Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 20:01, курсовая работа
В данной курсовой работе мы рассмотрим такую тему как “Конкуренция и монополия”.
Рассмотрим такое понятие как “конкуренция”, включающее в себя совершенную и несовершенную конкуренцию, рассмотрим и проанализируем виды несовершенной конкуренции. Изучим содержание рыночной конкуренции.
Введение
I. Роль конкуренции в развитии рыночной экономики.
1 . 1 . Конкуренция как цен тральное звено рыночного механизма.
1 . 2 . Содержание рыночной конкуренции.
1 . 3 . Конкурентоспособность товара.
1. 4 . Совершенная и несовершенная конкуренция.
1 . 5 . Виды несовершенной конкуренции.
II. Конкуренция и монополия.
2 . 1 . Взаимосвязь между конкуренцией и монополией.
2 . 2 .Сущность и виды монополии.
2 . 3 .Монополистическиеобъединения.
III. Антимонопольное регулирование.
3 . 1 . Негативные следствия чрезмерной монополизации производства.
3 . 2 . Сдерживание недобросовестной монополистической политики.
3 . 3 . Способы антимонопольного регулирования экономики.
3 . 4 . Демонополизация экономики России.
Заключение.
Список использованной литературы.
Здесь цена определяется свободной игрой спроса и предложения в соответствии с рыночными законами их функционирования. Этот тип называют “рынок свободной конкуренции”.
Существование огромного
количества покупателей и продавцов
означает, что ни один из них не владеет
большой информацией о рынке,
чем остальные продавцы, придя
на рынок, застает уже сложившийся
уровень цен, изменить который вне
его власти, - ведь рынок сам диктует
цену в каждый момент времени. Такая
ситуация позволяет новым продавцам
на равных условиях (цена, технология,
юридические условия) с уже существующими
продавцами приступить к производству
продукции. С другой стороны, продавцы
могут и спокойно покинуть рынок,
что подразумевает возможность
беспрепятственного выхода с рынка.
Свобода “рыночного”
происходило изменение количества производителей. В тоже самое время у оставшихся продавцов по-прежнему отсутствует возможность контролировать рынок. поскольку они представляют мелкое производство и их крайне много.
Теперь сформулируем основные характеристики рынка, совершенной конкуренции:
• большое количество мелких продавцов и покупателей,
• продаваемый продукт однороден у всех производителей,, и покупатель может выбрать любого продавца товара для осуществления покупки,
• невозможность контроля над ценой и объемом купли -продажи создает условия для постоянного колебания этих величин под влиянием изменения рыночной конъюнктуры,
• полная свобода “входа” на рынок и “ухода”.
В реальной экономической
действительности рынок совершенной
конкуренции в строгом
При наличии конкуренции на рынке производителя с целью получения максимальной прибыли стремятся снизить издержки производства на единицу продукции, В результате этого создается возможность снижения цены, что увеличивает объем продаж у производителя и его доход. Самым эффективным способом достижения этого является использование научно - технический усовершенствований и новинок в производстве. Внедрение научно - технических достижений позволяет увеличить производительность труда, что как раз и ведет к будущему снижению цены, приносящему, однако, фирме - новатору большой доход.
Конкуренция создает
у производителей стимулы к постоянному
разнообразию предлагаемых товаров
и услуг для завоевания рынка.
Расширение ассортимента предлагаемой
к продаже продукции происходит
как за счет дифференцирования отдельного
продукта. Производители осуществляют
постоянную борьбу за покупателя на рынке.
Результатом такой борьбы является
политика стимулирования сбыта, которая
всемерно и всесторонне изучает
потребительский спрос и
“Совершенным конкурентом”
является тот. Кто может продавать
все, что он хочет, по существующей рыночной
цене, но не в состоянии влиять на
нее в сторону повышения или
понижения. В свою очередь “полностью
конкурентной отраслью” является такая
отрасль, которая состоит исключительно
из многочисленных совершенных конкурентов.
Несовершенная конкуренция.
Рынки, на которых либо покупатели либо продавцы принимают в расчет свою способность воздействовать на рыночную цену, являются несовершенно конкурентными.
Многие рынки, как, например, рынки автомобилей, крупяных изделий для завтрака и фирменных ресторанных блюд, являются несовершенно конкурентными.
Фирма является “несовершенной” до тех пор, пока ее кривая спроса понижается и напоминает кривые спроса целых отраслей, а не горизонтальную линию спроса каждого мелкого совершенного конкурента в отрасли с совершенной конкуренцией.
