Конкуренция и антимонопольная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 21:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование политики антимонопольного регулирования, неотрывно связанной с понятием «конкуренция», как составляющие одного целого экономического процесса.
Для достижения поставленной цели выявлены следующие задачи:
- определить понятия конкуренции и антимонопольной политики;
- провести анализ факторов конкурентоспособности на рынке отечественного предприятия;
- изучить проблему формирования конкурентной среды и антимонопольного регулирования;
- высказать собственное мнение на исследуемую проблематику.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….……….……3
1.КОНКУРЕНЦИЯ И АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА………………..….5
1.1 Понятие и основные принципы антимонопольной политики и антимонопольного законодательства………………………………..………5
1.2 Понятие и сущность конкуренции……………………………………….8
1.3. Понятие факторов конкурентоспособности…………….…………….11
2.ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ..13
2.1. Характеристика исследуемого предприятия…………………….……13
2.2 Проблема формирования конкурентной среды в Республике Беларусь и использование антимонопольного регулирования………………………….…17
3.CОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ…………………………..25
3.1. Предложения по формированию конкурентных преимуществ и
укреплению рыночной позиции исследуемого предприятия……………....25
3.2. Совершенствование антимонопольной политики в Республике Беларусь………………………………………………………………..….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………....30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………...32

Вложенные файлы: 1 файл

Конкуренция и антимонопольная политика государства.doc

— 229.50 Кб (Скачать файл)

В целях устранения факторов, сдерживающих реализацию антимонопольной политики, совершенствования правовой базы, регулирующей деятельность предприятий-монополистов Министерство предпринимательства и инвестиций подготовило проект закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции". Основными направлениями антимонопольной политики в настоящее время являются:

1) сокращение  прямого государственного участия  в экономике и переход к  экономическим методам государственного регулирования на макроуровне;

2) устранение  монопольного положения крупных  структур (региональных, межотраслевых  ассоциаций, концернов, корпораций, холдингов и других объединений  предприятий) в сфере производства  и реализации товаров (работ, услуг), за исключением сфер, где сохраняются естественные,

регулируемые  государством монополии;

3) обеспечение  притока конкурирующих товаров  на белорусские рынки;

4) правовое и  организационное обеспечение антимонопольного  регулирования и реализации законодательства о защите прав потребителей.

Антимонопольная политика в области ценообразования  была направлена в основном на сужение  сферы прямого государственного регулирования цен на продукцию  и услуги предприятии на базе дифференцированного подхода к товарным рынкам и разным группам товаропроизводителей, а также на постепенный переход от ценового регулирования к системе контроля цен.

Государственное антимонопольное регулирование  нуждается в детальном анализе  ситуации на товарных рынках республики. Однако эта работа осложняется неудовлетворительным состоянием государственной статистики с точки зрения, как методологии, так и достоверности, полноты предоставляемой информации. В частности, сегодня недостаточно информации о рынке ценных бумаг, об уровне концентрации капитала, о движении акций, об объемах и структуре производства негосударственного сектора экономики и др. Отечественная статистика не владеет многими необходимыми сведениями, позволяющими проводить полный и всесторонний анализ степени монополизации экономики. Вследствие коммерциализации информационной

области возникает  монополия на информацию.

Обобщая сказанное, следует подчеркнуть, что в условиях перехода к рынку речь должна идти не столько о борьбе с монополизмом, о разработке и принятии пакета антимонопольных законов, сколько о формировании конкурентных отношений, на защиту которых и следует направить антимонопольное регулирование. Необходимо разработать доктрину разумности экономического поведения, весь комплекс мер (экономических, правовых, организационных), предусматривающих коренную перестройку отношений собственности, производства, обмена и управления.[21, c. 25]

 

 

Таким образом, вышеизложенная оценка особенностей монополизации  экономики Республики Беларусь, бюрократизации как фактора монополизации экономики в Республике Беларусь и проблем формирования конкурентной среды в РБ позволяет сделать вывод о неадекватности конкурентоспособности белорусского рынка уровню законодательной базы антимонопольного регулирования.

 

 

3. CОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

 

3.1. Предложения  по формированию конкурентных  преимуществ и

       укреплению рыночной позиции исследуемого предприятия

 

В качестве  основных направлений  укрепления конкурентных возможностей предприятия рассматриваются:

    • ориентация деятельности на выпуск продукции, пользующейся спросом на рынке;
    • обеспечение качества продукции, требуемого рынком погрузчиков;
    • обеспечение технического уровня производства и продукции, позволяющей расширять рынок;
    • обеспечение низких эксплуатационных затрат;
    • принятие мер по снижению издержек производства  по отношению конкурентам.

