Краткосрочный и долгосрочный период деятельности фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 20:09, курсовая работа

Краткое описание

Этимологически слово конкуренция восходит к латинскому (concurrentia) , означающему столкновение, состязание. В целом конкуренция представляет собой форму экономического соперничества товаропроизводителей на рынке за относительно лучшие условия существования; это соревнование предприятий за предпочтения потребителей с целью получения наибольшей прибыли. Конкуренция выполняет в рыночной экономике важнейшую функцию противовеса и одновременно дополнения к индивидуализму субъектов рынка. Она принуждает их учитывать интересы потребителя, а значит, и интересы общества в целом. Конкуренция оказывает постоянное давление на издержки производства, заставляет фирмы экономить ресурсы и наиболее рационально использовать имеющиеся факторы производства. Она оказывает воздействие на улучшение качества товаров, обновление ассортимента. Без конкуренции экономики не получается. Об этом наглядно свидетельствует советский опыт

Содержание

Введение 2-4
Глава 1 . Фирма как основной производитель в рыночной экономике 5-8
Глава 2 . производственная функция и технологическая эффективность 9-18
Глава 3. Краткосрочный и долгосрочный период деятельности фирмы 19-20
Практикум 21
Заключение 22-23
Список используемой литературы 24

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 36.46 Кб (Скачать файл)

Содержание

                                                                                                                             Стр.

Введение                                                                                                              2-4

Глава 1 . Фирма как основной производитель в рыночной экономике         5-8

Глава 2 . производственная функция  и технологическая эффективность   9-18

Глава 3. Краткосрочный и долгосрочный период деятельности фирмы    19-20

Практикум                                                                                                            21

Заключение                                                                                                       22-23

Список используемой литературы                                                                    24                                                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Спрос и предложение –  два фактора, дающие жизнь рынку  как месту своей встречи, –  формируют в экономике уровень  цен на товары и услуги. Определяя  кривые издержек и доходов, они создают  внешнюю среду существования  фирмы. Поведение же самого производителя, выбор им объема производства зависят, прежде всего, от типа рынка, на котором  он действует и от поведения конкурентов. Именно степень развития конкуренции  является наиболее мощным фактором, диктующим  общие условия функционирования и развития того или иного рынка.

Этимологически слово  конкуренция восходит к латинскому (concurrentia) , означающему столкновение, состязание. В целом конкуренция представляет собой форму экономического соперничества товаропроизводителей на рынке за относительно лучшие условия существования; это соревнование предприятий за предпочтения потребителей с целью получения наибольшей прибыли. Конкуренция выполняет в рыночной экономике важнейшую функцию противовеса и одновременно дополнения к индивидуализму субъектов рынка. Она принуждает их учитывать интересы потребителя, а значит, и интересы общества в целом. Конкуренция оказывает постоянное давление на издержки производства, заставляет фирмы экономить ресурсы и наиболее рационально использовать имеющиеся факторы производства. Она оказывает воздействие на улучшение качества товаров, обновление ассортимента. Без конкуренции экономики не получается. Об этом наглядно свидетельствует советский опыт. Нет конкуренции - нет стимулов для активизации своих усилий у тех, кто участвует в экономической деятельности.

По степени развития конкуренции  экономическая теория выделяет следующие  основные типы рынка: рынок совершенной  конкуренции и рынок несовершенной  конкуренции, представленный монополистической  конкуренцией, олигополией и монополией. Поведению производителя в условиях каждой из этих рыночных структур и будет посвящена данная работа.

В современной экономике  проблемы ценообразования, принятия производителем решения об оптимальном объеме выпуска, а значит и о размере спроса на ресурсы и величине предложения  собственных товаров, являются достаточно актуальными, так как эволюционирование  мировой экономической системы  приводит к изменениям такого явления  как конкуренция и, несомненно, влияет на основные характеристики рынка. Производителю  всегда важно правильно определить объем ожидаемой прибыли при  выбранном объеме производства, твердо знать, какой уровень убытков  необходимо считать сигналом для  приостановки работы фирмы или для  ее ликвидации, ведь в случае провала  он не только потеряет вложенные в  производство средства, но и понесет  дополнительные убытки. Сегодня производитель  при принятии этих решений должен опираться не только на постулаты  экономической теории, но и достаточно четко представлять себе современные  рыночные условия, уделять внимание развивающейся конкуренции.

