Конкуренция и монополия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 20:01, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе мы рассмотрим такую тему как “Конкуренция и монополия”.

Рассмотрим такое понятие как “конкуренция”, включающее в себя совершенную и несовершенную конкуренцию, рассмотрим и проанализируем виды несовершенной конкуренции. Изучим содержание рыночной конкуренции.

Содержание

Введение

I. Роль конкуренции в развитии рыночной экономики.

1 . 1 . Конкуренция как цен тральное звено рыночного механизма.

1 . 2 . Содержание рыночной конкуренции.

1 . 3 . Конкурентоспособность товара.

1. 4 . Совершенная и несовершенная конкуренция.

1 . 5 . Виды несовершенной конкуренции.



II. Конкуренция и монополия.

2 . 1 . Взаимосвязь между конкуренцией и монополией.

2 . 2 .Сущность и виды монополии.

2 . 3 .Монополистическиеобъединения.



III. Антимонопольное регулирование.

3 . 1 . Негативные следствия чрезмерной монополизации производства.

3 . 2 . Сдерживание недобросовестной монополистической политики.

3 . 3 . Способы антимонопольного регулирования экономики.

3 . 4 . Демонополизация экономики России.



Заключение.



Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 43.31 Кб (Скачать файл)

КУРСОВАЯ РАБОТА 
 

Конкуренция и монополия 

ПЛАН РАБОТЫ

ТЕМА: “КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЯ”

Введение

I. Роль конкуренции  в развитии рыночной экономики. 

1 . 1 . Конкуренция  как цен тральное звено рыночного  механизма.

1 . 2 . Содержание  рыночной конкуренции. 

1 . 3 . Конкурентоспособность  товара.

1. 4 . Совершенная  и несовершенная конкуренция. 

1 . 5 . Виды несовершенной  конкуренции.  

II. Конкуренция и  монополия.

2 . 1 . Взаимосвязь  между конкуренцией и монополией.

2 . 2 .Сущность и  виды монополии. 

2 . 3 .Монополистическиеобъединения. 

III. Антимонопольное  регулирование.

3 . 1 . Негативные  следствия чрезмерной монополизации  производства.

3 . 2 . Сдерживание  недобросовестной монополистической  политики.

3 . 3 . Способы антимонопольного  регулирования экономики. 

3 . 4 . Демонополизация  экономики России. 

Заключение. 

Список использованной литературы. 
 

ВВЕДЕНИЕ 

Любая попытка исследовать  отдельную отрасль экономики  была бы бесконечной и невыполнимой задачей. Их просто слишком много. Следовательно, мы ставим более реалистичную цель - определить и обсудить несколько  основных рыночных структур., или моделей. Поступая так, мы познакомимся с наиболее общим способом, которым определяются цены и объем производства в большинстве  типов рынка, которые характеризуют  нашу экономику.

Экономисты различают  четыре довольно несхожие рыночные ситуации;

• чистую конкуренцию;

• чистую монополию;

• монополистическую  конкуренцию,

• олигополию;

Эти четыре модели рынка  отличаются по количеству фирм в

отрасли независимо от того, является продукция стандартизированной  или дифференцированной и насколько  легко или трудно новым фирмам войти в отрасль.

В данной курсовой работе мы рассмотрим такую тему как “Конкуренция и монополия”.

Рассмотрим такое  понятие как “конкуренция”, включающее в себя совершенную и несовершенную  конкуренцию, рассмотрим и проанализируем виды несовершенной конкуренции. Изучим содержание рыночной конкуренции.

Рынок является совершенно конкурентным, если все продавцы в  отрасли - совершенно конкуренты и имеется  много покупателей, каждый из которых  хорошо информирован о ценах продавцов  и которые малы относительно рынка  и действуют независимо. 

Все продавцы на рынке  будут совершенными, если

a. каждый их них  мал относительно рынка в целом

b. продукция является  однородной

c. покупатели хорошо  информированы о ценах продавцов

d. продавцы действуют  независимо друг от друга 

e. фирмы могут  свободно выходить из отрасли  и входить в отрасль.

