Концептуальные и математические основы системной методологии принятия решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Августа 2013 в 00:06, курсовая работа

Краткое описание

Данная теория используется менеджерами и аналитиками для того, чтобы структурировать описание проблем и оценивать возможные варианты их решения. Так, теория игр, одно из ответвлений этой дисциплины, широко используется экспертами из Госдепартамента США при прогнозировании возможного развития событий на международной арене. Другая дочерняя область - оценка риска - нашла применение в практике регулирующих учреждений, таких, как Агентство по защите окружающей среды, определяющего стандарты экологической безопасности.

Содержание

Введение 3
Основные понятия и определения науки о принятии решений 4
Система предпочтений лица, принимающего решения 10
Методология разработки управленческого решения 13
Методы разработки управленческих решений: аналитические, статистические, математические 13
Методы разработки управленческих решений: активизирующие, эвристические и метод сценариев 14
Методы разработки управленческих решений: экспертные методы 15
Классификация и типология управленческих решений 19
Технология и организация разработки решений 20
Организация процесса разработки решения 20
Организация выполнения принятых решений 21
Организация процесса коллективного принятия решений 22
Моделирование процесса разработки решения 25
Разновидности математических моделей 27
Динамические модели 27
Балансовые модели 28
Поиск равновесия 30
Постановка задачи векторной оптимизации 32
Множество Эджворта – Парето 37
Модель многокритериального выбора 37
Аксиомы разумного выбора 37
Аксиома Парето 39
Принцип Эджворта—Парето 40
Заключение 42
Список использованных источников 44

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач.doc

— 574.00 Кб (Скачать файл)

В зависимости от степени формализации выделяются следующие типы решений:

- хорошо структурированные, когда  зависимости между элементами ситуации численно определимы;

- слабоструктурированные, содержащие  как количественные, так и качественные  элементы;

- неструктурированные,  когда количественные зависимости  неизвестны.

В зависимости от творческого  вклада руководителя в разработку решений различаются:

- рутинные решения, принимаемые  по стандартной программе;

- селективные решения,  когда известно число возможных  вариантов ответов, задача руководителя  – сделать правильный выбор;

- адаптационные, рассчитанные  на непредусмотренные трудности и требующие личной инициативы и творчества;

- инновационные решения, необходимые  для решения сложных проблем.

С учетом стереотипности ситуаций принято выделять программируемые (стандартные) и непрограммируемые решения, принимаемые в новых ситуациях.

Знание типологии управленческих решений помогает руководителю правильно  выбрать технологию решения проблемы.

5. ТЕХНОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗРАБОТКИ РЕШЕНИЙ

 

5.1. Организация процесса разработки решения

Теория и практика управления дает следующие рекомендации по организации процесса разработки управленческих решений.

Основные принципиальные моменты следующие:

  • соблюдение принципа иерархии, координация усилий, контроль за соподчиненностью по уровням при разработке решений;
  • создание целевых групп на временной основе для использования знаний и опыта каждого, кто может участвовать в процессе разработки решений;
  • формирование инструктивных материалов по проведению формальных процедур при разработке управленческих решений, не усложняя ими процессы и процедуры принятия инновационных управленческих решений;
  • создание системы планирования процесса разработки решений, включающей разработку таких элементов плана, как сроки, ресурсы, ответственные за этапы, разделы, вопросы.

Функции, выполняемые  руководителем по организации разработки решения, заключаются в следующем:

  • управление общим процессом выработки решений;
  • определение сущности задачи, участие в ее конкретизации, в выборе критериев оценки решений;
  • окончательный выбор решения;
  • организация внедрения управленческого решения.

Ряд организаций ведет  системный специальный учет управленческих проблемных ситуаций и способов их разрешения. Для этого многие организации формируют картотеки, состоящие из следующих карточек:

  • карточки проблемной ситуации (характеристика ситуации, главная цель принятия решения, ограничения на принятие решения);
  • технологической карты принятия решения, в которой отмечена логическая последовательность принятия решения, названы основные альтернативные решения;
  • карточки решения, в которой после его принятия отмечается: причина возникновения проблемы, возможные концептуальные последствия непринятия решения, лицо, принимающее решение, вовлеченные лица, организации, первичная информация, необходимая для принятия решения, лицо, ответственное за исполнение решения.

