Конкуренция и антимонопольная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 21:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование политики антимонопольного регулирования, неотрывно связанной с понятием «конкуренция», как составляющие одного целого экономического процесса.
Для достижения поставленной цели выявлены следующие задачи:
- определить понятия конкуренции и антимонопольной политики;
- провести анализ факторов конкурентоспособности на рынке отечественного предприятия;
- изучить проблему формирования конкурентной среды и антимонопольного регулирования;
- высказать собственное мнение на исследуемую проблематику.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….……….……3
1.КОНКУРЕНЦИЯ И АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА………………..….5
1.1 Понятие и основные принципы антимонопольной политики и антимонопольного законодательства………………………………..………5
1.2 Понятие и сущность конкуренции……………………………………….8
1.3. Понятие факторов конкурентоспособности…………….…………….11
2.ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ..13
2.1. Характеристика исследуемого предприятия…………………….……13
2.2 Проблема формирования конкурентной среды в Республике Беларусь и использование антимонопольного регулирования………………………….…17
3.CОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ…………………………..25
3.1. Предложения по формированию конкурентных преимуществ и
укреплению рыночной позиции исследуемого предприятия……………....25
3.2. Совершенствование антимонопольной политики в Республике Беларусь………………………………………………………………..….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………....30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………...32

Вложенные файлы: 1 файл

Конкуренция и антимонопольная политика государства.doc

— 229.50 Кб (Скачать файл)

Незаконными признаются действия субъектов, направленные на территориальный раздел рынков, бойкот конкурентов, прикрепление покупателя к определенным источникам снабжения, установление согласованных цен и скидок, на согласование квот производства с целью манипулирования обменом и характером предложения, а также на назначение единых директоров конкурирующих фирм.

В странах Восточной  Европы проблема антимонопольного регулирования  возникла сравнительно недавно. Следует  отметить, что монополии здесь  были созданы искусственно, путем  концентрации производства, приведшей  к образованию гигантских предприятий и объединений. В постсоветских странах антимонопольная политика первоначально была направлена на преодоление «командно-административного монополизма», т.е. на изменение типа экономических систем.

Обобщая сказанное, отметим, что свободная конкуренция обусловила концентрацию производства, приведшую не к появлению, а к господству рыночных монополий. Наиболее распространенными их видами являются чистая, или абсолютная, естественная и искусственная, производственная и организационная монополии. Классическими организационными формами монополий являются картели, синдикаты, тресты, концерны, которые в модернизированном виде существуют и в настоящее время. [9, c. 32].

 

 

1.2 Понятие  и сущность конкуренции

 

Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции (лат. concurrere – сталкиваться, состязаться).    

          Конкуренция – это центр тяжести  всей системы рыночного хозяйства,  тип взаимоотношений между производителями  по поводу установления цен  и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями. Аналогично определяется конкуренция между потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе  является стремление превзойти других. В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере . Конкурентная  борьба – это динамический (ускоряющий движение ) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.

 В качестве средств в конкурентной борьбе для улучшения своих позиций на рынке компании используют, например,  качество изделий,  цену,  сервисное обслуживание,  ассортимент,  условия поставок и платежей,  информацию через рекламу.

В экономической литературе второй половины ХХ в., посвященной проблемам монопольных и конкурентных рынков, существует многообразие понятия «конкуренция».       

Преимущественное положение  в экономической литературе занимают определения, касающиеся поведения  субъектов рынка. Конкуренция – свойство товарного производства, способ его развития. Под конкуренцией мы понимаем соревнование экономических элементов на рынке за предпочтение потребителей в целях получения наибольшей  прибыли. [9, с.96]

В энциклопедическом  словаре Брокгауза и Ефрона конкуренция рассматривается как «соперничество нескольких лиц (компаний) в достижении одной и той же цели. Конкуренты стремятся вытеснить друг друга, захватить в свое исключительное обладание то или иное благо, поэтому конкуренция всегда имеет характер борьбы».

