Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 20:01, курсовая работа
В данной курсовой работе мы рассмотрим такую тему как “Конкуренция и монополия”.
Рассмотрим такое понятие как “конкуренция”, включающее в себя совершенную и несовершенную конкуренцию, рассмотрим и проанализируем виды несовершенной конкуренции. Изучим содержание рыночной конкуренции.
Введение
I. Роль конкуренции в развитии рыночной экономики.
1 . 1 . Конкуренция как цен тральное звено рыночного механизма.
1 . 2 . Содержание рыночной конкуренции.
1 . 3 . Конкурентоспособность товара.
1. 4 . Совершенная и несовершенная конкуренция.
1 . 5 . Виды несовершенной конкуренции.
II. Конкуренция и монополия.
2 . 1 . Взаимосвязь между конкуренцией и монополией.
2 . 2 .Сущность и виды монополии.
2 . 3 .Монополистическиеобъединения.
III. Антимонопольное регулирование.
3 . 1 . Негативные следствия чрезмерной монополизации производства.
3 . 2 . Сдерживание недобросовестной монополистической политики.
3 . 3 . Способы антимонопольного регулирования экономики.
3 . 4 . Демонополизация экономики России.
Заключение.
Список использованной литературы.
2.2. СУЩНОСТЬ И ВИДЫ МОНОПОЛИИ.
Монополия является
полным антиподом совершенной
Монополия - это рыночная структура, в которой одна, фирма
является поставщиком на рынок продукта, не имеющего близких
субститутов.
В условиях монополии производитель способен полностью контролировать объем предложения товара, что позволяет ему выбирать любую цену из возможных в соответствии с кривой спроса, рассчитывая при этом получить максимальную прибыль.
Стремление монополиста
к максимизации прибыли путем
установления контроля над ценой
и объемом продаж есть нарушение
свободной конкуренции и
Существует три вида монополии:
1. Закрытая монополия.
Она защищена от конкуренции
с помощью юридических
2. Естественная монополия
- отрасль, в которой
3. Открытая монополия.
В этом случае фирма на
Такая классификация
монополии на три категории весьма
условна. Некоторые фирмы могут
принадлежать сразу к нескольким
видам монополии. К их числу относятся,
например, фирмы, обслуживающие систему
телефонной связи,, а также электрические
и газовые компании, которые могут
быть отнесены как к естественной
монополии, так и к закрытой монополии.
Также может быть проведена классификация,
основанная на учете временного горизонта.
Например, патентное свидетельство
дает фирме закрытую монополию на
краткосрочном временном
Фактически все
монополии могут считаться
Модель монополии, предлагает действие одного дополнительного ограничения: монополист должен продавать свою продукцию по одинаковой цене всем потребителям. Монополия, при которой соблюдается это условие, называется простой монополией
Монополия в чистом виде - явление крайне редкое. Как и совершенная конкуренция, она представляет собой скорее экономическую абстракцию. Довольно часто в качестве примера чистой монополии приводят систему телефонной связи, и это почти верно. Но не следует забывать, что иные виды связи создают скрытую конкуренцию, предлагая качественные заменители телефонной связи. Кроме того, следует отметить, что монополия не может полностью устранить потенциальную конкуренцию со стороны отечественных или иностранных производителей товара. Это свидетельствует об относительно небольшом значении полных монополий.
Монополия, возникающая со стороны спроса, когда на рынке имеется только один покупатель при множестве продавцов, называется монопсонией.
Такая рыночная структура во всем схожа с монополией, черты которой переносятся на покупателя.
Чистая монопсония
не менее уникальное явление, чем
монополия.
2 . 3 . МОНОПОЛИСТИЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ.
Противоречия между естественным стремлением к экономическому доминированию, как способу сохранения и приумножения преимуществ, и препятствующими этому требованиями оптимальности решается путем объединения предприятий. Представляя собой как бы ассоциацию оптимальных предприятий, концентрация такого рода регулируется уже иными критериями оптимальности - уровень хозяйственной устойчивости и конкурентоспособности, степень контроля над рынком. В тоже время реализуется главная цель - смягчение отраслевой конкуренции и недопущение в отрасль новых конкурентов.
Объединения предприятий возникает в результате различного типа слияний: горизонтальных, вертикальных и конгломератных.