В целом современная картина  мировой экономической системы  на сегодняшний день радикально отличается от картины XIX и тем более XVIII в., когда  закладывались основы теории рыночной экономики. Экономика XXI века является многоярусной. На верхнем уровне располагаются  гигантские транснациональные корпорации и финансовые группы, определяющие глобальную экономическую структуру  мира и обеспечивающие экономическую  стабильность в развитых странах. На нижних ступенях иерархии располагаются  средние и мелкие производители  вплоть до индивидуальных фирм, товары которых необходимы населению или  экономике страны. Причем барьеры  между различными уровнями иерархии являются достаточно высокими.

 

Очевидно, что в настоящее  время и всегда выводы экономической  теории и в частности концепции  конкурентного рынка будут справедливы, если выполняются ее исходные предположения  и аксиомы, круг действия которых  постепенно сужается. Поэтому современному производителю для принятия правильного  решения и получения наибольшей прибыли необходимо умело анализировать  действительность, опираться на полученные сведения, сопоставлять их с основными  принципами экономической теории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава1. Фирма как основной производитель в рыночной экономике

Предпринимательская деятельность, или предпринимательство – это  инициативная, самостоятельная деятельность лиц или предприятия, направленная на получение прибыли или личного  дохода, осуществляемая на свой риск и  под свою имущественную ответственность.

Предпринимательство допускается  в любой отрасли хозяйственной  деятельности, не запрещенной законом: промышленности, сельском хозяйстве, торговле, бытовом обслуживании, юридической, издательской, банковской и консультационной деятельности, в сфере операций с  ценными бумагами и т.д. Основными  сферами предпринимательской деятельности являются: производство (продукции, услуг), коммерция (торговля) и коммерческое посредничество. Следовательно, предпринимательство  – это организация полезной производственной деятельности, направленной на производство товаров или оказание услуг.

Основу предпринимательской  деятельности составляет та или иная форма собственности: частная, акционерная, государственная, кооперативная.

Субъектами предпринимательской  деятельности выступают физические лица (собственники и наемные работники), фирмы, государственные институты.

Предприниматель (собственник) берет на себя инициативу соединения ресурсов земли, труда и капитала в единый процесс производства товара или услуги, который обещает быть прибыльным делом. Он выполняет трудную  задачу принятия основных решений в  процессе ведения предпринимательства. Предприниматель реализует свой деловой интерес (получение прибыли) через новаторство, стремясь вводить  в дело на коммерческой основе новые  производственные технологии, новые  формы организации бизнеса, новые  товары. Кроме того, его деловой  интерес реализуется через риск, причем предприниматель рискует  не только своим временем, трудом и  деловой репутацией, но и вложенными средствами.

Наемные работники свой деловой  интерес (получение доходов) реализуют  через выполнение должностных обязательств в предпринимательской фирме  на контрактной основе. Они являются равноправными участниками отношений  с предпринимателями. Заключая договор, и наемные работники, и предприниматели  делают свой выбор, идут на экономический  риск, несут взаимную ответственность  за нарушение условий соглашения. Наемные работники со временем сами могут стать собственниками путем  приобретения акций данной фирмы  или открытия своего дела.

Итак, предпринимательством могут заниматься и отдельные  граждане, и коллектив людей (предприятие), и государство. Отсюда два основных вида предпринимательства: индивидуальное и коллективное.

Индивидуальный предприниматель  несет полную и неограниченную ответственность  за результаты своей деятельности всем своим имуществом, а в критических  ситуациях оно может быть даже конфисковано.

Индивидуальный предприниматель  имеет право создавать предприятия; самостоятельно определять профиль  своей деятельности и производственную программу; приобретать имущество  или имущественные права, использовать имущество других лиц по договору аренды; нанимать или увольнять работников; получать кредит и открывать счет в банке; самостоятельно распределять прибыль от предпринимательской  деятельности, оставшуюся после уплаты подоходного налога; осуществлять операции с валютой.