На совершенно конкурентном
рынке имеется множество
Однако на несовершенно
конкурентных рынках индивидуальные продавцы
могут влиять на цену, которую они
получают за свою продукцию. Прикидывая,
как им максимизировать прибыли,
они, естественно, принимают в расчет
эту способность. Характерные черты
трех укрупненных типов
Насколько несовершенной
может быть несовершенная конкуренция?
Крайним случаем является наличие
единственного продавца, обладающего
практическим могуществом полного
монополиста. В своей отрасли
он является единственным производителем.
И не существует другой отрасли, выпускающей
сколько - нибудь близкий заменитель
его продукции.
1.5 ВИДЫ НЕСОВЕРШЕННОЙ
КОНКУРЕНЦИИ. Монополия и
Самым крупным случаем
несовершенной конкуренции
В реальной жизни монополия - это всегда вопрос меры власти над рынком. Можно было бы утверждать, что каждый бакалейный магазин является монополистом, поскольку не существует даже двух магазинов с абсолютно одинаковым ассортиментом продуктов. Однако такой подход к рассмотрению бакалейного бизнеса, как правило, оказывается непригодным, так как цены, назначенные одним магазином, влияют на спрос, с которыми сталкиваются другие расположенные поблизости магазины. Истинный же монополист не имеет таких идентифицируемых соперников.
Поскольку монополист является единственным поставщиком некоего товара или вида услуг, цена, которую он получает за свою продукцию, определяется рыночной кривой спроса на его продукцию.
Продавец обладает монопольной властью (или властью над рынком), если он может повышать цену на свою продукцию путем ограничения своего собственного объема выпуска.
В условиях совершенной конкуренции не существует никаких препятствий к вхождению в рынок новых производителей. С другой стороны, на монопольных рынках существуют барьеры вхождению, которые делают невозможным проникновение на рынок любого нового продавца. В силу этого монополия может иметь значительный приток прибыли.
Монополистическая конкуренция
Как подразумевает само название, монополистической конкуренции свойственны черты и монополии, и совершенной конкуренции. Как и в условиях монополии, каждая фирма производит продукцию, которую покупатели полагают отличной от продукции всех других продавцов, однако здесь имеет место и конкуренция, поскольку множество других продавцов предлагают близкие, хотя и не полностью взаимозаменяемые, продукты. По существу монополистическая конкуренция - это совершенная конкуренция плюс дифференциация продукции.
Рынок характеризуется
дифференциацией продукции
В условиях монополистической
конкуренции, как и в условиях
совершенной конкуренции, не существует
барьеров для вхождения в рынок
новых фирм. Но поскольку барьеры
вхождения отсутствуют, фирмы в
монополистической конкуренции
не рассчитывают на получение значительной
прибыли в долгосрочном периоде.
Олигополия.
Олигополия подразумевает
наличие нескольких продавцов. Олигополистический
рынок - это такой рынок, на которой
большая часть выпускаемой
Если дифференциация продукции возможна, фирмы должны побеспокоиться о дизайне и рекламе продукции.
Олигополия занимает
промежуточное положение между
монополией и конкуренцией и в
другом аспекте. В условиях когда
конкуренция является совершенной,
барьеры вхождения в рынок
отсутствуют, а монополия не оставляет
возможности для проникновения
других фирм. На олигополистических рынках
обычно существует некоторые барьеры
вхождения, но они не столь жестки
для того, чтобы сделать его
абсолютно невозможным. Чем слабее
барьеры, тем белее вероятно, что
отрасль, в которой продавцы, занимающие
прочное положение, получают высокие
прибыли, будет привлекать новые
фирмы, и, следовательно, тем ниже будет
прибыли в отрасли в
Глава II КОНКУРЕНЦИЯ
И МОНОПОЛИЯ
2 . 1 . ВЗАИМОСВЯЗЬ
МЕЖДУ КОНКУРЕНЦИЕЙ И
На первый взгляд может показаться, что конкуренция и монополия совершенно несовместимы друг с другом. Ведь монополизация способна в конечном счете устранить свободную конкуренцию, а последняя, в свою очередь, подрывает чье - либо господство на рынке.
Между тем монополия
находится в весьма сложной и
противоречивой взаимосвязи с конкуренцией.
Уже тот факт, что производство
и реализация какого - то продукта захвачены
монополистической группой
В современных условиях
крупные капиталистические
В развитых капиталистических и развивающихся странах, достигших значительного индустриального уровня, имеет место внутриотраслевая конкуренция прежде всего между монополиями, производящие инородные продукты. В такую борьбу ввязываются сильные иностранные соперники. Конкуренция ведется и внутри каждой монополии, особенно при распределении прибыли. Особым “фронтом” столкновения является соперничество монополии и немонополизированных предприятиями
Высокие цены, по которым
в отрасли сбывается основная
масса выпущенной монополиями продукции,
позволяют и