А.Смит впервые доказал, что конкуренция, уравнивая нормы  прибыли, приводит к оптимальному разделению труда и капитала, и определил  пять условий ее функционирования:

1) конкуренты должны  действовать независимо, а не  в сговоре;

2) число конкурентов (потенциальных или уже имеющихся) должно быть достаточным, чтобы исключить экстраординарные доходы;

3) экономические субъекты  должны обладать приемлемым знанием  о рыночных возможностях;

4) существование свободы  действия в соответствии с  этим знанием;

5) необходимо выждать время, чтобы направление и объем потока ресурсов стали отвечать желанию владельцев.

Сущность конкуренции, по мнению А. Смита, представляет совокупность взаимосвязанных попыток продавцов  установить контроль на рынке в долгосрочной перспективе. Такая тенденция на рынке будет настолько длительной, насколько это необходимо для перемещения ресурсов из отраслей с низкими прибылями в отрасли, где могут быть получены более высокие прибыли.  Следовательно,  конкуренция – это процесс реакции на новую силу и способ достижения нового равновесия, сущностью которого является борьба конкурентов за относительные преимущества.

В начале ХХ в. изменились взгляды на конкуренцию и ее роль в экономике. Основной критике подверглась модель совершенной конкуренции за чрезмерное внимание только к одному ее виду – ценовой конкуренции и за невозможность раскрыть ее сущность с помощью динамичной конкурентной борьбы, а также за игнорирование роли научно-технических инноваций и воздействия государства на развитие и поддержку конкуренции.                          

Э. Чемберлин убедительно  доказал, что каждый конкурент, стремясь

выделиться на рынке, прежде всего старается дифференцировать свой продукт, что влечет за собой создание субрынка, на котором он выступает как частичный монополист, регулирующий цену. Впервые монополия и конкуренция рассмотрены не как антитезы, введено понятие «монополистическая конкуренция», и термины, в него входящие, не исключают друг друга.

В условиях конкуренции  происходит открытие новых ресурсов и возможностей использования уже существующих.

Конкуренция – «состязательность  хозяйствующих субъектов, когда  их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке» [11, с.256].

Конкурентным является такой рынок, где контролирующими  выступают интересы потребителей, а  фирмы ведут борьбу за ограниченный объем их платежеспособного спроса.

Хотя конкурентные условия  на различных отраслевых рынках никогда не бывают одинаковыми, процессы соперничества у них аналогичны, что позволяет рассматривать их через методологическую призму взаимодействия целого ряда сил (факторов). Профессор М. Портер выделяет пять конкурентных сил, результатом действия которых и является состояние конкуренции в отрасли.

  1. соперничество между конкурирующими продавцами в отрасли;
  2. рыночные попытки компаний из других отраслей завоевать потребителей с помощью своих товаров-заменителей;
  3. потенциальное появление новых конкурентов;
  4. рыночная власть и средства воздействия, используемые поставщиками сырья;
  5. рыночная власть и средства воздействия, используемые потребителями продукции.

Конкуренция, включающая разнообразный спектр взаимоотношений  субъектов рынка, усиливается в  противовес монополистическим целям как компаний-конкурентов, так и контрагентов – поставщиков и потребителей продукции. К факторам, усиливающим конкурентное поведение, относятся:

- диверсификация производства крупных компаний;

- развитие новых технологий, опережающее развитие научно-технического прогресса;

- выравнивание размеров и возможностей компаний, действующих на рынке;

- увеличение числа малых и средних фирм, повышение эффективности их функционирования;

- увеличение числа конкурентов в условиях экономического роста, глобализации и интернационализации рынков, либерализации международной торговли, региональной интеграции;

- использование маркетинговых подходов в управлении, позволяющих осуществлять приведение всех ресурсов фирмы в соответствие с требованиями и возможностями рынка;

-  появление разнообразных рыночных стратегий и корпоративных программ для достижения конкурентных преимуществ;

- сегментация рынков, формирование рыночных ниш и развитие целевой аудитории потребителей;

-  сокращение жизненного цикла товаров;

-  устойчивое расширение рыночного спроса благодаря экономической и политической стабильности в мире;

-  рост благосостояния потребителей, что предопределяет низкие затраты потребителя при переключении его с продукции одного производителя на продукцию другого;

- активное потребительское поведение, которое становится мощной конкурентной силой, позволяющей владеть рычагами контроля за ценами, качеством, сервисом и пр.;

-  проведение государством конкурентной и антимонопольной политики.