Таким образом, индивидуальный предприниматель единолично принимает  все решения по производственно-хозяйственной  деятельности. Преимуществами индивидуального  предпринимательства являются минимальный  контроль со стороны государства (это  позволяет самостоятельно распределять прибыль), мобильность действий предпринимателя (это дает возможность менять виды деятельности), приемлемые налоговые условия (индивидуальный предприниматель платит только подоходный налог).

В коллективном предпринимательстве  хозяйственные операции осуществляются коллективным субъектом. Для этого  образуется предприятие (общество).

Предпринимательская деятельность в любой сфере регулируется государством через механизм финансовой системы (через налоги, кредиты, страхование  и т.п.). В то же время она опирается  на правовую базу независимо от видов  предпринимательской деятельности и от форм собственности.

В современных условиях предпринимательская  деятельность – это средство не только дохода, заработка, но и самовыражения. Отсюда огромное стремление многих людей  начать свое дело. Конечно, не любое  деловое предприятие приносит успех. Более 50% новых фирм закрываются  в первый же год своей деятельности из-за низкой рентабельности. Но есть и  другая статистика: 90% всех американских миллионеров (их около 2 млн. человек) обязаны  своим состоянием созданию собственной  фирмы.

Функционирование современного предпринимательства невозможно без  благоприятного социально-экономического климата, который формируется в  результате целенаправленных усилий государства. Он характеризуется:

-стабильностью государственной экономической и социальной политики, направленной на поддержку предпринимательства;

-льготным налоговым режимом, который способствует притоку в предпринимательскую сферу финансовых средств;

-развитием инфраструктуры предпринимательства: инновационных и внедренческих центров; специальных фирм, оказывающих помощь начинающим предпринимателям; консультационных центров по вопросам управления, маркетинга, рекламы; курсов и школ подготовки предпринимателей;

-созданием эффективной системы защиты интеллектуальной собственности, формированием позитивного отношения общества к предпринимательской деятельности.

В условиях благоприятного социально-экономического климата, поддерживаемого  государством, предприниматель не рассматривает  в качестве первоочередной задачи мгновенное увеличение прибыли, а намечает путь к будущим структурным сдвигам  и дальнейшему расширению производства. Предпринимательские инициативы деловых  людей при поддержке государства  способствуют эффективному функционированию современной рыночной экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Производственная функция  и технологическая эффективность

Целью деятельности любой  фирмы является выпуск определенной продукции (выполнение работ, оказание услуг) установленного объема и качества, в определенные сроки. Но при установлении масштабов производства следует  исходить не только из народнохозяйственных и индивидуальных потребностей и  данной продукции, но и в необходимости  учитывать достижение максимального  уровня ее эффективности. Поэтому оценивать  качество работы фирмы следует, прежде всего, посредством определения  экономической эффективности производимой продукции.

В настоящее время фирмы  находятся в сложном положении. Это вызвано различными причинами, среди которых можно выделить следующие: проблемы инфляции; проблемы будущих цен на ресурсы; платежеспособный спрос; отсутствие реальной программы  выхода экономики страны из кризиса; отсутствие практического опыта  формирования инвестиционной политики; недостаточность проработки методических вопросов разработки инвестиционных программ; сложность поиска источников финансирования и другие. В этих условиях особую важность приобретает формирование продуманной и тщательно разработанной  производственно-хозяйственной политики фирмы, рассчитанной на долговременную перспективу. Политика фирмы должна строиться от будущего к настоящему, а не наоборот. Сказанное следует  понимать так, что фирма в первую очередь определяет уровень развития, которого она хочет достигнуть через  определенный период, и то, каким  образом она будет пытаться это  сделать.

Проведение экономической  реформы, рост промышленного производства, повышение его эффективности, научно-технический  прогресс обеспечивается в процессе осуществления капитальных вложений.

Высокая эффективность производства является необходимой и решающей предпосылкой систематического расширенного воспроизводства.

Эффективность производства относится к числу ключевых категорий  рыночной экономики, которая непосредственно  связана с достижением конечной цели развития производства в целом  и каждой фирмы в отдельности.

Информация о работе Краткосрочный и долгосрочный период деятельности фирмы