Кредитно-денежная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 10:16, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование кредитной системы России. Данная цель предполагает решение следующих задач:
- рассмотрение сущности, функций, механизма функционирования кредитно - денежной системы;
- выявление особенностей кредитно - денежной системы России;
- анализ состояния кредитно - денежной системы России в условиях кризиса 2008-2009 г, а также рассмотрение мер, принятых Банком России совместно с правительством для стабилизации сложившейся ситуации;
- анализ состояния кредитно – денежной системы России в настоящее время;
- анализ проблем и перспектив развития кредитной системы России

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………….....3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КРЕДИТНО – ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ…………………………………………………………………………………………..5
1.1. Сущность и структура кредитно – денежной системы……………………………………....5
1.2Функции кредитно – денежной системы и ее роль в экономике ……………………….....…6
1.3. Регулирование кредитно – денежной системы в России………………………………..….10
2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ КРЕДИТНО – ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ…….16
2.1 Особенности кредитно - денежной системы России………………………………….……16
2.2. Кредитно - денежная система России в условиях кризиса 2008-2009гг…………………………………………………………………………………………...…..18
2.3. Анализ состояния кредитно – денежной системы России в настоящее время…………...25
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КРЕДИТНО - ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ………..34
3.1. Проблемы развития денежно – кредитной системы РФ………………………………..…..34
3.2. Перспективы развития кредитно – денежной системы России…………………………....38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………....44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………………...……47

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 450.83 Кб (Скачать файл)

При этом в 2013–2015 годах ожидается рост валового кредита банкам. Основными задачами курсовой политики на 2013 год и период 2014–2015 годов станут дальнейшее сокращение прямого вмешательства Банка России в механизм курсообразования и создание условий для перехода к режиму плавающего валютного курса к 2015 году.

В 2013 и 2014 годах Банк России продолжит осуществлять курсовую политику, не препятствуя формированию тенденций в динамике курса рубля, обусловленных действием фундаментальных макроэкономических факторов, и не устанавливая каких-либо фиксированных ограничений на уровень курса национальной валюты. При этом в течение данного периода Банк России будет осуществлять повышение гибкости курсообразования постепенно, смягчая процесс адаптации участников рынка к колебаниям валютного курса, вызванным внешними шоками.

После перехода к режиму плавающего валютного курса Банк России предполагает отказаться от использования операционных ориентиров курсовой политики, связанных с уровнями валютного курса. В то же время даже после перехода к указанному режиму Банк России допускает возможность проведения интервенций на внутреннем валютном рынке, объемы которых будут определяться с учетом конъюнктуры денежного рынка.

Развитие и применение системы  инструментов Банка России в предстоящий  трехлетний период будет направлено на достижение целей денежно-кредитной политики с учетом перехода к режиму таргетирования инфляции, а также на обеспечение финансовой стабильности, бесперебойного функционирования платежной системы Банка России и систем расчетов по операциям с инструментами российского финансового рынка. Система инструментов продолжит учитывать особенности взаимодействия Банка России с региональными кредитными организациями, характеристики трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики и состояние российского финансового рынка. Основа действующей системы инструментов денежно-кредитной политики – коридор процентных ставок Банка России в рассматриваемый период сохранится, при этом Банк России рассмотрит возможность его сужения в целях повышения действенности процентной политики.

В качестве инструментов, обеспечивающих нахождение краткосрочных ставок межбанковского рынка в границах процентного коридора, будут применяться депозитные операции и операции рефинансирования (ломбардные кредиты и операции РЕПО) постоянного действия на срок 1 день. Однодневные сделки валютный своп и планируемые к введению в систему инструментов Банка России сделки своп с драгоценными металлами будут использоваться Банком России как дополнительные инструменты, повышающие жесткость верхней границы процентного коридора в условиях появления признаков не- достатка стандартного обеспечения у кредитных организаций.

В целях предоставления кредитным  организациям большей гибкости в  управлении обеспечением по операциям  рефинансирования и собственными счетами  в Банке  России планируется расширить практику предоставления кредитным организациям внутридневных кредитов под залог как ценных бумаг, входящих в Ломбардный список Банка России, так и иных активов. Банк России также продолжит использование нормативов обязательных резервов в качестве инструмента денежно-кредитной политики, принимая решения об их изменении в зависимости от макроэкономической ситуации и состояния ликвидности банковского сектора.

Будет продолжено сотрудничество с Минфином России и Федеральным казначейством по вопросу развития механизма размещения временно свободных средств бюджета в банковском секторе, задачей которого является минимизация сезонного воздействия бюджетных потоков на объем ликвидности банковского сектора.

