Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 20:01, курсовая работа
В данной курсовой работе мы рассмотрим такую тему как “Конкуренция и монополия”.
Рассмотрим такое понятие как “конкуренция”, включающее в себя совершенную и несовершенную конкуренцию, рассмотрим и проанализируем виды несовершенной конкуренции. Изучим содержание рыночной конкуренции.
Введение
I. Роль конкуренции в развитии рыночной экономики.
1 . 1 . Конкуренция как цен тральное звено рыночного механизма.
1 . 2 . Содержание рыночной конкуренции.
1 . 3 . Конкурентоспособность товара.
1. 4 . Совершенная и несовершенная конкуренция.
1 . 5 . Виды несовершенной конкуренции.
II. Конкуренция и монополия.
2 . 1 . Взаимосвязь между конкуренцией и монополией.
2 . 2 .Сущность и виды монополии.
2 . 3 .Монополистическиеобъединения.
III. Антимонопольное регулирование.
3 . 1 . Негативные следствия чрезмерной монополизации производства.
3 . 2 . Сдерживание недобросовестной монополистической политики.
3 . 3 . Способы антимонопольного регулирования экономики.
3 . 4 . Демонополизация экономики России.
Заключение.
Список использованной литературы.
КУРСОВАЯ РАБОТА
Конкуренция и монополия
ПЛАН РАБОТЫ
ТЕМА: “КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЯ”
Введение
I. Роль конкуренции
в развитии рыночной экономики.
1 . 1 . Конкуренция
как цен тральное звено
1 . 2 . Содержание рыночной конкуренции.
1 . 3 . Конкурентоспособность товара.
1. 4 . Совершенная и несовершенная конкуренция.
1 . 5 . Виды несовершенной
конкуренции.
II. Конкуренция и монополия.
2 . 1 . Взаимосвязь
между конкуренцией и
2 . 2 .Сущность и виды монополии.
2 . 3 .Монополистическиеобъединения.
III. Антимонопольное регулирование.
3 . 1 . Негативные
следствия чрезмерной
3 . 2 . Сдерживание
недобросовестной
3 . 3 . Способы антимонопольного регулирования экономики.
3 . 4 . Демонополизация
экономики России.
Заключение.
Список использованной
литературы.
ВВЕДЕНИЕ
Любая попытка исследовать отдельную отрасль экономики была бы бесконечной и невыполнимой задачей. Их просто слишком много. Следовательно, мы ставим более реалистичную цель - определить и обсудить несколько основных рыночных структур., или моделей. Поступая так, мы познакомимся с наиболее общим способом, которым определяются цены и объем производства в большинстве типов рынка, которые характеризуют нашу экономику.
Экономисты различают четыре довольно несхожие рыночные ситуации;
• чистую конкуренцию;
• чистую монополию;
• монополистическую конкуренцию,
• олигополию;
Эти четыре модели рынка отличаются по количеству фирм в
отрасли независимо от того, является продукция стандартизированной или дифференцированной и насколько легко или трудно новым фирмам войти в отрасль.
В данной курсовой работе мы рассмотрим такую тему как “Конкуренция и монополия”.
Рассмотрим такое понятие как “конкуренция”, включающее в себя совершенную и несовершенную конкуренцию, рассмотрим и проанализируем виды несовершенной конкуренции. Изучим содержание рыночной конкуренции.
Рынок является совершенно
конкурентным, если все продавцы в
отрасли - совершенно конкуренты и имеется
много покупателей, каждый из которых
хорошо информирован о ценах продавцов
и которые малы относительно рынка
и действуют независимо.
Все продавцы на рынке будут совершенными, если
a. каждый их них мал относительно рынка в целом
b. продукция является однородной
c. покупатели хорошо
информированы о ценах
d. продавцы действуют независимо друг от друга
e. фирмы могут свободно выходить из отрасли и входить в отрасль.
Рынки, на которых либо покупатели, либо продавцы принимают в расчет свою способность воздействовать на рыночную цену, являются несовершенно конкурентными.
Мы так же подробно рассмотрим и проанализируем отдельный вид несовершенной конкуренции монополию и рассмотрим ее виды
Монополия представляет
собой крайний случай несовершенной
конкуренции, где имеется один продавец
и отсутствует возможность
Так как монополия
оказывает негативное влияние на
экономику рассмотрим такое понятие
как антимонопольное
Антимонопольное регулирование включает в себя:
• административный контроль над монополизированными рынками,
• организационный механизм,
• антимонопольное законодательство.
Три основных дефекта дают экономическое оправдание
государственного
регулирования: монопольная власть,
внешние факторы и
На мой взгляд,
полезно время от времени проводить
различие, сравнение и взаимосвязь
между конкуренцией и монополией
и особенностями других основных
моделей рынка: чистой монополией, монополистической
конкуренцией и олигополией.
ГЛАВА I РОЛЬ КОНКУРЕНЦИИ
В РАЗВИТИИ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ.
1.1. КОНКУРЕНЦИЯ КАК ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЗВЕНО РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА.