Рынки, на которых  либо покупатели, либо продавцы принимают  в расчет свою способность воздействовать на рыночную цену, являются несовершенно конкурентными.

Мы так же подробно рассмотрим и проанализируем отдельный  вид несовершенной конкуренции  монополию и рассмотрим ее виды

Монополия представляет собой крайний случай несовершенной  конкуренции, где имеется один продавец и отсутствует возможность вхождения  других.

Так как монополия  оказывает негативное влияние на экономику рассмотрим такое понятие  как антимонопольное регулирование.

Антимонопольное регулирование  включает в себя:

• административный контроль над монополизированными  рынками,

• организационный  механизм,

• антимонопольное  законодательство.

Три основных дефекта  дают экономическое оправдание

государственного  регулирования: монопольная власть, внешние факторы и несовершенная  информация.

На мой взгляд, полезно время от времени проводить  различие, сравнение и взаимосвязь  между конкуренцией и монополией и особенностями других основных моделей рынка: чистой монополией, монополистической  конкуренцией и олигополией. 

ГЛАВА I РОЛЬ КОНКУРЕНЦИИ  В РАЗВИТИИ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ. 

1.1. КОНКУРЕНЦИЯ КАК  ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЗВЕНО РЫНОЧНОГО  МЕХАНИЗМА.

Роль конкуренции  в хозяйственной жизни общества глубока и многогранна. Способствуя  росту наиболее эффективных производств  и вымывая неэффективные хозяйственные  звенья, конкуренция выступает в  качестве механизма регулирования  народнохозяйственных пропорций. Она  проявляет себя как способ ориентирующий  предпринимателей на повышение эффективности  хозяйствования..

Конкуренция является особым способом взаимодействия рыночных субъектов. С точки зрения отдельного предпринимателя, конкуренция - это  процесс состязательной борьбы фирм за ограниченный платежеспособный спрос.

Сказанное не означает, что все сводится только к этому. В действительности конкурентные отношения  фирм выходят далеко за границы отдельных  рыночных сегментов даже отраслей, является формой борьбы за лучшие условия  хозяйствования. Именно этот аспект конкуренции  позволяет раскрыть ее значение и  роль в развитии экономики. Экономическая  природа конкуренции связана  с расщеплением экономической власти. Это означает, что уже само наличие  конкуренции, с одной стороны, указывает  на возможность закрепления за хозяйствующими субъектами определенной экономической  свободы, а с другой стороны, что  особенно важно, - на рассредоточение  экономической власти среди агентов  рынка, позволяющее им осуществлять свободный выбор. Поэтому роль конкуренции не исчерпывается лишь ограниченными воздействиями, а одновременно служит и питательной средой предпринимательских структур.

Во-вторых, обеспечивая  равные принципы состязательности, она  противодействует абсолютному доминированию  какого - либо из преимуществ фирм, изначально обусловливая существование самых  разновидных их типов и форм. Крупные  предприятия выигрывают за счет экономической  мощи и масштабности производства. Малые, напротив, компенсируют свою экономическую  слабость предпринимательской гибкостью. В то время как специализированные предприятия выигрывают благодаря  своей способности к приспособляемости, “фирмы - новаторы” пользуются преимуществами первопроходцев. Отсутствие абсолютных преимуществ делает их сосуществование  их неизбежным. При этом следует  иметь в виду, что, если конкуренция  как таковая в принципе предполагает существование разных по масштабу и  форме организации предпринимательских  структур, то реальное их многообразие в экономике зависит от степени  ее жесткости.

Наконец конкуренция - это условие рыночной активности. Задавая критерии эффективности  и ориентируя рынок на поиск лучших условий хозяйствования, конкуренция  обусловливает необходимость непрерывного совершенствования форм и способов хозяйствования, становясь “вечным  двигателем” развития самой рыночной функции. Не столько повышение качества и сокращение затрат, но и поиск  новых рынков, создание новых товаров  и услуг; применение новых методов  предпринимательства становится повседневной заботой конкурентов. 

1.2. СОДЕРЖАНИЕ РЫНОЧНОЙ  КОНКУРЕНЦИИ.