Предложения по  комплексу  мер, направленных на обеспечение конкурентоспособности  следующие:

    • обеспечение приоритетности на рынке за счет улучшения технико-экономических и качественных показателей;
    • учет требований покупателей к изменению качества и характеристик продукции;
    • выявление и использование потенциальных качеств продукции для повышения конкурентоспособности по сравнению с аналогами;
    • анализ преимуществ и недостатков товаров-конкурентов и использование этих результатов для поддержания конкурентоспособности выпускаемой продукции;
    • изучение и анализ мероприятий конкурентов по повышению конкурентоспособности и разработка контрмер, дающих преимущества предприятию;
    • расширение модификаций продукции за счет улучшения их характеристик (дизайн, надежность, экономичность в эксплуатации);
    • расширение диапазона условий работы (эксплуатации) продукции.

Стратегия ОАО «Амкодор» - это проникновение с товаром рыночной новизны на свободный сегмент рынка и завоевание части рынка за счет оптимальной стратегии ценовой политики.

Для выбора правильной предпринимательской  стратегии  необходимы соответствующие  критерии. В качестве основных критериев можно выбрать стабильность и однородность  рынка.

Здесь применима  стратегию  последовательного освоения рынков нескольких регионов для снижения степени  риска. На однородных рынках предприятию  обеспечена возможность для стандартизированной политики продаж и для получения высокой прибыли.

К тактическим задачам  относятся организация товароповодящих  сетей и сервисных центров, реклама, стимулирование продаж и др. Их решению  способствуют различные приемы: энергичные действия по продвижению на рынке изделий предприятия, прямые контакты с потребителями и поставщиками, участие в выставках, ярмарках, рассылка рекламных каталогов по почте и т.д.  

 Серьезный фактор  конкурентоспособности продукции  предприятий заложен в организации  НИОКР даже на тех предприятиях, где такие подразделения функционируют. Их деятельность зачастую оторвана от маркетинговой политики предприятия. Так, к примеру,  при четко выраженной ориентации предприятия, наличии в его составе сильного маркетингового подразделения и мощного научно-технического центра взаимодействие этих ключевых подразделений часто бывает не налажено в должной степени, что приводит к снижению эффективности использования потенциала предприятия. Необходимо консолидировать интересы и направления деятельности маркетинговых и исследовательских подразделений при одновременном учете возможностей, предоставляемых интеграционной стратегией предприятия. Поскольку научно-технические разработки и их реализация требуют порой довольно длительного времени, их использование возможно только при наличии достаточно развитой системы планирования на предприятиях и в межфирменных взаимодействиях.

Данная концепция рассматривает  качество продукции как единство компонент производственного, инновационно-воспроизводственного и маркетингово-сбытового процессов, внутренней потребностей работников в качественной работе, а также гармоничностью взаимоотношений с деловой средой. Новые подходы к «стратегии качества» требуют и соответствующего институционального фундамента. Основная роль здесь принадлежит предприятию как одному из наиболее устойчивых институтов рыночной экономики. Предприятие является в экономике основным звеном в системе движения материальных и финансовых потоков, в основе которого заложено самовоспроизводство, именно последнее и подталкивает предприятие к постоянному обновлению.

Таким образом, конкуренция, обусловленная борьбой фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, тесно связана с  действиями, направленными на формирование монопольных рынков. Поэтому рыночным отношениям свойственно наличие и монополии, и конкуренции, находящихся в диалектической взаимосвязи. Защищаясь от конкуренции посредством инноваций и обладая наибольшим ресурсным потенциалом, монополия обеспечивает интенсивное экономическое развитие общества. При этом в условиях межотраслевой конкуренции и ограниченности ресурсов потребителей власть монополии над ценой не является существенной.

 

3.2. Совершенствование антимонопольной политики в Республике Беларусь

 

В условиях перехода к рынку демонополизация хозяйственной жизни предполагает преодоление монополистических тенденций в экономике: на народнохозяйственном уровне - ликвидацию тоталитаризма государственной собственности; на уровне отрасли - устранение монополии министерств, ведомств и их преемников (концернов, ассоциаций и т.д.), упразднение их командных функций; на уровне предприятий - пресечение диктата производителя (продавца), свободную реализацию продукции любому нуждающемуся в ней потребителю, имеющему возможность выбора поставщика.

При этом должна быть учтена специфика отечественной экономики. Существующие в народном хозяйстве  монополии не являются результатом  рыночной конкуренции. Они искусственно формировались административно-командной  системой путем; объединения ранее самостоятельных, часто территориально разобщенных предприятий, не состоящих в тесной технологической связи.

