Конкуренция и антимонопольная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 21:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование политики антимонопольного регулирования, неотрывно связанной с понятием «конкуренция», как составляющие одного целого экономического процесса.
Для достижения поставленной цели выявлены следующие задачи:
- определить понятия конкуренции и антимонопольной политики;
- провести анализ факторов конкурентоспособности на рынке отечественного предприятия;
- изучить проблему формирования конкурентной среды и антимонопольного регулирования;
- высказать собственное мнение на исследуемую проблематику.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….……….……3
1.КОНКУРЕНЦИЯ И АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА………………..….5
1.1 Понятие и основные принципы антимонопольной политики и антимонопольного законодательства………………………………..………5
1.2 Понятие и сущность конкуренции……………………………………….8
1.3. Понятие факторов конкурентоспособности…………….…………….11
2.ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ..13
2.1. Характеристика исследуемого предприятия…………………….……13
2.2 Проблема формирования конкурентной среды в Республике Беларусь и использование антимонопольного регулирования………………………….…17
3.CОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ…………………………..25
3.1. Предложения по формированию конкурентных преимуществ и
укреплению рыночной позиции исследуемого предприятия……………....25
3.2. Совершенствование антимонопольной политики в Республике Беларусь………………………………………………………………..….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………....30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………...32

Вложенные файлы: 1 файл

Конкуренция и антимонопольная политика государства.doc

— 229.50 Кб (Скачать файл)

Отсутствие подлинной  приватизации, при которой появляется реальный собственник предприятия, произведенного продукта и дохода; превращение ее в самоцель; административный, распорядительно-принудительный характер ее осуществления (наряду с необоснованным разукрупнением) приводят к деградации крупной промышленности, разрушению технологических основ того, что составляло базу научно-технического потенциала страны, к формированию новых монополистов - производителей промежуточной продукции и Мингосимущества.[3, c. 109]

В Беларуси сложилась  уникальная сверхмононолизированная  экономика, для управления которой  использовались особые формы и методы. Искусственный монополизм в таких  условиях проявлялся как организационный  и ведомственный, т.е. как исключительное право государства на администрирование в лице соответствующих функциональных ведомств и отраслевых министерств. Являясь одной из форм проявления государственного монополизма, он одновременно выступал его воспроизводственной основой.

Вместе с тем известно, что все существующие в республике монополии являются государственными. Поэтому представляется целесообразным выделять искусственные, включающие административные, или организационные, монополии (в форме министерств, концернов, ассоциаций) и естественные - включающие производственные, или технологические (в форме чистой монополии и олигополий).

В белорусской экономике  господствует монополия государственной  собственности - по содержанию, по форме  же она является чистой монополией или олигополией (наличие ограниченного числа производителей однотипной продукции, взаимозаменяемой, но не идентичной), что обусловливает невозможность возникновения конкурентной среды без изменения основ и форм экономических отношений.

В Беларуси усиливается  отраслевой монополизм вследствие образования межотраслевых монопольных структур. Неплатежеспособность предприятий ускоряет их кооперацию в процессе приватизации. В настоящее время возник монополизм денежного капитала и банковских структур, а также информационный монополизм.

Белорусским монополиям свойственны негибкость, инерционность, низкая экономическая эффективность, однообразие принципов и методов  хозяйствования. Многие из них являются отсталыми в техническом отношении  и убыточными - в экономическом, находятся  в крайне тяжелом финансовом положении, а некоторые - даже на грани банкротства.

В республике отсутствует  рыночная конкуренция в сфере  материального производства, но появились  ее гипертрофированные разновидности  в сферах товарного и денежного  обращения, услуг, среди предприятий общественного питания, между государственным и негосударственным секторами экономики, иностранными экспортерами и белорусскими производителями.

Опыт стран с переходной экономикой показывает необходимость  демонополизации экономики, изменения характера управления предприятиями и формирования конкурентных отношений путем разгосударствления и приватизации, развития малого и среднего бизнеса, соответствующей протекционистской политики, наличия рынка земли и недвижимости, устойчивых денежной и финансовой систем.[19, с. 104].

Несомненно, на уровень  и интенсивность конкуренции  на белорусском рынке решающее влияние  оказывают, в частности, административные запреты на вывоз и ввоз товаров  в регион, личные связи между частным  бизнесом и местными властями, приводящие к созданию благоприятных, щадящих условий для отдельных предприятий, что создает определенные трудности для выхода на рынок аналогичных субъектов, не обладающих такими возможностями.

Сказываются и технические  барьеры, навязываемые многими ведомственными структурами (слишком строгие санитарно-гигиенические нормы, сложная процедура лицензирования, сертификации, таможенного оформления и т.п.), и неразвитость инфраструктуры рынка (систем информации, стандартизации, сертификации, оценки качества продукции, кредитно-финансовых институтов, товарных бирж). К тому же в стадии формирования находится нормативно-правовая основа предпринимательства, что замедляет осуществление деловых операций и снижает эффективность конкурентных усилий участников рынка.