Банк России в предстоящий трехлетний период сохранит преемственность реализуемых принципов денежно-кредитной политики и планирует к 2015 году завершить переход к режиму таргетирования инфляции. В рамках данного режима приоритетной целью денежно-кредитной политики является обеспечение ценовой стабильности, то есть поддержание стабильно низких темпов роста цен. Денежно-кредитная политика, направленная на контроль над инфляцией, будет способствовать достижению более общих экономических целей, таких как обеспечение условий для устойчивого и сбалансированного экономического роста и поддержание финансовой стабильности.

Реализация денежно-кредитной политики Банка России предполагает установление целевого значения изменения индекса  потребительских цен. В качестве главной  цели денежно-кредитной политики Банка России ставится задача снижения темпов прироста потребительских цен в 2013 году до 5–6%, в 2014 и 2015 годах – до 4–5%.

Одной из основных задач Банка России в среднесрочной перспективе будет оставаться обеспечение финансовой стабильности. Банковская система является основным звеном передачи сигналов процентной политики в реальный сектор экономики. Таким образом, финансовая стабильность выступает необходимым условием нормального функционирования трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики. При этом от степени устойчивости и эффективности работы системы финансового посредничества зависит не только выполнение главной цели денежно-кредитной политики по поддержанию ценовой стабильности, но и состояние общего макроэкономического равновесия.

Банк России также продолжит  уделять  внимание совершенствованию российской национальной платежной системы, эффективная работа которой, в том числе во взаимодействии с зарубежными платежными системами, является необходимым условием повышения действенности мер денежно- кредитного регулирования и развития внутреннего финансового рынка. Важное значение с точки зрения успешности реализации единой государственной денежно-кредитной политики имеет координация усилий Банка России и Правительства Российской Федерации. Высокая степень влияния регулируемых цен и тарифов на темпы роста потребительских цен обусловливает целесообразность принятия решений об их индексации с учетом целевых ориентиров по инфляции. Результативность денежно-кредитной политики также во многом зависит от состояния государственных финансов. Последовательное проведение бюджетной политики, направленной на постепенное сокращение нефтегазового дефицита бюджета и обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, будет вносить позитивный вклад в поддержание финансовой и общей макроэкономической стабильности, создавая, таким образом, благоприятные условия для экономического роста и достижения целей денежно-кредитной политики. Банк России продолжит расширять практику регулярного разъяснения широкой общественности целей и содержания денежно-кредитной политики, приводить оценки макроэкономической ситуации, послужившие основанием для его решений. Развитие информационного взаимодействия Банка России с обществом будет способствовать улучшению управления инфляционными ожиданиями и создавать фундамент для обеспечения доверия экономических агентов к Банку России и проводимой денежно- кредитной политике.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Понятие кредитно – денежной системы  можно трактовать по – разному, но неизменным остается то, что  через  кредитно – денежную систему реализуются  жизненно важные для экономики нашей  страны функции кредита, а именно: аккумуляция и мобилизация денежного  капитала между кредитными институтами  и секторами экономики, а также  перераспределение денежного капитала между самими кредитными институтами  в рамках действующего рынка капитала. Основным субъектом, регулирующим денежно – кредитные отношения в стране является Центральный Банк. Воздействуя на денежно – кредитные институты, он создает определенные условия для их функционирования. От этих условий в известной мере зависит направление деятельности коммерческих банков и других финансовых институтов, а также ход экономического развития страны.

Первоначально основной функцией центральных  банков было осуществление эмиссии  наличных денег, в настоящее время  эта функция постепенно ушла на второй план, однако не следует забывать, что  наличные деньги все еще являются тем фундаментом, на котором держится вся денежная масса, поэтому деятельность центрального банка по эмиссии наличных денег должна быть не менее взвешенной и продуманной, чем любая другая.

Осуществляя денежно-кредитную политику,  воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя  регулирование на расширение или  сокращение кредитования экономики,  центральный банк достигает стабильного  развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов.   Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего  хозяйства в целом. Например, недостаток у предприятий свободных денежных средств затрудняет осуществление  коммерческих сделок, внутренних инвестиций и т.д. С другой стороны, избыточная денежная масса имеет свои недостатки: обесценение денег, и, как следствие, снижение жизненного уровня населения, ухудшение валютного положения  в стране. Соответственно в первом случае денежно –   кредитная  политика должна быть направлена на расширение кредитной деятельности банков, а  во втором случае – на ее сокращение, переходу к политике «дорогих денег» (рестрикционной). С помощью денежно-кредитного регулирования государство стремится  смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания  конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики  страны.

