предоставляться право на соответствующее сообщение, но лишь в объективной и честной форме, без какой-либо дискредитации. Каждая антимонопольная служба должна иметь сотрудника для связи с прессой, который сообщает о деятельности службы и комментирует ее. [3, c. 324].

Опыт развитых стран свидетельствует, что антитрестовская политика оказалась малоэффективной и влияла лишь на формы централизации капитала, но сам процесс монополизации она не приостановила. Противодействие монополизации экономики выражается в форме запретов на ведение производственно-коммерческой деятельности, в разукрупнении фирм, их реорганизации, разделении, вплоть до ликвидации. Несмотря на различия антимонопольных законодательств разных стран, они имеют общие черты и цели. К таковым относятся: поощрение конкуренции; контроль над фирмами, занимающими доминирующие положение на рынке, и над процессом слияний и поглощений компаний; защита интересов потребителей; содействие развитию малого и среднего бизнеса.

Информация о работе Конкуренция и антимонопольная политика государства