Свобода экономических  субъектов в переходной экономике  в значительной мере условна, так  как их поведение предопределяется номенклатурными корпоративными интересами. Характерным для Беларуси является государственное регулирование  хозяйственной деятельности предпринимателей путем объявления все больших сфер бизнеса зонами ограниченного доступа.

Сохраняется сильная  зависимость многих предпринимателей (прежних директоров приватизированных  госпредприятий, новых менеджеров, возглавивших коммерческие структуры) от чиновников органов государственного управления, имеющих возможности неограниченного контроля за негосударственным бизнесом, его разрешения или запрещения.

Органы государственной  власти, как и прежде используют набор административно-командных  инструментов воздействия на деятельность хозяйствующих субъектов, игнорируя законы товарно-денежного обращения. К ним относятся: «административное вмешательство в вопросы ценообразования и сбыта продукции, регулярные корректировки политики в области расчетов, движения финансовых потоков и котировки национальной валюты, что делает бизнес в нашей стране мало предсказуемым». Преобладание административного вмешательства подавляет экономическую заинтересованность производителей, консервирует их технологическую отсталость.

В ряде случаев происходит усиление монополизма интегрированных  хозяйственных объединений, ограничение  самостоятельности входящих в их состав предприятий, особенно в тех  структурах, которые созданы на базе бывших министерств и ведомств и  наделены достаточно широкими властно-распорядительными полномочиями. Необходимо принятие нормативного акта о государственных концернах, корпорациях и других объединениях с четким определением их правового статуса, задач, функции, полномочии, особенно входящих в их состав субъектов хозяйствования.

Увеличилось количество носителей монопольной власти. Кроме  государства (правительства, министерств  и ведомств), ряда организации (особенно торговых - розничных и оптовых), предприятий-монополистов, монопольной  властью обладают: управляющая (административная) элита, включающая и так называемую «вертикаль» - должностных лиц, руководителей районного и областного масштабов; промышленная элита (директорский корпус), посредники, отдельные предприятия - немонополисты, руководители теневого бизнеса.

В процессе сращивания управленческой элиты государственных структур с представителями частного предпринимательства, в том числе теневого, государственного и негосударственного монополизма  в переходной экономике появилась  новая разновидность монополизма - государственно-частного, сформировалась система экономических отношений, субъекты которых стремятся к достижению монопольной власти в производстве и обращении, других сферах деятельности. Возможности формирования конкурентных рыночных отношений ограничены частым вмешательством властей в деятельность предприятий.

Демонополизация в Беларуси предшествовала конкурентной политике. Если на Западе сначала появились  и развились рыночные монополии, а затем началось их регулирование, то в нашей экономике с самого начала акцент был сделан на становление антимонопольного регулирования в условиях отсутствия рыночных монополий и конкуренции [18, с. 27].

Антимонопольная политика в Республике Беларусь направлена на формирование конкурентных отношений  в сфере производства и обращения товаров и услуг путем ограничения, пресечения и предупреждения монополистической деятельности хозяйствующих субъектов, устранение сложившейся в экономике республики монопольной структуры рынков путем введения в действие дифференцированных подходов к регулированию деятельности естественных и искусственных монополий. А также на формирование учёта антимонопольных требований в ходе приватизации; ликвидацию монополизма, связанного с деятельностью различного рода объединений; установление порядков, исключающих монополизацию рынка;  снижение отрицательных последствий монополизма, сохраняющегося по технологическим и иным причинам. Данная целевая функция определена антимонопольным Законом и конкретизирована в республиканской Комплексной программе демонополизации экономики. Одним из главных направлений антимонопольной политики должно стать обеспечение условий свободного доступа новых фирм на рынки. Вместе с тем опыт стран Восточной Европы, приступивших к антимонопольным преобразованиям, показывает, что существование на рынке нескольких производителей не гарантирует отсутствие монополизма. Выявлены новые его формы – сговоры между предприятиями в целях устранения конкуренции; бойкоты по отношению к потенциальным партнерам-поставщикам, не входящим в сговор; установление цен, наносящих урон потребителям; договоренность между производителями, ведущая к навязыванию потребителям обременительных условий поставок; разделение сфер влияния, на рынке. Особенностями антимонопольного регулирования в Республике Беларусь являются:

1) становление  во внерыночной экономике, находящейся  в кризисном состоянии;

2) формальное  заимствование основных подходов  американского и западноевропейского  законодательств. Антимонопольное  регулирование применительно к  нашим условиям особенно опасно тем, что может оказаться суррогатом командно – административных механизмов;

3) охват практически  всех хозяйствующих субъектов,  занимающих монопольное или доминирующее  положение на рынке (при этом  данные понятия не различаются,  а рассматриваются как тождественные);

