Конкуренция и монополия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 20:01, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе мы рассмотрим такую тему как “Конкуренция и монополия”.

Рассмотрим такое понятие как “конкуренция”, включающее в себя совершенную и несовершенную конкуренцию, рассмотрим и проанализируем виды несовершенной конкуренции. Изучим содержание рыночной конкуренции.

Содержание

Введение

I. Роль конкуренции в развитии рыночной экономики.

1 . 1 . Конкуренция как цен тральное звено рыночного механизма.

1 . 2 . Содержание рыночной конкуренции.

1 . 3 . Конкурентоспособность товара.

1. 4 . Совершенная и несовершенная конкуренция.

1 . 5 . Виды несовершенной конкуренции.



II. Конкуренция и монополия.

2 . 1 . Взаимосвязь между конкуренцией и монополией.

2 . 2 .Сущность и виды монополии.

2 . 3 .Монополистическиеобъединения.



III. Антимонопольное регулирование.

3 . 1 . Негативные следствия чрезмерной монополизации производства.

3 . 2 . Сдерживание недобросовестной монополистической политики.

3 . 3 . Способы антимонопольного регулирования экономики.

3 . 4 . Демонополизация экономики России.



Заключение.



Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 43.31 Кб (Скачать файл)

Пока существуют монопольные рынки, их нельзя оставлять  без государственного контроля. Так, эластичность спроса становится в этой ситуации единственным фактором, но не всегда достаточным, ограничивающим монопольное  поведение. С этой целью проводится антимонопольная политика. Она не ограничивается какими-то временными рамками, а является постоянной политикой  государства.

 Государство стремится  не допустить превращения крупного  бизнеса, возникшего на основе  концентрации и централизации  производства и капитала, в монополию,  нарушающую нормальное функционирование  рыночного механизма. Государство  контролирует процессы слияния  корпораций, и далеко не каждое  из них признается законным  и допустимым. Именно против таких  монополий, возникших на основе  централизации капитала, в первую  очередь направлено антимонопольное  законодательство. Однако, следует  помнить, что целью является  не борьба с отдельными компаниями, а предотвращение ухудшения условий  конкуренции. 

3 . 3 . СПОСОБ АНТИМОНОПОЛЬНОГО  РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

Как мы уже знаем, конкуренция есть самое эффективное  средство достижения целей рыночной экономики и интересов всех членов общества.

Когда же предприниматели  заключают между собой гласное (или негласное) соглашение о разделе  рынка или уровня цены, то потребители  вынуждены платить большую цену за товар и сокращать объем  потребления. Цены в этих случаях  становятся искусственно высокими, и  не все покупатели могут позволить  себе приобретать тот же самый  товар в желаемых объемах. Важно  и то, что устранение конкуренции  нарушает равновесие спроса и предложения, что приводит к нерациональному  использованию и без того ограниченных производственных ресурсов общества.

Чтобы избежать этих негативных явлений, государство вмешивается  в рыночные процессы, используя антимонопольное  регулирование.

Антимонопольное регулирование  включает в себя: административный контроль над монополизированными  рынками, организационный механизм и антимонопольное законодательство.

Административный  контроль монополизированных рынков объединяет способы воздействия на монополизированное производство. Можно выявить, в частности, финансовые санкции, применяемые в  случае нарушения антимонопольного законодательства Бывают случаи, когда  фирма, уличенная в систематическом  использовании методов нечестной  конкуренции и проигравшая судебный процесс, подвергается прямому расформированию.

Организационный механизм имеет своей целью антимонопольную  профилактику путем последовательной либерализации рынков. Не затрагивая монополию как форму производства, способы и методы такой политики государства нацелены на то, чтобы  сделать монополистическое поведение  для крупного бизнеса невыгодным. Это - снижение таможенных пошлин, отмена количественных квот - поддержка малого бизнеса, упрощение процедуры лицензирования, оптимизация производства, продукция  которого может конкурировать с  товарами монополий, и.т.д.