Государственное антимонопольное  регулирование нуждается в детальном  анализе ситуации на товарных рынках республики. Однако эта работа осложняется неудовлетворительным состоянием государственной статистики с точки зрения, как методологии, так и достоверности, полноты предоставляемой информации. Отечественная статистика не владеет многими необходимыми сведениями, позволяющими проводить полный и всесторонний анализ степени монополизации экономики. Вследствие коммерциализации информационной области возникает монополия на информацию.

Демонополизация в Беларуси должна осуществляться с учетом: 1) неблагоприятного состояния экономики, включая устарелость  технологий и хронический дефицит оборотных средств; 2) ограниченной собственной материально-сырьевой и энергетической базы; 3) высокой зависимости экономики республики от процессов в сопредельных государствах (особенно в Российской Федерации), а также от поставок основных видов ресурсов и комплектующих изделий.

Антимонопольное законодательство является ключевым аспектом антимонопольной  политики, поэтому неудивительно, что  основные предложения по совершенствованию  антимонопольной политики будет  претерпевать именно основа антимонопольной политики - антимонопольное законодательство.

Как и в любом другом государстве, в законодательстве РБ существует проблема нечеткости понятий. Существующую в зарубежном законодательстве нечеткость определений и отсутствия понятия «недобросовестная конкуренция» стараются компенсировать судебной практикой, обобщающей многолетний опыт, создав определенные подходы к оценке действий хозяйствующих субъектов в процессе конкуренции. Важно установить признаки, которые характеризуют недобросовестную конкуренцию как акт, подлежащей пресечению в соответствии с антимонопольным законодательством. Современная трактовка понятия «недобросовестная конкуренция» дается в Законе Республики Беларусь "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции" как «любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат настоящему Закону, требованиям добросовестности и разумности и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации». Данное определение нельзя признать жестким, позволяющим полностью определить недобросовестную конкуренцию в любом случае, да и по смыслу его можно отнести скорее к моральным нормам, чем к правовым. В результате не определяется базовое для конкуренции понятие, дающее свободное использование его для правоприменения. Также следует добавить, что перечень форм недобросовестной конкуренции может быть расширен.

Также, следует устранить положения о необходимости согласовывать приобретение каждого дополнительного пакета акций, ведь важно не то, какое именно количество акций у того или иного собственника, а то каким образом меняется набор прав в результате приобретения пакета акций. Следует увеличить размер штрафов, так как размеры штрафов в настоящем законодательстве никак не сопряжены с масштабами незаконно полученного дохода. Заключение и исполнение индивидуальными предпринимателями или должностными лицами юридических лиц соглашений о разделе рынков, об устранении с рынков конкурентов и иных условиях, существенно ограничивающих конкуренцию, в соответствии со ст. 12.25 КоАП влечет наложение штрафа в размере от 20 до 50 базовых величин или лишение права заниматься определенной деятельностью. Надо сформировать достоверные угрозы применения санкций в случае нарушения правил, а достоверность может достигаться не только через непосредственное применение санкций, но и через другие сигналы - разъяснительные компании - в рамках политики по развитию конкуренции, повышения общего уровня доверия к системе государственного управления.[21, с.55]

Как свидетельствует  опыт применения антимонопольного закона не только в Республики Беларусь, но и за рубежом, сам механизм наложения и выплаты штрафа компаниям не всегда позволяет наказать истинных виновников. Введение санкций против компаний означает наказание в первую очередь акционеров и менеджеров, а инициаторы и участники могут не владеть акциями компании и не входить в состав исполнительного менеджмента в момент применения санкций. Индивидуальная ответственность позволит повысить вероятность раскрытия информации о незаконной деятельности и как следствие - ослабить стимулы к нарушению условий конкуренции. Если же виновные лица передают антимонопольным органам информацию о деятельности картеля и тем самым способствуют раскрытию преступления, то можно освободить лица от уголовной ответственности.

Создание эффективных  правовых механизмов, которые обеспечивают соблюдение запрета на занятие предпринимательской деятельностью представителями органов власти, в том числе через использование государственных и муниципальных унитарных предприятий как инструментов совмещения органами власти хозяйственных и властных полномочий.

В целях ограничения  возможностей злоупотребления доминирующим положением, а также антиконкурентных сговоров целесообразно развитие организованных рынков в форме бирж. Биржевой механизм должен обеспечивать формирование такой цены, которая давала бы возможность блокировать ценообразование во внебиржевой торговле, позволяющее извлекать монопольную прибыль. Необходимо совершенствовать взаимодействие с органами государственной статистики, а также разрабатывать ведомственную статистику, отвечающую запросам и соответствующую специфике задач, поставленных перед антимонопольным органом.

Информация о работе Конкуренция и антимонопольная политика государства