4) выполнение  роли инструмента макро- и микроэкономической  политики;

5) осуществление  при сверхвысоком удельном весе  государственной собственности,  при сверхвысоком удельном весе  государственной собственности,  при практическом отсутствии конкуренции и значительных размеров частного капитала;

6) нацеленность  на уменьшение государственного  сектора экономики входе приватизации  тогда как в США, например, –  на национализацию собственности  монополий;

7) направленность  на становление конкурентных отношений, в то время как на Западе – на устранение барьеров, препятствующих развитию конкуренции. Эта особенность объясняется тем, что в трансформационной экономике происходит движение от монополии к конкуренции, а в рыночной

экономике, наоборот, – от свободной конкуренции к монополии.

Применительно к странам с рыночной экономикой монополистическую деятельность правомерно связывать с ограничением конкуренции. В Беларуси делать это преждевременно, так как конкурентные отношения  здесь находятся в стадии формирования. [17, c. 34]

Демонополизация в Беларуси должна осуществляться с  учетом:

1) неблагоприятного  состояния экономики, включая  спад производства и

хронический дефицит  оборотных средств;

2) ограниченной  собственной материально – сырьевой  и энергетической базы;

3) высокой зависимости  экономики республики от процессов  в сопредельных государствах (особенно  в Российской Федерации), а также от поставок основных видов ресурсов и комплектующих изделий.

Организационными  мерами по демонополизации являются: развитие прогрессивных организационных структур производства и управления, обеспечивающих переход от жестких вертикальных к многообразным и гибким горизонтальным связям, между предприятиями в процессе их совместной деятельности;  обоснованные деконцентрация и разукрупнение существующих монополистических объединений и предприятий; создание в определенных сферах дублирующих производств (малых и средних предприятий).

Специализированным  органом, обеспечивающим координацию, реализацию и контроль за мерами по ограничению и устранению монополизма и его проявлений в хозяйственной деятельности, но развитию конкуренции и предпринимательства ранее выступали Государственный комитет, затем –  Министерство по антимонопольной политике. В настоящее время эту функцию выполняет Министерство предпринимательства и инвестиций (далее – Министерство).

Основными направлениями  антимонопольной деятельности этого  Министерства являются: демонополизация  экономики, содействие развитию конкуренции, контроль за злоупотреблениями монополистов, пресечение нарушений.

В республике сложились  и функционируют, наряду с республиканским, местные рынки, имеющие свою специфику  и местных монополистов. Так, в  отдельно взятых регионах практически не существует конкуренции хлебозаводу, молочному комбинату, другим предприятиям, производящим продукты питания, поставляющим продукцию на местный рынок. В рамках республики ни одно из подобных предприятий не подходит по своим параметрам под определение монополиста.

Аналогичная ситуация складывается с торговыми предприятиями и предприятиями сферы услуг, антимонопольное регулирование которых осуществляется территориальными органами. В настоящее время уже определено около 30 позиций услуг и 100 товарных групп, по которым необходимо вести постоянное наблюдение на областных товарных рынках и применять ту или иную форму государственного регулирования. Для ограничения монополистической деятельности и устранения доминирующего положения хозяйствующих субъектов на местных рынках созданы антимонопольные структуры в областях и в г. Минске, функционально подчиненные Министерству. Меры по антимонопольному регулированию таких рынков из центра малоэффективны, а в ряде случаев их вообще невозможно применить. Выявление локальных монополистических рынков и их демонополизация возлагаются на территориальные органы, которые проводят организационную работу по поддержке предпринимательства, по формированию отдельных элементов рыночной инфраструктуры.

Эффективность антимонопольного регулирований в  Беларуси снижают слабая законодательная дисциплина, развитие нелегитимных экономических процессов, диффузия институтов, специфика субъектов антимонопольного регулирования (бюрократизация и коррупция в государственном аппарате). Без реформы системы экономических отношений, без соответствующей институциональной среды оно не может быть эффективным. Более того, из-за антимонопольного регулирования не выработались правила поведения субъектов на рынках и меры защиты прав малых и вновь создаваемых предприятий, обществ, товариществ от власти хозяйствующих субъектов, занимающих на нем доминирующее положение. Процессам приватизации не предшествовала демонополизация управления. Экономике Беларуси по-прежнему свойственна высокая степень монополизации, несмотря на проведение приватизации. В республике приватизировано 15 % стоимости основных фондов государственных предприятий. Замедляет процесс приватизации пренебрежение процедурой банкротства. Монополизм управления, технологический и локальный (региональный) монополизм, высокие цены на основные средства производства, недостаток оборотных средств препятствуют созданию новых и модернизации действующих производств. Сохраняется структурный (ассортиментный) дефицит, при котором любой поставщик имеет возможность монопольного диктата своих условий.

Информация о работе Конкуренция и антимонопольная политика государства