Наиболее эффективной  и развитой формой государственного регулирования монопольной власти является антимонопольное законодательство. Его цель - регулирование структуры  отрасли через запрещение предполагаемых слияний крупных фирм, если оно  ведет к существенному ослаблению конкуренции или установлению монополии. Антимонопольная практика в то же время не отрицает возможности слияния  компаний на “горизонтальной” и “вертикальной” основе.

Идеальной с точки  зрения экономиста, была бы антимонопольная  политика, нацеленная только на обеспечение  благополучия потребителей путем защиты и усиления конкуренции, но никто  из экономистов не стал бы утверждать, что попытка сделать все рынки  совершенно конкурентными была бы реалистичной. Существующие антимонопольные законы подобно всем другим готовятся политиками, приводятся в исполнение юристами и  интерпретируются судьями.

С помощью государственного регулирования экономики и различных  антимонопольных мероприятий официального и неофициального характера можно  достигнуть того, чего не могут обеспечить автоматически действующие в  условиях свободной конкуренции  факторы, противодействующие влиянию  монополий или уравновешивающие их.

3.4. ДЕМОНОПОЛИЗАЦИЯ  ЭКОНОМИКИ РОССИИ.

Унаследовав от централизованной экономики монополизм - это монополизм особого рода. Во - первых, он был  всеобъемлющим, включая производство, распределение, обмен и потребление. Во - вторых, монополизм российской экономики  сформировался не в результате действия, поглощения, слияний или сговора  между предприятиями, а сознательно  как способ оптимизации распределения  ресурсов на основе экономии от масштаба производства Следовательно, российский монополизм имел не производственную, а управленческую природу. Для хозяйствующих  субъектов такой монополизм оборачивался: безальтернативностью экономического поведения, жестко фиксированного централизованным планированием; натурально -хозяйственной  замкнутостью; не реализуемостью имеющихся  монопольных преимуществ из-за централизации  доходов в бюджете. Следовательно, у нас была создана государственная  экономика, а не экономика с монополизмом хозяйствующих субъектов. Поэтому  демонополизация российской экономики  прежде всего означает ее разгосударствление путем, во - первых, демонтажа административно -командной системы управления, и, во - вторых, изменение мотивационного поведения субъектов экономики  посредством формирования инициирующего  предпринимательскую инициативу и  конкуренцию механизма Третий элемент  демонополизации - закрепление правовых основ, исключающих монопольные действия государственных органов и участников хозяйственного оборота

Особое место в  демонополизации экономики занимает проблема крупных предприятий, с  раздроблением которых часто  связывают преодоление монополизма  в российской экономике. Раздробление крупных фирм может способствовать активизации конкуренции в отрасли  за счет автономизации структурных  звеньев.

Проведенная под  флагом демонополизации экономики  законодательная поддержка центробежных тенденций уже обернулась для  российской экономики отрицательными последствиями. Во-первых, был утрачен  контроль над целостным производственно - распределительным циклом. Разрыв хозяйственных связей при отсутствии налаженной снабженческо - сбытовой сети привел к тому, что одни предприятия  столкнулись с проблемой обеспечения  производства необходимыми ресурсами, другие же - с проблемой сбыта. Во-вторых, в результате сужения хозяйственной  базы упала концентрация финансовых ресурсов и снизилась возможность  маневрирования ими, что привело  к ухудшению финансовой устойчивости предприятия. В-третьих, автономизация  промежуточных обернулась усилием  монопольных проявлений в виде ценового диктата.