Горизонтальные слияния
представляют собой способ концентрации
производства путем объединения
родственных предприятий и по
сути ведут лишь к перераспределению
производственных мощностей. Главной
их целью является снижение уровня
конкуренции и получение
Вертикальное слияние нацелены на объединение звеньев технологической цепочки от добычи сырья до сбыта готовой продукции под одним контролем, чем обеспечивается надежность доступа к источникам ресурсов, каналам снабжения и сбыта. Чем менее стабильными являются эти условия, тем сильнее стремление предприятий к вертикальной интеграции Способствуя созданию замкнутых производственных комплексов, вертикальное влияние способствует монопольным проявлением и поэтому требуют особого внимания со стороны государства.
Конгломератные слияния
представляют собой объединения
предприятий различной
Трест - форма объединения
предприятий одной или
Концерн - многоотраслевой
комплекс предприятий, в котором
структурные единицы сохраняют
свою производственную и хозяйственную
самостоятельность, но подчинены единому
руководству посредством
Конгломерат - полиотраслевая, многопрофильная структура, основанная на объединении автономных в оперативном отношении предприятий, несущих хозяйственную ответственность за результаты своей деятельности.
Кроме того, существует
ряд объединений временного типа,
создаваемых для решения
Консорциум - форма временного объединения предприятий, создаваемого для осуществления совместной деятельности с целью решения определенной задачи. Входящие в консорциум предприятия сохраняют полную самостоятельность, подчиняясь общему руководству только в части деятельности, касающийся целей консорциума.
Хозяйственная ассоциация
- создаваемая на добровольной основе
по территориальному, отраслевому или
иному признаку объединение юридических
лиц с целью координации
Высокая степень
концентрация производства и возникающая
в связи с этим экономическое
доминирование ведет к
В советской экономике
объединения предприятий
ГЛАВА III АНТИМОНОПОЛЬНОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ.
3.1. НЕГАТИВНЫЕ СЛЕДСТВИЯ
ЧЕРЕЗМЕРНОЙ МОНОПОЛИЗАЦИИ
Процессы монополизации внесли существенные изменения в социальную и хозяйственную жизнь общества. Они обусловили изменение хозяйственного механизма, усилив в нем сознательные регулирующие силы. Ускоренное возникновение крупных хозяйственных объектов, координация деятельности в масштабе отрасли и межотраслевом пространстве расширяют сферу планомерного развития экономики. Монополия, используя фактор массового производства, ведет к экономии затрат производства, обеспечивает потребителей дешевыми и качественными товарами. Доказано, что увеличение объемов производства в два раза уменьшает затраты на единицу продукции на 20%.
Таким образом, монополии
на современном этапе — это
преимущественно крупные
Но с другой стороны,
количество негативных факторов существования
монополий значительно больше и
первый из них — практика образования
монопольных цен. Монопольные цены
отклоняются от рыночных, создают
дополнительные прибыли монополистам
и одновременно облагают потребителя
своеобразной “данью” в свою пользу.
Покупатели вынуждены покупать товары
по ценам, которые выше, чем в условиях
конкурентного рынка. При этом рост
цен наблюдается в основном на
внутреннем рынке, и создается такая
ситуация, когда цены на внутреннем
рынке выше, чем на внешнем. Для
укрепления такого положения монополисты
создают искусственный дефицит
на товары и услуги. Следовательно,
наиболее явным внешним проявлением
существования монополии
Еще одним негативным
фактором наличия монополий является
торможение ими развития научно-технического
прогресса. Ослабляя конкуренцию, монополия
создает экономические
Монополизация также
приводит к деформации хозяйственных
отношений и процессов. Создается
структура, которая отвечает цели монополии
— оптимизации монопольных
Таким образом, монополия
обуславливает застой и загнивание
хозяйственного механизма, тормозит конкуренцию,
является угрозой для нормального
рынка. Проанализировав позитивные
и негативные факторы и последствия
монополий, можно прийти к выводу,
что монополия наносит большой
вред производству.
3.2.СДЕРЖИВАНИЕ
МОНОПОЛЬНОЙ ПРАКТИКИ
Вследствие “очевидных”
для большинства населения и
средств массовой информации негативных
последствий монополизации
При этом Государство
не стремится сделать все
• охрана и поощрение конкуренции;
• контроль над фирмами, занимающими господствующее положение на рынке;
контроль над ценами;
• защита интересов и содействие развитию мелкого и среднего бизнеса .