Конкуренция - это  соперничество между людьми, фирмами, организациями, территориями, заинтересованные в достижении одной и той же цели.

Предмет конкуренции  – товар, посредством которого соперники  стремятся завоевать потребителя  и его деньга.

Объект конкуренция - это потребитель и покупатель, за расположение которого борются на рынке противоположные стороны.

Конкуренция на рынке  имеет свои функции:

1. выявление или  установление рыночной стоимости  товара;

2. выравнивание индивидуальных  стоимостей и распределение; прибыли  в зависимости от различных  затрат труда;

3. регулирование  перелива средств между отраслями  и производствами.

Начиная конкурентные отношения на рынке, необходимо определить:

• какие аналогичные  товары конкурируют с товарами вашей  фирмы и кто их производит?

• существуют ли товары, способные заменить ваш для удовлетворения данной потребности?

• не угрожает ли вашему товару товар тех конкурентов, которые  могут удовлетворить данную потребность  за счет создания товара-заменителя?

• возможно ли исчезновение самой удовлетворяемой вами потребности? Если да, то почему и в какой срок? Рыночная конкуренция делится на совершенную и несовершенную  конкуренцию.

1. 3 . КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ  ТОВАРА.

Привлечение потребителя  модно только предложением товара, который имеет преимущества по сравнению  с товарами соперниками по удовлетворению нужд потребителя, Если товар вашей  фирмы таков, то вы производите конкурентоспособный  товар.

Нельзя забывать, что конкурентоспособность –  это прежде всего лишь сравнительная, а значит относительная оценка свойств  товара.

Если бы на рынке  не было конкурентов, с товарами которых  потребитель сравнивает ваш товар, то нельзя было бы говорить и о его  конкурентоспособности.

Конкурентоспособность товара - это относительная и обобщенная характеристика товара, выражающая его  выгодные отличия от товара-конкурента по степени удовлетворения потребности  и по затратам на ее удовлетворение.

Комплекс конкурентоспособности  товара состоит из трех групп элементов: технических, экономических и социально - организационных.

Технические параметры  наиболее жесткие. По ним можно судить о назначении товара, его принадлежности к определенному виду продукции. Это так же характеристики, отражающие технико-конструкторские решения. Сюда относятся стандарты, нормы, правила, законодательные акты, определяющие границы изменения технических  параметров. Это так же и эргономические показатели.

Экономические параметры  представлены величиной затрат на производство товара: его ценой, расходами на транспортировку, установку, ремонт, эксплуатацию и техническое  обслуживание, обучение персонала. Вместе все эти расходы образуют цену потребления. Цена потребления, как  правило, выше цены продажи. Покупатель делает затраты не только на приобретение товара, но и на его потребление.

Наиболее конкурентоспособен не тот товар за который просят минимальную цену на рынке, а тот, у которого минимальная цена потребления  за весь срок его службы у покупателя.

Социально-организационные  параметры - это учет социальной структуры  потребителей, национальных особенностей в организации производства, сбыта, рекламы товара.

Как повысить конкурентоспособность  товара? Рост конкурентоспособности  товара может быть связан с

• совершенствование  применяемых материалов, технологии, организации производства управления;

• создание принципиально  новых по конструкции средств  удовлетворения нужд людей;

• улучшение существующих или созданием новых товаров, используемых в комплексе с основными;

• Улучшение всей совокупности условий потребления  и дальнейшего использования  товара потребителем.

 Конкурентоспособность  товара, конечно, во многом определяет  конкурентоспособность самого предприятия,  однако между этими понятиями  имеются и отличия.

Конкурентоспособность фирмы - это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребностей людей и по эффективности производственной деятельности..

1.4. СОВЕРШЕННАЯ И  НЕСОВЕРШЕННАЯ

КОНКУРЕНЦИЯ.

Совершенная конкуренция.

Совершенная конкуренция  существует в таких сферах деятельности, где действуют достаточно много  мелких продавцов и покупателей  идентичного (одинакового) товара, и  поэтому ни один из них не в состоянии  повлиять на цену товара,

Информация о работе Конкуренция и монополия