Таким образом, приемлемость раздробления предприятий как способа  решения проблем монополизма  в российской экономике далеко не однозначна. При этом следует иметь  в виду, что монополизм как форма  рыночной власти кроется не в размерах предприятия, а в его положении  на рынке. Даже небольшое предприятие  может быть монополистом, крупное  же, наоборот, - совершенным конкурентом. Поэтому корень вопроса не в крупных  предприятиях, а в том, что производство той или иной продукции сконцентрировано у одного производителя. Следовательно, выход следует искать не в разукреплении  существующих производителей, а в  создании для них конкурентов  путем диверсификации производства продукции, создания новых производств  аналогичной продукции и обеспечение  доступа на рынок иностранных  конкурентов. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Мы рассмотрели  такую обширную тему как “Конкуренция и монополия”. Большинство рыночных ситуаций в реальном мире занимают промежуточное положение между  крайними случаями совершенной конкуренции  и полной монополии.

На мой взгляд, полезно время от времени проводить  различия между характерными чертами  чисто конкурентного рынка и  особенностями других основных моделей  рынка: чистой монополией, монополистической  конкуренцией и олигополией.

Мы выяснили, что  для того чтобы рынок был совершенно конкурентным, для него должны выполняться  следующие условия: наличие многих продавцов, каждый их которых мал  относительно рынка в целом; продуктовая  однородность; хорошо информированные  покупатели; свободные вход фирм на рынок и выход из него и независимые  решения со стороны как производителей, так и потребителей. Некоторые  отрасли. Особенно в сельском хозяйстве, удовлетворяют этим требованиям, но модель конкуренции является полезной даже в том случае, когда эти требования соблюдаются только приблизительно. Совершенный конкурент не может воздействовать на сложившуюся рыночную цену товаров и услуг.

На несовершенно конкурентных рынках в противоположность  совершенно конкурентным продавцы могут  повышать цену на свои продукты, ограничивая  свой выпуск. Монополия представляет собой крайний случай несовершенной  конкуренции, где имеется один единственный продавец и отсутствует возможность  для вхождения других. 

Общество, признавая, что монополия нарушает процесс  ценообразования, относясь враждебно  к монопольной прибыли или  же по другим причинам, может объявить монополию “общественно полезным предприятием”  и установить контроль над ее ценами. Другими важными типами несовершенно конкурентных рынков являются монополистическая  конкуренция (множество продавцов, легкость вхождения и дифференциация продукции) и олигополия (мало продавцов, возможна дифференциация продукции  и существуют барьеры для вхождения). При несовершенно конкуренции фирма  обладает известным контролем.

Три основных дефекта  рынка дают экономическое оправдание государственного регулирования: монопольная  власть, внешние факторы и несовершенная  информация

Государственное регулирование  экономики представляет собой систему  типовых мер законодательного, исполнительного  и контролирующего характера, осуществляется правомочными государственными учреждениями и общественными организациями  в целях стабилизации рыночной экономики.

С помощью государственного регулирования экономики и различных  антимонопольных мероприятий официального и неофициального характера можно  достигнуть того, чего не могут обеспечить автоматически действующие в  условиях свободной конкуренции  факторы, противодействуюцще влиянию  монополий или уравновешивающие его. 

Список используемой литературы

1. Современная экономика.  Общедоступный курс. Ростов - на - Дону, “Феникс”, 1997 г, стр. 117 - 128

2. Жолан Э. Дж., Линдсей Д. Микроэкономика.; Под  общ. ред, Б, Лисовика и В,  Лукашевича,, 1997 г. стр, 159 - 211.

3. Ю.А. Львов., Основы  экономики и организации бизнеса., Санкт - Петербург, “Формика”  1992 г, стр Л 34 - 207

4. П. Самузяьсон, Экономика  Том - II, М., НПО “Алгою> “Машиностроение”, 1997 г. стр. 88 - 130

5. Курс экономической  теории. Учебное пособие, под ред.  Сидорович А. В. М, Изд. “ДИС”, 1997 г.

6. Основы предпринимательской  деятельности. Под ред. Власовой  М.: “Финансы и статистика”, 1994 г.

7. Экономика,, С. Фишер,  Москва, “Дело”5 1993 г,

8. Курс экономической  теории. Под общ. ред. Чепурина  М.Н., проф. Киселевой Е.А. Киров  1994 г,


Информация о работе Конкуренция и монополия