Роль конкуренции
в хозяйственной жизни общества
глубока и многогранна. Способствуя
росту наиболее эффективных производств
и вымывая неэффективные
Конкуренция является особым способом взаимодействия рыночных субъектов. С точки зрения отдельного предпринимателя, конкуренция - это процесс состязательной борьбы фирм за ограниченный платежеспособный спрос.
Сказанное не означает, что все сводится только к этому. В действительности конкурентные отношения фирм выходят далеко за границы отдельных рыночных сегментов даже отраслей, является формой борьбы за лучшие условия хозяйствования. Именно этот аспект конкуренции позволяет раскрыть ее значение и роль в развитии экономики. Экономическая природа конкуренции связана с расщеплением экономической власти. Это означает, что уже само наличие конкуренции, с одной стороны, указывает на возможность закрепления за хозяйствующими субъектами определенной экономической свободы, а с другой стороны, что особенно важно, - на рассредоточение экономической власти среди агентов рынка, позволяющее им осуществлять свободный выбор. Поэтому роль конкуренции не исчерпывается лишь ограниченными воздействиями, а одновременно служит и питательной средой предпринимательских структур.
Во-вторых, обеспечивая
равные принципы состязательности, она
противодействует абсолютному доминированию
какого - либо из преимуществ фирм, изначально
обусловливая существование самых
разновидных их типов и форм. Крупные
предприятия выигрывают за счет экономической
мощи и масштабности производства.
Малые, напротив, компенсируют свою экономическую
слабость предпринимательской гибкостью.
В то время как специализированные
предприятия выигрывают благодаря
своей способности к
Наконец конкуренция
- это условие рыночной активности.
Задавая критерии эффективности
и ориентируя рынок на поиск лучших
условий хозяйствования, конкуренция
обусловливает необходимость
1.2. СОДЕРЖАНИЕ РЫНОЧНОЙ КОНКУРЕНЦИИ.
Конкуренция - это соперничество между людьми, фирмами, организациями, территориями, заинтересованные в достижении одной и той же цели.
Предмет конкуренции
– товар, посредством которого соперники
стремятся завоевать
Объект конкуренция - это потребитель и покупатель, за расположение которого борются на рынке противоположные стороны.
Конкуренция на рынке имеет свои функции:
1. выявление или
установление рыночной
2. выравнивание индивидуальных
стоимостей и распределение;
3. регулирование
перелива средств между
Начиная конкурентные отношения на рынке, необходимо определить:
• какие аналогичные товары конкурируют с товарами вашей фирмы и кто их производит?
• существуют ли товары, способные заменить ваш для удовлетворения данной потребности?
• не угрожает ли вашему товару товар тех конкурентов, которые могут удовлетворить данную потребность за счет создания товара-заменителя?
• возможно ли исчезновение самой удовлетворяемой вами потребности? Если да, то почему и в какой срок? Рыночная конкуренция делится на совершенную и несовершенную конкуренцию.
1. 3 . КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТОВАРА.
Привлечение потребителя
модно только предложением товара,
который имеет преимущества по сравнению
с товарами соперниками по удовлетворению
нужд потребителя, Если товар вашей
фирмы таков, то вы производите
Нельзя забывать, что конкурентоспособность – это прежде всего лишь сравнительная, а значит относительная оценка свойств товара.
Если бы на рынке не было конкурентов, с товарами которых потребитель сравнивает ваш товар, то нельзя было бы говорить и о его конкурентоспособности.
Конкурентоспособность товара - это относительная и обобщенная характеристика товара, выражающая его выгодные отличия от товара-конкурента по степени удовлетворения потребности и по затратам на ее удовлетворение.
Комплекс
Технические параметры
наиболее жесткие. По ним можно судить
о назначении товара, его принадлежности
к определенному виду продукции.
Это так же характеристики, отражающие
технико-конструкторские
Экономические параметры представлены величиной затрат на производство товара: его ценой, расходами на транспортировку, установку, ремонт, эксплуатацию и техническое обслуживание, обучение персонала. Вместе все эти расходы образуют цену потребления. Цена потребления, как правило, выше цены продажи. Покупатель делает затраты не только на приобретение товара, но и на его потребление.
Наиболее конкурентоспособен не тот товар за который просят минимальную цену на рынке, а тот, у которого минимальная цена потребления за весь срок его службы у покупателя.
Социально-организационные параметры - это учет социальной структуры потребителей, национальных особенностей в организации производства, сбыта, рекламы товара.
Как повысить конкурентоспособность товара? Рост конкурентоспособности товара может быть связан с
• совершенствование применяемых материалов, технологии, организации производства управления;
• создание принципиально новых по конструкции средств удовлетворения нужд людей;
• улучшение существующих или созданием новых товаров, используемых в комплексе с основными;
• Улучшение всей совокупности условий потребления и дальнейшего использования товара потребителем.
Конкурентоспособность
товара, конечно, во многом определяет
конкурентоспособность самого
Конкурентоспособность
фирмы - это относительная
1.4. СОВЕРШЕННАЯ И НЕСОВЕРШЕННАЯ
КОНКУРЕНЦИЯ.
Совершенная конкуренция.
Совершенная конкуренция существует в таких сферах деятельности, где действуют достаточно много мелких продавцов и покупателей идентичного (одинакового) товара, и поэтому ни один из них не в состоянии повлиять на цену товара,