 

Российские  банки за III-IV квартал 2008 года пережили многое: банковский кризис, кризис ликвидности, закрытие для российских банков рынков международного капитала; потери от сектора, предоставлявшего услуги трейдинга на фондовых биржах; значительный отток средств вкладчиков, остановку роста сегмента потребительского кредитования и проблемы «расшивки неплатежей» по кредитам. Последнее – главный риск-фактор не только нашей, но и мировой банковской системы. Задача возврата просроченных задолженностей решается банками по-разному: от продажи некачественных кредитных портфелей коллекторам до ужесточения условий новых кредитов или полной остановкой этого направления.

В настоящее  время экономический рост в России обеспечил благоприятные условия для расширения банковской деятельности, в первую очередь кредитования. В этих условиях кредитные организации по итогам 2011 года получили рекордную прибыль и улучшили показатели рентабельности банковского капитала и активов.

В 2012 году Банк России проводит  денежно-кредитную  политику в условиях сохранения неопределенности развития внешнеэкономической ситуации, оказывающей  влияние на российскую экономику, стремясь  к обеспечению  баланса между рисками ускорения  инфляции и замедления экономического роста. В условиях формирования бюджетного профицита и повышения гибкости курсообразования основным источником увеличения денежного предложения  в 2012 году стал  рост рефинансирования кредитных организаций со стороны  Банка России, что способствовало усилению действенности процентного  канала трансмиссионного механизма  денежно-кредитной политики.

В соответствии со сценарными условиями  функционирования российской экономики  Правительство РФ и Банк России определили задачу снизить инфляцию в 2013 году до 5-6%, в 2014 и 2015 годах – до 4-5% (из расчета  декабрь к декабрю прошлого года).

Банк  России разработал три варианта денежной программы. Второй вариант базируется на макроэкономических показателях, использованных при формировании проекта федерального бюджета на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов.

Основными задачами курсовой политики станут дальнейшее сокращение прямого  вмешательства Банка России в  механизм курсообразования и создание условий для перехода к режиму плавающего валютного курса к 2015 году. После перехода к режиму плавающего валютного курса Банк России предполагает отказаться от использования операционных ориентиров курсовой политики, связанных  с уровнями валютного курса. В  то же время даже после перехода к указанному режиму Банк России допускает  возможность проведения интервенций  на внутреннем валютном рынке, объемы которых будут определяться с  учетом конъюнктуры денежного рынка.

В целях повышения доступности  платежных услуг, эффективности  и конкурентоспособности национальной платежной системы (НПС) совместно  с органами государственной власти РФ будут проводиться мероприятия  по совершенствованию законодательства о НПС, направленные на обеспечение  условий для развития добросовестной конкуренции на национальном рынке  платежных услуг, разработки и внедрения  национальных стандартов финансовых операций на основе отраслевых международных  стандартов, интеграции национальной платежной инфраструктуры с платежными инфраструктурами стран, имеющих тесные экономические и интеграционные связи с Российской Федерацией.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" от 02.12.1990 N 395-1

2. Федеральный закон "О некоммерческих организациях" от 12.01.1996 N 7-ФЗ

3. Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ

4. Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 25.11.2009) "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (принят ГД ФС РФ 27.06.2002)

5. Ананьев Д.Н. Банковский сектор  России: итоги и перспективы развития // Деньги и кредит. - 2009. - N 3. - С.3-8.

6. Андрюшин С. Денежно-кредитная  политика и глобальный финансовый  кризис: вопросы методологии и  уроки для России / С.Андрюшин, В.Бурлачков  // Вопросы экономики. - 2008. - N 11. - С.38-50.

7. Астапов К.Л. Бюджетная и  денежно-кредитная политика в  условиях кризиса // Финансы. - 2009. - N 6. - С.14-18.

8. Банковское дело: учебное пособие.  Под ред. Белоглазовой Г.Н., Кроливецкой  П.Л. - СПб.: Питер, 2008г

9. Васильева Е. Краткосрочные  процентные ставки и состояние  ликвидности денежного рынка  в России на фоне мирового  финансового кризиса / Е.Васильева,  А.Пономаренко, А.Поршаков // Вопросы  экономики. - 2009. - N 8. - С.66-85.

10. Вахрин П. И., Нешитой А. С.  Финансы. – М.: 2000г.

11. Деньги и финансовые институты.  Учебник./ Балабанов И. Т., Гончарук  О. В., Савинская Н. А. – Санкт-Петербург, 2000.

12. Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов / Е.Ф. Жуков, Л.М. Максимова, А.В. Печникова и др.; Под ред. проф. Е.Ф. Жукова. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999. — 622 с.

13. Деньги, кредит, банки. Экспресс-курс: учебное пособие/ кол. авт.; под ред. засл. деят. науки РФ, д-ра экон. наук, проф. О.И. Лаврушина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2009 – 320 с.

14. Кагарлицкий Б. Глобальная  ломка. // Журнал «Наши деньги», 2008г., № 11 (57), стр. 12 – 16

Информация о работе Кредитно-денежная система