В работе Л. Зайверта «Ваше  время – в ваших руках» даются следующие рекомендации:

 

 

 

Задачи А 
Весьма важные задачи. 
Составляют 15% всех 
задач и 65% общей их 
значимости


 

Задачи В 
Важные задачи. 
Составляют 20% всех 
задач и 20% значимости


 

Задачи С 
Менее важные задачи. 
Составляют 65% всех 
задач и 15% значимости


 

 

Выполнять руководителю, 
не перепоручать

 

Частично поручать

 

Перепоручать, сокращать, выдерживать


 

5.2. Организация выполнения принятых решений

Организация выполнения управленческих решений – это комплекс работ по их эффективному внедрению. Теорией и практикой разработаны принципиальные моменты, которые надо учитывать при выполнении принятых решений.

Прежде всего, необходимо расчленить общую программу действий на отдельные участки для соисполнителей. Затем надо довести задание до исполнителей и подготовить их к исполнению задания. Наконец, важную роль играет побуждение руководителей к его добросовестному исполнению. Формы реализации решений, т.е. доведение их до исполнителей, – это предписание, деловая беседа, убеждение, разъяснение, принуждение, наставление, сообщение, личный пример, обучение, совет, деловая игра, совещание, заседание и др.

Каждое отдельное задание  руководитель «проигрывает» сам, ставя  себя на место исполнителя в соответствующие условия. Во избежание неэффективной организации выполнения принятых решений рекомендуется придерживаться следующих рекомендаций:

1) обеспечивать соответствие  каждой задачи деловым и психологическим особенностям исполнителей, для чего необходимо объективно оценивать их опыт и профессионализм;

2) добиваться взаимного доверия  исполнителей общей задачи, организационными мерами обеспечивать однородность мотивов; система стимулов должна ориентировать исполнителей на качественное выполнение частей во имя цельного замысла;

3) мобилизовать коллектив на  выполнение задания, а затем  и плана организационно-технических  мероприятий по реализации решения.

Основные моменты, которые  затрудняют процесс разработки и  принятия решения:

  • недостаток и необъективность информации;
  • ошибки собственного опыта и предпочтений;
  • слабые собственные управленческие способности;
  • неумение организовать процессы принятия и реализации решений.

Чтобы обеспечить эффективность  процесса разработки и принятия решений, надо руководствоваться следующими рекомендациями:

1) люди никогда не берут на  себя ответственность добровольно,  и этого ждать от них не следует;

2) нельзя пускать на самотек  процессы согласования на всех  этапах, включая совещания и заседания,  во избежание вмешательства в  этот процесс возмущающих факторов;

3) никогда нельзя во всем полагаться  на память, многие вещи надо  фиксировать в записной книжке, ноутбуках;

4) учитывая, что самый высокий  уровень навыков принятия решений  требуется политикам, стратегам,  военным, специалистам делового администрирования, необходимо для достижения этого уровня осваивать и пополнять знания по теории разработки управленческих решений.

 

5.3. Организация процесса коллективного принятия решений

Эволюция управленческой деятельности в зарубежном менеджменте имеет тенденцию к развитию групповых форм разработки решений. Причиной этому послужили процессы демократизации и повышения сложности решаемых проблем. Процесс коллективной выработки идей в современных западных фирмах осуществляется с помощью специально создаваемых команд, состоящих из групп специалистов различных сфер деятельности. Распространены комитеты как совещательные консультативные группы, кружки качества, целевые команды, комиссии и т.д.

Принятие решений в  специально созданной группе приводит к появлению определенной линии поведения исполнителей и руководителей. В любом творческом коллективе, как показывают исследования, около 5% творческих личностей, 25% эрудитов, 20% аналитиков и 50% рядовых исполнителей. Руководители творческих групп характеризуются как демократы, пессимисты, диктаторы или организаторы.

