Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 21:37, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование политики антимонопольного регулирования, неотрывно связанной с понятием «конкуренция», как составляющие одного целого экономического процесса.
Для достижения поставленной цели выявлены следующие задачи:
- определить понятия конкуренции и антимонопольной политики;
- провести анализ факторов конкурентоспособности на рынке отечественного предприятия;
- изучить проблему формирования конкурентной среды и антимонопольного регулирования;
- высказать собственное мнение на исследуемую проблематику.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….……….……3
1.КОНКУРЕНЦИЯ И АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА………………..….5
1.1 Понятие и основные принципы антимонопольной политики и антимонопольного законодательства………………………………..………5
1.2 Понятие и сущность конкуренции……………………………………….8
1.3. Понятие факторов конкурентоспособности…………….…………….11
2.ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ..13
2.1. Характеристика исследуемого предприятия…………………….……13
2.2 Проблема формирования конкурентной среды в Республике Беларусь и использование антимонопольного регулирования………………………….…17
3.CОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ…………………………..25
3.1. Предложения по формированию конкурентных преимуществ и
укреплению рыночной позиции исследуемого предприятия……………....25
3.2. Совершенствование антимонопольной политики в Республике Беларусь………………………………………………………………..….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………....30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………...32
В целях устранения факторов, сдерживающих реализацию антимонопольной политики, совершенствования правовой базы, регулирующей деятельность предприятий-монополистов Министерство предпринимательства и инвестиций подготовило проект закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции". Основными направлениями антимонопольной политики в настоящее время являются:
1) сокращение
прямого государственного
2) устранение
монопольного положения
регулируемые государством монополии;
3) обеспечение притока конкурирующих товаров на белорусские рынки;
4) правовое и
организационное обеспечение
Антимонопольная политика в области ценообразования была направлена в основном на сужение сферы прямого государственного регулирования цен на продукцию и услуги предприятии на базе дифференцированного подхода к товарным рынкам и разным группам товаропроизводителей, а также на постепенный переход от ценового регулирования к системе контроля цен.
Государственное антимонопольное регулирование нуждается в детальном анализе ситуации на товарных рынках республики. Однако эта работа осложняется неудовлетворительным состоянием государственной статистики с точки зрения, как методологии, так и достоверности, полноты предоставляемой информации. В частности, сегодня недостаточно информации о рынке ценных бумаг, об уровне концентрации капитала, о движении акций, об объемах и структуре производства негосударственного сектора экономики и др. Отечественная статистика не владеет многими необходимыми сведениями, позволяющими проводить полный и всесторонний анализ степени монополизации экономики. Вследствие коммерциализации информационной
области возникает монополия на информацию.
Обобщая сказанное, следует подчеркнуть, что в условиях перехода к рынку речь должна идти не столько о борьбе с монополизмом, о разработке и принятии пакета антимонопольных законов, сколько о формировании конкурентных отношений, на защиту которых и следует направить антимонопольное регулирование. Необходимо разработать доктрину разумности экономического поведения, весь комплекс мер (экономических, правовых, организационных), предусматривающих коренную перестройку отношений собственности, производства, обмена и управления.[21, c. 25]
Таким образом, вышеизложенная оценка особенностей монополизации экономики Республики Беларусь, бюрократизации как фактора монополизации экономики в Республике Беларусь и проблем формирования конкурентной среды в РБ позволяет сделать вывод о неадекватности конкурентоспособности белорусского рынка уровню законодательной базы антимонопольного регулирования.
3. CОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
3.1. Предложения по формированию конкурентных преимуществ и
укреплению рыночной позиции ис
В качестве основных направлений укрепления конкурентных возможностей предприятия рассматриваются:
Предложения по комплексу
мер, направленных на обеспечение
Стратегия ОАО «Амкодор» - это проникновение с товаром рыночной новизны на свободный сегмент рынка и завоевание части рынка за счет оптимальной стратегии ценовой политики.
Для выбора правильной предпринимательской стратегии необходимы соответствующие критерии. В качестве основных критериев можно выбрать стабильность и однородность рынка.
Здесь применима стратегию
последовательного освоения рынков
нескольких регионов для снижения степени
риска. На однородных рынках предприятию
обеспечена возможность для стандартизиров
К тактическим задачам
относятся организация
Серьезный фактор
конкурентоспособности
Данная концепция
Таким образом, конкуренция, обусловленная борьбой фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, тесно связана с действиями, направленными на формирование монопольных рынков. Поэтому рыночным отношениям свойственно наличие и монополии, и конкуренции, находящихся в диалектической взаимосвязи. Защищаясь от конкуренции посредством инноваций и обладая наибольшим ресурсным потенциалом, монополия обеспечивает интенсивное экономическое развитие общества. При этом в условиях межотраслевой конкуренции и ограниченности ресурсов потребителей власть монополии над ценой не является существенной.