Конкурентность рынка определяется теми пределами, в рамках которых отдельные фирмы способны воздействовать на рынок, т.е. оказывать влияние на условия реализации своей продукции, и, прежде всего, на цены. Чем меньше это влияние, тем более конкурентным считается рынок. [16, с.112]

 

 

1.3. Понятие  факторов конкурентоспособности

Конкурентоспособность товара является решающим фактором его  коммерческого успеха на развитом конкурентном рынке. Это многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (цена, срок поставки, каналы сбыта, сервис, реклама), по уровню затрат потребителя за время его эксплуатации.

Конкурентоспособность - комплекс потребительских и стоимостных (ценовых) характеристик товара, определяющих его успех на рынке, т.е. преимущество этого товара над другими в  условиях широкого предложения товаров  аналогов.

Конкурентоспособность товара является относительным понятием, ее можно определить, только сравнивая товары конкурентов между собой. Конкурентоспособность четко привязана к рынку и времени продажи (особенно для товаров сезонного спроса).

Конкурентоспособность имеет индивидуальный оттенок, так как у каждого покупателя существует свой критерий оценки степени удовлетворения потребностей.

Конкурентоспособность определяется свойствами, которые представляют заметный интерес для покупателя и гарантируют удовлетворение его потребностей.

Факторы конкурентоспособности:

- качество товара и его соответствие спросу (Качество - совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность для удовлетворения определенных потребностей в соответствии с назначением);

- экологическая чистота;

- себестоимость и цена, в том числе цена потребления;

- дизайн;

- формы продвижения товара;

- формы обслуживания потребителей.

Важным фактором конкурентоспособности  выступает цена потребления товара, которая складывается из расходов на покупку (цена товара) и расходов, связанных с потреблением товара. Цена потребления может быть значительно выше продажной цены (продажная цена транспортных средств составляет не более 20% общих эксплуатационных расходов, бытовых холодильников - примерно 10%). Поэтому наиболее конкурентоспособным будет товар, у которого минимальная цена потребления за весь срок службы его у потребителя. [20, с.122]

Таким образом, решающую роль в создании на рынке  благоприятной конкурентной среды  играют антимонопольное законодательство и деятельность антимонопольных органов, правильное поведение которых способствует стабилизации всей экономики в целом.

Основной целью  антимонопольной политики является создание условий для формирования добросовестной конкуренции, способствующей эффективному распределению ресурсов и устойчивому экономическому развитию, а также недопущение неограниченной рыночной власти фирм-монополистов. Применительно к Республике Беларусь необходимо осуществление жёсткого контроля со стороны государства по недопущению злоупотреблением своим монопольным положением.

 

 

 

 

2. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ АНТИМОНОПОЛЬНОГО  РЕГУЛИРОВАНИЯ

 

2.1. Характеристика исследуемого предприятия

Открытое акционерное  общество «Амкодор»  (далее ОАО  «Амкодор») - это структура холдингового типа, объединяющая 9 юридических лиц: ОАО «Амкодор» (заводы «Ударник», «Дормаш» и «Дормашмет»), ЗАО «Амкодор-Уникаб», ЗАО «Амкодор-Пинск», ООО «Амкодор-Можа», ЗАО «Амкодор-Унимод», ЗАО «Амкодор-Спецсервис», ОАО «Экспериментальный завод имени Н. Гастелло», ЗАО «Амкодор-Шклов», УП «Амкодор-Торг».

В объеме общего промышленного производства предприятия  удельный вес новых видов продукции  составляет 42,9%, плановое задание ставилось  в размере 15%. Объем сертификации продукции составляет 93,1% от общего количества.

На предприятиях ОАО «Амкодор» идет непрерывный процесс реконструкции и технического перевооружения, осваиваются новейшие технологические процессы, внедряется прогрессивное оборудование, что позволяет существенно приблизить номенклатуру к потребностям конкретного потребителя. Развивает компания и свою элементную базу. На специализированных заводах выпускаются рамы, кабины, ведущие и управляемые мосты, гидромеханические передачи, гидроцилиндры и др. Машины общества уникальны тем, что более 60 процентов составляющих их деталей, узлов и агрегатов выпускается на предприятиях ОАО «Амкодор».

Информация о работе Конкуренция и антимонопольная политика государства