Групповое решение предпочтительнее индивидуального в следующих  случаях:

  • если по этическим соображениям решение нельзя принимать кулуарно;
  • если для принятия решения полезна их независимая экспертная оценка;
  • когда руководитель затрудняется сам предложить альтернативные решения в достаточном количестве и т.д.

Исследования показали и негативные факты группового принятия решений, приводящие к появлению конформизма и «группового единомыслия».

Основные признаки приближения  такого явления следующие:

  • появление излишнего оптимизма и иллюзии независимости коллектива;
  • коллективное устремление сметать на пути все возражения, противоположные групповому;
  • безусловная вера в принятые коллективом принципы, открытое давление на сопротивляющихся мнению, иллюзия единодушия по принципу подавляющего большинства и т.д.

Во избежание появления  «группового единомыслия» руководителю не следует создавать условий, удобных для возникновения таких ситуаций, стараться поощрять в коллективе разные мнения и не глушить голос меньшинства, чаще занимать нейтральную позицию и сохранять беспристрастность.

Любое коллективное творчество основано на индивидуальных мыслительных процессах, разработанные решения совместно оцениваются и сравниваются. Для принятия стратегических решений эффективен метод Дельфи; при необходимости выработать «100 идей за 100 минут» используется мозговой штурм; хорошо «работает» метод контрольных вопросов, конференции идей, коллективного блокнота, ассоциаций, морфологического ящика и другие.

Пример 3. Процесс принятия решений о внедрении новой продукции в ООО «Обувь Фома» проходит четыре последовательные стадии.

На первой стадии разрабатывается  идея или концепция нового товара. Идеи для новых товаров и новых сфер предпринимательской деятельности стекаются от всех подразделений фирмы, а также от покупателей (заказчиков) в отдел новых товаров (или отдел маркетинга), где специалисты проводят оценку спроса на рынке и технических и экономических возможностей фирмы. При положительной оценке перспектив нового товара специалисты подготавливают предложение, которое, наряду с предложениями по другим товарам для изучения и определения приоритетности.

На второй стадии, если предложение получило одобрение комитета по новым товарам, ведется разработка изделия силами специалистов – маркетологов и технологических специалистов. Предварительная конструкция изделия изучается по таким показателям, как стоимость, качество, долговечность. Окончательный вариант изделия анализируется для оценки стоимости единицы изделия, продажной цены, прибыли, объема продаж и потенциальной чистой окупаемости (рентабельности) на несколько лет вперед. Затем вариант изделия и план практической реализации идеи вновь поступают в отдел по новой продукции для окончательного утверждения,

На третьей стадии проводятся испытания нового изделия, как лабораторные, так и «полевые» (на рынке). По результатам испытаний  вносятся необходимые изменения  в изделие, и разрабатывается подробный план внедрения его на рынок. Одновременно решается вопрос, следует ли финансировать массовую закупку изделия исходя из объемов рынка.

На четвертой стадии осуществляется переход к полномасштабной  продаже изделия на регулярной основе. На этой стадии особое внимание уделяется следующим вопросам: координации контроля качества; созданию запасов продукции, рекламе и продвижению изделия на рынке; созданию системы оптимального распределения; стимулированию продаж.

 

 

6. МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА РАЗРАБОТКИ РЕШЕНИЯ

 

Для процедуры разработки управленческого решения руководителю и аппарату управления необходимо осуществить следующие действия:

1. Оформить документацию  о начале выполнения работ  с указанием конкретного задания,  состава персонала и системы его подчинения, времени исполнения решений, промежуточных этапов контроля и размера выделяемых ресурсов.

2. Разработчикам решения  разъяснить содержание организационных  документов о начале выполнения  работ по разработке решения.

3. Разработчикам решения разъяснить их права, ответственность и полномочия.

4. Обсудить с разработчиками  неучтенные детали для успешного  выполнения работ.

5. Акцентировать внимание  на важности задания и значении  его качественного исполнения.

6. После окончания  разработки решения провести контроль со стороны юриста на соответствие его действующему законодательству и уставным документам организации.

7. Получить заключение  о выполнимости вариантов и  заключение экспертов об общей  и экологической (если требуется)  безопасности реализации решения.

Информация о работе Концептуальные и математические основы системной методологии принятия решений