3.2. Совершенствование антимонопольной политики в Республике Беларусь
В условиях перехода к рынку демонополизация хозяйственной жизни предполагает преодоление монополистических тенденций в экономике: на народнохозяйственном уровне - ликвидацию тоталитаризма государственной собственности; на уровне отрасли - устранение монополии министерств, ведомств и их преемников (концернов, ассоциаций и т.д.), упразднение их командных функций; на уровне предприятий - пресечение диктата производителя (продавца), свободную реализацию продукции любому нуждающемуся в ней потребителю, имеющему возможность выбора поставщика.
При этом должна быть учтена
специфика отечественной
Государственное антимонопольное
регулирование нуждается в
Демонополизация в Беларуси должна осуществляться с учетом: 1) неблагоприятного состояния экономики, включая устарелость технологий и хронический дефицит оборотных средств; 2) ограниченной собственной материально-сырьевой и энергетической базы; 3) высокой зависимости экономики республики от процессов в сопредельных государствах (особенно в Российской Федерации), а также от поставок основных видов ресурсов и комплектующих изделий.
Антимонопольное законодательство является ключевым аспектом антимонопольной политики, поэтому неудивительно, что основные предложения по совершенствованию антимонопольной политики будет претерпевать именно основа антимонопольной политики - антимонопольное законодательство.
Как и в любом другом государстве, в законодательстве РБ существует проблема нечеткости понятий. Существующую в зарубежном законодательстве нечеткость определений и отсутствия понятия «недобросовестная конкуренция» стараются компенсировать судебной практикой, обобщающей многолетний опыт, создав определенные подходы к оценке действий хозяйствующих субъектов в процессе конкуренции. Важно установить признаки, которые характеризуют недобросовестную конкуренцию как акт, подлежащей пресечению в соответствии с антимонопольным законодательством. Современная трактовка понятия «недобросовестная конкуренция» дается в Законе Республики Беларусь "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции" как «любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат настоящему Закону, требованиям добросовестности и разумности и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации». Данное определение нельзя признать жестким, позволяющим полностью определить недобросовестную конкуренцию в любом случае, да и по смыслу его можно отнести скорее к моральным нормам, чем к правовым. В результате не определяется базовое для конкуренции понятие, дающее свободное использование его для правоприменения. Также следует добавить, что перечень форм недобросовестной конкуренции может быть расширен.
Также, следует устранить положения о необходимости согласовывать приобретение каждого дополнительного пакета акций, ведь важно не то, какое именно количество акций у того или иного собственника, а то каким образом меняется набор прав в результате приобретения пакета акций. Следует увеличить размер штрафов, так как размеры штрафов в настоящем законодательстве никак не сопряжены с масштабами незаконно полученного дохода. Заключение и исполнение индивидуальными предпринимателями или должностными лицами юридических лиц соглашений о разделе рынков, об устранении с рынков конкурентов и иных условиях, существенно ограничивающих конкуренцию, в соответствии со ст. 12.25 КоАП влечет наложение штрафа в размере от 20 до 50 базовых величин или лишение права заниматься определенной деятельностью. Надо сформировать достоверные угрозы применения санкций в случае нарушения правил, а достоверность может достигаться не только через непосредственное применение санкций, но и через другие сигналы - разъяснительные компании - в рамках политики по развитию конкуренции, повышения общего уровня доверия к системе государственного управления.[21, с.55]
Как свидетельствует опыт применения антимонопольного закона не только в Республики Беларусь, но и за рубежом, сам механизм наложения и выплаты штрафа компаниям не всегда позволяет наказать истинных виновников. Введение санкций против компаний означает наказание в первую очередь акционеров и менеджеров, а инициаторы и участники могут не владеть акциями компании и не входить в состав исполнительного менеджмента в момент применения санкций. Индивидуальная ответственность позволит повысить вероятность раскрытия информации о незаконной деятельности и как следствие - ослабить стимулы к нарушению условий конкуренции. Если же виновные лица передают антимонопольным органам информацию о деятельности картеля и тем самым способствуют раскрытию преступления, то можно освободить лица от уголовной ответственности.
Создание эффективных правовых механизмов, которые обеспечивают соблюдение запрета на занятие предпринимательской деятельностью представителями органов власти, в том числе через использование государственных и муниципальных унитарных предприятий как инструментов совмещения органами власти хозяйственных и властных полномочий.
В целях ограничения возможностей злоупотребления доминирующим положением, а также антиконкурентных сговоров целесообразно развитие организованных рынков в форме бирж. Биржевой механизм должен обеспечивать формирование такой цены, которая давала бы возможность блокировать ценообразование во внебиржевой торговле, позволяющее извлекать монопольную прибыль. Необходимо совершенствовать взаимодействие с органами государственной статистики, а также разрабатывать ведомственную статистику, отвечающую запросам и соответствующую специфике задач, поставленных перед антимонопольным органом.
Информация о работе Конкуренция и антимонопольная политика государства